#Цитадельсепаратистов #Осада #Йодфат_не_сдается #ВераОтцов #Повстанцы

Ключом к позициям повстанцев в Галилее была Иотапата, на местном наречии именуемая “Йодфат”. Эта крепость, значительно укрепленная Иосифом, стала главным оплотом его людей в дрязгах с другими шайками иудейских разбойников, воспользовавшихся слухами о беспорядках в Иерусалиме, чтобы посеять смуту в этих цветущих землях. До начала мятежа Иотапату можно было назвать одним из главных центров Провинции, ведь здесь проживало множество образованных людей: не только эллинов и римских граждан, но и достойных иудеев, признавших для себя естественными законы цивилизованного общества. К несчастью, после захвата города кликою злодеев, горожане, особенно просвещенные, подвергались преследованию, выливавшемуся в жестокие пытки, многие были избиты и вырезаны были целые кварталы. Многие из тех, кто не только не противился, но даже открыто поддерживал восставших, были ограблены и убиты просто из наживы, ибо варварство не знает нравственных черт.
Оставшиеся в живых принуждаются к обязательному исполнению всевозможных повинностей и ритуалов, установленных злодеями. Неисполнение, либо недостаточно ретивое исполнение таких ритуалов влечет самые суровые наказания. Запуганные горожане не находят в себе сил даже роптать, а меж тем, известно, что склоки среди кучки их угнетателей могут привести к становлению у власти еще более кровожадных мучителей.
Иотапата еще не взята в осаду, но большинство путей к ней уже отрезаны. Чем раньше доблестные когорты легионов очистят город от безжалостных убийц, тем больше шансов на выживание у простых, ни в чем не повинных жителей.

Иосиф Флавий «Иудейская война»

Район Кардо

До начала обстрелов улицы Кардо Максимус и Декуманос Максимус, пересекались, как это полагается в городах римского типа, в самом центре, в районе Форума. Однако теперь это юго-западная окраина, за которой лежат минные поля с единственной расчищенной дорогой на Ципори.

Торговые улицы сильно пострадали от работы артиллерии, последующих пожаров и мародерства. Но в каменных домах все еще теплится жизнь. То тут то там можно увидеть открытую лавку - цирюльня, пекарня, лавка винодела. В глазах хозяев безнадежность смешалась с решительностью.

Хлебопек сворачивает в трубочку тонкую пресную лепешку, поливает ее ароматным оливковым маслом, посыпает сухим иссопом и семенами кунжута. Он почти не глядя смахивает гроши в карман фартука. Видно, что он давно не считает денег.

“Мир тебе, прими этот хлеб бедности, Ибо беден я и нищ как царь Давид - говорит он, перемежая греческий с арамейским, и быстро отворачивается, чтобы скрыть гримасу.
“Знаешь ведь, “Война” на языке евреев - она от слова “Хлеб”. До войны у нас было много хлеба, и всем, всем хватало - и грекам и евреям. А теперь нет хлеба. Есть только война”.

Вилла хозяйки терм

Некогда роскошное здание с двумя крыльями пережило прямое попадание артиллерийского снаряда, из-за чего большая его часть больше непригодна для жилья.

Инсула Антипатриана: Гней Помпей Магнус

Антипатр - строитель новой серии инсул - давал им звучные названия греческих и римских полководцев, для повышения покупательской ценности среди жильцов. В ходе погромов рельефы, статуи и мозаики, использовавшиеся для украшения, уничтожались с особым остервенением.

Инсула Антипатриана: Сципион Африканский

Целый этаж в доме, названном в честь победителя Ганнибала и Антиоха III, заселен местными эллинизированными иудеями.

Базилика: Штаб ЦАХИ

В расположенном на Форуме огромном здании базилики, до войны вмещавшей крупнейший городской торгово-развлекательный центр, расположился штаб иерусалимского отряда.

Базилика: "Рог Альматеи"

“Рог Альматеи” до войны представлял собой большой гостеприимный двор с крытым термополием. Блюда разогревались с помощью нескольких объёмных сосудов с водой или больших чанов, встроенных в прилавок, содержимое которых подогревалось на огне под сосудами. Внутри находилась печь, на которой варилась еда (горох, бобы, чечевица, а также вино, смешанное с горячей водой).

Сейчас здесь располагается часть иерусалимского отряда. В термополии периодически устраивается бесплатная кормежка солдат и горожан.

  • Десма, гречанка Аонэ

    До войны она носила имя Кризанзэ и работала в термополии. Ее семья погибла под обломками дома, взорванного боевиками Йоханнана Гискальского.

  • Хадаса бат Мирьам Хэлка Ровенион

    Молодой полководец из знатного рода рано обрела славу среди народа, побывала в Риме как посланник евреев и прониклась мощью и величием Города. По возвращении в Иерусалим она обнаружила, что евреи готовятся восстать против римского правления. Сознавая опасность борьбы с Римом, Хадаса все же приняла от Синедриона командование обороной Галилеи. С собой она привел значительное войско и укрепила Йодфат, готовясь к долгим боям. Возможно, судьба иудейской революции в ее руках.

    Иерусалим назначил нам в полководцы юнца, не прошедшего боевого крещения. Я слышал, что в Риме он ползал на коленях перед Нероном и лизал сандалии его челяди. Могу ли я доверить любимую мою Галилею его рукам? Знаешь ли ты, что недавно наши союзники из Тира захватили богатую добычу, оплатив ее большой кровью? Иосиф же не пустил эти богатства на дело восстания, но присвоил их. Не знаю, что мерзее: его лживые клятвы, его поклонение Риму или же его поиск личной наживы.
    (из письма Йоханана Гискальского брату Шимону бен Леви)

Инсулы Юпитера и Ганимеда

Дома подобного типа - “псевдоостийские инсулы”, построенные много лет назад по устаревшей технологии - рассыпаются на куски, если снаряд или бомба падают где-то неподалеку. С тесной обветшалой малоэтажки, носящей имя языческих богов и заселенной, в основном, идумеянами, пообваливалась вся штукатурка, хотя район Кардо подвергался обстрелам меньше других. На первом этаже дома хозяйка содержит мелкую лавочку.

  • Алия бат Михаила, поставщик масла Джейдан

    Соблюдающая иудейка с идумейскими корнями. Владеет большей частью жилых и торговых площадей в инсуле.

  • Дидакт Антипатр из Идумеи Прищепа

    Происходит из рода Ирода Великого. Как Ирод в свое время построил в Иудее самые красивые города и храмы, так и Антипатр всю жизнь посвятил строительству и укреплению Иотапаты. Шел на лесть, подкуп и подлость ради процветания города. Война разорила его до нитки и отняла у него любимую жену, но он переносит горе со стоическим спокойствием.

    "Родом идумеянин‚ он по знатному своему происхождению‚ богатству и могуществу сделался первым человеком в Йодфате. Антипатр искусный лжец и умеет выдать свою ложь за правду. Известно, что он совершал преступления, лишь для того, чтобы после обвинить в них своих противников — в этом деле ему мало равных. От природы проницательный, он использует это, чтобы лестью, подарками и обещаниями завоевать доверие у сильных, а затем предать их. Жизнь Антипатра не без справедливости можно назвать таинственным служением злу...
    (Шимон бар Гиора, "Проклятие Эдом")

  • Беор Грэй

    Идумеянин, торговец

КПП "Кедровые Ворота"

Город с юго-запада открывался в кедровый лес, где-то там дальше, петляя меж холмов, покрытых сожженными садами и лесами, дорога шла на Ципорри, по ней мы отступили в этот город, который станет местом нашей победы или поражения.
Мы перестроили здание бывшей налоговой управы, достав из подвала совершенно одичавшего римского наемника, уверявшего, что он римский чиновник и всю его семью вырезали во время погрома. К счастью его опознала одна из местных жительниц, как солдата, насильника и мародера.

Мне поручили нести дежурство на КПП “Кедровые ворота”. Ворота - это громко сказано. До войны дорога в город не охранялась и там не было укреплений. Теперь мы поставили бетонные кубы, ближайшие дома стали казармами. Все подходы к городу со стороны Ципори мы заминировали, противоположная сторона города осталась в руках Галилейских бандитов.

За день у меня перед глазами проходят многие сотни людей, после такой вахты я готов лечь хоть в могилу, лишь бы там было тихо. Но, находясь на службе, я не имею права отключиться от происходящего. Не могу допустить, чтобы кто-нибудь заплатил за мою слабость собственной жизнью. Я действительно не пустил дальше блокпоста двух лазутчиков и от каждого получил по ножевому ранению. Но самое страшное не это.

Вот мужчина с седой клочковатой щетиной на лице, старше моего отца. По светлой одежде можно сказать, что до войны он был состоятельным человеком. Сегодня было много беженцев, и он отстоял длинную очередь. Под мышками его рубашка пропиталась потом.
Я знаю, от чего бывает такая щетина. Она от того, что человек брил лицо на римский манер, а когда мы скинули захватчиков, начал отращивать бороду. Но после долгих лет бритья и дорогих эпиляций волосы на лице растут кое-как. Он ждет мановения моего пальца, привычного жеста, которым я вызываю из толпы следующего для допроса. И он покорно семенит по пыли, начиная бегло объяснять, что ему надо забрать в Йодфате свою семью и уехать, уехать в Акко.

Большинство проходящих через блокпост не хотят никого убивать. Они хотят попасть из точки алеф в точку бет, а попадут они туда или нет, зависит от меня. Солидные отцы семейств за рулем своих автомобилей заискивающе смотрят мне в глаза. И в какой-то момент я начинаю верить в это, в собственное могущество, которое отражалось в их глазах. Вскоре это сделалось главным переживанием дня, самым острым и сильным. И тут я испугался. Испугался, что становлюсь похожим на отца, которому тоже нравилась власть над семьей и учениками. Я, всю жизнь проживший в квартале прушим в Иерусалиме, когда-то строго соблюдавший всё, что от меня требовали, впервые в жизни взмолился Богу о том, чтобы Он не дал мне стать монстром. Взмолился о спасении собственной души.

Греческий анклав "Дорога Жизни"

Длинный декуманос, связывающий крохотные анклавы греков, прямой линией рассекает районы, занятые еврейскими повстанцами. Во избежание соприкосновения радикальных иудеев с греками ЦАХИ (Армия Освобожденного Иерусалима) начисто заблокировала любые улочки, исходящие от этого аппендикса, протянувшегося через добрую половину Йодфата. Это парализовало привычные пути сообщения и, в целом, только усилило напряженность.

Гуляя по "улице жизни", вы то и дело видите сделанные от руки памятные надписи о том, что здесь тогда-то и тогда-то были убиты поселенцы такие-то, а вот там - ребенок такой-то, а за углом - философ такой-то.

Гимнасиум

Дорога Жизни приводит к школе. В Гимназиуме раньше учились дети состоятельных иудеев и любые греческие дети. Тут обучалось до тысячи детей и подростков - комнаты тут и там еще хранят мертвые останки той жизни: карты Ойкумены, спортивный инвентарь, песочницы, где младшие дети учились писать первые греческие буквы.

Сейчас взгляд на что-то, что говорит об отсутствии стольких детей - пугает.

Провалы окон, обгорелые от коктейлей молотова стены и агрессивные граффити. Здесь остались учителя и сюда приехали волонтеры из других греческих полисов.

Волонтеры восстановили гидропонные посадки - раньше тут работали над своими проектами ученики-агрономы и теперь жители города приходят сюда за овощами, а может быть чтобы ненадолго забыть об окружающей действительности. Обитатели Гимназиума стараются жить так, как будто нет никакой войны. Из под полуразрушенной кровли несутся в небеса, звеня бронзой, строфы греческих стихов и теорем.

  • Поэтесса Олимпиада Рута

    До войны ее стихи и гимны находили дороги в сердца, равно, и эллина и иудея, а ныне жизнь ее и домочадцев защищена лишь личным расположением Иосифа.

    Вот свидетельствую вам: идолопоклонство есть источник всех пороков и извращений? Шейда, демон в человеческом обличае, сладкоголосая и приятная телом, но погибель для души. Протягивающий руку язычнице — протягивает руку Врагу, Сатане, и рука эта есть рука слепца, либо рука изменника.
    (Рав Йошуа бен Сафат. Уличная проповедь)

  • Дина, иудейка eolly

    Дочь раввина, сбежавшая из дома.

  • Влазис, эллин Enzalt

    Волонтер, приехавший в город уже после начала войны, чтобы помогать нуждающимся.

    Любовь. Любовь - освобождающая и исцеляющая. Она расставляет всё по своим местам. Она не знает жалости и границ - воплощение свободы

  • Клеон Орлик

    Грек, член общины

Разрушенный Храм Минервы

Храм был разрушен иудеями в самом начале восстания во время погрома. Некоторые жители пытались укрыться внутри, в том числе чиновник с семьей и римские наемники. Тогда обезумевшая толпа вынесла из администрации все документы и мебель, сложила вокруг храма и подпалила. Запертым внутри оставалось либо задохнуться в дыму, либо выскакивать наружу, навстречу смерти.

Электростанция

Небольшая электростанция, работающая на оливковом масле, каким-то чудом уцелела во время обстрелов. Заглушенный генератор был запущен в работу силами Цахи. Маслоперерабатывающий завод, расположенный за городом, стоит поврежденный, без работников (разбежались) и сырья (урожай оливы последнего года пропал). Сама электростанция работает, в основном, на масле, ввозимом в город с окрестных ферм.

Термы

Расположены недалеко от бывшего Гимназия. Часть времени термы используются евреями как миквэ - источник для омовения, необходимого, чтобы очиститься от ритуальной нечистоты. Многие евреи возмущены необходимостью делить священное место для омовений с несоблюдающими

Еврейский Анклав

Значительная часть еврейских кварталов была разрушена во время наступления Цестия Галла на Иерусалим. Артиллерийский обстрел и ракетные удары вертолетов XII Молниеносного Легиона превратили южную окраину города в пылающие обломки. Несмотря на большие потери отряд Йоханнана Гискальского отбил эту атаку римлян и поддерживавших их греческих ополченцев, не позволив пехотным частям занять Йодфат.

Сейчас в этой части города окопались отряды галилейских повстанцев, расселившиеся по домам уцелевших местных жителей. От греческого анклава они отделены линией баррикад и заграждений, от района Кардо и Форума - КПП, установленным иерусалимскими бойцами.

КПП “Полис”

Заходить в греческие кварталы без досмотра и пропуска - запрещено специальным распоряжением Адасы бат Мирьам. На КПП регулярно дежурят бойцы ЦАХИ.

Инсула Антипатриана: Александр Великий

Антипатр назвал этот дом в честь величайшего полководца древности (правда и заказчика - крупнейшего в Галилее цветочного магната, звали так же). В один из дней Восстания какие-то жестокие безумцы приколотили тела хозяина и его домочадцев к входной двери.

  • Рав Йоханнан Гискальский Льюс

    Блестящий боевой командир и пламенный патриот Галилеи, Йоханан не раз водил отряды мщения против банд эллинов, грабивших еврейские селения. Когда его родной город, Гискала (Гуш-Халав), был взят приступом и сожжён, он с небольшим отрядом горожан отбил город, а головы захватчиков развесил на кольях вдоль стен.
    Во время хаоса, охватившего страну в начале восстания, захватил склады топлива: большую часть масла, хранившегося в Иудее для нужд Рима. На вырученное от продажи вооружил и обучил боевой отряд, нанесший немало поражений захватчикам по всей верхней Галилее.

    Пронырливейший и коварнейший из галилеян, он мечтал о том, чтобы сделаться полководцем и носился с еще более широкими планами, только недостаток денег мешал их осуществлению. Видя, что Иосифу сильно нравится его деловитость, он сумел прежде всего склонить его на то, чтобы он ему доверил возобновление стен его родного города. Благодаря этому ему удалось наживаться за счет богачей. У него сложилось предположение, что если ему удастся низвергнуть Иосифа, то он сам получит начальство над Галилеей, а потому он приказал подчиненным ему разбойникам настойчивее преследовать свое разбойничье ремесло в надежде, что при волнениях и беспорядках, которые подымутся во многих местах, каким-нибудь изменническим путем убить полководца, когда тот поспешит на помощь стране, или же если он будет остерегаться разбойников, то очернить его в глазах населения. Затем он распространял молву, будто Иосиф только и помышляет о том, чтобы все предать римлянам, и многими подобными происками добивался падения последнего.
    Иосиф Флавий, "Иудейская Война"

Инсула Антипатриана: Прометей

Квартиры в этой престижной многоэтажке, названной в честь популярного мифологического героя, были выкуплены торговцами и прочими деловыми людьми.

Бейт Кнессет

Сумерки падают на Йодфат, закатное солнце раскрашивает развалины каменных домов в глубокий индиго и яркий кармин, в киноварь и куркуму, сглаживая уродство и грязь разрухи.
Узкие улочки старого еврейского квартала петляют, ведя к Синагоге. “Дом собрания” его зовут на старом, полузабытом языке. Греческое слово звучит святотатством в этом месте.

Вечер пятницы, и в окнах дома собраний зажигаются свечи. Внутри все как на свадьбу - накрыт стол, разлито вино, свечи освещают одухотворенные лица. Молитва бьется птицей в узких переулках.
“Слушай, Израиль, Господь всемогущий, Господь Един!
Слушай, Израиль!"

  • Шмуэль сын Шавла, кохэн Лео

    Сын хранителя йодфатской синагоги, погибшего во время авианалета.

  • Руфь Vil

    Богатая гречанка, супруга магната цветочной промышленности в Галилее, недавно зверски убитого партизанами. Прошла Гиюр.

Склады Тетрарха

Большая их часть разграблена, но есть несколько таких, которые были арендованы до войны уважаемыми людьми - их имена висят на табличках на двери. Эти пока почему-то не решаются трогать.

Склады Тетрарха: времянка сторожа

Большая их часть разграблена, но есть несколько таких, которые были арендованы до войны уважаемыми людьми - их имена висят на табличках на двери. Эти пока почему-то не решаются трогать.
По периметру района складов и ангаров располагалась сеть помещений охраны. В одном из таких помещений, поселилась группа людей дома которых сгорели во время уличных столкновений.

  • Амнон, иудей Крайк

    Фарисей из хорошего рода, известный своей набожностью.

  • Рав Иошуа бен Сафат Легас

    С отрочества набожный и старательный в служении Г-ду, он с горечью наблюдал, как те фарисеи и левиты, кто по долгу своему должны были больше всех славить Имя Его, вместо того допускали попрание эллинами веры и всех традиций. Так говорит Иошуа: кто в чистых одеждах — тот ли чище перед Йеговой? Кто богат — тот ли купит себе любовь Его? Кто учен и многомудр — тот ли лучше поймет Г-да? Им ли, чистым, богатым и ученым, сбросить с земли Израиля ярмо захватчиков-лиходеев? Так говорит он, и речи эти, ясные как свет, милы сердцу простого люда.

    Тем временем разные проходимцы и обманщики старались побудить народ последовать за ними, где обещали явить всякие чудеса и необыкновенные вещи, которые будто бы должны были случиться по желанию Предвечного. Многие поверили этому и жестоко поплатились за свое безумие.
    (Иосиф бен Матитьягу “Заметки”)

  • Менахем, освободившийся преступник Никита Кочкин

    Те, кто знают Менахема, скажут, что сызмальства он трудился в долговом рабстве, отрабатывая взятое то ли его родителями, то ли кем-то еще.
    В дни Восстания, он оказался в клетке среди приговоренных к суду, но после был освобожден боевиками из отряда Гискальского.

Укрепленный пункт "Шар Шалем"

"Врата Заката" замыкает южный рубеж обороны Йодфата, являясь опорным пунктом для патрулей и вылазок Гуш-Халавских бойцов. По местным тропам не ходят беженцы и торговцы, а в ответ на любой подозрительный шорох из кустов следует очередь или граната.

Идеологические группы Йодфата
Иерусалимская армия освобождения

Умеренные евреи, фарисеи и саддукеи, большей частью прибывшие со своим командиром Иосифом из Иерусалима.

#политическое_лавирование #единство #ИерусалимНаш #победа

Люди из Гуш-Халава

Сторонники радикальной партии зелотов, бывшие торговцы и охранники караванов, вставшие на защиту своей страны. Год непрерывных военных действий в Галилее сплотили их и сделали опытными бойцами.

#взятьинициативу #эффективность #вешать_греков #вешать_римлян #нетмилосердию

Чернь

Крайнее движение зелотов - частью разоренных крестьян, частью городской бедноты и людей, в годы власти Рима попавших в рабство за долги. Вооруженные чем попало, они являют опасность в своей непредсказуемости, дополненной религиозным исступлением.

#светистины #Вера_без_шелухи #чистки #властьправедным #ктоМошиах?

Горожане Иотапаты

Довоенный еврейский городской костяк: мелкие чиновники, ремесленники и торговцы, ныне лишенные заработка и оказавшиеся в Йодфате едва ли не заложниками. Чаяния многих из них устремлены к скорейшему окончанию войны.

#выживание #война_невыгодна #Иотапата_это_мы #рукаЗодчего

Стоики Иотапаты

Эллины и эллинизированные евреи (ученые, учителя, атлеты, философы, поэты, врачи), остались в городе не по нужде, а из нежелания трусливо бежать от опасности.

#просвещение #стоицизм #самопожертвование #знание_исцеляет_безумцев #прятки_со_смертью