Ирландка средних лет. Миссионерка. Помогает в госпитале.
Из католической миссии Святого Креста, действующей на севере Индии. Решительная женщина. Как говорят, втайне курит, потому что это полезно от местной заразы. Лучшим обезболивающим считает виски. Уверена, что Господь защитит ее всегда, но если Господь чем-то как раз занят - ее неплохо защитит ружье. Возможно, если она должным образом и в своих неповторимых выражениях пристыдит холерный вибрион, тот сбежит. Кстати, в Лахоре давно не случалось холеры.
Биография Айне Бирн, известной в форте как сестра Маргарита
В 1900 году в обеспеченной ирландской семье доктора медицины Лукаса Бирна и его жены, домохозяйки Эбигайл Бирн, родилась дочь Айне. Она стала их единственным и очень любимым ребенком. Эбигайл отличалась слабым здоровьем, у нее было больное сердце. Врачу, профессору-акушеру, вызванному Лукасом, удалось спасти жизнь ей и малышке, но у Эбигайл больше не могло быть детей.
Это отчасти определило дальнейшую жизнь Айне. Единственный ребенок Лукаса, девочка получала внимание как за себя, так и за неслучившегося сына и наследника. Отец поощрял в ней интерес к занятиям, не входившим в число обычных женских занятий, мать ему не препятствовала. Айне, очень любившая отца и выросшая под его рассказы, и сама тянулась к естественным наукам и решила, когда подросла, пойти по отцовским стопам. Правда, для девушки это все еще было сложно, не настолько, как в конце прошлого века, но все-таки. В медицинском реестре Британии к 1911 году было всего 495 женщин.
Эбигайл боялась лишь, что дочку не удастся выдать замуж с такими-то планами, но мужу, оплатившему курсы, а потом готовому оплачивать высшее образование и добиваться, чтобы дочь взяли учиться, не возражала. Айне была готова даже отправиться учиться в США, где с женским медицинским образованием было попроще.
В 1916 году, к счастью матери, для Айне нашелся хороший жених из отцовских практикантов - молодой студент-медик, романтик и идеалист от медицины с прогрессивными взглядами. Его звали Киллиан Макнамара. Он мечтал спасать людей от неизлечимых болезней, уехать ради этого в колонии или отправиться в военный госпиталь (ирландцев собирались мобилизовать на Великую войну). С одной стороны, воевать за Британию идея была так себе, с другой - такой опыт спасения жизней! Они не раз и не два говорили об этом с Айне, как и вообще о планах на жизнь и будущую профессию. Мечтали даже открыть семейную клинику, где оба смогут работать. Женщина-врач не шокировала Киллиана, наоборот, привлекала. Айне полюбила своего жениха, ей нравилось, что он принимает ее такой, как она есть, не желает запереть дома, не считает, что работают только женщины, которых не может обеспечить муж. Жизнь домохозяйки была совсем не для нее.
В апреле 1916 года во время Пасхального восстания Киллиан и Айне не были среди радикалов - их просто забрала полиция прямо с улицы. Они пытались попросить у обозленных полицейских возможности связаться с семьями, но от них грубо отмахнулись, отправили обоих в камеру - мужчин от женщин даже не отделяли, сидели все вместе, не понимая, чего ждать. На следующий день в их камеру, где вместе с ними были еще двое молодых людей, которые показывали удостоверения журналистов и сетовали на разбитую фототехнику, пришел капитан полиции Смитфилд и потребовал, чтобы всех мужчин вывели на расстрел - включая Киллиана. Айне оттащили в сторону, капитан приказал не трогать девушку. Он не желал расстреливать женщин. Так она осталась одна.
Отец нашел Айне лишь через две недели и забрал домой, договорившись и дав взятку. Домой она вернулась тихой и злой сторонницей Шинн Фейн. Те, кто так поступает с людьми только за то, что они ирландцы, не имеет права на спокойную жизнь. И на жизнь вообще.
Мать боялась, что Айне наложит на себя руки. Но нет. Просто началась двойная жизнь. Жизнь студентки Айне Бирн - она поступила в университет в Лондоне. И жизнь добровольца отряда ИРА Киллиана Макнамары по прозвищу Маккон (Сын Волка). Она прикинулась юношей и взяла имя покойного жениха. Ни у кого не возникло сомнений.
В университете ей было сложно - девушка-врач, которая еще и стремилась заниматься хирургией, вызывала насмешки. Но Айне знала, ради чего это терпит.
Дома она говорила, что на каникулах ходит в сестричество при женском монастыре, и действительно ходила туда, училась делать перевязки, вскрывать гнойники, совмещать сломанные кости. Намекала родителям, что уйдет в монастырь, хотя совсем не была религиозна. Пусть думают не то, что есть.
В 1919 году гражданскую войну Айне встретила во всеоружии. Юного Маккона в отряде считали, несмотря на юность, дельным и бесстрашным парнем. Она участвовала во многих акциях ИРА и не жалела англичан. Первым, кого она застрелила собственноручно, был тот самый капитан полиции Смитфилд, расстрелявший Киллиана без суда и не наказанный за это. Ирландия должна быть свободной. Тогда ни один человек со светлой мечтой не погибнет зря.
В 1921 году война закончилась, но ее родной Ольстер остался под властью Англии. Айне продолжила сотрудничество с ИРА, тем более что доучилась, но как врач она не смогла сформировать практику, поскольку была женщиной - пациенты предпочитали обращаться к мужчинам. Она становилась старше, родители переживали, теряя надежду выдать ее замуж.
В монастыре ее уважали, у нее были способности, уверенные руки, хорошая реакция, отвага. Сестры давали ей возможность укрывать в монастырской больнице раненых из ИРА. В ИРА ходили слухи, что у Маккона есть сестра-близнец, послушница или монашка, сестра милосердия. Иногда Айне думала, что лечить людей нравится ей больше, чем стрелять в них. Но гнала эти мысли как трусость.
Второй популярный слух о Макконе, запущенный самой Айне - что на самом деле он англичанин, сочувствующий ИРА по личным причинам - например, у него была возлюбленная-ирландка, расстрелянная англичанами. Айне училась в Лондоне, она умела говорить так, как говорят англичане. Это было не лишним.
Взрыв в Ольстере
В сентябре 1927 года Айне и ее группа - Маккон стал командиром - готовили покушение на начальника полиции, майора Коллинза, известного своими злоупотреблениями и жестокостью по отношению к ирландским борцам за свободу. Планировали взорвать его машину. И вот тут вышла беда.
Как раз в тот день майор Коллинз одолжил свою машину ирландской супружеской паре, семье Макгилливрей, родственникам покойной жены. Гаррет и Кэтлин Макгилливрей были друзьями семьи Бирн. Отец давно наблюдал Гаррета, у того были проблемы с сердцем. Кэтлин любила поговорить с матерью Айне за чашечкой чая. Их сын Бриан служил в Индии и были даже планы познакомить его с Айне, когда он приедет домой в отпуск на Рождество. Ну и пусть Айне старше него и практически старая дева, без пяти минут монашка, зато можно породниться с такой славной семьей и Айне может передумать принимать постриг. Да, мать не оставляла попыток выдать ее замуж. Айне смутно помнила Бриана шебутным и шумным мальчиком, потом его скоропостижно отправили в военный колледж, а дальше в военную академию.
Айне слишком поздно увидела, кто на самом деле был в машине. Гаррет умер у нее на глазах, Кэтлин была еще жива. Айне пыталась помочь ей, вместо того чтобы бежать с места преступления, успела оттащить от горящей машины, потом пришлось все же бежать, прибыла полиция.
Соратники решили, что командира не вовремя замучала совесть. Случайные жертвы бывают, не эти первые, не эти последние. Но эта история оказалась роковой. На них вышла полиция, и Айне пришлось прятаться.
Так пошли под откос обе ее жизни. На память о случившемся у нее остались ожоги на кистях рук - от горящей машины. И это помимо обычных ожогов взрывотехника - россыпи желтых точек, следов азотной кислоты.
Сестры спрятали ее в монастыре под именем сестры Маргариты, помогли с документами.
В ноябре 1927 года стало известно о наборе в миссию в Индию сестер, готовых к такому подвигу. Айне вызвалась ехать туда, полиция могла выйти на нее в любую минуту. Ее все еще мучила совесть. И она честно скучала по медицине. Родителям она написала уже с борта корабля - что ей явился Господь и призвал ее к служению в Индии. Сказать правду она не могла.
Странная болезнь
В 1929-30 годах в форте произошло несколько однотипных случаев непонятной болезни, похожей на психическую. Это случилось с Чанданом Вивеком, Сурешем Сингхом и Рави Шьямалом - впрочем, медицинский опыт Айне-Маргариты и без того определяет Рави как психически больного - точно так же, как, скажем, и Элайджу Робинсона.
Симптомы были следующими: повышенная агрессия и беспокойный сон с кошмарами. Если для Шьямала это все и так было нормой, то для Суреша, спокойного и вежливого - совсем нет. После успокоительного чая в течение пары недель все прошло. Но Маргариту беспокоят эти случаи. Яд? Наркотики? Кто-то определенно приносит в форт наркотики из Лахора, а ведь там могут быть местные травяные смеси, в том числе очень опасные.
Смерть Уильяма Блейка
Полковник Уильям Блейк, командовавший Лахорским фортом до Нормана Кокса, был известен непростым характером, но кто тут простой? Он фигурировал в ряде историй, кому-то скорее смешных, кому-то не очень смешных. Например, следующих.
В 1903 году от него, как говорят, сбежала красивая и знатная, пусть небогатая, невеста, причем (это обсуждалось с большим смаком) сбежала с богатым индусом! Вроде бы даже махараджей. Но все же. Мнений было два: это как надо довести девушку и это какой же безнравственной потаскухой была девушка!
В 1905 году его, тогда лейтенанта, вызвал на дуэль лейтенант же Гарольд Такер и они правда стрелялись. Все остались живы, виновным сочли Гарольда Такера и отправили его служить в какую-то дыру. Кстати, сын того Такера служит в Лахорском форте - это, собственно, Джонатан.
В 1921 году служивший в Бенгалии Уильям Блейк проспал ограбление склада с оружием и взрывчаткой то ли пуштунами, то ли радикалами Лала Кобар. Ну как проспал - то ли охрану толком не выставил, то ли вообще сам и продал это все, говорили даже так. Дело замяли, понизили Блейка в звании и только. У него были высокопоставленные друзья.
В 1925 году он стрелял по своим индийским слугам из окна, но ни в одного не попал. Судя по всему, был пьян. Его жалели: тяжелое место службы, нервы, бесконечные нападения, отсутствие нормальной семейной жизни - разумеется, Блейк не брал жену на границу, не место для белой женщины. Детей у них не было - тоже повод посочувствовать, всякий мужчина мечтает о сыне.
В 1926 году Уильям Блейк после хорошо проведенной операции против пуштунов получил звание полковника и назначение в Лахорский форт начальником. Туда же он перевез жену, удачно занявшуюся Офицерским клубом.
В марте 1929 года Уильям Блейк устроил для потехи соревнования рикш-индусов на скорость с большим грузом и на сложной дороге - за немалую сумму денег. Победил к общему удивлению старик-рикша по фамилии Вивек, самый опытный или более всего нуждавшийся в деньгах. Деньги ему отдали, к тому моменту полковник Блейк стал щедр. Но в ту же ночь старик умер - сердце. Странно было бы винить Блейка, он же никого не принуждал и выплатил выигрыш.
А 4 апреля того же года полковника Блейка убили. Он был застрелен из пистолета в отеле “Кохинур” в Шимле, куда уехал провести выходные. Официально известно следующее: полковник Блейк был сильно пьян, он застрелил попавшегося ему под руку молодого индуса, сочтя его то ли вором, то ли террористом, насильно увел к себе в номер девушку-индуску, происходившую не из Шимлы, так что ее не опознали. Это случилось примерно в 22.00.
Из номера доносился шум борьбы, разбили лампу. Девушка выбежала из отеля через короткое время, растрепанная и без накидки, убежала неизвестно куда.
Портье-индус слышал какой-то шум и после, но решил, что сахиб буянит спьяну, и не заходил. Утром, около 11.00, они с горничной нашли полковника мертвым, застреленным.
Тело осмотрел доктор Ливси, он же осмотрел комнату. У него есть протокол осмотра, можно им поинтересоваться. Основное - смерть наступила мгновенно от выстрела в упор в затылок из пистолета через подушку, заглушившую звук. В момент выстрела убитый стоял на коленях, убийца во весь рост позади него.
Время смерти около 23.00, 4 апреля.
Предположили, что это дело рук Лала Кобар, но виновного не нашли.
На смену полковнику Блейку приехал Норман Кокс. Он не идеальный человек, но точно лучше покойного, если честно.
Незваный гость
В апреле 1930 года доктор Ливси позвал Маргариту на разговор наедине - она сразу напряглась. Ей и так казалось, что доктор обращает внимание на ее слишком большие для сестры милосердия познания в медицине - а она увлекалась иногда и выдавала себя как врача. Но у доктора был другой вопрос. Он сказал, что в его кабинете кто-то несколько раз побывал. Что пропадают лекарства и что в его бумагах кто-то копался не один раз.
Доктор не подозревал ни саму Маргариту, ни своего приемыша Санджита, ни навещавшего госпиталь Стюарта Олдриджа, занимавшегося проектом с недавно синтезированным витамином В1 и интересовавшегося врачебными делами. Всем им, имевшим отношение к медицине, достаточно было просто попросить - доктор Ливси грубоват, но пойдет навстречу.
Они вспомнили еще одного человека, часто бывавшего в госпитале, Элайджу Робинсона. Тот считал своим долгом христианина помогать при перевязках и в уходе за больными и, надо сказать, получалось у него неплохо. Он так гипнотизировал чтением псалмов, что порой больные засыпали под его голос без обезболивания. Может быть, он? Но зачем?
Доктор затребовал сейф и стал запирать лекарства и записи туда. Он ведет медицинский дневник с описанием интересных случаев, как это делают многие врачи, но без имен.
Отношения
Бриан Макгилливрей
сын тех самых Макгилливреев. Знает ли он, что она - это она? Непонятно. Он молчит, Айне тоже.
Джонатан Эндрю Такер
друг Олдриджа и друг Эдит - точнее, она относится к нему как к сыну или младшему брату. Но они не родственники точно. Жаль его, у него погибла жена в Утманзаи во время беспорядков. Кстати, незадолго до смерти Элис Такер ходила к доктору Ливси.
Ромуальд Джордж Ливси
неплохой человек при всем внешнем цинизме. Возможно, и не выдаст ее, если узнает.
Санджит Мальхотра
приемыш доктора, славный добрый мальчик, жаль, что калека. Ему бы образование, был бы врач.
Стюарт Генри Олдридж
навещает госпиталь, иногда его можно привлечь к помощи, он же окончил медицинский университет в Лондоне. Может ли он помнить ее? Годы примерно те же.
Фарид Шах
веселый и забавный парень, с ним можно поболтать. О нем говорят, будто он может достать что угодно. Надо с ним дружить, мало ли что пригодится.
Чарльз Уотсон
хороший парень, честный и смелый, такие защищают слабых. Его руки в мелких желтых пятнах. Он когда-то делал нитроглицерин???
Эдвард Норрис
иногда он смотрит на Маргариту так, словно изучает ее. Проницательный, необычный человек. Говорят, не робкого десятка.
Эдит Блейк
умная и много повидавшая женщина. Не плакала по мужу. Кажется, вообще не была огорчена. Маргарита считает ее подругой, но о покойном Блейке не расспрашивала никогда.