Игрок
Рэндом
Входит в группы
Обоз
Загруз
Для: Обоз

Зачин

Общий чат обоза для обсуждения совместного быта и вопросов к МГ: https://t.me/+2VYjp29i6eY4NzAy

С четырех земель в Киев держали путь посольства со свитой: все царевны да царевич, и из Царьграда епископ.

Ценных гостей выехал встречать и в пути охранять воевода Добрыня Любечанин с дружиною.
Послы стремились успеть к празднику Новолетия, ведь оно не только веселый пир, но и отличное время, чтобы решить о планах на грядущий год и заключить союзы. Вот только это значит, что им, приплывшим из теплых краев, вскрытия рек ждать не выйдет, а придется ехать санным путем.

Добрыня — без большой любви к этой рисковой затее — подготовил обоз, все дорогие гости пересели на сани и двинули в сторону Киева. А купцы да прочие попутчики из грек в варяги, что на том же форпосте стужу пережидали, поняли — лучшего шанса, чем ехать домой с княжьей дружиной, просто не будет, потому к обозу присоединились.

И поначалу ехали споро, но затем с путниками приключились тридцать и три несчастья. Опасались лихих людей или засад печенежских, а получили постоянные и досадные препоны. Будто сглазил кто и дорогу заворачивал: то лошадь захромает, то припасы спортятся, то заплутают, то еле плетутся по глубокому снегу, а то малодушно отстанет кто из свиты в селении, куда заехали на постой.

Очень сильно задержались в пути, и вот уже дни все длиннее, и должен бы обоз весело мчать по блестящему снегу под весенним солнышком — а нет! Морозы только крепчают, небо хмурится, то снег валит, то хмарь висит. Ни конца ни края не видно и зиме этой унылой, и дороге. Небо и земля одного цвета, не поймешь на каком свете едешь.

Послы, ясное дело, недовольны и хотят уже в теплый Киев, да побыстрее. И вот, проезжая очередной какой-то поселок, взяли местного проводника. Он обещал короткую дорогу напрямки через лес да болото. Пусть места глухие, и не живет там никто, но по нынешней стуже топи так подморозило, что сани легко проедут. Всего три не то четыре дня перехода, а дальше уж киевские земли, и путь в стольный град будет самый прямой и гладкий!

Ни на какой Киев они, конечно, не вышли.

Погода испортилась сразу как выехали, но поначалу ее еще можно было превозмогать. Ехали день и ночь, и еще день. А к вечеру поднялась такая метель, что любого с ног валит. Снега намело в человеческий рост, деревья до земли гнулись, будто ломили их гадкие варяжские снежные великаны. Обоз насмерть застрял. Остановились переждать хоть немного, оглянулись — нет больше того проводника. Поискали-покликали, всё без толку, пришлось отряду ковылять под защиту лесной чащи. Сани пообломали о буераки, доволокли остатки до укрытой лощины и стали лагерем из последних сил.

Утро вечера мудренее, и погода у него получше. Посветлу стали разбираться, куда же обоз занесло, и выходило невесело. Проводник словно сгинул в сугробе: не нашли ни его, ни следов — даже своих — только снег, ровным слоем укрывший громадные буреломы. Сани и волокуши придется серьезно чинить, но время на это есть. Ведь чтоб на них ехать, нужно знать, куда именно. А для этого надо тропы из леса искать, болото обещанное, за которым путь прямой.

Долго ли коротко вокруг стоянки разведывали, опять стемнело. И стали заметны в лесу огни. Но откуда же взяться им в этой глуши? Отрядили людей проверять, и верно — в той стороне оказалась поляна с истуканом, и от нее торная тропка, на которой обозные повстречали... кого?

С огнями, в одежде простой и с лицами укрытыми — вид у незнакомцев человечий. Вот только известно же, что в этих диких местах люди не живут. Вроде и удача нежданная, можно попросить помощи и путь скорее продолжить. А вроде договариваться надо с опаской, ведь удачи за этим обозом раньше не замечено.

Не нарочно ли кривая дорожка привела обоз сюда? Не лесной ли хозяин к себе в гости затащил? Если встречные роду людского, то наверняка выйдет столковаться.

А коли нелюди, надо держать ухо востро. Как знать, что за их помощь отдать придется.


Для: Обоз

Задачи для Обоза

Чтобы увеличить шансы на успешный выход из Леса, вам нужно потрудиться в нескольких направлениях. Каждая из задач важна, но ни одна не является обязательной . Чем больше вы сделаете, тем выше вероятность выбраться и увидеть стены киевские.

Найти дорогу
Исследуйте окрестности с Путевым Листом “Поиск Пути”.
Найденные диковины и особые места отмечайте своими знаками-вешками. Чем больше мест будет разведано, тем лучше
Каждое место поименуйте в составленном списке или на карте которую нарисуете.

Починить сани
Сломанные сани замедляют ваш путь. Чтобы починить их:
Найдите древесину в Лесу.
Раздобудьте металлические детали для креплений.

Собрать припасы
По пути было потеряно немало добра, и припасы на исходе. Вам нужно пополнить запасы еды, помните об этом в своих вылазках.

Поворожить
Можно провести обряд, чтобы приманить удачу или сделать гадание на поиск пути
Но в Обозе вряд ли будет единое мнение по этому поводу.

Можно ли надеяться на помощь тех, кого вы встретили в Лесу, еще предстоит выяснить. Откуда они вообще взялись на безлюдье и чего запросят взамен?


Для: Аарон бен Йосиф, Амина бат Аарон

Картина мира

Хазарский каганат

  • Располагался в низовьях Итиля (Волги) и на Северном Кавказе
  • Столица — город Итиль (в дельте Волги) крупный торговый пункт пути “из варяг в арабы”. Другие важные города — Семендер (на Кавказе) и Саркел (крепость на Дону).
  • Правитель — каган, который считался священной фигурой, и бек (фактический правитель, управляющий государством и имеющий военную власть)
  • Высшее сословие — тарханы, родовая аристократия; среди неё высший уровень составляли родственники царственного рода, рангом ниже стояли эльтеберы — правители вассальных народов
  • Бо́льшая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчинённые племена сохраняли собственную политическую структуру и вассализированных правителей, которые отправляли в Хазарию дань
  • Соседи: на севере — Волжская Булгария и славянские племена; на западе — Византия и кочевники-печенеги; на юге — Аббасидский Халифат; на востоке — кочевники-огузы
  • Хазары веками успешно противостояли арабским завоеваниям, но в X веке Каганат ослабел из-за внутренних конфликтов и внешнего давления.
    Волжская Булгария находилась в зависимости от Хазарии, выплачивая дань, и активно стремилась освободиться. Частью этой борьбы стала исламизация булгар, проведенная ханом Алмышем с расчетом на военную помощь от Халифата.
    Затем в конфликт с Хазарией вступила Киевская Русь. Прошлый князь, Святослав, совершил масштабный поход, разгромив столицу Итиль и ключевые крепости, включая Саркел. Это привело к резкому ослаблению и затем распаду Каганата.
  • Бывший бек Хазарии Иосиф бен Аарон после падения хазарской столицы нашел убежище в Хорезме.
    Прошли годы, в Киеве сменился князь. Теперь Русь конфликтует за волжские торговые пути уже с Булгарией, буквально недавно князь Владимир сходил на нее в поход: в целом успешно, но пока без решительной победы. И вот — в Киев едет ваше посольство, договориться о поддержке в возвращении земель Хазарии, взамен предлагая иудейскую веру в единого бога, не зависящую от воли Константинополя, Рима или Халифата

Каганат был многоконфессиональным

  • Правящая элита придерживалась иудаизма, он был принят каганом и его окружением лет двести назад
  • В сельских районах и среди кочевых племен (хазар, булгар, печенегов) сохраняется язычество
  • В западные регионы близкие к Византии проникло христианство, а в южные города, где активно торговали с Халифатом — ислам

Характерные хазарские обычаи

  • Искусные торговцы; Каганат — торговый перекресток между Европой, Азией и Халифатом
  • Быт кочевников. Кочевые хазары и подчиненные племена занимались разведением лошадей, овец и верблюдов. Использовали юрты, особенно в степных районах
  • Популярные ремесла — кожевенное дело, ювелирное искусство и изготовление оружия
  • Хазары славились своей легкой кавалерией, вооруженной луками и саблями. Перед битвами проводились обряды для поднятия духа
  • Обычай гостеприимства — важная часть культуры для народа с кочевыми корнями
    ~ Гость считался благословением, а гостеприимство — священным долгом
    ~ Обидеть гостя считалось тяжким преступлением. Даже враги, ставшие гостями, могли рассчитывать на безопасность.
  • Праздник Навруз — приход весны и нового года, празднуют на весеннее равноденствие (тюркская традиция)
    Символизирует обновление, плодородие и победу света над тьмой
    На него традиционно жечь костер, прыгать через огонь для очищения от зла, избавляться от чего-то старого

Немного про иудаизм

  • Вера в единого Бога (Яхве), который заключил завет с еврейским народом
  • Тора — основная священная книга, а в широком смысле это вся совокупность религиозных источников, подразделяемая на Письменную Тору (Моисеево пятикнижие) и Устную Тору (Талмуд — свод преданий и практических толкований, поясняющий пятикнижие)
  • Иудеям следует придерживаться Галахи (иудейский закон, который регулирует все аспекты жизни)
    ~ Регулярно изучать священные тексты под руководством мудрецов
    ~ Соблюдать Десять заповедей
    ~ Придерживаться Тиккун олам (исправление мира через добрые дела) и отдавать Цдаку (обязательная благотворительность, милостыня)
    ~ Соблюдать Шаббат (чти день субботний) и Кашрут (запрет на свинину, морепродукты, смешение мяса и молока, убой животных по особым правилам)
    ~ Ежедневно молиться; есть три молитвы — утренняя (Шахарит), послеполуденная (Минха) и вечерняя (Маарив)
    Молитва заменяет жертвоприношения, так как Храм в Иерусалиме был разрушен и старые практики невозможны
    ~ Конечно, есть послабления для путешественников, чтобы облегчить их жизнь в дороге (например, переносить время молитв, есть некошерное, чтобы избежать голода и т.д)

Тюркские языческие верования

  • Культ Тенгри (бога неба, см. подробнее мифологию), духов природы и предков. шаманизм
  • Распространены среди не-элиты, а элите хорошо знакомы как сюжеты и суеверия, которые сочетаются с нормами иудаизма

Магическое мышление

  • Вам привычно видеть в событиях, вещах, словах знаки высших сил, поскольку сверхъестественные сущности постоянно присутствуют в мире, непосредственно на него влияют и участвуют в человеческой жизни
  • В городах и селениях, в кольце стен и валов, слишком людно для чудес. А вот выходя в большой внешний мир, следует помнить о возможности столкновения со сверхъестественным и быть осторожным
  • Всякая высшая сила небезопасна для человека. На безлюдье можно столкнуться с проявлениями издревле обитавших в мире духов иясе, или кознями иудейских демонов шедим и маззиким. Духи, даже не враждебные, могут иметь иные понятия о добре или дурно влиять своей инаковостью. А уж злонамеренные легко навредят
    В текстах также описаны чудеса или кары по воле Всевышнего.
  • На окружающую реальность (обстоятельства, удачу, судьбу) можно повлиять сверхъестественным воздействием. Это данность сосуществования с язычеством
    ~ Это НЕ про Каббалу! Такого понятия нет и еще века не будет, в эту сторону копать не нужно.
    ~ Всегда есть молитвы или амулеты-камеи (ношения текстов из Торы или имен ангелов в качестве защиты). Но это довольно пассивный и непрямой способ
    ~ А есть колдовство, хоть это и безбожно. Существуют “проверенные рецепты” для заговоров, колдовских действий и предметов (просто они неизвестны лично тебе). И сила того, кто творит волшбу тоже важный компонент (и не столько колдовская, но и, например, любви-ненависти, которые побудили этим заняться). Некоторые и без инструкции могут зарядить как следует. Для сглаза бывает достаточно взгляда злобы или зависти
    ~ Если своей силы или знаний для колдовства маловато, теоретически, можно договориться с нелюдью
    ~ Данное обещание — связывает

Для: Аарон бен Йосиф, Амина бат Аарон

Мифология

Языческие тюркские особенности

  • Шаманизм — шаманы (камлающие) выступают как посредники между людьми и высшими силами, духами
  • Анимизм — всё в природе имеет душу (горы, реки, деревья)
  • Тотемы — почитание животных-предков (например волк, олень, орёл)
  • Культ предков — почитание духов умерших, которые могут влиять на жизнь живых
    Как и много где, в тенгрианстве есть “небесный мир”, земля и “подземный мир”, которые связывает древо в центре
  • У людей и животных может быть много душ, отвечающих за разное. Считалось, что у человека их как минимум три (одна про “дыхание” т.е телесные функции, другая про посмертие — отправляется в мир мертвых и потом перевоплощается, третья – придает человеку личность, после смерти растворятся в природе)

Тюркский пантеон богов — культ Тенгри

Тенгри — верховное божество, бесконечное небо и создатель всего сущего; не вмешивается в дела людей напрямую; управляет небесными природными явлениями (дождь, гром, ветер).
Все другие божества почитаются как проявления Тенгри или духи элементов
Йер-су (Земля-вода) — считается матерью-землей, которая дает жизнь и благополучие всему живому; олицетворяет природу и плодородие земли; отвечает за земные процессы (рост растений, течение рек).
В паре с Тенгри, что символизирует единство неба и земли

Ульгень — бог неба и защитник, связанный с грозой; сын либо антропоморфное воплощение Тенгри; его символ береза
Умай — богиня плодородия и женского начала, домашнего очага; покровительница женщин, детей и родов
Эрлик — бог подземного мира, смерти и владыка и судья царства мертвых; антагонист Ульгеня; ассоциируется со змеями
Кояш или Кун-ата — бог солнца, дарует тепло и урожай
Ай-ата — бог луны ; связан с ночью, тайнами и магией

У этих более “крупных” есть множество детей (по 7-9 сыновей и дочерей), богов чего-нибудь поменьше. Всего богов получалось 99

Тюркский низший пантеон (духи)

Иясе — дух конкретного места или природного явления, буквально означает “хозяин”; по ситуации может быть как добрым, так и враждебным

Урман иясе (Хозяин леса) — дух леса, защитник животных и растений; может наказать тех, кто вредит природе.
Су иясе (Хозяин воды) — дух воды, обитающий в реках, озёрах и источниках
Йел иясе (Хозяин ветров) — дух ветра или бури
Од иясе — дух огня; огонь имеет очистительное и защитное значение; к Од иясе обращались во время ритуалов, например, прыгая через костер на праздниках или бросая в огонь подношение
Арвах — духи предков, которые могут помогать или вредить живым; требуют почитания и подношений, могут навлечь беду за нарушение обычаев или позорное поведение
Албасты — злой женский дух, связанный с водой и болотами; может насылать болезни и кошмары.
Убыр — злой дух или нежить, пьющая кровь людей и животных.
Аждаха (Бессмертный Змей) — мифический змей, связанный с подземным миром и хаосом; часто выступает как противник героев.

Из иудаизма

Тут можно считать мифологией в каком-то сочетании с тюркским язычеством

Ветхозаветные сюжеты, например

  • Единый Бог создал мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал (Шаббат).
  • История Адама и Евы, грехопадение и изгнание из Эдемского сада итп
  • Миф о катаклизме — история Ноя: Бог наслал дождь и потоп, длившиеся 40 дней и 40 ночей. Вода покрыла даже самые высокие горы, уничтожив всё живое, и лишь потом начала убывать. Ковчег пристал к Араратским горам и ждал несколько месяцев. Ной выпускал ворона, который каждый раз не найдя суши возвращался назад. Затем выпускал голубя. который сначала вернулся ни с чем, потом принес оливковую ветвь, а значит показалась поверхность земли. В третий раз голубь не вернулся. Тогда Ной смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю

Условно исторические чудеса и знамения, например

  • При Исходе из Египта — Десять казней, рассечение Красного моря
  • Манна небесная — еда, которую Бог посылал евреям в пустыне
  • Чудеса пророков (Например, Илия, воскресивший мертвого)

Почитаются патриархи (Авраам — отец еврейского народа, заключивший завет с Богом; Моисей — вывел евреев из Египта, получил Тору на горе Синай) и довольно большое количество пророков (Илия, Исайя, Иеремия и другие, передававшие волю Бога)

Сверхъестественными сущностями, помимо Бога являются ангелы — посланники Бога (например, Гавриил, Михаил)

Из злых сил могут быть демоны, описанные в Талмуде. Они многочисленны и окружают человека со всех сторон, так как обитают в воздухе, воде, на деревьях итп. Есть разновидности:

Демоны (шедим), например Лилит (считается первой женой Адама, которая стала демоницей; ассоциируется с ночными кошмарами или Асмодей (царь демонов; символизирует зло и разрушение. Демонами Шедим могут числиться и языческие божества

Маззиким — более мелкие вредоносные духи, вызывающие несчастья и неприятности


Для: Обоз

Диспуты по дороге

На пути от порта послы часто беседовали между собой о Боге и вере. Особенно епископ Иоанн с царевной Афият и княжной Святославой жарко спорили. Юный Аарон тоже делился с ними мыслями о вере иудейской, да и ибн Фадлан иногда слово молвил. А остальные слушали с интересом - не так много развлечений было в зимнем лесу.

Для: Аарон бен Йосиф

Аарон бен Йосиф

Вы удачно доплыли с Аминой до порта, где встреча с княжеской дружиной была назначена, без приключений. Но как на санях к Киеву поехали, так удача и кончилась. Погода непривычная, холодная, метель метёт, костёр с трудом разгорается. Тетушка ворчит, что опять что-то из товаров потерялось или сани сломались, кутается при этом в три шубы. А уж как проводник исчез и следы все замело, так и совсем непонятно стало куда идти, что делать.

Весь день ты бродил по лесу, искал хоть намек на следы или дорогу, но ничего. Тогда ты решил, что если молитвы иудейскому богу не помогают, стоит попросить помощи у предков. По старой примете, если совсем не знаешь дороги — закрой глаза, крутанись вокруг себя да и выстрели. Куда стрела ткнет, туда и дорога верная.

Достал ты из колчана стрелу дорогой работы, из тех, что отец с собой на удачу подарил, шнурком обвязал, чтоб в снегу найти, и выстрелил. Вот только соскочила стрела раньше времени, и ввысь улетела, шнурок оборвав. Ты долго искал её в сугробах, но безрезультатно. К тому времени начало темнеть, и ты решил вернуться в лагерь,

Вернувшись, обнаружил, что все в лагере встревожены: в темноте среди деревьев заметили огни. Может, это помощь, посланная предками? Или огни в глухомани дурное знамение? И еще стрелу отцовскую потратил, придется поискать при свете дня


Для: Обоз

Про проведение обрядов

Все знают, что на окружающую реальность можно влиять посредством ворожбы, а это и удача, и здоровье, и поиск, и что угодно еще. Так что если душа и ситуация просят какого-нибудь обряда — проводите! Делайте красиво и интересно себе и другим игрокам.

Вот общие положения по проведению:

  • Обряды и ворожбу нужно творить за околицей, за границами Были (т.е с учетом правил хождения за околицу: не более трех человек, с целью и т.д.)
  • Делать это следует в особых местах отмеченных символом
  • После обряда должен остаться физический след. Это могут быть знаки на снегу, развешанные амулеты, подношения духам или другие видные отметины.
  • У обряда должна быть внутренняя, понятная проводящему персонажу логика почему он проводится именно в этом месте и именно таким способом