#Городмира #Коллаборационисты #Сепфорис_за_рим #Оккупация #Интифада
В Ципори, который по своему величию и благосостоянию может быть назван красивейшим и могущественнейшим среди городов Галилеи, жители не заблуждались насчет собственных выгод, а потому без всяких сомнений предали интересы своего народа в угоду мимолетному могуществу. С Цестием Галлом они заключили преступный союз, отвернувшись, таким образом, от собратьев в вере. Когда Цестий бежал, оставив в Иудее несколько тысяч мертвых солдат, включая трибуна XII легиона и многих других высоких начальников, это первое предательство было великодушно предано забвению.
Сразу же по прибытии в землю Израилеву Веспасиана с новыми войсками, жители Ципори поспешили к нему с дарами и объявили себя готовыми к участию в борьбе против своих же соотечественников. По их же просьбе полководец дал им гарнизон из трех когорт, достаточно сильный для того, чтобы уничтожать и подавлять в Ципори и окрестностях всяческое сопротивление, оказываемое испуганными и разрозненными группками честных иудеев, многие из которых были отданы под суд за веру отцов, имущество их было преступно разграблено или же конфисковано в пользу того или иного центуриона, а тела их по римскому обычаю были выставлены на деревянных крестах вдоль дорог.
Сами же горожане, под защитой чужеземцев ощутившие себя в безопасности, смешали кровь по обычаю эллинов, позабыли язык своих отцов и выкинули каменные таблицы законов, священными книгами же устлали мостовую под ногами язычников. Немногие праведники, затаившиеся в городе, могли лишь с ужасом наблюдать, как погрязает в скверне некогда прекрасный город, как чистота подменяется грязью, вера безверием, а честность ложью, надежда же подменена была алчностью и стяжательством и покинула стены Ципори.
Йосэйф бен Матитьягу “Ха-Меред Ха-Гадоль”
Царь покинул Сепфорис при первых вестях о поражении легионов при Бейт-Хуроне, после этого он уже не вернулся в любимый город. В его отсутствие дворцом заправляет личный врач и близкий друг Агриппа - дидакт Аристобул. В дни томительного ожидания подхода отряда ЦАХИ из Иерусалима во дворец были свезены ящики с оружием и патронами, а во внутренних помещениях даже навалено что-то, похожее на баррикады. Несмотря на то, что угроза миновала, разбирать завалы никто не спешит.
После отъезда Ирода большая часть царских кабинетов, будуаров и кабинетов стоят закрытыми, а в зале для приемов регулярно устраиваются попойки эпикурейцев.
Жилые апартаменты Аристобула, его домочадцев и служащих
Блестящий врач и хирург, известный во всей Империи своими трудами по медицине и философии. Атеист и религиозный скептик, однако, чтобы не возбуждать вражду против себя и царской семьи, практикует номинальную религиозность - жертвует в храм Юпитера и раз в год совершает жертвоприношение в Иерусалимском Храме.
Собравшиеся вокруг Ирода Агриппы изнеженные и женственные юноши не только предавались удовольствиям плоти, следуя за эллинским учителем Эпикуром, но и развратились вне всякой меры, позабыв кровь свою и заветы отцов. Вершины же в деле разврата достиг из них, несомненно, Аристобул, соблазнивший сладкими речами самого Агриппу, он постепенно склонил царя к предательству всего, что свято: веры, крови, Б-га и народа, — и сам же расположился, подобно жирному пауку, раскачивающемуся в центре паутины, посреди мира похоти, лицемерия, разврата, богохульства и отвратительных забав, установившегося в царском дворце.
Йосэйф бен Матитьягу “Ха-Меред Ха-Гадоль”
Царевна Халкиды и Малой Армении, дочь знаменитой царицы Саломеи.
Греческий командир отряда халкидских наемников сопровождает принцессу с самого ее приезда в Сепфорис.
Вдова римского магистрата, трагически погибшего в Иотапате. Ведет колонку в местном новостном издании.
Юрист, известный своими взвешенными суждениями и повышенным чувством справедливости, что, по мнению некоторых, выливается в излишнее милосердие. Это он приговорил Павсания к бичеванию, хотя многие требовали казни. Это тем более удивительно при том, что сам Кассандр потерял при погромах жену. Как итог, число недовольных таким исходом увеличилось по обе стороны баррикад.
Неделю назад солдаты VI и X Легионов, под предводительством Юлии Плацидии, первые ласточки от Веспасиана Непобежденного, вошли в Сепфорис.
Трибун распорядилась, чтобы в городе был организован порядок. Дидакт Аристобул справился с задачей: были организованы отряды временной милиции, в основном из эллинизированной молодежи Циппори.
Гражданка Рима, ветеран-легионер, прошедшая армянскую кампанию Корбулона и дослужившаяся до Центуриона. Возглавляет отряды милиции в Ципори.
Грек Ойней появился в Сепфорисе ниоткуда, как раз в момент начала антиеврейского восстания.
Но к таким людям не задают вопросов: бесстрашный, безжалостный, и бесконечно преданный и Павсанию, что не раз доказывал делом.
Еврей, из местных жителей. Когда-то работал плотником и даже перебрался в Иерусалим. Война заставила его вернуться обратно в родные края.
Рабочие помещения, выделенные под административные нужды.
Центральные кварталы города. Здесь меньше, чем в других частях, ощущается дыхание войны.
Храм Диониса в Сепфорисе в период последних событий стал известен как храм Диониса Быка или Диониса Стоглавого. Молодые греки, избравшие малопопулярный храм местом своих шумных симпосионов, встретили волнения баррикадами и бутылками "греческого огня". Сложно восстановить, с чего начались столкновения на площади у храма, но значительная масса иудеев, оказавшаяся там, была заперта и не имела возможности покинуть район. Жрец Диониса, пожилой Агапит, был убит в первые минуты столкновения (впоследствии термин "пепел Агапита" стал мемом, означающим "безвинная жертва", многие эллины носят на лице знаки, нарисованные пеплом), а молодые эллины были отжаты к каменному зданию храма. После чего и произошла "гекатомба": паника, вызванная брошенной бутылкой "греческого огня", привела к гибели в давке 103 человек, причем несколько из них, по-видимому, сгорели в результате небольшого пожара на ступенях храма — и вместе с ними тело Агапита.
Прибывший вскоре на место трагедии Павсаний обратился к эллинам, также собравшимся у храма, с речью, призвав считать эту гекатомбу знаком богов: "Аполлон покинул здание", — сообщил он толпе, — "пришло время Дионисий, пусть эти сто быков станут добрым знаком, знаком возвращения в город истинного владыки!" Именно у храма, в чаду и дыму, началось формирование первых греческих отрядов Павсания.
После установления порядка храм был очищен, а сам Павсаний и его люди часто собираются здесь, поскольку "Дионисии не закончены", а сам Павсаний — по их утверждениям — благословлен богом.
Человек смелый и решительный. В юном возрасте пережил еврейское восстание в Галилее, из-за которого остался сиротой. Во время погрома мать его спрятала его вместе с младшей сестрой в подвале. Чтобы погромщики не услышали детского плача, Павсаний зажимал девочке рот, и не заметил, как задушил ее.
Два года назад, в самом начале беспорядков, Павсаний организовал нападение греков на еврейские кварталы города, предупредив тем самым возможность иудейского бунта в Сепфорисе; после деятельно руководил подготовкой обороны города от подступающих к нему отрядов из Иерусалима. Его неистовство и киническое пренебрежение смертью сделали его почти легендой среди греков Сепфориса.
Господь, Бог Израиля! Уйми палящий гнев Твой и отмени бедствие, предопределенное народу Твоему. Пощади нас, Господь, по милосердию Твоему, и не отдай нас в руки мучителям. Иноземцев жестокость отврати. Людям Павсания, алчущим резни, путь в наши дома загради. Не дай вновь литься крови детей наших. Обратись от ярости Твоей и смилостивься над сокровищем, на котором Ты остановил Свой выбор. Господь, Бог Израиля! Уйми палящий гнев Твой и отмени бедствие, предопределенное народу Твоему.
(четверговая молитва Нефилат-апаим)
Служитель храма приторговывает разбавленным вином во славу своего бога.
Здесь живут горожане побогаче, в основном, греки. Домовладельцем является богатый иудей, привезший гостиничный бизнес из Иерусалима.
Еврей, переселившийся в город из Иерусалима много лет назад. Богач, владелец множества жилых площадей в Ципори.
Ханна приехала из Александрии, освещает события в Галилее для читателей своего блога. Ее репортажи часто покупают популярные ТВ-каналы.
Офис новостной группы.
По-иудейски это место зовется "Бэйт Кнессет" или "Дом собраний" или. То самое место, где Соблюдающий может встретить Соблюдающего и поговорить с ним о Б-ге.
Здесь же собирается малый городской синедрион ("Бэйт Дин") - судебная и местная законодательная власть для иудеев. До войны туда входили представители от фарисеев и саддукеев, но с момента отъезда Агриппа Второго суд так ни разу и не собрался.
Глава влиятельнейшего и уважаемого еврейского клана в Ципори. Не с Аристобулом, а с ней разговаривала трибун Плацидия о судьбе города, когда его римские когорты встали у его стен.
Евреев Сепфориса ни в коем случае нельзя считать дружественной нам силой в провинции. Помимо их пассивного упорства в отправлении своих религиозных обрядов и соблюдении обычаев — пусть бы даже приказ самого Цезаря повелел им отказаться от наиболее незначительных из них, они бы не исполнили и его — часть из них регулярно помогает повстанцам: едой ли, кровом, оружием, но прежде всего, делясь с ними новостями и сплетнями. Эти родовые кланы всегда были и будут благодатной средой для восстаний, поскольку иудеи питают презрение к другим народам и тяготеют к бунту по самой природе своей веры. Их бог дал им эту землю, так что они скорее перережут свои семьи и друг друга, чем согласятся, освободившись от религиозного рабства, трезво взглянуть на положение дел.
(Юлия Плацидия — Титу Флавию Веспасиану, месяц Ноябрь, год 820 от основания Города)
Валютные операции, банковские карты, кредиты, переводы - все то, что так плохо работает (почти не работает) во время войны.
Здесь живут вперемешку эллины и иудеи победнее. Из-за войны и лишений им приходится ютиться вдвоем-втроем в одной комнате - в большинстве домов полностью отрублены коммуникации. Часть площадей владелец инсул отдает беженцам.
Здесь смешают лекарства и могут перевязать рану или вколоть диабетику дозу инсулина. Конечно, если гуманитарку подвезут в этом месяце.
Рабыня, едва говорит по-гречески. Лаван привез ее с собой из гэльского похода.
Часть города, наиболее пострадавшая от пожаров и погромов. Тому, кто входит или въезжает в Ципори, нужно преодолеть череду оставленных, разграбленных и разрушающихся домов, прежде чем попасть на Площадь Ирода Великого, откуда уже расходятся улицы в приличные части города.
Местный спортклуб - здоровый образ жизни, соревнования, качалка. Единственное греческое заведение в квартале. Здесь же живет хозяин - разумеется, эллин.
Сейчас этот дом - место встреч законоучителя из Иерусалима, Ханана бен Заккая, с теми, жаждет его послушать.
Член Иерусалимского Синедриона, Первосвященник, иудейский мыслитель и известный толкователь Закона, состоит в переписке с Филоном Александрийским и многими другими философами. С риском для жизни покинул Иерусалим после установления в нем власти беззакония. Во время погрома, учиненного греками Павсания, совершил чудо, какое совершил Моисей в Египте, и этим уберег своих последователей от истребления. Старшего своего сына, ушедшего к повстанцам, оплакал как мертвого.
До того дошли первосвященники в своих восторгах обычаями лятинян, что завели себе порядок облачать женщин, о происхождении и роде занятий коих умолчу, в жреческие одежды, накладывать на лицо бороды и впускать их в Храм. Еще других подобных они усадили промеж себя в Синедрионе, и слушают их речи, будто бы почтенных мужей. Именуют же их “рав, сын такого-то”, словно и не виден этот обман любому, кто не лишен зрения.
От таких был изгнан бен Заккай, первосвященник, ибо был изощрен не в беспутстве, но в словомудрии. Призывал он Тору читать одним глазом, а другой зажмуривать, одно слово видеть, а другие не замечать вовсе, почитать римского цезаря как бога, но звать себя блюдущим заповеди Иеговы. Многих растлили его червивые речи! Не раскололись еще небеса над головой нечестивца лишь потому, что Элохим Адонаи, Госп-дь Всемогущий, дает шанс нам, грешным, сами расчистить стадо Его от шакалов и гиен.
(Иошуа, сын Сафата. Уличная проповедь)
"Бет Маим" означает "Дом воды. Здесь располагались городские термы, которые затем были куплены первым мужем Бат Шевы и перестроены в миквэ. В отличие от большинства мест в городе тут есть вода (и даже горячая!). Женщина из клана Ципори, золотоволосая дочь Бат Шевы, хранит это место.
Тут можно перехватить немного фастфуда за беседой о поэзии, истории и войне.
Хозяин термополия, грек, ветеран-ауксиларий и бывший караванщик, осевший в Сепфорисе.
Обширные запасы, накопленные в мирное время под мудрым руководством двух мужей бат Шевы и ее самой. После прошедших в Ципори беспорядков и грабежей - это единственное место в городе, где сосредоточено большое количество ценностей.
Место, где горят бочки. Место, где спят в палатках и брошеных зданиях на грудах кирпичей. Место где находит приют те, у кого нет больше дома и кому нечего терять. Их больше, чем кажется горожанам Ципори.
Дочь кохэна из Йодфата. До Восстания жила в доме мужа своей сестры, Гедеона - уважаемого в Ципори владельца мебельной фабрики (позднее Гедеон был убит в бою). Рахель принимала у себя беженцев из всей Галилеи. Во время погромов в Ципори племянники были убиты, а дом сгорел. Община Мириам какое-то время жила у богатого фарисея, а теперь перебралась на отшиб, в полуразрушенную часть еврейского квартала. Беженцы испытывают притеснения от всех прочих группировок в городе, но не теряют веры в Б-га и достоинства.
Горе и унижения не сломили эту женщину.
"Если бы господь даровал мне, а не моей сестре мужа, сыновей и дочерей - не пожалела бы я их! На крови мучеников и невинных детей строится Царство Божие," — так она сказала. Рахель лишь притворно принимает законную власть, а сама же замышляет зло, укрывает мятежников. Власти совсем ослепли, что позволяют им свободно расхаживать по городу... или же в сговоре с ними!
(неавторизованный протокол доноса. Иудея, месяц Хешван)
Жена безумного проповедника Моше (когда-то оба они носили другие имена). Дом Моше и Ципоры сгорел во время погромов в Ципори, и теперь она живет в шатре на площади.
Два из трех обязательных налогов в Иудее собирал с жителей Ципори хозяин этого дома. В городе уже больше года не видели мытарей - римских сборщиков податей - но, в отличие от дани Цесарю, платить в Храм и Левитам предписывает Тора.
Эллинизированные евреи и греки, многие из которых - римские граждане. Люди, создавшие Сепфорис и превратившие его в процветающий город под властью Империи.
#секуляризация #самоуправление #прогресс #интриги #утихомирить_восставших
Греческие горожане, не готовые подвергать свои семьи опасности от соседства с иудеями. Во время вторжения Цестия Галла пытались изгнать евреев из Ципори, за что были сурово наказаны.
#евреев_ждет_расплата #нашгнев #нетерпимость #брат-за-брата #неверимникому
Консервативная иудейская община города. Держатся друг друга. Их формальный статус лояльности Риму обусловлен только лишь формальной же договоренностью с трибуном легионеров.
#Саддукеи #Традиция #ВераПревыше #Следуй_букве_Писания #Ципори_это_мы
Уважаемые евреи - граждане города и их приближенные, преимущественно фарисеи. Сторонники малых дел. Всем сердцем желают прекращения войны.
#Фарисеи #СветТоры #ВластьРима
Пострадавшие в ходе Восстания горожане и беженцы из глубин страны. Разоренные, обездоленные войной, потерявшие родных и близких. Ныне удел их - выживание, скорбь и молитвы об отмщении.
#беженцы #нищета #верните_наших_детей #ВоскресениеМертвых #нечеготерять
Посланники Парфийской Империи. Для кого-то они подстрекатели и шпионы, кому-то - протянутая рука помощи.
#за_линией_фронта #Азия #рукавостока #военныйинструктор #ДарыВолхвов
#Цитадельсепаратистов #Осада #Йодфат_не_сдается #ВераОтцов #Повстанцы
Ключом к позициям повстанцев в Галилее была Иотапата, на местном наречии именуемая “Йодфат”. Эта крепость, значительно укрепленная Иосифом, стала главным оплотом его людей в дрязгах с другими шайками иудейских разбойников, воспользовавшихся слухами о беспорядках в Иерусалиме, чтобы посеять смуту в этих цветущих землях. До начала мятежа Иотапату можно было назвать одним из главных центров Провинции, ведь здесь проживало множество образованных людей: не только эллинов и римских граждан, но и достойных иудеев, признавших для себя естественными законы цивилизованного общества. К несчастью, после захвата города кликою злодеев, горожане, особенно просвещенные, подвергались преследованию, выливавшемуся в жестокие пытки, многие были избиты и вырезаны были целые кварталы. Многие из тех, кто не только не противился, но даже открыто поддерживал восставших, были ограблены и убиты просто из наживы, ибо варварство не знает нравственных черт.
Оставшиеся в живых принуждаются к обязательному исполнению всевозможных повинностей и ритуалов, установленных злодеями. Неисполнение, либо недостаточно ретивое исполнение таких ритуалов влечет самые суровые наказания. Запуганные горожане не находят в себе сил даже роптать, а меж тем, известно, что склоки среди кучки их угнетателей могут привести к становлению у власти еще более кровожадных мучителей.
Иотапата еще не взята в осаду, но большинство путей к ней уже отрезаны. Чем раньше доблестные когорты легионов очистят город от безжалостных убийц, тем больше шансов на выживание у простых, ни в чем не повинных жителей.
Иосиф Флавий «Иудейская война»
До начала обстрелов улицы Кардо Максимус и Декуманос Максимус, пересекались, как это полагается в городах римского типа, в самом центре, в районе Форума. Однако теперь это юго-западная окраина, за которой лежат минные поля с единственной расчищенной дорогой на Ципори.
Торговые улицы сильно пострадали от работы артиллерии, последующих пожаров и мародерства. Но в каменных домах все еще теплится жизнь. То тут то там можно увидеть открытую лавку - цирюльня, пекарня, лавка винодела. В глазах хозяев безнадежность смешалась с решительностью.
Хлебопек сворачивает в трубочку тонкую пресную лепешку, поливает ее ароматным оливковым маслом, посыпает сухим иссопом и семенами кунжута. Он почти не глядя смахивает гроши в карман фартука. Видно, что он давно не считает денег.
“Мир тебе, прими этот хлеб бедности, Ибо беден я и нищ как царь Давид - говорит он, перемежая греческий с арамейским, и быстро отворачивается, чтобы скрыть гримасу.
“Знаешь ведь, “Война” на языке евреев - она от слова “Хлеб”. До войны у нас было много хлеба, и всем, всем хватало - и грекам и евреям. А теперь нет хлеба. Есть только война”.
Некогда роскошное здание с двумя крыльями пережило прямое попадание артиллерийского снаряда, из-за чего большая его часть больше непригодна для жилья.
Богатая женщина родом из Ципори, владеющая собственной виллой и еще несколькими зданиями по всему городу. Ее муж - грек, был ограблен и расстрелян еврейскими радикалами.
Антипатр - строитель новой серии инсул - давал им звучные названия греческих и римских полководцев, для повышения покупательской ценности среди жильцов. В ходе погромов рельефы, статуи и мозаики, использовавшиеся для украшения, уничтожались с особым остервенением.
Домовладелец и мелкий торговец (продает пирожки)
Всемирно известный скрипач-виртуоз, известный в Риме под псевдонимом Терций.
Целый этаж в доме, названном в честь победителя Ганнибала и Антиоха III, заселен местными эллинизированными иудеями.
В расположенном на Форуме огромном здании базилики, до войны вмещавшей крупнейший городской торгово-развлекательный центр, расположился штаб иерусалимского отряда.
“Рог Альматеи” до войны представлял собой большой гостеприимный двор с крытым термополием. Блюда разогревались с помощью нескольких объёмных сосудов с водой или больших чанов, встроенных в прилавок, содержимое которых подогревалось на огне под сосудами. Внутри находилась печь, на которой варилась еда (горох, бобы, чечевица, а также вино, смешанное с горячей водой).
Сейчас здесь располагается часть иерусалимского отряда. В термополии периодически устраивается бесплатная кормежка солдат и горожан.
До войны она носила имя Кризанзэ и работала в термополии. Ее семья погибла под обломками дома, взорванного боевиками Йоханнана Гискальского.
Молодой полководец из знатного рода рано обрела славу среди народа, побывала в Риме как посланник евреев и прониклась мощью и величием Города. По возвращении в Иерусалим она обнаружила, что евреи готовятся восстать против римского правления. Сознавая опасность борьбы с Римом, Хадаса все же приняла от Синедриона командование обороной Галилеи. С собой она привел значительное войско и укрепила Йодфат, готовясь к долгим боям. Возможно, судьба иудейской революции в ее руках.
Иерусалим назначил нам в полководцы юнца, не прошедшего боевого крещения. Я слышал, что в Риме он ползал на коленях перед Нероном и лизал сандалии его челяди. Могу ли я доверить любимую мою Галилею его рукам? Знаешь ли ты, что недавно наши союзники из Тира захватили богатую добычу, оплатив ее большой кровью? Иосиф же не пустил эти богатства на дело восстания, но присвоил их. Не знаю, что мерзее: его лживые клятвы, его поклонение Риму или же его поиск личной наживы.
(из письма Йоханана Гискальского брату Шимону бен Леви)
Дома подобного типа - “псевдоостийские инсулы”, построенные много лет назад по устаревшей технологии - рассыпаются на куски, если снаряд или бомба падают где-то неподалеку. С тесной обветшалой малоэтажки, носящей имя языческих богов и заселенной, в основном, идумеянами, пообваливалась вся штукатурка, хотя район Кардо подвергался обстрелам меньше других. На первом этаже дома хозяйка содержит мелкую лавочку.
Соблюдающая иудейка с идумейскими корнями. Владеет большей частью жилых и торговых площадей в инсуле.
Происходит из рода Ирода Великого. Как Ирод в свое время построил в Иудее самые красивые города и храмы, так и Антипатр всю жизнь посвятил строительству и укреплению Иотапаты. Шел на лесть, подкуп и подлость ради процветания города. Война разорила его до нитки и отняла у него любимую жену, но он переносит горе со стоическим спокойствием.
"Родом идумеянин‚ он по знатному своему происхождению‚ богатству и могуществу сделался первым человеком в Йодфате. Антипатр искусный лжец и умеет выдать свою ложь за правду. Известно, что он совершал преступления, лишь для того, чтобы после обвинить в них своих противников — в этом деле ему мало равных. От природы проницательный, он использует это, чтобы лестью, подарками и обещаниями завоевать доверие у сильных, а затем предать их. Жизнь Антипатра не без справедливости можно назвать таинственным служением злу...
(Шимон бар Гиора, "Проклятие Эдом")
Город с юго-запада открывался в кедровый лес, где-то там дальше, петляя меж холмов, покрытых сожженными садами и лесами, дорога шла на Ципорри, по ней мы отступили в этот город, который станет местом нашей победы или поражения.
Мы перестроили здание бывшей налоговой управы, достав из подвала совершенно одичавшего римского наемника, уверявшего, что он римский чиновник и всю его семью вырезали во время погрома. К счастью его опознала одна из местных жительниц, как солдата, насильника и мародера.
Мне поручили нести дежурство на КПП “Кедровые ворота”. Ворота - это громко сказано. До войны дорога в город не охранялась и там не было укреплений. Теперь мы поставили бетонные кубы, ближайшие дома стали казармами. Все подходы к городу со стороны Ципори мы заминировали, противоположная сторона города осталась в руках Галилейских бандитов.
За день у меня перед глазами проходят многие сотни людей, после такой вахты я готов лечь хоть в могилу, лишь бы там было тихо. Но, находясь на службе, я не имею права отключиться от происходящего. Не могу допустить, чтобы кто-нибудь заплатил за мою слабость собственной жизнью. Я действительно не пустил дальше блокпоста двух лазутчиков и от каждого получил по ножевому ранению. Но самое страшное не это.
Вот мужчина с седой клочковатой щетиной на лице, старше моего отца. По светлой одежде можно сказать, что до войны он был состоятельным человеком. Сегодня было много беженцев, и он отстоял длинную очередь. Под мышками его рубашка пропиталась потом.
Я знаю, от чего бывает такая щетина. Она от того, что человек брил лицо на римский манер, а когда мы скинули захватчиков, начал отращивать бороду. Но после долгих лет бритья и дорогих эпиляций волосы на лице растут кое-как. Он ждет мановения моего пальца, привычного жеста, которым я вызываю из толпы следующего для допроса. И он покорно семенит по пыли, начиная бегло объяснять, что ему надо забрать в Йодфате свою семью и уехать, уехать в Акко.
Большинство проходящих через блокпост не хотят никого убивать. Они хотят попасть из точки алеф в точку бет, а попадут они туда или нет, зависит от меня. Солидные отцы семейств за рулем своих автомобилей заискивающе смотрят мне в глаза. И в какой-то момент я начинаю верить в это, в собственное могущество, которое отражалось в их глазах. Вскоре это сделалось главным переживанием дня, самым острым и сильным. И тут я испугался. Испугался, что становлюсь похожим на отца, которому тоже нравилась власть над семьей и учениками. Я, всю жизнь проживший в квартале прушим в Иерусалиме, когда-то строго соблюдавший всё, что от меня требовали, впервые в жизни взмолился Богу о том, чтобы Он не дал мне стать монстром. Взмолился о спасении собственной души.
Длинный декуманос, связывающий крохотные анклавы греков, прямой линией рассекает районы, занятые еврейскими повстанцами. Во избежание соприкосновения радикальных иудеев с греками ЦАХИ (Армия Освобожденного Иерусалима) начисто заблокировала любые улочки, исходящие от этого аппендикса, протянувшегося через добрую половину Йодфата. Это парализовало привычные пути сообщения и, в целом, только усилило напряженность.
Гуляя по "улице жизни", вы то и дело видите сделанные от руки памятные надписи о том, что здесь тогда-то и тогда-то были убиты поселенцы такие-то, а вот там - ребенок такой-то, а за углом - философ такой-то.
Дорога Жизни приводит к школе. В Гимназиуме раньше учились дети состоятельных иудеев и любые греческие дети. Тут обучалось до тысячи детей и подростков - комнаты тут и там еще хранят мертвые останки той жизни: карты Ойкумены, спортивный инвентарь, песочницы, где младшие дети учились писать первые греческие буквы.
Сейчас взгляд на что-то, что говорит об отсутствии стольких детей - пугает.
Провалы окон, обгорелые от коктейлей молотова стены и агрессивные граффити. Здесь остались учителя и сюда приехали волонтеры из других греческих полисов.
Волонтеры восстановили гидропонные посадки - раньше тут работали над своими проектами ученики-агрономы и теперь жители города приходят сюда за овощами, а может быть чтобы ненадолго забыть об окружающей действительности. Обитатели Гимназиума стараются жить так, как будто нет никакой войны. Из под полуразрушенной кровли несутся в небеса, звеня бронзой, строфы греческих стихов и теорем.
До войны ее стихи и гимны находили дороги в сердца, равно, и эллина и иудея, а ныне жизнь ее и домочадцев защищена лишь личным расположением Иосифа.
Вот свидетельствую вам: идолопоклонство есть источник всех пороков и извращений? Шейда, демон в человеческом обличае, сладкоголосая и приятная телом, но погибель для души. Протягивающий руку язычнице — протягивает руку Врагу, Сатане, и рука эта есть рука слепца, либо рука изменника.
(Рав Йошуа бен Сафат. Уличная проповедь)
Волонтер, приехавший в город уже после начала войны, чтобы помогать нуждающимся.
Любовь. Любовь - освобождающая и исцеляющая. Она расставляет всё по своим местам. Она не знает жалости и границ - воплощение свободы
Храм был разрушен иудеями в самом начале восстания во время погрома. Некоторые жители пытались укрыться внутри, в том числе чиновник с семьей и римские наемники. Тогда обезумевшая толпа вынесла из администрации все документы и мебель, сложила вокруг храма и подпалила. Запертым внутри оставалось либо задохнуться в дыму, либо выскакивать наружу, навстречу смерти.
Небольшая электростанция, работающая на оливковом масле, каким-то чудом уцелела во время обстрелов. Заглушенный генератор был запущен в работу силами Цахи. Маслоперерабатывающий завод, расположенный за городом, стоит поврежденный, без работников (разбежались) и сырья (урожай оливы последнего года пропал). Сама электростанция работает, в основном, на масле, ввозимом в город с окрестных ферм.
Расположены недалеко от бывшего Гимназия. Часть времени термы используются евреями как миквэ - источник для омовения, необходимого, чтобы очиститься от ритуальной нечистоты. Многие евреи возмущены необходимостью делить священное место для омовений с несоблюдающими
Значительная часть еврейских кварталов была разрушена во время наступления Цестия Галла на Иерусалим. Артиллерийский обстрел и ракетные удары вертолетов XII Молниеносного Легиона превратили южную окраину города в пылающие обломки. Несмотря на большие потери отряд Йоханнана Гискальского отбил эту атаку римлян и поддерживавших их греческих ополченцев, не позволив пехотным частям занять Йодфат.
Сейчас в этой части города окопались отряды галилейских повстанцев, расселившиеся по домам уцелевших местных жителей. От греческого анклава они отделены линией баррикад и заграждений, от района Кардо и Форума - КПП, установленным иерусалимскими бойцами.
Заходить в греческие кварталы без досмотра и пропуска - запрещено специальным распоряжением Адасы бат Мирьам. На КПП регулярно дежурят бойцы ЦАХИ.
Антипатр назвал этот дом в честь величайшего полководца древности (правда и заказчика - крупнейшего в Галилее цветочного магната, звали так же). В один из дней Восстания какие-то жестокие безумцы приколотили тела хозяина и его домочадцев к входной двери.
Блестящий боевой командир и пламенный патриот Галилеи, Йоханан не раз водил отряды мщения против банд эллинов, грабивших еврейские селения. Когда его родной город, Гискала (Гуш-Халав), был взят приступом и сожжён, он с небольшим отрядом горожан отбил город, а головы захватчиков развесил на кольях вдоль стен.
Во время хаоса, охватившего страну в начале восстания, захватил склады топлива: большую часть масла, хранившегося в Иудее для нужд Рима. На вырученное от продажи вооружил и обучил боевой отряд, нанесший немало поражений захватчикам по всей верхней Галилее.
Пронырливейший и коварнейший из галилеян, он мечтал о том, чтобы сделаться полководцем и носился с еще более широкими планами, только недостаток денег мешал их осуществлению. Видя, что Иосифу сильно нравится его деловитость, он сумел прежде всего склонить его на то, чтобы он ему доверил возобновление стен его родного города. Благодаря этому ему удалось наживаться за счет богачей. У него сложилось предположение, что если ему удастся низвергнуть Иосифа, то он сам получит начальство над Галилеей, а потому он приказал подчиненным ему разбойникам настойчивее преследовать свое разбойничье ремесло в надежде, что при волнениях и беспорядках, которые подымутся во многих местах, каким-нибудь изменническим путем убить полководца, когда тот поспешит на помощь стране, или же если он будет остерегаться разбойников, то очернить его в глазах населения. Затем он распространял молву, будто Иосиф только и помышляет о том, чтобы все предать римлянам, и многими подобными происками добивался падения последнего.
Иосиф Флавий, "Иудейская Война"
Квартиры в этой престижной многоэтажке, названной в честь популярного мифологического героя, были выкуплены торговцами и прочими деловыми людьми.
Сумерки падают на Йодфат, закатное солнце раскрашивает развалины каменных домов в глубокий индиго и яркий кармин, в киноварь и куркуму, сглаживая уродство и грязь разрухи.
Узкие улочки старого еврейского квартала петляют, ведя к Синагоге. “Дом собрания” его зовут на старом, полузабытом языке. Греческое слово звучит святотатством в этом месте.
Вечер пятницы, и в окнах дома собраний зажигаются свечи. Внутри все как на свадьбу - накрыт стол, разлито вино, свечи освещают одухотворенные лица. Молитва бьется птицей в узких переулках.
“Слушай, Израиль, Господь всемогущий, Господь Един!
Слушай, Израиль!"
Большая их часть разграблена, но есть несколько таких, которые были арендованы до войны уважаемыми людьми - их имена висят на табличках на двери. Эти пока почему-то не решаются трогать.
Большая их часть разграблена, но есть несколько таких, которые были арендованы до войны уважаемыми людьми - их имена висят на табличках на двери. Эти пока почему-то не решаются трогать.
По периметру района складов и ангаров располагалась сеть помещений охраны. В одном из таких помещений, поселилась группа людей дома которых сгорели во время уличных столкновений.
С отрочества набожный и старательный в служении Г-ду, он с горечью наблюдал, как те фарисеи и левиты, кто по долгу своему должны были больше всех славить Имя Его, вместо того допускали попрание эллинами веры и всех традиций. Так говорит Иошуа: кто в чистых одеждах — тот ли чище перед Йеговой? Кто богат — тот ли купит себе любовь Его? Кто учен и многомудр — тот ли лучше поймет Г-да? Им ли, чистым, богатым и ученым, сбросить с земли Израиля ярмо захватчиков-лиходеев? Так говорит он, и речи эти, ясные как свет, милы сердцу простого люда.
Тем временем разные проходимцы и обманщики старались побудить народ последовать за ними, где обещали явить всякие чудеса и необыкновенные вещи, которые будто бы должны были случиться по желанию Предвечного. Многие поверили этому и жестоко поплатились за свое безумие.
(Иосиф бен Матитьягу “Заметки”)
Те, кто знают Менахема, скажут, что сызмальства он трудился в долговом рабстве, отрабатывая взятое то ли его родителями, то ли кем-то еще.
В дни Восстания, он оказался в клетке среди приговоренных к суду, но после был освобожден боевиками из отряда Гискальского.
"Врата Заката" замыкает южный рубеж обороны Йодфата, являясь опорным пунктом для патрулей и вылазок Гуш-Халавских бойцов. По местным тропам не ходят беженцы и торговцы, а в ответ на любой подозрительный шорох из кустов следует очередь или граната.
Умеренные евреи, фарисеи и саддукеи, большей частью прибывшие со своим командиром Иосифом из Иерусалима.
#политическое_лавирование #единство #ИерусалимНаш #победа
Сторонники радикальной партии зелотов, бывшие торговцы и охранники караванов, вставшие на защиту своей страны. Год непрерывных военных действий в Галилее сплотили их и сделали опытными бойцами.
#взятьинициативу #эффективность #вешать_греков #вешать_римлян #нетмилосердию
Крайнее движение зелотов - частью разоренных крестьян, частью городской бедноты и людей, в годы власти Рима попавших в рабство за долги. Вооруженные чем попало, они являют опасность в своей непредсказуемости, дополненной религиозным исступлением.
#светистины #Вера_без_шелухи #чистки #властьправедным #ктоМошиах?
Довоенный еврейский городской костяк: мелкие чиновники, ремесленники и торговцы, ныне лишенные заработка и оказавшиеся в Йодфате едва ли не заложниками. Чаяния многих из них устремлены к скорейшему окончанию войны.
#выживание #война_невыгодна #Иотапата_это_мы #рукаЗодчего
Эллины и эллинизированные евреи (ученые, учителя, атлеты, философы, поэты, врачи), остались в городе не по нужде, а из нежелания трусливо бежать от опасности.
#просвещение #стоицизм #самопожертвование #знание_исцеляет_безумцев #прятки_со_смертью
#РимскиеПсы #Содомиты #АрмияАрмия #Республика_На_Остриях_Мечей, #Усмирениеварваров
Как во гневе Своем окутал мраком Йегова дочь Цийона! С неба на землю низринул красу Йисраэйля!
И не вспомнил Он в день гнева Своего о подножьи Своем, сокрушил он в ярости Своей крепости земли Израэля, пред врагом убрал Он десницу Свою.
Наполнил землю Йисраэйля полчищами, пришли они в силе своей возглавляемые Веспасианом и сыном его Титом, а из местных военачальников старшим был царь Агриппа, не взроптавший против воли римлян, а отдавший им царство свое в трусости своей.
В лагере своем отдают долг они чреву своему, ибо италийское вино льется у них с утра и до самой ночи, и на постах, и на марше, и в святую субботу. А в празнествах дурманят себя снадобьями и пляшут в ночи иступленно. Начальники же их жестоки и укрепили зло в сердце своем, плетьми стегают бывало и детей своих, имея в том веселье и радость, солдат же стравливают для потехи друг с другом как диких зверей. Жриц своих богов одевают в мужское платье и воинский доспех и заставляют сражаться с остальными. Все они, когда не убивают, спят вповалку в своих лагерях, все со всеми, и жриц берут на ложе свое начальствующие их, солдаты же без стыда предаются содомскому греху пусть бы и посреди лагеря.
Совершали римляне многие зверства, пройдя землей Йисраэйля как огонь проходит городом, и перед дверями домов и на улицах совершали курения, и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем, у кого находили книгу завета и кто держался закона, того, по повелению Тита, предавали смерти.
С таким насилием поступали они с Израильтянами во всех городах, а вступив в Галилею, подошли к Йодфату со многими силами, по велению Тита вели было их три когорты. Был среди них Юлий Плацид и с ним Марк по прозванию Крысобой и иные. Плацид же приносил каждый день жертвы на жертвеннике, а солдаты его к радости его убивали жен, обрезавших детей своих, а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали.
Иудеи говорили Юлию Плациду: “Не губи их так жестоко и бесчеловечно, воздай честь дню, освященному Всевидящим”, тогда этот нечестивец спросил: “Неужели есть Адонай на небе, повелевший праздновать день субботний?”
И когда они отвечали: “Есть живый Йегова, Адонай небесный, повелевший чтить седьмый день”, то он сказал: “А я – адон на земле, повелевающий взять оружие и исполнять службу Императору”.
Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого, и предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святаго завета, – и умирали.
И был весьма великий гнев над Израилем.
Книга Мириам, Глава XI “Пахадну вэ-шарну”
Трибун X легиона, командующий вексилляцией римских войск в Галилее, сенатор.
Юлия Плацидия получила блестящее образование и поднялась до должности военного трибуна благодаря своим ораторским талантам. Сам Сенека сравнивал Юлию с Катоном Старшим по непреклонности и чистоте помыслов. Гражданам Империи она не устает напоминать о важнейших вещах: любви к своей Родине, верности предкам, незыблемости Рима. Молодая идеалистка прибыла из Александрии, чтобы положить конец бунту, который пошатнул основы Римского Мира.
Если Юлия не погибнет на этой войне, то в 69 году она будет пытать и казнит Авла Вителлия на глазах у всего Рима. "А ведь я был твоим Императором" - скажет ей Вителлий.
В то время, как основные части Охраняющего Проливы Легиона морской пехоты остались с Веспасианом в Птолемаиде до весны, доукомплектованная новобранцами первая когорта была отправлена в Галилею, составляя основу вексилляции Юлии Плацидии.
Самое прославленное подразделение легиона, первым вступающее в бой.
Знаменосец, несущий аквилу - наиболее почетный титул в легионе.
Коренной римлянин. Гастат, уже неплохо зарекомендовавший себя на службе.
Командир второй сдвоенной центурии.
Вторая женщина, принятая в преторию и первая - вышедшая из нее. Дочь печально знаменитого прокураптора Иудеи Гессия Флора.
Германец из племени Убиев.
Остатки разбитых частей Шестого Железного были объединены в одну когорту и отправлены в Галилею, пока высшее командование обсуждает вопрос о расформировании потерявшего Аквилу легиона и сопутствующие дисциплинарные меры.
Юный отпрыск старинного всаднического рода. Пару лет назад неожиданно воспылал желанием служить Империи. Службу в Шестом Железном начинал опцием, в сражении при Бейт-Хурон оказался одним из немногих офицеров выживших после разгрома.
Грек по рождению. Его отец получил гражданство за двадцать пять лет безупречной службы во вспомогательных войсках.
Командир турмы
Она знает, что такое Иудея Восставшая. Она видела как евреи приветствуют свою смерть, будто возлюбленную, и поэтому молчит и не пьет, когда пришельцы из Александрии и Рима, не нюхавшие крови, поднимают меха за Иудею Растоптанную.
Снятся ли ей еще бескрайние леса далекой родины? Нет никого, кто озаботился бы это узнать.
Варвары, смотря по нраву каждого, одни — обращаются к нему с мольбами, другие — покидают свои селения и уходят в глухие места; были и такие, которые вместе со всем, что было для них дороже всего, укрылись в пещерах. Поэтому и Цестий Галл поступал с ними по-разному: был милостив к взывающим о пощаде, стремителен в преследовании бегущих и безжалостен к засевшим в убежищах: он закладывает входы и выходы пещер сучьями и валежником и разводит огонь. А когда он проходил мимо пределов мардов, привычные к разбойным набегам и защищенные от вторжения горами, они совершили на него нападение; бросив на них диких иберов, возглавляемых некоей Альтеей, разорил их земли и дерзость врагов отмстил чужой кровью. Иберы же, понеся тяжелые потери, насиловали женщин прямо на трупах убитых ими мужей и пили кровь своих жертв во время вызывающих смущение ритуалов. Это, а также их бесстрашие в битве, позволяло без жалости отправлять их в гущу битвы, ибо полководцу безразлично, какое из варварских племен одержит верх.
(Корнелий Тацит, Анналы)
Сдвоенная центурия преторианской гвардии прибыла на к месту военных действий по личному указу Божественного Императора Нерона, дабы действовать от его имени. В составе гвардии множество весталок.
Посвященная весталка получила оружие из рук императора Нерона как напоминание о том, что теперь сердце Города не в храме Весты, а там, где Цезарь. Вечно девственная жрица приняла командование над преторианской когортой, а с ним и свою долю: поддерживать огонь жизни императора до самого конца, уничтожать его врагов и бунтовщиков против его власти.
Хорошо с тобою нам, Ливия, было
Удобрять сухую и рыхлить почву,
Говорят, что верность хранишь ты Риму,
Значит, был я Ромул?
Пусть богатство ценишь красы важнее,
На тебя сумею найти управу,
В мертвом поле судьбу ты свою отыщешь,
И огонь погасишь!
(Никандр, "Эпиграмма")
Захваченные повстанцы, их пособники и нарушители права перегринов на территории Римской Провинции Иудея.
Легионеры, присланные в Иудею для ее умиротворения. Их духовный лидер - Юлия Плацидия
#ВечныйГород #Цивилизация #толькопобеда #переговоры #нести_культуру #мы_здесь_власть
Наемники. Чужие люди на чужой земле: италики, галлы, германцы, каппадокийцы, фракийцы и прочие, пришедшие с Римом в Иудею.
#война_в_землях_чужого_бога #кто_тебе_брат
Жидовствующие легионеры и солдаты вспомогательных войск. Хотя на иудаизм нет формального запрета, у них не принято открыто демонстрировать свою веру.
Часто сливаясь с другими солдатами в их увеселениях, они, меж тем, находили время и для своих очистительных обрядов, и для таинственных собраний. Еще не до конца понявшие грозного восточного бога, они называли его и Митрой, и Вакхом, и иными принятыми в этих землях именами, не особо отделяя одно от другого, но уже отделив в своем сердце себя от Рима, а Рим — от себя. Не принятые до конца ни своими собратьями по оружию, ни своими собратьями по вере, они, как стая диких псов, щерясь и завывая, готовились защищать своего нового Бога, не зная точно ни его воли, ни его закона, ни предначертанной им судьбы
#откровение #тяжкийвыбор #стрелять_в_единоверца
Легионеры и граждане Рима, пришедшие сюда навести порядок и отомстить евреям за многочисленные злодеяния, совершенные ими.
#добровольцы #без_перчаток #месть_за_Рим #вешать_евреев #насмерть
Со времени убийства Калигулы и провозглашения Клавдия преторианская гвардия получила статус не только личных защитников божественного тела императора, но и сакральных проводников его божественной власти. Тогда как легионы служат Империи, преторианцы, подобно весталкам, хранят неугасимым огонь ее Сердца.
Приблизив к себе командиров гвардии, Нерон расширил и ее задачи; он взял за обычай отправлять преторианские когорты в те отдаленные уголки Империи, где требовалось обеспечить незримое императорское присутствие. Вооруженные лучше всех, верные более остальных, преторианцы - глаза, уши и голос повелителя.
#ВерностьИмператору #элита #неколебимость #Цезарь_здесь
#террор #ГневЧерни #партизанская_война #Апокалипсис #Мессия_с_нами
Тьма эта сгущалась над всей Иудеей долгое время, ибо сколь значительна была мощь врага, столь презренны и распространены были также глупость, жестокость и властолюбие, охватившие многих из вождей народа. Пока во дворцах Иерусалима пировали, множество шаек разбойников и злодеев рассеялось по лесам, неся панику и смуту. Обуреваемые гордыней каждый из главарей их провозгласил себя Мессией, а мир вокруг — падающим к концу времен. Отринув благоразумие, отрицая авторитет мудрых, призывают они убивать знатоков Торы, и ставят на свою сторону право лишь оружного судить о праведности и грехе.
Уже многие малые селения влились в эти банды, зовущиеся сикариями, или были разорены. Уже проникли в города жаждущие крови и, смешав себя с толпой, закалывают тех, кого мнят своими врагами: то есть всех кто учен, и кто доброго происхождения, и тех, кто неустанным трудом добился себе богатства и процветания. Многим же сикариям удается избежать возмездия, так велика их ловкость и сила притворства, а скрывшись из города, растворяются среди селян. Повсюду в предгорьях раскиданы их лежбища и схроны; горные пастухи, что притворяются невинными овцами, в самом деле являют собой волков в овечьих шкурах, ибо укрывающий в своем доме убийцу - принимает на себя его преступление.
Несчастные не могут понять, что своими делами они лишь изнутри, как жуки-древоточцы, раздирают плоть древа Израиля и несут гниение туда, где была жизнь.. Из-за них рухнет к ногам Рима обескровленная разбоем Иудея.
Йосэйф бен Матитьягу “Иудейская Война”
Расположенный в долине "Римон", что по-еврейски означает "гранат", этот мошав оказался одним из немногих, спасшихся от войны и разорения. Сельские обитатели стекаются сюда из окрестных поселений, раскинувшихся вокруг виноградников, оливковых и гранатовых рощ. Ядро мошава составляет укоренившаяся тут несколько лет назад община ассидеев.
Мудрые и мирные ассидеи со спокойствием и верностью ожидают скорого Конца Света и наступления Царства Божия, как то предвещает девица Марфа, прибившаяся к ним. Марфа, дочь, вероятно, кого-то из погибших во время греческого избиения жителей Ципори, нашла укрытие вместе с другими несчастными на одной из заброшенных ферм близ города, где они пытаются собирать немудреный урожай с истоптанной сандалиями солдат земли.
На запад от берегов озера, там, куда доходят вредные испарения, живут иссены, замкнутое и странное, если сравнить с другими, племя. Иссены, и мужчины, и женщины, живут все вместе, обычно в одном помещении, отказавшись от любви, без денег, в обществе пальм молчаливо и печально проводят они остаток своих жизней. Число их пополняется в равной мере изо дня в день за счет пришельцев, потому что к ним приходит много утомленных жизнью людей, которых переменчивость судьбы толкает к такому образу мысли. Кажется невероятным, что существует племя, в котором нет рождаемости. Столь плодотворно для иссенов недовольство других людей жизнью. Ими был управляем город Енгадда, некогда второй после Иерусалима по богатству пальмами и рощами, теперь это груда развалин.
Гай Плиний Секунд Старший, "Естественная история"
Группа аскетов. Любой, пришедший к ним, получает еду и кров.
#царство_божие #праведность #милосердие #апокалипсис_сейчас #нищета_дороже_золота
Сикарии Дома Иехуды Галилеянин
#РодДавида #террор #МошиахБенДавид #КоленоИуды #Налогопоклонство
Соратники Шимона бар-Гиоры, Сикарии из Идумеи и других частей земли Израилевой.
#знамя_победы #царь_нищих #Сыны_света #освобожденный_раб
Пришедший недавно из пустыни Саул бен Давид по прозвищу Одноглазый баламутит верхнюю Галилею. Иосиф и Йоханан Гискальский для него недостаточно радикальны, их он корит за слабость и не забывает напоминать о необходимости исправить весь мир и выстроить здание народа Израиля по законам Торы.
Но если я стану сикарием, то мне надо будет людей обижать. Они же говорят, что делать надо, и если говорят, что надо убить человека, то надо убивать. А ведь если я что-то плохое сделаю, то моим детям будут мстить, даже если я погибну. Кровная месть.
Знаю, что некоторых сразу отправляли воевать в Идумею или Иерусалим, выволакивали ночью и спрашивали: "Ты против Рима?" И что им ответишь? Все соглашались, а потом уже идешь на войну за них. Они всем говорят, что у них добровольцы, стотысячная армия, но они избивают и насильно заставляют идти за ними.
Зеев бен Голани, в личном разговоре (имя изменено)
Спецгруппа, чтобы делать рассылку по идеологам. НЕ ДЕЛАТЬ ПУБЛИЧНОЙ!