Общий чат деревни для обсуждения совместного быта и вопрососов к МГ: https://t.me/+6JvSdkKEXJcwNzYy
Лютая зима выдалась в этом году, стужа такая, что нос из дому не высунешь. Ненастьем намело снега глубокие, зверье по норам сидит, птица на лету мерзнет.
Подошел срок, и обряд встречи Весны провели всем миром, как должно. Пряха день по луне рассчитала, всей деревней собрали костер и застолье, пожгли соломенное обличье Мары, и Ткачиха огню угощением за всех поклонилась. А все не отступает Зима, мороз крепчает. Того и гляди кончатся запасы.
Потому собрались люди на закате за околицей, и пошли на капище спросить у лесного хозяина, как вернуть весну. Стали кругом на поляне, Знахарка в середину вышла и гадальные кости раскинула. А расклад в ответ выпал ясный: чучела соломенного, да поклона с караваем ныне не достанет. Чтобы смертный холод отвернуть, нужно собрать солнцу-Даждьбогу из плоти невесту, как давно уже не делали, но заведено было у дедов и прадедов.
Должна быть эта девица хороша и умом, и статью, чтобы, улетев с костра в мир небесный, пред богами предстать. Донести туда и мольбу людскую, и искру огня земного, и жизни своей весну. Без ее помощи не взовьется на небесах пламя нового года, которому человечий обряд лишь отражение.
Вот только честь великая — она же и страх.
Каково это — оставить навеки дом, прежние надежды и земную жизнь? Труден ли путь на небо, выйдет ли пробраться? Какая доля ждет невесту в мире ином — разное сказывают, и не все те сказки со счастливым концом. А каково безвозвратно отправить за себя на грозное испытание внучку любимую, дочь единственную, невесту желанную, ученицу смышленую аль подругу дорогую? От сердца оторвать — ведь нельзя не отдать, и нельзя деве потерпеть неудачу. Кого и как выбрать? Жребий ли тянуть, по уменьям смотреть?
А леший знает! И верно — ему потусторонние дела да тропки ведомы поболее, чем людям. Снова Знахарка раскинула гадание: «Чья судьба невестина, лесной хозяин, подскажи, как нам быть?» Кости ответили туманно: в лес ходите, гостей привечайте, знаки примечайте.
На том и порешили: ныне рокового выбора не случится, а утро вечера мудренее — уж и на заимки сходим, и все приметы точно разведаем. А если знака ясного не будет, то и жребий честный потянем, но при свете дня это делать куда правильней. Отблагодарили за науку молока крыночкой и хлеба краюшкой, да пошли к дому. Но только вступили деревенские под сень лесную, как навстречу им на тропинке показались путники.
Вот уж знак, мимо какого не пройдешь! Все оружные, одеты богато, а иные вида такого нездешнего, что сразу призадумаешься, кого это леший принес — людей или пришлецов иной природы. Гости назвались послами, что неподалеку от капища стали лагерем. Вот только ночью в лесу послы известно чьи... А ведь, если не морок, есть среди них девицы красные! Уж не невестин ли поезд лесной хозяин сюда повернул? А может сам и прислал?
Одно ясно — без этих гостюшек обряд не обойдется. А девицам пришлым нужно в первую голову смотрины устраивать, да жребий тянуть! Если люди это, то верно и согласятся, ведь без Даждьбоговой невесты обозу из стужи не выбраться и дороги не отыскать. Сгинут в лесу, и никому до весны не дожить.
А коли нелюди, надо держать ухо востро. Как знать, зачем пришли они — во зло или в помощь?
Привычно видеть в событиях, вещах, словах знаки высших сил, поскольку см. далее
Сверхъестественные сущности постоянно присутствуют в мире, непосредственно на него влияют и участвуют в человеческой жизни
~ До богов далеко, и отвлекать их просьбами по житейским пустякам не принято. Боги — довольно высокое начальство, ведающее серьезными делами: мироустройство, смена сезонов и т.п.
~ Совсем другое дело — сущности “среднего и нижнего звена”, особенно местные леший, водяной и прочие, кто обитает буквально по соседству. Вот их-то иногда нормально попросить помочь или не мешать, направить или дать совет, за что принято благодарить отдарками или угощением
~ Всякая нелюдь небезопасна для человека. Даже не враждебная может иметь иные понятия о добре или дурно влиять своей инаковостью. А уж злонамеренная легко навредит. Поэтому люди живут и позволяют себе расслабиться только в защитном кругу околицы и костра (очага) деревни
На окружающую реальность (обстоятельства, удачу, судьбу) можно влиять посредством ворожбы
~ У любого обыденного дела есть правильный — с точки зрения влияния высших сил — способ исполнения. Вплоть до того, что мешать еду следует посолонь, потомучто.
~ Пробовать заговоры и мастерить обереги может любой, вопрос в том, насколько действенно и полезно это окажется
~ Для магических действий и предметов существуют “проверенные рецепты” (просто они неизвестны лично тебе), но сила того, кто творит волшбу тоже важный компонент (и не только волшебная, но и, например, любви-ненависти, которые побудили этим заняться). Некоторые и без инструкции могут зарядить как следует.
~ Если своей силы или знаний маловато, теоретически, можно договориться с нелюдью
~ Данное обещание — связывает.
Когда выходишь за околицу деревни, то переступаешь границу обыденного мира людей. Здесь, в Лесу, всё иначе, особенно Зимой. Наедине с большим внешним миром, полным неподвластных и не до конца понятных сил, ты чувствуешь себя частью чего-то большего, древнего и таинственного.
Надевая маску и обереги, ты меняешь не только облик, но и самосознание. Чтобы идти дальше, нужно стать не просто человеком, придется “вырасти над собой”.
Итак, в Лесу ты не только ты, но и обитатель небыли — дух. Это не потеря себя, а расширение, потому что для возможности договариваться с нелюдью и духами Леса в их мире, нужно стать одним из них.
Дуализм мышления: во время проведения Обрядов ты одновременно и человек, и нет. Несомненно помнишь, кто ты, но, сознание как бы раздваивается. Можешь говорить от имени духа, действовать так, как никогда бы не поступил в деревне, и это не будет ошибкой.
Кратко:
~ В Лесу за околицей ты не теряешь свое я, но становишься чем-то большим, чем человек.
~ Это не значит полностью перевоплотиться в духа, а предполагает двойственное самосознание и вторую точку зрения с ракурса другого, чем имеет деревенский обыватель.
Небо-отец — божественная патриархальная сущность, людьми не занимается, землю дождем оплодотворяет
Мать-Земля — неантропоморфная божественная сущность и мать всего, но также и смерть (так как все что на земле родилось в нее возвратится); в паре с небом
Остальные участники пантеона на положении их детей, а с другой стороны, могут образовывать супружеские пары
Перун — покровитель воинов и громовержец, а через это отвечает и за плодородный дождь (продолжение отца)
Мокошь — богиня земли дающей и родящей, а также прядения-ткачества и вообще женской работы; в паре с Перуном
Велес — бог хтони, подземного мира, скота и злата – Змей
Мара — сон и смерть, отражение второй ипостаси Матери-Земли
Стрибог — бог ветров и воздуха, а также водных потоков
Даждьбог — олицетворение Солнца, а через это еще и урожая
Заря — богиня рассвета, весны, ну и в целом обновления; про любовь — тоже к ней; в паре с Солнцем; участница новогоднего мифа
Сварог — бог огня и кузнец
Не возбраняется домысливать богам дополнительный ассоциированный функционал
Карачун — зимний дух повелитель мороза, холода и мрака, который укорачивает дни
Леший/Лешачиха — хозяйский дух леса
Водяной — хозяйский дух водоема
Русалка — водная нелюдь, которая связана с плодородием, т.е. водой, дающей “зеленую жизнь”. Есть мнение, что русалками становятся девушки, умершие до замужества или утонувшие.
Берегиня — хозяйский защитный дух земли, деревьев, растений
Болотник/Болотница — хозяйский дух болота; считается что на болотах граница между миром живых и подземным миром мёртвых особенно тонка
Кикимора — обитает в заброшенных жилищах за околицей; ее задабривают, чтобы помогала (или хоть не мешала) делать всякую “домашнюю” работу за околицей, не таскала вещи во время стирки, не пугала скотину на выгуле и т.д.
Яга — нелюдь страж границы между миром живых и мертвых (подземным), проводница мертвых на тот свет
Оборотень — нелюдь принимающая то человеческий, то звериный облик
Навья — заложный мертвец, не получивший упокоения, или позабытый предок, не получающий поминовения, и злобствующий по этому поводу; соответственно ассоциируется с несчастьями, но можно и задобрить; может быть бестелесным призраком
Упырь — нежить, заложный мертвец, не получивший упокоения (не захоронен, много и злобно колдовал при жизни и пр); встает из могилы, вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству
Как всем известно™, у мира есть три яруса – небесный (за него главный — Перун), земной (за него поровну Мокошь и Мара) и подземный (там царит Велес).
В давние времена Змей-Велес похитил Мокошь, жену Громовержца-Перуна, что привело к ужасным последствиям в земном мире: возобладала Мара, и все стало покрываться тьмой и льдами. Но Перун спустился из своего небесного обиталища и последовал за врагом. Преследуемый Велес при помощи сил Мокоши создавал в земном мире за собой преграды — новые реки, леса, камни-горы — обращался в птицу, зверя, скотину, человека. Но Перун их все равно настиг, преграды разметал, схватился со Змеем в поединке и сразил его. Грозой и молниями загнал Велеса в подземное царство, а жену вернул. Победа завершилась дождем, принесшим исцеление и плодородие на весь хаос, который учинила вражда богов в земном мире.
Хотя конечно, такие раны и бедствия не прошли для земли бесследно, и теперь ей приходится каждый год погружаться в сон, чтобы отдохнуть. Тогда наступает время Мары, усиливается ледяное дыхание подземного мира, и приходит зима.
Пробудить землю от зимнего сна, чтобы он не стал мертвенным — дело Зари. Она должна спускаться и заглядывать к морозной спящей, проверять как там дела с отдыхом, а когда настанет срок, то вместе со своим Даждьбогом-Солнышком обновить небесный огонь, чтобы он жарче разгорался, тепло и свет отогнали марину мертвечину, и наступила весна.
А еще шутка, повторенная дважды, становится в два раза смешнее, поэтому теперь Карачун хотел бы похитить и оставить у себя Зарю, когда та спускается, уж больно она юная и классная.
Чтобы этого не произошло, и чтобы весна пришла как положено, принято всем миром помогать отпугивать Зиму, проводить обряд встречи весны. Люди возжигают костры, чтобы каждая искорка к небесному огню присоединилась, жгут чучела.
В прежние времена, когда зимы были длиннее и злее, бывало посылали в помощь Даждьбогу девицу-невесту прямо на небеса. А сейчас выбирают красную девицу, что от общины, будто Заря, дары к костру принесет и Даждьбогу поклонится. Ведь без женской руки в этом деле не обойтись.
Когда ты сам ещё учеником был у Пахаря Вячко, вернулся твой батя, Сказитель Дарён, с городской ярмарки довольный очень. Богатый купец у него много товаров приобрёл задорого, так что на всю деревню накупили краски, соли, утвари. С тех пор батя любил посмеяться: “Такую невесту тебе, сынок, подыскал, красавицу писаную, купца того дочку. И подарок ей уж от тебя преподнес на сватовство: цветы те, что на продажу ты вырастил.” А ты в ответ только отмалчивался. Но часто тебе с тех пор представлял себе ту невесту — девицу-красавицу с рдяными цветами в руках.
Старшему брату Ратко матушка твоя невесту нашла быстро, и тебя уже донимать начала: когда ты от ляда своего глаза поднимешь и хоть на кого-то посмотришь. Да разве сравняться эти девчонки деревенские с девицей-мечтой? А потом, как лихоманка Вячко унесла, и ты новым Ведающим Пахарем сделался, так совсем не до девок стало, все дни на в делах проводил. Не просто молодшим Ведающим быть. Все привыкли на твоем месте видеть умудрённого годами Вячко, а не тебя, мальчишку вчерашнего. Тут уж и матушке от тебя отстать пришлось.
Но после того как прошлым летом отец и брат на болотах пропали, насела на тебя матушка с новой силой, любой разговор на женитьбу переводила, плакала. Уговорила она тебя сватов к Умиле Пряхе послать. Та девица видная, мастерица чудесная и в деревенских обрядах участвует. Родители её тут же и сговорили, кто в своём уме будет Ведающему в сватовстве отказывать. Да только по самой Умиле и не скажешь рада ли она помолвке вашей. А может и не надо тут любви великой, всё равно ты на лядах пропадаешь целыми днями? Как твоя матушка говорит: стерпится-слюбится…
Все знают, что на окружающую реальность можно влиять посредством ворожбы, а это и урожай, и улов, и здоровье, и что угодно еще. Так что у жителей деревни принято проводить регулярные или разовые обряды по разным поводам, в том числе предстоит заниматься этим на игре.
Мы расскажем вам о нескольких (см. общеизвестные), но не хотим ограничивать этим списком. Если душа и ситуация просят какого-нибудь обряда — проводите! Делайте красиво и интересно себе и другим игрокам.
Вот общие положения по проведению:
“Как обычно” перед новолетием, каждый деревенский персонаж — мастер своего ремесла — проводит связанный с ним обряд, чтобы в целом у деревни в грядущем году процветало хозяйство и жители, пер урожай, и дары леса водились в изобилии.
А в этот раз нужно еще снарядить в путь Даждьбогову невесту. Никто точно не знает, легок или труден будет ее путь на небо, вдруг придется девице обороняться, стаптывать сапоги и перебираться через Реку-Смородину. Поэтому важно заговорить на своих новолетних обрядах дары для невесты, чтобы духи своей земли ей тоже силушки отмерили. Эти волшебные вещи нужно обязательно подготовить ко Встрече весны, пригодятся!
Детали про ваши обряды будут у каждого отдельно.
Провести такой обряд над кем-либо может любой(ая) из “старших” деревни.
Все деревенские друг другу родичи в своей общине, символом их принадлежности является оберег. Будучи частью рода, они могут рассчитывать на защиту предков и содействие местных духов в Небыли, но вдали от них это может иметь обратный эффект. Поэтому, если кто-то, например, выходит замуж в соседнюю деревню, то проводят обряд отвязывания от рода, чтобы дева не захирела от тоски по дому, или не случилось бы несчастье, которое вернет ее обратно. Для этого забирают “родовой” оберег и меняют на новый — с предметом, принадлежащим новому роду или месту, куда решено переехать.
Есть более печальная разновидность: изгнание из рода. Это может быть наказанием за тяжкое преступление. Оберег преступника отбирают и сжигают, а самого человека изгоняют из деревни, и он уходит в Небыль без защиты.
Обратный от описанного выше. Обычно его совершают, например, над новорожденными и невестами местных из других деревень — выдают новый местный оберег. Точно проводили над Травницей, когда её взял на воспитание Бортник.
Принять в род кого-либо также может любой(ая) старейшина деревни. Это серьезный шаг, жизненный поворот. Принятому человеку будет крайне сложно и нежелательно покидать деревню и новых родичей.
Это отражение новогоднего мифа, совместное с богами изгнание зимы. Его перед Новолетием принято проводить на поляне капища “всем миром”, т.е. позвать и притащить буквально каждого жителя или гостя (если вдруг), чтобы показать свою сплоченность перед общим врагом.
Обычно (последние десятилетия) проводили так: каждый житель приносил для общего костра полешко, каждая семья — блюдо для общего застолья. Знахарка вязала куклу-символ Мары из соломы, все ее украшали, а потом сжигали на общем костре, который разжигал Кузнец или Пахарь. Потом (когда жребием, когда выкликанием, а когда похвальбой) выбиралась достойная девица, которая от имени Зари приносила к костру отдарки от деревни и “солнечный” каравай, кланялась Даждьбогу и говорила, что Земля отдохнула, и пора будить.
Сейчас же дело серьезное, и придется снова звать Весну суровым дедовским способом (см. далее)
Проводы Невесты это обряд давно минувших дней, поэтому детали или толкование о том, как именно его нужно провести — знание старшего поколения.
Общеизвестно, что:
Каждый год, когда приходит Новолетие, ты — Пахарь — проводишь свой обряд.
Это один из редких случаев, когда ты дерзаешь обратиться прямо к Даждьбогу, чтобы в грядущем году урожай взошел богатым и обильным.
Здесь мы поясним технические и духовные подробности.
Обряд проводится по общим правилам обрядов за околицей, но есть несколько дополнительных требований
Базовое описание твоего обряда — рисуешь на снегу круг с лучами и счищаешь в середину кору с веток. Просишь солнце согреть землю, чтобы взошли семена, зацвели и заплодоносили деревья. Не забудь оставить богу отдарок на сделанном алтаре.
Для проводов Невесты тебе нужно подготовить несколько символических веток, которые через новолетний обряд впитают в себя жар солнца, и костёр на Обряде встречи весны разгорится ярко и быстро.
Наше описание — только необходимая канва. Если сердце просит добавить что-то ещё, что сделает обряд интереснее для тебя (и для тех, кто потом найдет его следы) - добавляй.
После того, как проведёшь обряд, и поставишь алтарь с подношениями Даждьбогу , здесь ты получишь его защиту.
Теперь это твое Особое место, и если тебе придется вступить здесь в поединок (см. правила по взаимодействиям), то будет действовать способность — Хозяин своего места (см. как отдельный загруз в заявке)
Также, если тебе понадобится провести какие нибудь личные обряды, твоя поляна — хороший вариант
Ведающие.— уважаемые люди в деревне.
Это Лесоруб (Староста), Рыбак, Бортник, Пахарь, Кузнец и Знахарка.
Они хранят не только опыт и практические навыки своих ремесел, но также историю и традиции рода, а еще проводят обряды с родом связанные. Знания и умения этих людей важны для выживания деревни и передаются по наследству от учителя к ученику.
Лесоруб, Рыбак, Бортник и Знахарка уже находятся в том возрасте (старше 30), когда вся деревня ждёт, что они выберут преемников для обучения. Кузнец и Пахарь еще молоды и стали Ведающими не так давно, сменив своих учителей. Им срочно выбирать ученика не обязательно, но они могут это сделать, если посчитают нужным.
Учеником может стать любой человек (но не другой Ведающий, конечно), даже извне деревни, правда, в этом случае он тут поселится, его нужно будет принять в род и т.д.
Чаще всего ремесло и ведание передают от старших родственников к младшим. Пол ученика не имеет значения, для Ведающего важны знания и смекалка. Главный лесоруб — не тот, кто больше всех нарубил, а кто знает какие деревья и с какой стороны рубить лучше, что делать при обморожении и как найти обратную дорогу в зимнем лесу.
Некоторые Ведающие, принимая ремесло и статус, берут определённые ограничения, с ним связанные. Такие запреты распространяются и на ученика.
Посвящение в ученичество это тоже, конечно, обряд, проводимый по общим обрядовым требованиям, и предполагающий, что:
ВАЖНО: Ученик, пока сам не станет Ведающим (а это происходит по факту смерти или полной немощи его учителя), продолжает ходить за околицу со своим оберегом, “запасной” — это только маркер ученичества
После посвящения Ведающий занимается обстоятельной передачей знаний преемнику: передаёт знания о секретах ремесла и традициях рода, знакомит с подробностями своего новолетнего обряда, показывает место подношений и т.п. Предполагается, что ученичество это многолетняя история.
Если нужно заменить выбывшего человека, отвечающего за “младшее” ремесло (Хозяйка, Сеятельница, Пряха, Травница, Жница, Ткачиха или Охотник), то выбор происходит в виде деревенского соревнования в этом деле. Знание про новолетний обряд такому новичку передадут Ведающие
Раньше в деревне Ведающих всегда было семеро. Седьмым был Сказитель, хранящий легенды, сказки, истории, песнопения. Но прошлым летом Сказитель и его преемник — отец и старший брат Пахаря — вместе сгинули на болоте. С тех пор на праздниках нет больше весёлой музыки, услаждающей слух богов, духов и людей.
Вы — Ведающие — в том числе занимаетесь в деревне проведением больших сезонных обрядов (встреча весны, середина лета, праздник урожая, солнцеворот) и всего, что связано с родом (принятие, отвязка, свадьбы и т.п.).
Если к вам придут с запросом произвольного обряда, импровизируйте в рамках общих требований. То есть — проводите за околицей с выходом туда по соотв. правилам, в логичном особом месте и логичными образом, оставляя физический след.
Их описание общеизвестно (см. общий загруз). Здесь уточним технические моменты
Все остальные детали проведения остаются на ваше усмотрение.
Как и все большие сезонные, проводится “всем миром” на деревенском капище.
Традиционно обрядом руководит Знахарка, и он идет по такой схеме:
1) Разжигают большой костер из специально заготовленных дров
2) Вначале либо заранее те, кто на новолетних обрядах готовил Невесте “приданое”, подносят и отдают Знахарке свои заговоренные предметы
3) Провозглашается, какая именно девица выбрана Невестой Даждьбога (если проводится какой-то финальный этап процесса выбора, то он здесь)
4) Сказитель рассказывает историю Невесты, чтобы о ней осталась земная память
5) Знахарка готовит Невесту — вручает и надевает “приданое” (тут можно привлечь чью-то помощь), сама рисует на лице и руках девицы защитные знаки краской, которую подготовила на новолетнем обряде
6) Те Ведающие, кто на личных обрядах готовил предметы для новогоднего мифа, вместе с Невестой воссоздают легенду про Зарю, которую похищает Карачун, а затем она освобождается и соединяется с Даждьбогом:
Воплощайте миф как вам кажется красивым и уместным.
7) В конце Невеста проходит вокруг костра (восшествие в костер). Знахарка отводит Невесту к мастерам.
8) Происходит всеобщее веселие и праздник
ВАЖНО: Известно, что предкам далеко не всегда удавалось провести обряд, соблюдая все условия или имея все предметы. Если найти некую замену и/или дать Невесте с собой дары побогаче, то она все еще достигнет успеха. Ну или придется приложить в пути на небо побольше усилий.
Дополнительные дары можно как в приданое, так и бросать в огонь
Чем, что и как заменить в случае отсутствия, судить тоже предстоит вам.
В случае, если ты создал(а) свое особое место в котором поставил(а) алтарь (место подношения для духа), это место считается твоим
Пока ты в нем, тебя нельзя победить в состязании по правилам взаимодействий
В схватке, когда на тебя срабатывают условия поражения (например: столкнули в снег), можешь посмеяться над соперником и продолжить состязание как ни в чем не бывало --- начните новый раунд.
ВАЖНО способность означает, что тебя нельзя победить, но не означает что соперник проиграет автоматически.
Зато тебя можно автоматически победить, если перед боем в твоем Особом месте предъявить твой путевой предмет
При наличии маркера особого места
Ты можешь за околицей повесить его на подходящем месте и тогда на него будут распространятся правила особого места
Это может пригодиться, например
Победив кого-то в поединке по правилам взаимодействий вместо путевого предмета, вы можете проклясть проигравшего
Проклятый заблудился в Лесу.
Его маршрут по Путевому Листу начинается сначала
Если вы хотите придумать другие эффекты проклятия, подходящие по смыслу вашей роли, мы открыты к предложениям
Говорят, в старые времена молодые, да и не слишком молодые мужики уходили далеко в лес — ночью, тайком. То ли силой мериться, то ли тайный обряд вершить… Но лишь немногие возвращались без вреда. Одни приходили побитыми, другие вовсе пропадали. Позапрошлый староста пресек тот злой обычай, и дорога туда затерялась. А те, кто там бывал, да синяки и сломанные пальцы трофеями вынес — молчат, ничего не рассказывают…
Бабки сказывают: ждет жених невесту, да только не ту… И невеста ждет жениха, да не того… Говорят, много в месте том и вокруг этой истории зла накопилось, неправильного, что уж не под силу плечу человеческому вынести.
Еще поговаривают: если хочешь узнать судьбу свою или найти ответы, которых нигде в мире не сыскать, — иди в самую глухую, мертвую пору года, ищи место злое, где мертвые спят. Да сиди там ночь напролет, не усни, не дрогни. Говорят, кто выдержит, тому откроются истины… Только вот не слыхали давно, чтобы кто-то вернулся оттуда с ответами.
А в лесу, говорят, живет хозяин — добрый да спорый. Ходит он меж миром живых и царством мертвых, как по своему дому. На его столе льется живая да мертвая вода. Невесту бы ему найти, жену обрести — и было бы великое благо всему лесу. Да только не нашел он пока свою суженую ни на той стороне, ни на этой. Лишь ждет, чает…
Но помни, зло не всегда там, где его ждешь. Говорят, пропадают в здешних местах богатые караваны, исчезают одинокие путники… А после лишь пустые короба ветер по зимней дороге гоняет.…