Молодой мусульманин. Джемадар.
Круглый сирота, рос на улице, воспитан опекуном, оплатившим ему учебу в школе. Единственный из мусульман, кто более-менее неплохо общается с индуистами, особенно образованными, с кем больше общих тем. Свои молча этого не одобряют. В апреле вернулся после отпуска с опозданием и с тех пор стал нетерпимее, мрачнее и резче.
Биография Кахира Латифа
Кахир Латиф родился в 1904 году в мусульманской деревне недалеко от границы с Афганистаном, в Северо-Западной провинции. В 1911 году он потерял обоих родителей в очередной пуштунской межплеменной стычке, и примерно еще через год его забрал к себе немолодой дальний родственник семьи из Утманзаи, Гаяр Самандар.
Утманзаи, маленький приграничный город, постоянно оказывался посреди двух огней. Войны пуштунских племен, английские войска, индийские повстанцы - кто только не пытался установить здесь свою власть так, чтобы она не шаталась. Беда в том, что шаталось здесь все, кроме воли Аллаха и школы, которую построил Абдул Гаффар-хан. У Гаффар-хана была богатая семья, он мог бы уехать учиться в Англию и жить потом по индийским меркам очень хорошо, но он остался со своим народом и больше, чем кто-либо, понял, чем он живет и что ему нужно.
Опекун Кахира всей душой верил в то, что говорил Абдул Гаффар-хан о ненасильственном сопротивлении, и маленькому Кахиру это нравилось. Прежде, чем его забрали, он успел пожить на улице, и эта жизнь ему не полюбилась - она была опасной и голодной, а Кахир был слишком домашним, чтобы нормально с ней справляться.
Кахир был очень благодарен опекуну и привязался к нему. Он уже позже понял, что “дедушка Гаяр” не был его родственником, просто сказал так, встретив маленького голодного оборванца и исполнив написанное в Коране: “лучшим из домов мусульман является тот, в котором заботятся о сироте”. Просто Гаяр Самандар видел в помощи другим волю Аллаха, как и его друг и учитель Абдул Гаффар-хан.
Кахир учился хорошо в основанной Гаффар-ханом школе, старался, участвовал в акциях краснорубашечников. Долгое время он не сомневался, что даже не будучи настолько воинственным, как многие люди вокруг, можно многого добиться. Можно быть воином, не стреляя, а сохраняя твердость духа перед лицом опасности и смотря в глаза врагу. И воевать, не убивая.
А потом он познакомился с Фаридом Шахом. Фарид был далек от идеалов мирного сопротивления, но обладал удивительным обаянием и умением выбираться сухим из воды и вытаскивать тебя следом.
Фарид, Кахир, гашиш и тюрьма
В 1922 году Кахир провалил задание как краснорубашечник, но обрел друга на всю жизнь. И ему даже сейчас сложно оценивать - грустная это история или смешная. Впрочем, тогда, когда все это происходило, она была страшной.
Кахир должен был повредить провода в Утманзаи, чтобы оставить часть города без электричества. Это была акция сопротивления, которая затрудняла британское управление в районе. Раз за разом краснорубашечники нарушали все возможные коммуникации, без единой человеческой жертвы ввергая британские власти в ярость.
Кахиру не повезло, его заметили полицейские. Он убегал от них, прокатился кувырком по одной из тропинок; у него болела рука, которую сильно обожгло проводом. Он уже почти сбежал, но впопыхах и взъерошенный от удара током и избытка эмоций промахнулся поворотом и влетел в тупик.
В тупике он столкнулся с парнем примерно его возраста, деловито заталкивавшим за камни в старой стене какой-то мешок. Как потом выяснилось, это был пуштун Фарид Шах, который мирно прятал от посторонних глаз гашиш.
Полицейские поймали их обоих, но гашиш не нашли. А Кахир попал в одну тюремную камеру с новым знакомым.
Индийская тюрьма - удовольствие не для слабонервных, но Кахир считал, что сильный духом может справиться с любыми лишениями, сильным помогает Аллах. Но пришлось очень тяжко. На Кахира хотели, похоже, свалить все беспорядки в этом районе города - сам он молчал как рыба, врать тогда не умел, но полицейским было не нужно его слов. Они отыгрывались на нем за все свои проблемы от краснорубашечников. Кахир уже решил, что единственное, что его ждет - героически погибнуть под ударами сапог. Он даже не стал называть своего опекуна: тот мог бы прийти и попробовать заплатить залог, но Кахир боялся, что и его арестуют.
Посмотрев, каким он вернулся с первого допроса, Фарид взял его под свое крыло, кое-как помог умыться и сказал, что они выберутся.
Они просидели дней пять, дни и ночи сменялись непонятно, и временами становилось страшновато, что их пустят в расход за какую-нибудь нераскрытую шалость радикалов. Фарид потерял на этом деле часть гашиша и зашитые в подметку ботинка триста рупий, но смог передать весть отцу, Ясиру Шаху. Решать вопрос с заключением Фарида даже приехал белый сахиб, Артур Брюс, начальник Ясира Шаха. Фарид тут же заявил, что Кахир Латиф его друг, что он был с ним, они ничего дурного не делали и вообще ничего ни о чем не знали, ни о краснорубашечниках, ни о гашише. Просто друг Кахир показывал другу Фариду вид на горы с окраин Утманзаи. Так и записали в полицейский отчет еще за триста рупий, уже брюсовских.
С тех пор началась дружба Кахира Латифа и Фарида Шаха. Они старались увидеться при любой возможности, а потом Фарид позвал друга служить с ним в Лахорском форте. Там хорошо платили и был доступ к оружию.
Опекун сначала был не в большом восторге от того, что Кахир хочет пойти со своим другом на военную службу, но потом все же отпустил. Он сказал, что в армии нужны люди, которые, если им прикажут стрелять по безоружной толпе, просто положат оружие на землю.
Дедушка Гаяр умер от болезни в 1927 году. Хорошо, что он не дожил до кровавых событий в его родном Утманзаи.
Трагедия в Утманзаи
Кахир взял отпуск на весь конец апреля 1930 года, чтобы побыть дома, в Утманзаи. К счастью, в форте не знал о его убеждениях никто, кроме Фарида, но Фариду можно было доверить все.
Арест учителя Абдул Гаффар-хана был страшной трагедией. Никто не ожидал, что 29 апреля митинг, где он выступал, окончится арестом прямо вот так при всех.
30 апреля весь город гудел. Верные Абдул Гаффару люди стали собираться к рынку Киса Кхавани, чтобы требовать освобождения своего учителя, который призывал к мирному сопротивлению - он не разбойник и не убийца. Люди, которые встречались Кахиру, были взвинчены, но все-таки брали с собой из дома Коран, а не оружие. Защищать Абдул Гаффара боем было бы неуважением к нему и тому, чему он учил.
На одной из узких улочек в центре города Кахир столкнулся с испуганной белой женщиной. Сахибы вообще здесь редко появлялись, а уж одиноким женщинам так вовсе было лучше не ходить - ограбят или напугают, а то и что похуже, люди ведь разные. Заблудилась, видно. Она узнала Кахира и обрадовалась ему, тогда он вспомнил - это была жена офицера Такера из Лахорского форта, Элис, она часто навещала госпиталь, принося сладости и выпечку раненым - и белым, и цветным. Просто сейчас она была одета попроще, как белая служанка.
Элис попросила Кахира проводить ее до железнодорожного вокзала. Людей на улицах прибывало, идти приходилось маленькими улочками. Они не успели выйти даже из квартала, когда раздался выстрел. Потом сразу второй. Кахир почувствовал, как ему обожгло руку, а вот Элис вскрикнула, прижала руку к груди и упала в дорожную пыль. Кахир успел увидеть, что стрелял, кажется, англичанин в штатском, но никаких примет, кто именно, не разглядел - тот убежал.
Элис, когда Кахир опустился перед ней на колени и проверил пульс, была мертва. Услышав, что близко едет английский патруль, Кахир понял, что надо уходить. Он никогда не докажет разъяренным англичанам, что не виновен в смерти этой женщины, они могут обвинить его только затем, чтобы потом рассказывать, как краснорубашечники поступают с белыми, беззащитными и безоружными.
Ему удалось уйти, но красная рубашка и правда была в крови. Ранение оказалось легким и поверхностным. Позже он скажет даже Фариду и Ясиру, что получил его на рынке.
Потому что именно на рынок он и отправился. Кахир был бы презренным трусом, если бы ушел домой, поддавшись боли в руке и смятению.
Дальнейшее было отвратительно настолько, что Кахир бы дорого отдал, чтобы не помнить происходящего на рынке Киса Кхавани. Но он был там. Он обязан был помнить. И перед его глазами разворачивалась трагедия, подобная амритсарской.
Британцы использовали против толпы броневики. Эти огромные машины двигались и двигались к первым рядам, в которых стояли одни из самых уважаемых учеников Абдул Гаффара. Они читали вслух Коран. Они просили справедливости. У них не было оружия.
Вот человек в зеленой чалме ходжи попадает под колеса этой адской машины, потом еще один. Толпа дрогнула. Английский командир кричал, чтобы все немедленно разошлись. Кахир слышал, что старейшины просили дать им забрать тела погибших.
Но им не позволили сделать и шага по направлению к машинам, а когда они попробовали это сделать, наводили ружья на тех, кто подходил слишком близко.
Кахир не видел, кто бросил что-то горящее в броневик. Машина не пострадала, но реакция англичан была мгновенной. Раздались выстрелы.
Сейчас Кахир не удивился бы, узнав, что англичане сами подожгли свой броневик, чтобы спровоцировать своих же солдат против безоружных людей. Тогда он был в ужасе. Он взывал к Аллаху, но словно никто не слышал его, все заглушали крики, выстрелы и слова Корана, которые произносили вокруг. В глазах у Кахира темнело. Как потом говорил подобравший его соратник, от потери крови. Он думал, что рану Кахир получил на рынке, от английской пули.
Но эти мгновения изменили многое, слишком многое. Мир Кахира пошатнулся, будто наступило землетрясение. Он столько лет верил в непротивление, но разве умирать просто так - значит приближать победу? В чем же победа? Почему англичане не смогут просто наступить погибшим на горло и пойти дальше по трупам? Почему же непротивление приводит только к крови? Почему нельзя победить англичан быстро? Почему белым настолько все равно, чью проливать кровь, мирных протестующих или разбойников? Его рубашка была в крови, его руки были в крови, его лицо было в крови, и мир был в крови.
Кахир пытался вытащить одного раненого - ему было не больше пятнадцати лет. Кровь с каждым ударом сердца выплескивалась из его груди, и жизнь уходила из перепуганных глаз, он называл Кахира братом и просил не оставлять его, не дать ему уйти... но когда Кахир выбрался из толпы, мальчик был уже мертв. Там Кахир, потеряв последние силы, осел на землю и завыл от боли, разрывавшей сердце сильнее, чем та, от которой болела рука.
Запах крови и дым от горящего броневика сгущались, и Кахир перестал видеть и слышать творящееся вокруг. Он видел лишь, как к нему подходит женщина, та, которую, наверное, можно было назвать одной из ифритов. У нее было несколько рук и темная кожа, из глаз смотрела сама ночь, а лицо было похоже на лицо матери, каким помнил ее Кахир до того, как это лицо разорвала пуштунская пуля. Она подошла совсем близко, коснулась его рук, лица, груди и кровь будто впиталась в ее ладони. Кахир почувствовал, что падает. “Дитя мое, приходи ко мне, и я дам тебе братьев и сестер”, - сказала женщина. Вокруг сгустилась тьма, только грустный и сильный женский голос пел: “Наи мата Кали, наи мата Дурге...”
Когда Кахир очнулся, он лежал на кровати и рядом с ним сидел один из знакомых, который и рассказал, что подобрал его на улице без сознания.
Вернувшись в форт, угнетенный и тяжело переживающий случившееся, он ждал знака. И вскоре к нему подошел Рави Шьямал, диковатый и злой сипай, с которым они раньше не общались особо, и поздоровался необычно: “Ванде матарам!” Приветствие, за которое можно попасть под суд и расстрел - его используют террористы Лала Кобар. Но Кахир не сдал Рави, он ответил теми же словами, потому что Черная Мать, Кали, Дурга была теперь и его матерью. Вслед за Рави он пришел в Лала Кобар, и теперь его верность там. Ни Фарид, ни прочие мусульмане - никто не знает. Кахир продолжает творить намаз и отказываться от вина, но в его сердце в это время пусто.
Лала Кобар для Лала Кобар
Устройство
Ячейка Лала Кобар называется “гнездо”. В ней есть:
Нагайна — старшая, жрица Дурги, та, кто слышит богиню и в ком она иногда воплощается. Она же “голос Кали/Дурги”. Если это - в некоторых случаях так бывает - мужчина, наг, то в нем воплощается Шива Бхайрава. Но Дурга превыше Шивы в понимании Лала Кобар и именно Дурга воплощает Индию.
Кобры - бойцы, те, кто убивал во имя Дурги. Они составляют основу организации. Они - руки Богини.
Змееныши - те, кто не убивал во имя Дурги. Иногда они так и не становятся кобрами. Они тоже нужны Дурге, потому что оказывают помощь иначе. Вербуют сторонников, добывают деньги и лекарства, прячут кобр от полиции и военных, помогают информацией. Пока змееныш еще никого не убил, он жертвует богине свою кровь. Поэтому у них появляются свежие шрамы на теле.
Гнезд много, сколько - неизвестно. Обычно нагайны и наги знают, что делается в других гнездах, так или иначе.
В настоящий момент в Лахорском гнезде состоят:
Рани Джая - нагайна, голос Кали и ее воплощение.
Девика - кобра, глаза Кали (она порой видит влияние Богини на людей и платит за это временной слепотой).
Рави Шьямал - кобра.
Чандра Шакти - змееныш, пора делать коброй.
Кахир Латиф - змееныш.
Иногда Мать берет каких-то возможных жертв под свою защиту. Лала Кобар дает этим людям тем или иным способом охранные амулеты. Если они не стали или перестали их носить - значит, такова судьба, они сами отказались от защиты. О том, что Мать защищает определенного человека, может сказать любой из гнезда, кому было об этом видение. Нагайна может с этим спорить, но редко - в Лала Кобар верят друг другу и не сомневаются в воле Матери.
Вербовка
Лала Кобар не делит людей на касты, все равны в своей любви к Кали и ее смертельном танце. В Лала Кобар может попасть человек любой касты, национальности, изначальной веры.
Но чтобы стать змеенышем, нужно пройти через ненависть и смерть. У любого змееныша за спиной тяжелые и жестокие испытания и смертельная опасность, прошедшая совсем рядом. В момент этой опасности им являлась Богиня и спасала их сама, либо посылала кого-то на помощь. А потом давала знак об этом человеке ближайшему гнезду.
Такая вербовка называется “объятия Матери”. Можно сказать, например: “в этом году Чандру обняла Мать”.
Кроме этого, у Лала Кобар существует вид вербовки, называемый “ошейник Матери”. Это похищение белого ребенка или подростка, чаще мальчика, и дальнейшая обработка его с помощью наркотиков и физического истощения, чтобы сделать послушным оружием Матери и убийцей белых. Очень опасное занятие, немногие гнезда идут на это.
О таком говорят: “в этом году на него надела ошейник Мать”. Физически никаких ошейников нет, это фигуральное выражение.
Известен случай, когда змееныша в ошейнике вскоре после Амритсара отправили убить генерала Дайера, но это окончилось неудачей. Змееныш исчез, возможно, был убит.
Идеология
Они не убивают, а приносят священные жертвы и несут огонь освобождения. Невинных жертв не бывает, точнее, любые жертвы - это не плохо, все они топливо в священном костре.
Ненависть в Лала Кобар считают очищающим огнем. Лишь закалившись в нем, можно познать настоящую любовь. Смерть существует для того, чтобы на расчищенном поле снова появилась жизнь.
Когда-то боги создали Кали для победы над страшным демоном и поделились с ней каждый своим оружием. Так она стала воплощением гнева богов, той, которая разрушает все, что мешает дхарме мира быть исполненной.
Каждый из Лала Кобар - оружие в руке богини. Они говорят: «Мы - тысяча ее рук. Каждый - рука. Каждый - меч. Каждый - огонь».
Индия погружена в сон, пробудиться ей мешает трусость и лень. Только Лала Кобар заставит ее пробудиться, и тогда единая волна гнева детей Богини сметет англичан с лица земли. Пробуждение стоит любых жизней. Смерть не страшна, она - часть законов мира.
История Нарендры Ома
Нарендра Ом - переходящее имя основателя Лала Кобар. Первый Нарендра Ом был старшим сыном в зажиточной семье индийского чиновника из отдела образования, прекрасно говорил по-английски и мог бы сделать хорошую для индуса карьеру. Все кончилось, когда его отец в одной из своих школ дал на ночь убежище беглецам-подросткам из другого штата, за которых его попросили. За беглецами шли английские войска.
Отряд взял школу штурмом и поджег, отца Нарендры убили, мальчишек, которых он прятал, расстреляли тут же у школьной стены. Позже оказалось, что они не были виноваты ни в чем - ложное обвинение в терроризме и хранении взрывчатки, их с кем-то перепутали.
Нарендру и его юную жену Индрани арестовали как пособников и укрывателей террористов и освободили только через два года во время какой-то крупной амнистии. Индийские тюрьмы таковы, что казнь часто милосерднее. Индрани в тюрьме сошла с ума, как считали одни, или в ней воплотилась Богиня, как считали другие. Она научила мужа, что делать дальше.
Говорят, что в Нарендре воплотился Шива, иначе тот умер бы в тюрьме.
Так началась Лала Кобар. Первое гнездо возглавили Нарендра и Индрани. Всем змеям гнезда сделали татуировку - красную кобру, потому что именно кобру Нарендра подкинул первому, кого убил по воле Индрани - укус кобры унес жизнь британского генерала, приказавшего брать школу штурмом.
Сейчас от этой традиции - татуировки - почти отошли, потому что англичане знают о ней и проверяют арестованных.
Нарендра Ом погиб в перестрелке, но тут же другой человека из Лала Кобар назвал себя этим именем. Потому что Нарендра Ом умереть не может. Там, где погибнет очередной, должен найтись следующий.
Способы жертвоприношения
Яд
Замуровывание в стене
Удушение шарфом
Нанесение поочередно ран всеми змеями гнезда от нагайны до змеенышей с последующим удушением шарфом.
Дела Лала Кобар реальные и мнимые
Нападение на чайную плантацию Старлингов в 1916 году. Лала Кобар осуществила нападение по заказу какого-то белого (так можно делать, это деньги, нужные Матери).
Попытка убийства в Калькутте лейтенант-губернатора Фуллера, который славился своей жестокостью по отношению к индийцам. Фуллер остался жив, но по состоянию здоровья покинул военную службу и Индию. Нападавший схвачен и вскоре расстрелян. Это совершило калькуттское гнездо около 10 лет назад.
Серия взрывов в Бенгалии и организация там же антимусульманских погромов после того, как часть этой провинции отняли у заминдаров-индуистов и передали мусульманам. Это сделало силигурское гнездо в 1920-21 годах. Расследованием занимались Норман Кокс и Артур Брюс. Был повешен исполнитель, не выдавший на допросах никого. Организаторы не найдены, за этим действительно стоял лично Нарендра Ом. Странно, что Брюс, которого Лала Кобар приговорила на тот момент, так и не был убит, более того, попытки прекратились, так как, согласно информации от какой-то из нагайн, он под защитой Матери.
Убийство в Калькутте английской супружеской пары прямо днем на улице в 1928 году. Стреляла молодая индианка, избежавшая ареста, совершив тут же самосожжение с криком “Ванде матарам!” Это не Лала Кобар вообще, кто именно - неизвестно.
Поджог английского клуба в Шимле, пострадало четверо офицеров, один из них скончался. Виновные не найдены. Это было в конце прошлого года, сделал это Рави Шьямал, таким образом став коброй.
Ходят слухи, что полковника Блейка в прошлом году убили люди Лала Кобар. Это неправда.
Нападение на полицейский участок в Лахоре и убийство его начальника после ареста редактора индийской газеты «Панджаби», который открыто обвинял в расизме известную и уважаемую в городе английскую «Гражданскую и военную газету». Обвинял, надо сказать, справедливо. Виновный арестован и приговорен к смертной казни, приговор будет приведен в исполнение в Лахорском форте. Этот виновный - Нарендра Ом. А значит, теперь кто-то из Лахорского гнезда возьмет его имя и судьбу.
Возможно, есть что-то еще, неизвестное Лахорскому гнезду.
Найти Расселов
Кахир с Фаридом иногда подрабатывают, доставая разные сведения или вещи. Не всегда это законно, но за это платят, а для Фарида все, что приносит доход семье и не приносит ей позор - благо. Кахир же обычно рад ему помочь, ну и ничего плохого они не делают, а подчиняться английским законам Кахир, по его мнению, не обязан.
В Лахоре сейчас они работают через посредника, Керима Юсуфа, ведь абы кто не попадет в форт, чтобы найти Фарида и поговорить с ним о сделке. К тому же посредник - человек опытный, умный и очень любит торговаться. Ему достается 10% от сделки. Человек он пожилой, ему хватает.
Буквально с неделю назад Керим Юсуф передал новое задание. Человек, который его дал, не скупился и обещал 50000 рупий (огромные деньги, цена хорошего особняка в городе). Надо было найти сведения о судьбе двух англичан. Их звали сэр Эдвард Малькольм Генри Рассел, профессор, и его сын Кристофер Эдвард Луи Рассел (1902-1903 года рождения). А пропали они в 1906, давно, в районе Читрала, их поискали и перестали. Ясно, что вряд ли они живы, но надо узнать хотя бы что случилось, кем убиты (если убиты), где похоронены.
Это старое дело, которое местные военные приостановили, когда не нашли этих людей. По нему могли остаться бумаги у того же полковника в кабинете.
Пока у друзей не было времени этим заняться. Но денег хочется, и подтвердить репутацию ловких ребят, которые достанут что угодно - тоже.
Смерть Уильяма Блейка
Полковник Уильям Блейк, командовавший Лахорским фортом до Нормана Кокса, был известен непростым характером, но кто тут простой? Он фигурировал в ряде историй, кому-то скорее смешных, кому-то не очень смешных. Например, следующих.
В 1903 году от него, как говорят, сбежала красивая и знатная, пусть небогатая, невеста, причем (это обсуждалось с большим смаком) сбежала с богатым индусом! Вроде бы даже махараджей. Но все же. Мнений было два: это как надо довести девушку и это какой же безнравственной потаскухой была девушка!
В 1905 году его, тогда лейтенанта, вызвал на дуэль лейтенант же Гарольд Такер, и они правда стрелялись. Все остались живы, виновным сочли Гарольда Такера и отправили его служить в какую-то дыру.
В 1921 году служивший в Бенгалии Уильям Блейк проспал ограбление склада с оружием и взрывчаткой то ли пуштунами, то ли радикалами Лала Кобар. Ну как проспал - то ли охрану толком не выставил, то ли вообще сам и продал это все, говорили даже так. Дело замяли, понизили Блейка в звании, и только. У него были высокопоставленные друзья.
В 1925 году он стрелял по своим индийским слугам из окна, но ни в одного не попал. Судя по всему, был пьян. Его жалели: тяжелое место службы, нервы, бесконечные нападения, отсутствие нормальной семейной жизни - разумеется, Блейк не брал жену на границу, не место для белой женщины. Детей у них не было - тоже повод посочувствовать, всякий мужчина мечтает о сыне.
В 1926 году Уильям Блейк после хорошо проведенной операции против пуштунов получил звание полковника и назначение в Лахорский форт начальником. Туда же он перевез жену, удачно занявшуюся Офицерским клубом.
В марте 1929 года Уильям Блейк устроил для потехи соревнования рикш-индусов на скорость с большим грузом и на сложной дороге - за немалую сумму денег. Победил к общему удивлению старик-рикша, самый опытный или более всего нуждавшийся в деньгах. Деньги ему отдали, к тому моменту полковник Блейк стал щедр. Но в ту же ночь старик умер - сердце. Странно было бы винить Блейка, он же никого не принуждал и выплатил выигрыш.
А 4 апреля того же года Уильяма Блейка убили. Он был застрелен из пистолета в отеле “Кохинур” в Шимле, куда уехал провести выходные. Официально известно следующее: полковник Блейк был сильно пьян, он застрелил попавшегося ему под руку молодого индуса, сочтя его то ли вором, то ли террористом, насильно увел к себе в номер девушку-индуску, происходившую не из Шимлы, так что ее не опознали. Это случилось примерно в 22.00.
Из номера доносился шум борьбы, разбили лампу. Девушка выбежала из отеля через короткое время, растрепанная и без накидки, убежала неизвестно куда.
Портье-индус слышал какой-то шум и после, но решил, что сахиб буянит спьяну, и не заходил. Утром, около 11.00, они с горничной нашли полковника мертвым, застреленным.
Тело осмотрел доктор Ливси, он же осмотрел комнату. У него есть протокол осмотра, можно им поинтересоваться. Основное - смерть наступила мгновенно от выстрела в упор в затылок из пистолета через подушку, заглушившую звук. В момент выстрела убитый стоял на коленях, убийца - во весь рост позади него.
Время смерти около 23.00, 4 апреля.
Предположили, что это дело рук Лала Кобар, но виновного не нашли.
А на смену ему приехал полковник Норман Кокс.
Отношения
Али Зафар
хороший человек. На его спине страшные шрамы от хлыста. После событий в Утманзаи он тоже выглядит плохо. Тоже там был?
Бриан Макгилливрей
этот белый пытается дружить с Фаридом и вообще индийцами.
Девика
сестра по Лала Кобар, поразительной красоты.
Джонатан Эндрю Такер
муж Элис Такер, страшно убивался после ее смерти.
Чандан Вивек
индус, приятель Фарида, славный парень.
Ясир Шах
правильный и честный воин-мусульманин. Но покорно служит англичанам.