Игрок
В`Алчонок
Входит в группы
Обоз
Загруз
Для: Обоз

Зачин

Общий чат обоза для обсуждения совместного быта и вопросов к МГ: https://t.me/+2VYjp29i6eY4NzAy

С четырех земель в Киев держали путь посольства со свитой: все царевны да царевич, и из Царьграда епископ.

Ценных гостей выехал встречать и в пути охранять воевода Добрыня Любечанин с дружиною.
Послы стремились успеть к празднику Новолетия, ведь оно не только веселый пир, но и отличное время, чтобы решить о планах на грядущий год и заключить союзы. Вот только это значит, что им, приплывшим из теплых краев, вскрытия рек ждать не выйдет, а придется ехать санным путем.

Добрыня — без большой любви к этой рисковой затее — подготовил обоз, все дорогие гости пересели на сани и двинули в сторону Киева. А купцы да прочие попутчики из грек в варяги, что на том же форпосте стужу пережидали, поняли — лучшего шанса, чем ехать домой с княжьей дружиной, просто не будет, потому к обозу присоединились.

И поначалу ехали споро, но затем с путниками приключились тридцать и три несчастья. Опасались лихих людей или засад печенежских, а получили постоянные и досадные препоны. Будто сглазил кто и дорогу заворачивал: то лошадь захромает, то припасы спортятся, то заплутают, то еле плетутся по глубокому снегу, а то малодушно отстанет кто из свиты в селении, куда заехали на постой.

Очень сильно задержались в пути, и вот уже дни все длиннее, и должен бы обоз весело мчать по блестящему снегу под весенним солнышком — а нет! Морозы только крепчают, небо хмурится, то снег валит, то хмарь висит. Ни конца ни края не видно и зиме этой унылой, и дороге. Небо и земля одного цвета, не поймешь на каком свете едешь.

Послы, ясное дело, недовольны и хотят уже в теплый Киев, да побыстрее. И вот, проезжая очередной какой-то поселок, взяли местного проводника. Он обещал короткую дорогу напрямки через лес да болото. Пусть места глухие, и не живет там никто, но по нынешней стуже топи так подморозило, что сани легко проедут. Всего три не то четыре дня перехода, а дальше уж киевские земли, и путь в стольный град будет самый прямой и гладкий!

Ни на какой Киев они, конечно, не вышли.

Погода испортилась сразу как выехали, но поначалу ее еще можно было превозмогать. Ехали день и ночь, и еще день. А к вечеру поднялась такая метель, что любого с ног валит. Снега намело в человеческий рост, деревья до земли гнулись, будто ломили их гадкие варяжские снежные великаны. Обоз насмерть застрял. Остановились переждать хоть немного, оглянулись — нет больше того проводника. Поискали-покликали, всё без толку, пришлось отряду ковылять под защиту лесной чащи. Сани пообломали о буераки, доволокли остатки до укрытой лощины и стали лагерем из последних сил.

Утро вечера мудренее, и погода у него получше. Посветлу стали разбираться, куда же обоз занесло, и выходило невесело. Проводник словно сгинул в сугробе: не нашли ни его, ни следов — даже своих — только снег, ровным слоем укрывший громадные буреломы. Сани и волокуши придется серьезно чинить, но время на это есть. Ведь чтоб на них ехать, нужно знать, куда именно. А для этого надо тропы из леса искать, болото обещанное, за которым путь прямой.

Долго ли коротко вокруг стоянки разведывали, опять стемнело. И стали заметны в лесу огни. Но откуда же взяться им в этой глуши? Отрядили людей проверять, и верно — в той стороне оказалась поляна с истуканом, и от нее торная тропка, на которой обозные повстречали... кого?

С огнями, в одежде простой и с лицами укрытыми — вид у незнакомцев человечий. Вот только известно же, что в этих диких местах люди не живут. Вроде и удача нежданная, можно попросить помощи и путь скорее продолжить. А вроде договариваться надо с опаской, ведь удачи за этим обозом раньше не замечено.

Не нарочно ли кривая дорожка привела обоз сюда? Не лесной ли хозяин к себе в гости затащил? Если встречные роду людского, то наверняка выйдет столковаться.

А коли нелюди, надо держать ухо востро. Как знать, что за их помощь отдать придется.


Для: Обоз

Задачи для Обоза

Чтобы увеличить шансы на успешный выход из Леса, вам нужно потрудиться в нескольких направлениях. Каждая из задач важна, но ни одна не является обязательной . Чем больше вы сделаете, тем выше вероятность выбраться и увидеть стены киевские.

Найти дорогу
Исследуйте окрестности с Путевым Листом “Поиск Пути”.
Найденные диковины и особые места отмечайте своими знаками-вешками. Чем больше мест будет разведано, тем лучше
Каждое место поименуйте в составленном списке или на карте которую нарисуете.

Починить сани
Сломанные сани замедляют ваш путь. Чтобы починить их:
Найдите древесину в Лесу.
Раздобудьте металлические детали для креплений.

Собрать припасы
По пути было потеряно немало добра, и припасы на исходе. Вам нужно пополнить запасы еды, помните об этом в своих вылазках.

Поворожить
Можно провести обряд, чтобы приманить удачу или сделать гадание на поиск пути
Но в Обозе вряд ли будет единое мнение по этому поводу.

Можно ли надеяться на помощь тех, кого вы встретили в Лесу, еще предстоит выяснить. Откуда они вообще взялись на безлюдье и чего запросят взамен?


Для: Аарон бен Йосиф, Амина бат Аарон

Картина мира

Хазарский каганат

  • Располагался в низовьях Итиля (Волги) и на Северном Кавказе
  • Столица — город Итиль (в дельте Волги) крупный торговый пункт пути “из варяг в арабы”. Другие важные города — Семендер (на Кавказе) и Саркел (крепость на Дону).
  • Правитель — каган, который считался священной фигурой, и бек (фактический правитель, управляющий государством и имеющий военную власть)
  • Высшее сословие — тарханы, родовая аристократия; среди неё высший уровень составляли родственники царственного рода, рангом ниже стояли эльтеберы — правители вассальных народов
  • Бо́льшая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчинённые племена сохраняли собственную политическую структуру и вассализированных правителей, которые отправляли в Хазарию дань
  • Соседи: на севере — Волжская Булгария и славянские племена; на западе — Византия и кочевники-печенеги; на юге — Аббасидский Халифат; на востоке — кочевники-огузы
  • Хазары веками успешно противостояли арабским завоеваниям, но в X веке Каганат ослабел из-за внутренних конфликтов и внешнего давления.
    Волжская Булгария находилась в зависимости от Хазарии, выплачивая дань, и активно стремилась освободиться. Частью этой борьбы стала исламизация булгар, проведенная ханом Алмышем с расчетом на военную помощь от Халифата.
    Затем в конфликт с Хазарией вступила Киевская Русь. Прошлый князь, Святослав, совершил масштабный поход, разгромив столицу Итиль и ключевые крепости, включая Саркел. Это привело к резкому ослаблению и затем распаду Каганата.
  • Бывший бек Хазарии Иосиф бен Аарон после падения хазарской столицы нашел убежище в Хорезме.
    Прошли годы, в Киеве сменился князь. Теперь Русь конфликтует за волжские торговые пути уже с Булгарией, буквально недавно князь Владимир сходил на нее в поход: в целом успешно, но пока без решительной победы. И вот — в Киев едет ваше посольство, договориться о поддержке в возвращении земель Хазарии, взамен предлагая иудейскую веру в единого бога, не зависящую от воли Константинополя, Рима или Халифата

Каганат был многоконфессиональным

  • Правящая элита придерживалась иудаизма, он был принят каганом и его окружением лет двести назад
  • В сельских районах и среди кочевых племен (хазар, булгар, печенегов) сохраняется язычество
  • В западные регионы близкие к Византии проникло христианство, а в южные города, где активно торговали с Халифатом — ислам

Характерные хазарские обычаи

  • Искусные торговцы; Каганат — торговый перекресток между Европой, Азией и Халифатом
  • Быт кочевников. Кочевые хазары и подчиненные племена занимались разведением лошадей, овец и верблюдов. Использовали юрты, особенно в степных районах
  • Популярные ремесла — кожевенное дело, ювелирное искусство и изготовление оружия
  • Хазары славились своей легкой кавалерией, вооруженной луками и саблями. Перед битвами проводились обряды для поднятия духа
  • Обычай гостеприимства — важная часть культуры для народа с кочевыми корнями
    ~ Гость считался благословением, а гостеприимство — священным долгом
    ~ Обидеть гостя считалось тяжким преступлением. Даже враги, ставшие гостями, могли рассчитывать на безопасность.
  • Праздник Навруз — приход весны и нового года, празднуют на весеннее равноденствие (тюркская традиция)
    Символизирует обновление, плодородие и победу света над тьмой
    На него традиционно жечь костер, прыгать через огонь для очищения от зла, избавляться от чего-то старого

Немного про иудаизм

  • Вера в единого Бога (Яхве), который заключил завет с еврейским народом
  • Тора — основная священная книга, а в широком смысле это вся совокупность религиозных источников, подразделяемая на Письменную Тору (Моисеево пятикнижие) и Устную Тору (Талмуд — свод преданий и практических толкований, поясняющий пятикнижие)
  • Иудеям следует придерживаться Галахи (иудейский закон, который регулирует все аспекты жизни)
    ~ Регулярно изучать священные тексты под руководством мудрецов
    ~ Соблюдать Десять заповедей
    ~ Придерживаться Тиккун олам (исправление мира через добрые дела) и отдавать Цдаку (обязательная благотворительность, милостыня)
    ~ Соблюдать Шаббат (чти день субботний) и Кашрут (запрет на свинину, морепродукты, смешение мяса и молока, убой животных по особым правилам)
    ~ Ежедневно молиться; есть три молитвы — утренняя (Шахарит), послеполуденная (Минха) и вечерняя (Маарив)
    Молитва заменяет жертвоприношения, так как Храм в Иерусалиме был разрушен и старые практики невозможны
    ~ Конечно, есть послабления для путешественников, чтобы облегчить их жизнь в дороге (например, переносить время молитв, есть некошерное, чтобы избежать голода и т.д)

Тюркские языческие верования

  • Культ Тенгри (бога неба, см. подробнее мифологию), духов природы и предков. шаманизм
  • Распространены среди не-элиты, а элите хорошо знакомы как сюжеты и суеверия, которые сочетаются с нормами иудаизма

Магическое мышление

  • Вам привычно видеть в событиях, вещах, словах знаки высших сил, поскольку сверхъестественные сущности постоянно присутствуют в мире, непосредственно на него влияют и участвуют в человеческой жизни
  • В городах и селениях, в кольце стен и валов, слишком людно для чудес. А вот выходя в большой внешний мир, следует помнить о возможности столкновения со сверхъестественным и быть осторожным
  • Всякая высшая сила небезопасна для человека. На безлюдье можно столкнуться с проявлениями издревле обитавших в мире духов иясе, или кознями иудейских демонов шедим и маззиким. Духи, даже не враждебные, могут иметь иные понятия о добре или дурно влиять своей инаковостью. А уж злонамеренные легко навредят
    В текстах также описаны чудеса или кары по воле Всевышнего.
  • На окружающую реальность (обстоятельства, удачу, судьбу) можно повлиять сверхъестественным воздействием. Это данность сосуществования с язычеством
    ~ Это НЕ про Каббалу! Такого понятия нет и еще века не будет, в эту сторону копать не нужно.
    ~ Всегда есть молитвы или амулеты-камеи (ношения текстов из Торы или имен ангелов в качестве защиты). Но это довольно пассивный и непрямой способ
    ~ А есть колдовство, хоть это и безбожно. Существуют “проверенные рецепты” для заговоров, колдовских действий и предметов (просто они неизвестны лично тебе). И сила того, кто творит волшбу тоже важный компонент (и не столько колдовская, но и, например, любви-ненависти, которые побудили этим заняться). Некоторые и без инструкции могут зарядить как следует. Для сглаза бывает достаточно взгляда злобы или зависти
    ~ Если своей силы или знаний для колдовства маловато, теоретически, можно договориться с нелюдью
    ~ Данное обещание — связывает

Для: Аарон бен Йосиф, Амина бат Аарон

Мифология

Языческие тюркские особенности

  • Шаманизм — шаманы (камлающие) выступают как посредники между людьми и высшими силами, духами
  • Анимизм — всё в природе имеет душу (горы, реки, деревья)
  • Тотемы — почитание животных-предков (например волк, олень, орёл)
  • Культ предков — почитание духов умерших, которые могут влиять на жизнь живых
    Как и много где, в тенгрианстве есть “небесный мир”, земля и “подземный мир”, которые связывает древо в центре
  • У людей и животных может быть много душ, отвечающих за разное. Считалось, что у человека их как минимум три (одна про “дыхание” т.е телесные функции, другая про посмертие — отправляется в мир мертвых и потом перевоплощается, третья – придает человеку личность, после смерти растворятся в природе)

Тюркский пантеон богов — культ Тенгри

Тенгри — верховное божество, бесконечное небо и создатель всего сущего; не вмешивается в дела людей напрямую; управляет небесными природными явлениями (дождь, гром, ветер).
Все другие божества почитаются как проявления Тенгри или духи элементов
Йер-су (Земля-вода) — считается матерью-землей, которая дает жизнь и благополучие всему живому; олицетворяет природу и плодородие земли; отвечает за земные процессы (рост растений, течение рек).
В паре с Тенгри, что символизирует единство неба и земли

Ульгень — бог неба и защитник, связанный с грозой; сын либо антропоморфное воплощение Тенгри; его символ береза
Умай — богиня плодородия и женского начала, домашнего очага; покровительница женщин, детей и родов
Эрлик — бог подземного мира, смерти и владыка и судья царства мертвых; антагонист Ульгеня; ассоциируется со змеями
Кояш или Кун-ата — бог солнца, дарует тепло и урожай
Ай-ата — бог луны ; связан с ночью, тайнами и магией

У этих более “крупных” есть множество детей (по 7-9 сыновей и дочерей), богов чего-нибудь поменьше. Всего богов получалось 99

Тюркский низший пантеон (духи)

Иясе — дух конкретного места или природного явления, буквально означает “хозяин”; по ситуации может быть как добрым, так и враждебным

Урман иясе (Хозяин леса) — дух леса, защитник животных и растений; может наказать тех, кто вредит природе.
Су иясе (Хозяин воды) — дух воды, обитающий в реках, озёрах и источниках
Йел иясе (Хозяин ветров) — дух ветра или бури
Од иясе — дух огня; огонь имеет очистительное и защитное значение; к Од иясе обращались во время ритуалов, например, прыгая через костер на праздниках или бросая в огонь подношение
Арвах — духи предков, которые могут помогать или вредить живым; требуют почитания и подношений, могут навлечь беду за нарушение обычаев или позорное поведение
Албасты — злой женский дух, связанный с водой и болотами; может насылать болезни и кошмары.
Убыр — злой дух или нежить, пьющая кровь людей и животных.
Аждаха (Бессмертный Змей) — мифический змей, связанный с подземным миром и хаосом; часто выступает как противник героев.

Из иудаизма

Тут можно считать мифологией в каком-то сочетании с тюркским язычеством

Ветхозаветные сюжеты, например

  • Единый Бог создал мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал (Шаббат).
  • История Адама и Евы, грехопадение и изгнание из Эдемского сада итп
  • Миф о катаклизме — история Ноя: Бог наслал дождь и потоп, длившиеся 40 дней и 40 ночей. Вода покрыла даже самые высокие горы, уничтожив всё живое, и лишь потом начала убывать. Ковчег пристал к Араратским горам и ждал несколько месяцев. Ной выпускал ворона, который каждый раз не найдя суши возвращался назад. Затем выпускал голубя. который сначала вернулся ни с чем, потом принес оливковую ветвь, а значит показалась поверхность земли. В третий раз голубь не вернулся. Тогда Ной смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю

Условно исторические чудеса и знамения, например

  • При Исходе из Египта — Десять казней, рассечение Красного моря
  • Манна небесная — еда, которую Бог посылал евреям в пустыне
  • Чудеса пророков (Например, Илия, воскресивший мертвого)

Почитаются патриархи (Авраам — отец еврейского народа, заключивший завет с Богом; Моисей — вывел евреев из Египта, получил Тору на горе Синай) и довольно большое количество пророков (Илия, Исайя, Иеремия и другие, передававшие волю Бога)

Сверхъестественными сущностями, помимо Бога являются ангелы — посланники Бога (например, Гавриил, Михаил)

Из злых сил могут быть демоны, описанные в Талмуде. Они многочисленны и окружают человека со всех сторон, так как обитают в воздухе, воде, на деревьях итп. Есть разновидности:

Демоны (шедим), например Лилит (считается первой женой Адама, которая стала демоницей; ассоциируется с ночными кошмарами или Асмодей (царь демонов; символизирует зло и разрушение. Демонами Шедим могут числиться и языческие божества

Маззиким — более мелкие вредоносные духи, вызывающие несчастья и неприятности


Для: Обоз

Диспуты по дороге

На пути от порта послы часто беседовали между собой о Боге и вере. Особенно епископ Иоанн с царевной Афият и княжной Святославой жарко спорили. Юный Аарон тоже делился с ними мыслями о вере иудейской, да и ибн Фадлан иногда слово молвил. А остальные слушали с интересом - не так много развлечений было в зимнем лесу.

Для: Амина бат Аарон

Амина бат Аарон

С тех пор как стали собирать посольство в далёкую Русь, снится тебе сон. В нем выходишь ты из горящего Итиля и племянник рядом с тобой, а над вами синяя дивная птица Хумай вьётся, словно просит, чтобы за нею шли. И ведёт она вас светящейся синей точкой в небе через лес весь в снегу в большой город над рекой.

Рассказала ты брату обо снах этих странных, достал он в ответ из церемониального ящичка две склянки. По древнему обычаю, такими сосудами перед расставанием могут обменяться родичи или супруги, наполнив их водой с каплями крови друг друга. И если вода внутри покраснеет или почернеет, значит с далёким близким случилась страшная беда, тяжелая болезнь или смерть.

— Ты знаешь, зачем эти склянки, Амина. Сказывают, что Киев - город богатый, князь Владимир с охотой берёт в свою дружину удалых бойцов, и удачливым купцам рад оказать покровительство. Если склянка почернеет, останьтесь в Киеве. Только Аарону раньше времени не говори, чтобы от поездки не отказался

С тяжёлым сердцем сняла ты с пояса нож и порезала руку. Тревожным было ваше с братом прощание

До места встречи с почетным сопровождением доехали вы споро, но дальше кончилась удача. Погода всё хуже, вроде теплеть должно, а только холодает. Товары по дороге то портятся, то теряются. А уж когда с известной дороги съехали и проводника потеряли, последняя надежда на удачный исход рассеялась. Неужели обманчивыми были сны о Хумай, и закончится в этих сугробах ваш с племянником путь? Или и тут сможет найти вас дивная синяя птица, дорогу верную указав?


Для: Обоз

Про проведение обрядов

Все знают, что на окружающую реальность можно влиять посредством ворожбы, а это и удача, и здоровье, и поиск, и что угодно еще. Так что если душа и ситуация просят какого-нибудь обряда — проводите! Делайте красиво и интересно себе и другим игрокам.

Вот общие положения по проведению:

  • Обряды и ворожбу нужно творить за околицей, за границами Были (т.е с учетом правил хождения за околицу: не более трех человек, с целью и т.д.)
  • Делать это следует в особых местах отмеченных символом
  • После обряда должен остаться физический след. Это могут быть знаки на снегу, развешанные амулеты, подношения духам или другие видные отметины.
  • У обряда должна быть внутренняя, понятная проводящему персонажу логика почему он проводится именно в этом месте и именно таким способом

Для: Садко Сытинич, Амина бат Аарон, Купава Ждановна

Способность откупиться

При поражении в поединке по правилам взаимодействий ты можешь предложить победителю в качестве отступного свой предмет из товаров

Это можно делать, даже если ты не лидер группы.