"Мне ведомо, что близок день Суда,
И на Суде нас уличат во многом,
Но Божий Суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет Суд - я поспешу туда!"
(Книга скорбных песнопений, Григор Нарекаци)

Армяне пришли в Иерусалим несколько столетий назад. Сперва это были монахи, которые стремились стать ближе к Граду Господню. Но годы шли, и скромные монашеские поселения превратились в богатый квартал, представители которого получили значительное влияние в городском совете. На долю армян в Иерусалиме выпало немало испытаний, но стремление сохранить свои святыни всегда приводило их назад, к древним стенам Старого города.
Вся религиозная жизнь квартала сосредоточена вокруг Собора Святого Иакова. Собор заложили на месте казни святого, и его строительство продолжается и по сей день. Армянская христианская церковь имеет собственного патриарха, этим выделяясь от остальных христиан Града Господня.
Армяне Иерусалима живут обособленно, но всегда готовы протянуть руку помощи нуждающимся.

Церковь Святой Шушаник

Армянский патриарх Иерусалимский проводит здесь службы, пока достраивается Собор Святого Иакова. При церкви живут несколько священников с женами, а также ученые монахи вардапеты. Рядом с церковью построен матенадаран - хранилище рукописей.

Матенадаран

Матенодаран, или скрипторий.

Дом Давида Пахлавуни

Семья Пахлавуни из Армянского квартала богата и уважаема. Давид Пахлавуни признан старейшиной Армянского квартала и он же представляет квартал в совете Иерусалима. Этот достойный человек женат на Шушаник, дочери первого Великого Князя Киликийской Армении. Вместе с родителями живут их младшие сыновья Санасар и Багдасар. К семье Пахлавуни принадлежит и Армянский патриарх Иерусалимский Иаков.

Дом Армана Имастасера

Здесь живет со своей семьей главный архитектор Армянского квартала, Арман Имастасер. Сейчас он руководит строительством Собора Святого Иакова. Семья Имастасер славится сильными женщинами. Манушак, жена Армана, родилась княжной. Она спасла своего мужа от гонений и вместе с ним бежала в Иерусалим. Также говорят и о сестре Армана, Сатеник. Эта образованная девушка пишет научные труды, посвященные армянскому календарю.

Дом Тороса Мамиконяна

Главе этой семьи не раз приходилось брать в руки меч. Поселившись в Иерусалиме, Торос стал поддерживать порядок в Армянском квартале. Подобно семье Пахлавуни, Мамиконяны являются одними из самых известных и уважаемых родов в Армении. Также все знают, что первый муж Шушаник был из семьи Мамиконян.

Дом семьи Мегрик

Семья Мегрик занимается торговлей. Каждый в Армянском квартале, желая купить что-нибудь, обращается к Гаянэ Мегрик, главе семьи. Гаянэ вдова и продолжает дело мужа, и многие хвалят то, как она ведет дела.

Дом Гарегина Шнорали

Глава семьи прибыл в Иерусалим, чтобы помочь в украшении Собора Святого Иакова. Гарегин славится искуством резьбы по камню и создает хачкары. Вместе с сыновьями и учениками он трудится не покладая рук.

Дом Киракоса Акнерци

Так повелось, что Армянский квартал всегда хорошо освещен, а в Церкви Святой Шушаник никогда не гаснут десятки масляных лампад. Все это труд семьи Акнерци. Члены этой семьи создают светильники и следят за тем, чтобы на улицах не было слишком темно. Глава семьи, Киракос Акнерци, написал несколько трудов по истории Армении.

Странноприимный дом

Основанный на деньги Карла Великого, странноприимный дом для христианских паломников и сейчас существует на пожертвования из европейских благотворителей, но находится под присмотром армянской общины. Впрочем, принимают здесь всех христиан, пришедших посетить святыни Иерусалима. Здесь же находится больница, куда при недомогании обращаются жители Армянского квартала и паломники, занемогшие в пути. Это не госпиталь, но место, где никогда не откажут в помощи. Так повелось, что присматривают за паломниками и больницей женщины, умеющие врачевать.

Таверна семьи Себастаци

Старинная таверна, которая кормит жителей Армянского квартала не одно десятилетие.

"Ферзь и гранат". Лавка семьи Нарекаци

Здесь всегда можно найти хорошее вино и обменяться новостями. Глава семьи гордится своим родством с известным писателем и богословом Григором Нарекаци.

Старый рынок

Старый рынок неподалеку от ворот. Прежде здесь были большие торговые ряды, но место забросили и все, кто мог, перебрались в дома получше. Он выглядит как изнанка богатого Армянского квартала. Здесь нашли свой приют люди, не имеющие в Иерусалиме родных. Не все здесь заняты честным трудом, но встречаются и люди достойные. Например, лекарь, готовый помогать тем, от кого отвернулась удача, или странник, пришедший издалека.