Общий чат обоза для обсуждения совместного быта и вопросов к МГ: https://t.me/+2VYjp29i6eY4NzAy
С четырех земель в Киев держали путь посольства со свитой: все царевны да царевич, и из Царьграда епископ.
Ценных гостей выехал встречать и в пути охранять воевода Добрыня Любечанин с дружиною.
Послы стремились успеть к празднику Новолетия, ведь оно не только веселый пир, но и отличное время, чтобы решить о планах на грядущий год и заключить союзы. Вот только это значит, что им, приплывшим из теплых краев, вскрытия рек ждать не выйдет, а придется ехать санным путем.
Добрыня — без большой любви к этой рисковой затее — подготовил обоз, все дорогие гости пересели на сани и двинули в сторону Киева. А купцы да прочие попутчики из грек в варяги, что на том же форпосте стужу пережидали, поняли — лучшего шанса, чем ехать домой с княжьей дружиной, просто не будет, потому к обозу присоединились.
И поначалу ехали споро, но затем с путниками приключились тридцать и три несчастья. Опасались лихих людей или засад печенежских, а получили постоянные и досадные препоны. Будто сглазил кто и дорогу заворачивал: то лошадь захромает, то припасы спортятся, то заплутают, то еле плетутся по глубокому снегу, а то малодушно отстанет кто из свиты в селении, куда заехали на постой.
Очень сильно задержались в пути, и вот уже дни все длиннее, и должен бы обоз весело мчать по блестящему снегу под весенним солнышком — а нет! Морозы только крепчают, небо хмурится, то снег валит, то хмарь висит. Ни конца ни края не видно и зиме этой унылой, и дороге. Небо и земля одного цвета, не поймешь на каком свете едешь.
Послы, ясное дело, недовольны и хотят уже в теплый Киев, да побыстрее. И вот, проезжая очередной какой-то поселок, взяли местного проводника. Он обещал короткую дорогу напрямки через лес да болото. Пусть места глухие, и не живет там никто, но по нынешней стуже топи так подморозило, что сани легко проедут. Всего три не то четыре дня перехода, а дальше уж киевские земли, и путь в стольный град будет самый прямой и гладкий!
Ни на какой Киев они, конечно, не вышли.
Погода испортилась сразу как выехали, но поначалу ее еще можно было превозмогать. Ехали день и ночь, и еще день. А к вечеру поднялась такая метель, что любого с ног валит. Снега намело в человеческий рост, деревья до земли гнулись, будто ломили их гадкие варяжские снежные великаны. Обоз насмерть застрял. Остановились переждать хоть немного, оглянулись — нет больше того проводника. Поискали-покликали, всё без толку, пришлось отряду ковылять под защиту лесной чащи. Сани пообломали о буераки, доволокли остатки до укрытой лощины и стали лагерем из последних сил.
Утро вечера мудренее, и погода у него получше. Посветлу стали разбираться, куда же обоз занесло, и выходило невесело. Проводник словно сгинул в сугробе: не нашли ни его, ни следов — даже своих — только снег, ровным слоем укрывший громадные буреломы. Сани и волокуши придется серьезно чинить, но время на это есть. Ведь чтоб на них ехать, нужно знать, куда именно. А для этого надо тропы из леса искать, болото обещанное, за которым путь прямой.
Долго ли коротко вокруг стоянки разведывали, опять стемнело. И стали заметны в лесу огни. Но откуда же взяться им в этой глуши? Отрядили людей проверять, и верно — в той стороне оказалась поляна с истуканом, и от нее торная тропка, на которой обозные повстречали... кого?
С огнями, в одежде простой и с лицами укрытыми — вид у незнакомцев человечий. Вот только известно же, что в этих диких местах люди не живут. Вроде и удача нежданная, можно попросить помощи и путь скорее продолжить. А вроде договариваться надо с опаской, ведь удачи за этим обозом раньше не замечено.
Не нарочно ли кривая дорожка привела обоз сюда? Не лесной ли хозяин к себе в гости затащил? Если встречные роду людского, то наверняка выйдет столковаться.
А коли нелюди, надо держать ухо востро. Как знать, что за их помощь отдать придется.
Чтобы увеличить шансы на успешный выход из Леса, вам нужно потрудиться в нескольких направлениях. Каждая из задач важна, но ни одна не является обязательной . Чем больше вы сделаете, тем выше вероятность выбраться и увидеть стены киевские.
Найти дорогу
Исследуйте окрестности с Путевым Листом “Поиск Пути”.
Найденные диковины и особые места отмечайте своими знаками-вешками. Чем больше мест будет разведано, тем лучше
Каждое место поименуйте в составленном списке или на карте которую нарисуете.
Починить сани
Сломанные сани замедляют ваш путь. Чтобы починить их:
Найдите древесину в Лесу.
Раздобудьте металлические детали для креплений.
Собрать припасы
По пути было потеряно немало добра, и припасы на исходе. Вам нужно пополнить запасы еды, помните об этом в своих вылазках.
Поворожить
Можно провести обряд, чтобы приманить удачу или сделать гадание на поиск пути
Но в Обозе вряд ли будет единое мнение по этому поводу.
Можно ли надеяться на помощь тех, кого вы встретили в Лесу, еще предстоит выяснить. Откуда они вообще взялись на безлюдье и чего запросят взамен?
Польша все еще довольно языческая, люди верят в:
База христианства
Христианину следует
Свентовит — главный среди богов, небесный патриарх, покровитель воинов, бог войны и победы. Также он связан с плодородием — считаем, что типичным для небесного божества образом: его дождь (и остальные небесные природные явления) оплодотворяют мать-землю
Идол изображают с четырьмя головами, смотрящими в разные стороны, что символизирует его всевидящую природу.
Атрибуты — меч, рог изобилия и белый конь
Жи́ва — воплощение плодородного аспекта земли, дающей жизнь, а также женского начала. Сестра Мораны и противопоставлена ей. Покровительствует женщинам, отвечает за домашний очаг, деторождение а также любовь. Её атрибуты — цветы, зелёные ветви и свет.
Морана (Маржана) — богиня смерти, что властвует над землей на пару с сестрой Жи́вой. Вместе они символизируют цикл жизни: все, что рождено землей, умрет и в землю возвратится. Также Морана богиня снов и волшбы. Зима и ночь — ее время. Не олицетворяет луну, но ассоциируется.
Яровит — бог солнечного света и урожая, покровитель земледелия и дада, тоже плодородия. Связан с пробуждением природы, а также у Яровита есть воинский аспект.
Его атрибуты — щит и солнечный диск
Сварог (Сварожич) — бог огня как в сакральном (огонь очищающая и защитная сила), так и в бытовом смысле, он кузнец и покровитель ремесел
Триглав — трехголовый бог, надзирающий за тремя мирами: небесным, земным и подземным. Отвечает за гармонию мироздания и природные циклы. В какой-то мере управляет подземным царством и приглядывает за мертвыми.
Также ассоциируется с тайными знаниями, так как объединяет видение всех миров
Зоря — богиня рассвета, весны, ну и в целом обновления; невеста либо жена Солнцу; участница новогоднего мифа
Зюзя — зимний дух повелитель мороза, холода и мрака, который укорачивает дни. Его атрибут — посох или булава. В зимние месяцы так силен, что даже солнце перед ним робеет.
Лесовик/Лесовица — хозяйский дух леса
Водник — хозяйский дух водоема
Русалка — водная нелюдь, которая охраняет водоёмы, а еще связана с плодородием и растительностью, т.е. водой, дающей “зеленую жизнь”. Есть мнение, что русалками становятся девушки, умершие до замужества или утонувшие.
Болотник/Болотница — хозяйский дух болота; считается что на болотах граница между миром живых и подземным миром мёртвых особенно тонка
Кикимора — обитает в заброшенных жилищах за околицей; ее задабривают, чтобы помогала (или хоть не мешала) делать всякую “домашнюю” работу за околицей, не таскала вещи во время стирки, не пугала скотину на выгуле и т.д.
Ендза — нелюдь страж границы между миром живых и мертвых (подземным), проводница мертвых на тот свет
Оборотень — нелюдь принимающая то человеческий, то звериный облик
Навья — заложный мертвец, не получивший упокоения или позабытый предок, не получающий поминовения, и злобствующий по этому поводу; соответственно ассоциируется с несчастьями, но можно и задобрить; может быть бестелесным призраком
Упырь — нежить, заложный мертвец, не получивший упокоения (не захоронен, много и злобно колдовал при жизни и пр); встает из могилы, вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству
Как известно, Жива и Маржана властвуют над землею поочередно. Летом время плодородия и роста, а зимой — почти умирания, но все-таки сна и отдыха перед следующим циклом.
Пробудить землю от зимнего сна, чтобы он не стал мертвенным — дело Зори. Она должна спускаться с небес и заглядывать к морозной спящей, проверять как там дела с отдыхом. А когда настанет срок, то вместе со своим супругом-Солнцем обновить небесный огонь, чтобы он жарче разгорался, тепло и свет отогнали моранину мертвечину, и наступила весна.
Но землю в это время окутывает льдом и стужей Мороз-Зюзя. И он хотел бы похитить и оставить у себя Зорю, когда та спускается, уж больно она юная и прекрасная.
Чтобы этого не произошло, и чтобы весна пришла как положено, принято было всем миром помогать отпугивать Зиму, проводить обряд встречи весны. Люди возжигали костры, чтобы каждая искорка к небесному огню присоединилась, жгли чучела Маржаны. А еще выбирали красную девицу, что от них, будто Зоря, Солнцу кланялась и дары приносила…
Да, в прежние времена, рассказывают, было именно так.
На пути от порта послы часто беседовали между собой о Боге и вере. Особенно епископ Иоанн с царевной Афият и княжной Святославой жарко спорили. Юный Аарон тоже делился с ними мыслями о вере иудейской, да и ибн Фадлан иногда слово молвил. А остальные слушали с интересом - не так много развлечений было в зимнем лесу.
Сказывали про твою бабку Лютославу всякое.
Будто мать её на охоте потерялась, несколько дней искали, насилу нашли. А после леса понесла, да наверняка не от мужа — верно отцом Лютославы был вовсе не человек.
Еще мелют, будто глаза у неё по ночам были не всегда человеческие. И зимой следы дикого зверя рядом с её домом находили. И будто ходила она на капище к Лесному хозяину, и слышался там волчий вой. А еще — что под платьем Лютослава вся шерстью была покрыта (но это враки, ты сама видела, что только ноги сильно волосаты).
Как-то вы вместе сидели за вышивкой, и бабушка вдруг наземь упала, стала корчиться и слова вымолвить не могла. Ты к ней бросилась, да и людей позвала помочь, а чем? Она только вся тряслась, выгибалась да зубами скрипела жутко. С новой силой поползли слухи, и от них ушла бабушка Лютослава из города в дальний хутор жить
Как-то ты приехала ее навестить. Зашла, а в доме никого, только кровь на полу и вещи перевернуты — то ли разбойники побывали, то ли дикие звери. Стала ты по дому бегать, искать бабку кликать, в чулан забежала — а там алтарь с истуканом, не то волка, не то медведя. Как на лесном капище, только маленький. На алтаре том подношения лежат, снадобья и трав пучки засушенные.
Ты так испугалась, что перекрестилась. Сразу вспомнились и иначе заиграли старые бабушкины побасенки — вот, к примеру, ее частая сказка про девицу, что Лесу жизнь свою задолжала да все тянула, и зов обещания заглушала зельями и заговоренными травами. А ее жених эти снадобья нашел да и перепрятал. Тогда на голос Лесовика обратилась девица в волчицу, и навсегда исчезла в лесу. Грустная получается история, да…
Ты чулан крепко-накрепко заперла, а больше на том хуторе никто не селился.
Раньше такие мысли ты от себя гнала, а тогда стала часто задумываться — а вдруг правду говорили, что в бабушке кровь нечеловеческая и лесу долг? Пошла, поговорила со священником о том, как с ней “падучая” приключилась. Ты все боялась, не передастся ли тебе и родным та же напасть, спрашивала как ее отмолить. Священник ответил, что бабка была некрещеная, а потому в нее легко вселился нечистый дух. Вот пришла бы в церковь, приняла Господа в сердце своем, тогда и очистилась бы от грехов и от беса. А у тебя, если исповедоваться и причащаться своевременно, никаких проблем не будет.
И ты доброй христианкой была, да не вышло по слову святого отца. А может в храме недостаточно молилась. Год назад это случилось с тобой. Внезапно боль пронзила тело, судорогой скрутило, все суставы вывернуло, руки-ноги не слушаются и слова не выдавить. В ужасе мелькнула мысль: “отпусти, Лесной хозяин, не казни! Не хочу стать волчицею, отдарюсь как сумею!” И когда понемногу полегчало, ты устыдилась неверию в Господа, но делать нечего, обещание дадено. Один плюс — ты была одна, и о случившемся никто не узнал.
В тот же день съездила на хутор. Там все было запустело, но нетронуто: истукан на своем месте, травы на алтаре не порчены. Ты снова попросила Лесного Хозяина оставить тебе жизнь прежнюю, поднесла ему крынку молока и свежего хлеба краюху, и еще блестящий серебряный дирхам. А вот травы заговоренные забрала. На том и разошлись.
С тех пор ты старалась искупить произошедшее благочестием. Спокойная молитва и службы действительно помогали не испытывать лесного зова. Но в минуты слабости, изредка, он подкрадывается. И как почувствуешь ты, что дыхание перехватывает, то завариваешь понемногу бабушкины травки — тогда отступает.
Пришло время, стал твой князь-отец собирать посольство в Киев, чтобы заключить союз против германцев да варягов, скрепить его единой Верой Христовой и тобою в качестве жены.
Да только у князя киевского жён — полон терем, а во Христе можно сочетаться лишь с одной. Согласится ли такой женолюбец принять римский обряд для себя и своей земли?
А если нет, то как оградиться от беса вдали от храмов родной земли и причастия? Стань русы вашими единоверцами, было бы славно. А как поступят они с той, в ком заподозрят нечеловечье племя?
Только княжон не принято спрашивать, желают ли уехать замуж в далекую землю; отправились в путь.
Дорога до Киева оказалась тяжелой. От скуки ты часто беседовала у костра с епископом Иоанном, и разговоры ваши Людмила Книжница внимательно слушала. Её явно привлекала христианская вера, и она не скрывала, что в Константинополе не раз ей предлагали принять Крещение, но почему отказывалась — не говорила.
Погода становились всё хуже, а когда обоз свернул, чтобы “срезать”, то и вовсе поднялась метель. Потом исчез проводник, и, ломая сани, вы продирались в укрытое место, чтобы стать лагерем. В хаосе оказалось, что запас твоих трав потерялся, как и многое другое добро, что попадало с саней. Совсем ты надежду потеряла на удачный исход. Отослала прислугу и осталась в шатре одна наедине с окружающей глухоманью. Тревожно, даже страшно.
И тут вдруг лесной зов скрутил тебя с небывалой силой. Да что же это, нечеловечья кровь явила себя вдали от храмов? А может это наказание от Бога за травы бабкины и маловерие? Потому и обоз застрял? И дальше что с тобой будет, если кто-то увидит?
Когда отпустила боль, ты метнулась в лес, и бежала дороги не разбирая, пока вдруг впереди не выскочил матерый волчище. Мелькнула мысль, что вот и пришла смерть-избавление – а нет! Стоите, смотрите вы друг на друга, с места не двигаетесь. Волк лапами роет снег, но почему-то не нападает. Тут тебя окликнули слуги. Видно нагнали по следам, княжескую дочку боятся потерять. Волк услышал и в лесу скрылся, а ты подошла поглядеть. На том месте, где он рыл снег, лежал пучок лыка, будто куклу кто-то делал, да не доделал.
Свита помогла тебе вернуться к обозному походному лагерю, а ты по дороге всё думала - может это от Лесного Хозяина послание? Что значит эта кукла? А может лучше к Господу обратиться усерднее? Хорошо, что с вами есть священник, можно у него узнать. Или страшно довериться?
Все знают, что на окружающую реальность можно влиять посредством ворожбы, а это и удача, и здоровье, и поиск, и что угодно еще. Так что если душа и ситуация просят какого-нибудь обряда — проводите! Делайте красиво и интересно себе и другим игрокам.
Вот общие положения по проведению: