Ученица травницы. Юная девица, пригретая на княжеском подворье мамкой княжеской. То мазь от боли суставной составит, то настой недомогание похмельное облегчающий.
Эти люди — личные приближенные великого князя, обличенные его особым доверием. В некотором смысле они стоят над любым конфликтом между княжескими супругами и не имеют никакой другой печали, кроме блага Руси; но если посмотреть с другой стороны, то все они так долго жили рядом с великим князем, что всерьез могут судить, что для Руси хорошо, а что — плохо.
К домочадцам великого князя всегда идут за советом (и в отсутствии мнения самого Владимира Святославича считают, что они говорят так, как сказал бы он сам).
Но чью сторону примет ближний круг после того, как великий князь отойдет к праотцам? Ни один из них явно не выделяет конкретный терем — но как знать, кого на Киевском столе видит каждый из них... разумеется, к вящей крепости и процветанию Руси.
Добрыня Любечанин — киевский воевода, княжеский побратим. И родной дядя князя, брат его матери. Не было человека доверенней у Владимира Святославича, любое дело мог ему доверить — да сгинул славный богатырь в битве с ворогами.
Милада, мамка княжичей и княжон (Милена: Email: milena-sofiya@mail.ru, ВК: vk.com/id47459016) была привезена откуда-то из глухих лесов Добрыней. Будто бы обвинял ее в злом ведовстве княжий побратим — да рассудил великий князь, внимательно всё выслушав, что нет никакой вины за «женкой лесной». Милада растила княжну Забаву, премудростям разным ее учила — да недоглядела, злой ворожбе поддалась ее воспитанница! Хотя до сих пор и отрицает мамка, что виновата была княжна, да кто ж такое признает.
Долгое время Милада только за детишками малыми ходила, но недавно вот новую ученицу себе взяла — Осоку (Chrompy: Email: p.tyushova@yandex.ru, ВК: vk.com/id99390639). Девица помогает уже немолодой наставнице что в лесу найти или в ступе растереть — ведь все знают, что княжеской мамке нет равных в том, чтобы дух хвори прогнать.
Если нужно понять, как византийский закон со старыми обрядами подружить да и вообще, как лучше то или иное событие справить — тоже всегда к Миладе идут.
Для молодых Рюриковичей их мамка во многом — не меньше мать, чем родная матушка.
Митрополит Иоанн (нет игрока) всегда посоветует, как правильно жить, чтобы княжеский бог Христос тебя любил. Почитает его мнение и княжна Феодора, и царевна Анна.
Любава (ШаТи: Email: linashyti@gmail.com, ВК: vk.com/lina_bes, Телеграм: t.me/Lina_bes) настолько любима великим князем, что даже митрополит ничего с этим не мог поделать. В начале каждого пира Владимир Святославич просит Любаву уважить старика, знаки прочитать и всем огласить, посмотреть, нет ли следов порчи злой на ком из семьи. И на супруг всегда смотрит строго после этой просьбы князь.
Положение Любавы при Княжеском подворье, пожалуй, самое шаткое из ближнего круга: к мамке княжеской все уже привыкли давно, точно знают, что может она и ведьма лесная — да не вредила до сих пор никому! А вот на Любаву митрополит недобро поглядывает.
Зато вот Щегол Боянович (Никита: Email: mrtelnor@gmail.com, ВК: vk.com/id236896, Телеграм: t.me/mrtelnor) — на любом пиру желанный гость. Хоть византийский это праздник, хоть русский. Кто ж иначе расскажет всё, как было на самом деле? Следит Щегол, чтобы славу своего отца Бояна Вещего не замарать: ведь такое наследство! Хотя и говорят злые языки, что совсем потерял голос наш Щегол, только те сказы, что князю любы, поет. Но это они тихонечко: ведь как поссоришься со сказителем — так и узнаешь, что ты делал вчера в лесу далеком, да не отмоешься потом от славы дурной...
У Владимира Святославича было множество жен и наложниц, в настоящий момент живы и возглавляют терема Княжеского подворья шесть из них. Ни одна супруга княгиней не является (так как в отличие от бабки князя, Ольги, не правит и не правила никогда), но есть обычай давать каждой из них домашнее прозвание за заслуги.
Были у великого князя и наложницы — но ни у кого из них не родилось сыновей, чтобы они были возвышены да терем свой получили, а имя их запомнили сказители и летописцы записали.
Воспитала Осоку Милада при княжеском подворье. Говорила, будто боги ее ей старые подарили — нашлась ей помощница на старости лет! Говорила, что нашла в приречных зарослях, потому и назвала так.
Ничего больше из Милады не добилась Осока, всё отговорки какие-то. Но иной раз смотрит наставница на Осоку странно, будто знаки какие-то в лице ее ищет... да не находит!
Ты пока не ворожея, а только учишься, поэтому знаешь далеко не все о ремесле, а умеешь и того меньше.
Здесь та информация о внутренней ворожейской кухне, которая тебе известна.
Остальному предстоит обучиться на игре. Милада пока не торопится раскрыть все тайны. С другой стороны — такой ли судьбы ты себе хочешь? Может и к лучшему оно пока, без посвящения.
Для ворожейских нужд привези, пожалуйста, на игру следующее:
Волхвы/ворожеи это продолжатели дела деревенских Ведающих, а некоторые в прошлом ими и были.
В изолированных, замкнутых деревенских общинах уклад жизни не менялся поколениями, Там течение времени это вечный повторяющийся цикл сезонов, круг. Окружающая природа — воды, земли, лес — одновременно необходимы для выживания и таинственный источник опасности, неподвластный человеку – а значит, населенный нелюдью. Поскольку Небыль находится буквально за порогом, то присутствие сверхъестественного и общение с ним настолько тесно вплетается в повседневную жизнь, что лешие и водяные становятся куда реальней и понятней, чем мифический далекий Царьград, стольный Киев или Новгород.
Ведающие — хранители истории, знаний и традиций своих селений, а также их представители, когда нужно договориться с окружающими высшими силами. Воплощение магического мышления
Жизнь в городе иная. Здесь шумно, многолюдно и суетно. Торговые гости приносят на порог вести и товары из далеких городов, а стихии и обитатели чащ — наоборот, остаются далеко за городскими стенами. Теперь, с усилением роли городов, всё больше отходит на второй план древний деревенский быт — кто-то из волхвов/ворожей стали первыми, покинув свои родные деревни, а кого-то уже учили в городе.
Как и Ведающие прежде, ворожеи обладают сокровенным знанием, видят особые знаки и посредничают между людьми и сверхъестественным — дают советы, проводят обряды-ворожбу и в городе (прилюдные), и за его пределами (за околицей). Но их власть над городскими уже не та.
Прежние Ведающие хранили и передавали историю своего селения и традиции рода, проводили все обряды, связанные с родом и ремеслами. Знания и умения этих людей были важны для выживания деревни, поэтому Ведающие обязательно и заранее выбирали преемников, а обучали их на протяжении всей жизни.
Для нынешних волхвов/ворожей все еще важно, чтобы традиция передачи знаний не прерывалась, но теперь это вопрос личного выбора, а не долженствования. Многие вовсе уже не берут учеников.
Однако, Милада взяла тебя в обучение, пусть и делится не всем.
Это обряд, который вы с Миладой провели вместе некоторое время назад — там, где в прошлом было место подношений для ее духа-покровителя (см. далее про покровителей и общие правила для обрядов за околицей)
Тогда ты отказалась от символа своей прошлой семьи или профессии, оставив его как отдарок высшим силам.
Взамен Милада сплела для тебя маркер ученицы, который на игре следует носить при себе — куклу, связанную из лыка
Возможность становления полноценной ворожеей, какие есть трудности, условия, требования и последствия — это придется вызнать у наставницы Милады на игре.
Получение всех знаний происходит в рамках игры: о понимании мира, примет и знаков, а также о том, как проводить обряды — будет объяснять наставница. Предполагается, что ученичество это многолетняя история.
На игре тебе как ученице будет в принципе доступна 1) помощь страждущим избавиться от последствий ранений (см. далее Недоля) и 2) ворожба за околицей, но не вся.
Для наведения порчи или любых прилюдных обрядов ученических знаний и сил всегда недостаточно — это могут только полноценные ворожеи.
Начать лучше с того, чтобы вместе с наставницей выбрать сверхъестественного покровителя для тебя — наиболее подходящего духа для почитания, которого в будущем ты станешь просить о содействии и придании сил чаще всего.
Да, чтобы наработать полноценную связь с ним уйдут годы, но это первый шаг в нужную сторону.
Ориентируйтесь на «низший пантеон» , богов не принято донимать по мелочам.
Каждый год по весне, когда обновляется природа, волхвы/ворожеи приносят дары духу-покровителю, и тебе — после выбора такового на игре — предстоит это сделать впервые, под руководством наставницы.
Раньше все проводили строго перед наступлением Новолетия, но ныне вся суровость мельчает, а ходить по лесу без снега куда приятнее.
Этим обрядом подновляется связь с духом и подкрепляется ворожейская сила. И, поскольку в будущем ты обратишься к покровителю еще не раз, в ходе обряда нужно соорудить постоянное место подношений — небольшое, но понятно считываемое со стороны.
Действо проводится в по общим правилам обрядов за околицей (см. раздел далее), однако, есть дополнительные моменты, о которых тебе нужно узнать у наставницы: какое именно Особое место лучше выбрать, есть ли доп условия ит.д.
В дальнейшем, это место будет хорошим вариантом для проведения твоих обрядов ворожбы за околицей.
Возвращаясь с обряда — оставьте записку в Ворожейском камне, что поставили место подношений такому-то духу.
Получив от наставника нужные знания, в дальнейшем ученик сможет самостоятельно проводить Гадание, Любовный приворот, а также Защиту от сглаза, порчи или последствий дурной удачи.
Итак, детали обрядов еще предстоит выяснить, а общие правила их проведения таковы:
Старое капище Велеса расположено неподалеку от Киева . Оно не является Особым местом для обрядов и ворожбы, тк слишком близко к городу и популярно среди простого люда — все время кто-то ходит.
Здесь стоит священное дерево, где горожане оставляют подношения — записки с именами любимых, просьбами к Велесу или другим старым богам, жалобами и похвальбой. А вы — свои. Читать эти сообщения позволено только волхвам/ворожеям, да их ученикам. А прочим людям — грешновато.
Здесь же начинаются и заканчиваются походы за околицу, и установлены для этого камни: Путевой, где лежат путевые листы для дозоров (см. правила , и Ворожейский, где вам нужно оставлять записки с итогами обрядов — эти забирают и читают только мастера.
Витязи и князья, раненные в военных походах (усобицах и защите русских границ), могут страдать от разных последствий.
Ты ничего не сможешь поделать с физическими увечьями (отрубленной рукой, вырванным глазом или слепотой) или смертью — тут боги однозначно уже взяли свое, вам остается только помочь принять судьбу и постараться защититься от недоли в дальнейшем.
В других случаях ворожея или ученица могут помочь справиться с последствиями, дав подходящий случаю наказ (гейс) или проведя обряд за околицей. Будет список последствий и возможных наказов, которые находятся в вашей власти.
Как уже писали выше, проведение обрядов при всем честном народе доступно только посвященным волхвам/ворожеям. Но общая теоретическая информация тебе известна
Волхвы/ворожеи не являются (как были Ведающие) распорядителями-по-умолчанию для описанных в правилах семейных обрядов. Они выступают в них в той роли, о которой договорятся с устроителем. Возможно — никакой, возможно — значимой.
У устроителя нет обязанности по обычаю включать ворожею в свой семейный обряд. Но принято звать хоть одного волхва/ворожею гостем «на всякий случай», чтоб не осерчали ни высшие силы, ни сами почтенные ворожеи за неуважение к ремеслу.
Прилюдные обряды-ворожба проводятся с учетом следующих требований
Приносить в ходе ворожбы символические подношения высшим силам, а также оставить после обряда заметный физический след (по аналогии с обрядами за околицей) полезно для эффективности, но это не обязательное условие.
Попасть с вашим обрядом в историю сказителя или хронику летописца – также приятный бонус.
Как может выглядеть ворожба перед отправлением дружины в поход (это пример, а не руководство к действию):
Выстроилась дружина под предводительством молодого княжича на городской площади. Предстоит им поход к степным рубежам, где враг хитер и коварен, и без удачи не выстоять. Выходит к ним ворожея — перед княжичем встает и чашу наземь помещает, а затем давай кружиться, приговаривая:
Мать-сыра земля, подай силу!
Солнце ясное, освети путь!
Ветра буйные, развейте страх!
Да будет меч крепок,
Да будет рука тверда,
Да не дрогнет сердце в час лютый!
Ученик подает ворожее мешочки, и под эти слова она бросает в чашу щепоть соли, капает меда, да перо соколиное кладет сверху. Подает чашу княжичу с напуствием
— Смел будь да праведен. Тогда промахнется злая стрела, и враг оступится, и очи твои в ночи будут видеть ясно, как днем.
Княжич из чаши отпивает глоток, затем, по знаку ворожеи, перо к вороту прикалывает, а оставшееся питье проливает на землю
В этом описании ворожба проходит по просьбе княжича и при дружине. Есть заговор вслух, обрядовые действия, угощение (оно же подношение) и оберег, который несет на себе результаты ворожбы.
В случае, если ты поставил(а) алтарь (место подношения для своего духа), Особое место, где он стоит, считается твоим
Пока ты в нем, тебя нельзя победить в поединке по правилам взаимодействий за околицей
В схватке, когда на тебя срабатывают условия поражения (вышагнул из круга), можешь посмеяться над соперником и продолжить состязание как ни в чем не бывало — начните новый раунд.
ВАЖНО: способность означает, что тебя нельзя победить, но не означает что соперник проиграет автоматически.
Если твоя сторона проиграла в поединке по правилам взаимодействий за околицей, ты можешь предложить победителям откуп: отпустить вас без последствий в обмен на обещание помощи за околицей в будущем — прийти на выручку в их проигрыше (это бонус, твое личное присутствие не потребуется).
ВАЖНО: победители должны согласиться, это не автоматическая замена.
Если согласны — отдай противникам карточки-обереги “обещанный помощник” (каждому по одной, если на стороне победителей всего один человек, лишнюю карту уничтожь).
После этого ваша группа избегает последствий поражения, сбегает и продолжает путешествие за околицей, сохранив добычу. Догнать и напасть те же противники не могут.
ВАЖНО: Дать обещание помощи можно один раз за игру, потратив одновременно две карточки обещания