Игрок
dabro
Входит в группы
КолонистыПерсефона
Нора Фретан
32
Для Персонаж/роль Нора Фретан

Нора Фретан

Нора родилась на маленьком астероиде, где не было ничего, кроме шахты и небольшой группы работавших на ней астеров. Она была первым ребенком, беременность проходила нелегко, и то, что она осталась в живых, было, честно говоря, большой удачей.

Когда ей было лет десять и родители ждали второго ребенка, им уже было понятно, что в другой раз может и не повезти. Поэтому они собрали все небогатые сбережения и полетели на Цереру, к госпиталям, медицине и цивилизации. Идеальным вариантом, конечно, был бы Ганимед, но Ганимед им был явно не по карману.

На Церере родителям удалось зацепиться и найти временную работу в доках. Встроиться в новое сообщество удалось не сразу: все сферы влияния были неофициально поделены между несколькими бандами - Сохиро, Лока Грейга и другими. Семья как могла избегала криминала, но вообще не соприкасаться с ним в этой части Цереры было невозможно, оставалось только выбрать из местных сил не самую плохую и попробовать договориться о защите. Лучшее впечатление, чем остальные, производил АВП, Альянс внешних планет, где заправлял Андерсон Доуз, - хоть они и играли на одном поле с чисто криминальными структурами, но считали себя политической силой, а не просто бандитами. Вступление в АВП заметно облегчило жизнь, постепенно здесь появились знакомые и друзья - и у детей, и у старших. Конечно, членство в АВП предполагало участие в незаконных акциях, зато давало семье дополнительный заработок. Нора познакомилась с подростками, которых астеры из АВП спасли от бандитских разборок, - Лу Тао и Лу Ксин, братом и сестрой. Еще одна знакомая по АВП - Сильва Кампос - была из благополучных кругов Цереры, их тусовка развлекалась тем, что гоняла на кораблях, списанных или собранных из всякого хлама, разгоняясь на реактивной тяге, а потом двигаясь по инерции, как камень, брошенный из пращи. Их называли пращниками и делали на них ставки в подпольном тотализаторе.

Затем Нора, как и родители, стала работать в доках. Таким образом у нее появился доступ к информации о кораблях, проходивших через Цереру, и их грузах, и возможность организовать провоз чего-нибудь незадекларированного по просьбе АВП или по своему усмотрению. Контрабанда приносила дополнительный доход, дела шли успешно.

Вскоре произошли события, связанные с появлением протомолекулы. Пока Земля и Марс были заняты взаимными разборками, на Церере произошла смена власти, впрочем, практически бескровная и незаметная. “Звездная спираль” по-прежнему следила за порядком на астероиде, но действовала теперь в интересах не землян, а Доуза и АВП.

При Доузе Цереру ждало несколько лет спокойной жизни. Астеры знали, что в случае чего за них есть кому заступиться; практически все были знакомы с Доузом лично и могли с ним пообщаться по разным вопросам. Младший брат Норы тем временем подрос и отправился искать свой путь в жизни за пределами Цереры. (Позже от него доходили вести, что он пытался поступать в университет на Ганимеде - и поступил, хотя не с первой попытки.)

А потом появился Марко Инарос со своим Свободным флотом. Доуз присоединился к его коалиции - возможно, у него и были определенные сомнения, но он считал, что при глобальных переменах держаться за старое - не вариант. Из астеров многие были довольны такой ситуацией: на Церере много лет жизни прошло “при планетниках”, их до сих пор активно не любили и хотели поквитаться. Нора тоже соглашалась со многими лозунгами Инароса - что астерам следует занять достойное их место в жизни, раз и навсегда положить конец притеснениям и все такое. Церера поддержала Инароса и стала базой Свободного флота.

Но как только планетяне, чуть оправившись от катастрофы с метеоритами на Земле, послали свой флот против Инароса - тот бросил Цереру на произвол судьбы, забрав оттуда своих людей, корабли, припасы, технику и вообще все, что только можно, и оставив население астероида без самого необходимого. “Уходя, разрушали доки. Глушили реакторы, потом либо портили, либо снимали. Разбирали сети питания и систему трубы. Замолчала система обороны со вскрытыми и опустошенными магазинами. Передатчики и приемники пошли на запчасти, а что осталось, то сплавили в болванки”. Для Инароса это было стратегическим ходом - землянам придется как-то решать проблемы Цереры, снабжать ее продовольствием, восстанавливать системы станции, тратить на это свои силы и время, вместо того чтобы противодействовать Свободному флоту. Для шести миллионов жителей Цереры ситуация выглядела совсем по-другому.

Андерсон Доуз и Мичо Па, еще одна из астерских лидеров, вышли из коалиции Инароса. Многие жители бежали с Цереры, боясь как голодной смерти, так и прихода планетников. Запасов оставшимся хватало на две недели. Земляне и марсиане, высадившись на Церере, стали организовывать помощь, Нора с группой астеров, работавших раньше в доках, помогали с распределением продовольствия и организацией работ; Нора, как специалист по логистике, была незаменима во всем этом хаосе. Сейчас было неважно, кто с какой стороны, если это помогало людям выжить. Уже было видно, что астероид продержится. Но в Цереру, конечно, придется вложить еще немало сил, прежде чем она вернется к нормальной жизни.

Потом военные действия закончились, флот Инароса сгинул при прыжке через Кольцо, оставшихся его союзников судили. Андерсон Доуз за сотрудничество с Инаросом был осужден на шесть лет заключения, несмотря на то что отошел от Инароса и впоследствии действовал против него. А на Церере власть получили Зиг Очоа и представители земных корпораций. Очоа был одним из лидеров АВП, но не мог рассчитывать на особое влияние, пока Доуз был здесь. А корпорации, которым в свое время пришлось уйти с Цереры, готовы были помогать астерам, но кто сказал, что они ничего не запросят потом за эту помощь? У Цереры были все шансы стать снова зависимой территорией, на которой обосновались земные компании.

Когда стало понятно, что именно это и происходит, Нора задумалась о том, чтобы перебраться с Цереры куда-нибудь. Группу знакомых докеров тоже не устраивала складывающаяся на Церере ситуация, но зато привлекала идея перебраться на какую-нибудь колонию и заняться освоением нового мира. Многие новые колонии звали к себе переселенцев, в частности Персефона с небольшой силой тяжести и целой системой пещер. Это было близко к привычным астерам условиям. Пользуясь тем, что распорядок на Церере еще не был полностью налажен, докеры получили доступ к “Ганнибалу”, небольшому транспортнику одной из земных компаний с грузом продовольствия и с полным трюмом рванули от астероида подальше.

Нора понимала, что, даже если никто сразу не заметит, позже с угнанным кораблем могут возникнуть проблемы. Тут был нужен совет опытного капитана, знающего, как замаскировать корабль, чтоб его можно было выдать за другой. Среди близких знакомых у Норы таких не было, но несколько раз в их порту бывал Карлос Уокер на своем “Напутствии Бхагавати”. Ходили слухи, что на самом деле это похищенный у марсиан корабль. Так что она решила связаться с ним и попросить совета. Уокер действительно помог - он дал советы по маскировке внешнего вида корабля, посоветовал отключить транспондер “Ганнибала”, поменьше включать двигатель, чтоб нельзя было отследить перемещения корабля, и дал контакты одного из диспетчеров в Медленной зоне - Серафима Волкова, который мог помочь со сменой транспондера и с тем, чтобы корабль не привлек к себе лишнего внимания по пути на Персефону.

Перелет прошел успешно, и беглецы с Цереры прибыли на Персефону. С тех пор прошло уже примерно два года. Работа Норы, как и прежде, связана с перевозками - помимо внутренней логистики, она еще выступает как торговый представитель колонии в контактах с Солнечной системой. Пришлось, конечно, разбираться в новых областях, но получается неплохо, и удалось уже провести сертификацию световодного волокна персефонских шелкопрядов и договориться о первых поставках. Это уникальный местный товар, и он, конечно, нуждается в более широкой раскрутке и рекламе.

А некоторое время назад в пещерах Персефоны нашли кое-что новое. Это был шар абсолютно правильной формы, не похожий ни на какие следы жизнедеятельности местной биосферы, - сразу захотелось приписать его создателям пещер, загадочной цивилизации протомолекулы. Его с большими предосторожностями попытались исследовать - и обнаружили, что шар способен светиться и что при этом в непосредственной близости от него возникает ограничение скорости материальных предметов (порядка 100 м/с), подобное тому, которое создавала станция пришельцев в центре Медленной зоны. Что с этим делать, никто не знал, ученые экспедиции признавали, что им эта задача не по зубам, и оставалось только надеяться заполучить сюда квалифицированного эксперта, а лучше нескольких.

В мире тоже произошло немало нового - во-первых, был организован Транспортный союз, астерская организация, занимающаяся перевозками через Медленную зону. Формально это компания под протекторатом Земли и Марса, но фактически, контролируя Медленную зону, она получает все большее значение в мире. Первым президентом Транспортного союза стала Мичо Па (сейчас срок ее полномочий подходит к концу).

Во-вторых, Андерсон Доуз освободился по амнистии после трех лет заключения. В какой-то момент они связались, и Нора узнала, что Доуз не собирается возвращаться на Цереру, но у него сейчас новая идея - создать Ассоциацию миров, организацию, которая бы защищала права колоний. Сейчас государственный статус имеет только колония на Илосе, и, таким образом, первый прецедент уже есть. Хорошо бы, чтобы местное самоуправление остальных колоний тоже получило соответствующие права.

Известие о конференции по артефактам на Медине очень обрадовало сообщество Персефоны - появлялся шанс разобраться со своим артефактом, а может быть, даже и получить грант на развитие и исследования. На Медину послали Нору как торгового представителя и Иву Аллей, миколога с Ганимеда, для участия в научной части. Артефакт явно не по ее профилю, зато у нее хорошие связи в научном сообществе. Образцы световодного волокна, конечно, у них тоже с собой - не надо упускать случая разрекламировать хорошую вещь. Корабль “Харон” (бывший “Ганнибал”, угнанный с Цереры) высадил их на Медине и отправился дальше, в Солнечную систему, с грузом волокна и минералов, а их заберет на обратном пути.

Для Персонаж/роль Мичо Па Персонаж/роль Камина Драммер Персонаж/роль Нико Санджрани Персонаж/роль Карлос Уокер Персонаж/роль Эйми Остман Персонаж/роль Лян Гудфорчун Персонаж/роль Андерсон Доуз Персонаж/роль Камерон Тюр Персонаж/роль Сильва Кампос Персонаж/роль Малик Мендез Персонаж/роль Лу Ксин Чен Персонаж/роль Юрри Фольски Персонаж/роль Боба Нодаи Персонаж/роль Луис Бандерас Персонаж/роль Джу Гудфорчун Персонаж/роль Теренс Хилл Персонаж/роль Нейтан Диего Перез Персонаж/роль Чан Бао-Жи Персонаж/роль Фрэнсис Рейн Персонаж/роль Ива Аллей Персонаж/роль Леонид Граматикопулос Персонаж/роль Мари Тьон Персонаж/роль Серафим Волков Персонаж/роль Нора Фретан Персонаж/роль Хуан Бандерас

Астерский язык для астеров

Язык астеров относится к так называемым креольским языкам (Belter Creole). Когда носители разных языков вынуждены общаться, они могут выработать для этого сильно упрощенный пиджин-язык, который ни для кого из них не является родным. Креольский язык - следующая стадия развития пиджина, на которой он уже будет родным для части своих носителей (то есть для второго поколения астеров и далее). Со временем он становится богаче и разнообразнее, но обычно сохраняет довольно простую грамматическую структуру. Мы не рассчитываем, что все наши игроки-астеры освоят оригинальный астерский язык в полном объеме и предлагаем моделировать его (помимо использования характерных слов) русским с упрощенными грамматическими конструкциями, характерными для креольских языков. (Лексику может выучить любой, даже планетянин, а освоить грамматику не так-то просто, и это отличает настоящих астеров.) Вот что удалось найти на этот счет.

  1. Вопрос “да/нет” получается добавлением вопросительной частицы в конце утвердительного предложения:

Знаем, какие пошли пляски, нет?
Пучок салата, са-са?
Ты мне, я тебе, а? Но эпресса ме, си?
Ну, покажь, сабе?

  1. Глагол может заменяться междометием:

А потом все - ух! Буми пш-ш.
Лопни клапан и ба-бах, а?
Нормальная тяга, потом бум! - и стоп.

  1. Во фразах с личным местоимением это местоимение можно перенести в конец или повторить в конце:

Надо сказать, мне.
Сой но трус, я.
Эн буэнас, ты.

  1. Используются повторы для передачи эмоций или абстрактных понятий:

Денек так денек, пасса?
Что есть - есть, сабе?

Всякие взаимонепонимания между персонажами просьба списывать на разницу диалектов: в разных частях Пояса астерский развивался с участием разных исходных языков.

Подборки материалов по Belter Creole:
https://www.diary.ru/~expanse/p215138074.htm?oam (правила чтения, словообразование, грамматика, примеры фраз);
https://vk.com/topic-138879946_34812965 (астерско-русский словарик, с разбивкой по алфавиту).

Небольшой словарик (за вычетом грамматики, просто отдельные слова для вставления в речь):
белта - астер, житель Пояса
белталода - жители Пояса в целом, как народ
иньялода - жители внутренних планет
туманг - землянин
поманг - марсианин
ойе - привет
ойеденг - до свидания
таки - спасибо
фодагут - пожалуйста
тенша - внимание
дуи - правда
ми - я
милода - мы
то - ты
им - он, она, оно, это
я - да
на - нет
ке - вопросительная частица, добавляется в конец фразы, требующей ответа “да” или “нет”
саса ке? - Знаешь? Понимаешь?
ми саса - понимаю
ми на саса - не понимаю
манг - человек
койо - чел, чувак
босманг - начальник, шеф
бератна - брат
сесата - сестра
пампа - старик, обращение к старшему
копенг - друг, приятель
кухаку - космос
сетара - звезда
сетешанг - станция
капаву - корабль
бап - дверь
бап кухаку - шлюз
сут фо кухаку - скафандр
буф фо капаву - магнитные ботинки
оуква - вода
эрелуф - воздух
фелота - свободно дрейфующий объект, ругательство
сабака - ругательство