В то же время, в вопросах церковной политики и характера взаимоотношения светской и церковной власти традиционализм Ланфранка как нельзя более отвечал религиозным представлениям герцога Вильгельма. Центральным моментом церковной политики герцога была его убеждённость в том, что забота об управлении церковью является обязанностью светского правителя. Благодаря своей активной деятельности по искоренению злоупотреблений в жизни и практике священнослужителей Нормандии и почтению, с которым Вильгельм относился к церкви, герцогу удалось сохранить прекрасные отношения с папой римским, одновременно установив контроль светской власти над назначениями епископов и аббатов и распоряжением церковным имуществом в своём государстве. Григорианская реформа, продвигаемая папами-реформаторами второй половины XI века, предусматривающая централизацию религиозных институтов всех европейских стран под властью папы, абсолютно не соответствовала представлениям Вильгельма о правах и обязанностях монарха. Главным союзником герцога в вопросе укрепления власти светского суверена над религиозной жизнью страны стал Ланфранк, которому также были чужды реформистские идеи григорианцев.
Аббат, ближайший советник Вильгельма.
Ланфранк посредничал на переговорах герцога и папы римского по вопросу действительности брака Вильгельма и Матильды Фландрской и благодаря своему влиянию в Риме добился признания папой законности этого брака.
Архиепископом Кентерберийский, примас церкви Англии в изгнании.
Смещение Роберта и его замена Стигандом на посту архиепископа Кентерберийского без санкции папы римского стала одной из причин поддержки, оказанной папством нормандскому завоеванию Англии.