Сюжет «Бестиарий Века Разума #мистика»


Вводные

Краткий бестиарий Ордена Дракона, составленный отцом Мартином Черным в 1549 год от Рождества Христова в Эммаусской обители города Прага с комментариями отца Драгоша Черного от 1856 года

Ведьма и ведьмак

Пожалуй больше всего домыслов и романтических легенд связано с феноменом, известным в народе, как "ведьма". Свою известность он получил во времена Средневековья, однако предания о женщинах, обладающих сверхчеловеческими возможностями известны во всех культурах, даже изолированных, и это заставляет нас думать, что сущность данного феномена нельзя свести исключительно к дремучему народному воображению.
Ведьма - это женщина, заключившая договор с Дьяволом для того, чтобы губить христианские души. Делает она это в союзе с личным бесом, который приставлен к ней хозяином Преисподней и который имеет вид мелкого зверька, обычно кота или жабы. Ведьмы насылают неурожай на поля, бесплодие на скот и болезни на людей. В полнолуние ведьмы натирают свое тело особой мазью и отправляются на шабаш, где принимают участие в кощунственных обрядах и оргиях.
Ведьмаками же народы на востоке иногда называют мужчин, уличенных в колдовстве или нечестивых обрядах. Считается, что они либо главенствуют над ведьмами, обучая их колдовской премудрости либо наоборот защищают простых людей от колдовства и злобы ведьм.
На первый взгляд все вышеизложенное оставляет впечатление одной их тех сказок, которой духовенство призывало паству к порядку. Однако не все так однозначно. История донесла до нас множество документально описанных случаев странных психических феноменов, связанных с этой темой. К примеру во многих протоколах инквизиции отмечается, что обвиняемые в ведовстве женщины были нечувствительны к боли, кликушествовали, издавали странные звуки и делали странные телодвижения, что наводило хронистов на мысль об одержимости. Свидетельства о запахе пряностей, исходившем от тел некоторых обвиненных в колдовстве так же наводит на мысли о поспешности заклеймления всех этих примет исключительно народными заблуждениями.
Учитывая последние открытия в области психической сферы, нам представляется вероятным, что данный феномен, скорее, связан с неизученными еще свойствами человеческого разума и тела, чем с мистической, и, тем более, с христианской сферой
.

Оборотень

С оборотнями связаны, пожалуй, самые пугающие легенды. Рассказы о людях, которые в полнолуние превращаются в волков и терроризируют окрестные деревни, разрывая на куски девиц и выкрадывая из люлек младенцев, продолжают будоражить людские умы и заставлять плотнее закрывать ставни. Иногда к этим легендам добавляются другие нечестивые подробности.
В народе говорят, что оборотничеству приводит укус другого оборотня в полнолуние, иногда - продажа души дьяволу. В восточных странах говорят, что к оборотничеству может привести врожденное проклятие семьи ведьмой или поедание беременной женщиной волчьего мяса. Некоторые версии друг другу противоречат. Одинаково распространены варианты, в который оборотни теряют рассудок и память с момента смены формы до возвращения в человеческий облик, и варианты, в которых они наслаждаются своим кровавым пиром. Иногда добавляются и совсем жуткие. Так по некоторым версиям оборотни, превращаясь в волков, в буквальном смысле слова выворачиваются наизнанку. Впрочем автору этих строк доводилось слышать и вариант, более распространенный к востоку от Одера, в котором оборотню для смены формы достаточно перепрыгнуть через несколько заговоренных ножей, воткнутых в землю с особым наговором.
Дошло до того, что любую пропажу детей, особенно, если она приходилась на полнолуние, особо суеверные селяне объявляют происками оборотней и открывают охоту. Иногда их жертвами становились обычные волки, чьи головы, впрочем, выставлялись на шестах как принадлежащие настоящим оборотням. Иногда жертвами охоты становятся и люди.
Считается, что убить оборотня можно, нанеся ему смертельную рану, например поразив в сердце или отрубив голову. Раны, нанесённые оборотню в зверином обличье, остаются и на его человеческом теле. Таким способом можно изобличить оборотня в живом человеке: если рана, причинённая зверю, позднее проявится у человека — то этот человек и есть тот оборотень.
До нас дошли описания случаев, когда в жестоких убийствах, которые все принимали за дело клыков оборотней, признавались обычные крестьяне. Более того, они охотно признавали себя оборотнями, рассказывая, что терзали свои жертвы под воздействием проклятья. Я лично присутствовал, волею Господа на допросе одного такого несчастного нечестивца. Когда его поймали его рот был залит человеческой кровью, а в его блевоте (после пытки люди часто опорожняют желудок) другие монахи с ужасом обнаружили палец пропавшего намедни ребенка. Но глаза его были полны непониманием и тоской, потому я искренне помолился за упокой души оборотня после его казни.
Это заставляет нас думать, что вероятнее всего эти несчастные были жертвами какого-то психического расстройства, с тем же могут быть связаны провалы в памяти и вспышки агрессии.

Вампир
Раз уж речь зашла о народных суевериях, стоит коснуться еще одного интересного образа Вампиры - мерзкие твари , называемые на востоке упырями - мертвецы, выбирающихся из своих могил для того, чтобы пить кровь живых людей. Несмотря на то, что отдельные легенды о мертвецах, которые пьют кровь живых и пожирают их плоть есть в рассказах почти всех народов, истории о вампирах пришли к нам от славян. Возможно именно со славянскими корнями связан живучесть этого мифа в Трансильвании Корни ее лежат в преданиях о колдунах, которые и после смерти докучали потомкам, то есть в остатках культа предков. В мифологии западных славян эти отголоски старинных верований трансформировались в мрачную легенду о мертвецах,которые по ночам поднимаются из гробов и ведут жизнь, во всем подобную человеческой Мертвецы эти питают страсть к крови юных непорочных девиц, каковых искусно обольщают. Известны варианты этой легенды, когда мертвец крадет девицу (иногда выдавая себя за ее пропавшего жениха) и увозит с собой в могилу. Спасти от вампира может в разных версиях чеснок либо текучая вода, которую он не может переступить. Во всех версиях вампир, как нежить, боится святых символов. День вампиры должны проводить в своей могиле, поэтому крик третьих петухов, возвещающих зарю, вынуждает их возвращаться в свои гробы. До сих пор еще при подозрениях на то, что в деревне завелся вампир, карпатские крестьяне водят по кладбищу белую кобылу, веря, что вампир лежит в той могиле, на которую она наступит. После этого могилу разрывают и осматривают лежащий в ней труп. По преданиям у вампира тело не подвластно разложению, волосы и ногти продолжают расти и после смерти. Если вампир незадолго перед этим насосался крови, его лицо будет румяным.
После обнаружения этих признаков народное поверье рекомендует перевернуть тело лицом вниз и вбить ему в сердце осиновый кол, после чего гроб сжечь а пепел развеять по ветру.
Не стоит забывать и о свидетельствах наших братьев по Ордену, которые клялись именем Христа, что видели тех грешников, кому принесли смерть несколько лет назад - здоровых и называющих себя другим именем. Борьба с гнусным племенем живых мертвецов важна для нас как никакая другая, ведь за свою долгую не-смерть эти твари становятся поразительно хитры и приобретают склонность к власти над людьми, а мы не сможем допустить, чтобы оживший мертвец правил христианским государством.
Представляется вероятным что на возникновение этой легенды оказали влияние два фактора. Во первых, как было сказано выше, отголоски старого культа предков. Во вторых, представляется возможным, что корнями эта легенда уходит в явление летаргического сна, замеченное нашими предками. Вполне возможно, что какой-нибудь крестьянин заснул так крепко, что был ошибочно принят за мертвого и похоронен. Его попытки выбраться из гроба и дали начало этим легендам. Но есть вопрос: как объяснить многочисленные свидетельства о вампирах найденные мною в путевых заметках наших юоатьев живших несколькими веками ранее? Они могли быть суеверны, но Орден никогда не был мнительным, поэтому версию о похожих друг на друга людях или родственников, я при здравом размышлении с сожалением отверг...

Дудочник

Автор взял на себя смелость объединить в эту категорию два, на первый взгляд, несходных феномена и добавить свою статью к знаниям, оставленных предыдущими главами Ордена.
Первый феномен - на поверхностный взгляд необъяснимые свидетельства о колдунах, которые могли заставить мертвецов подняться из своих могил и пройтись в танце по городским улицам. Сохранилось множество свидетельств о том, что в эту пляску вовлекались и обычные горожане, причем нередко - помимо собственной воли. Многие из них танцевали до тех пор, пока не падали замертво. Этой пляске были подвержены люди из всех слоев общества, и даже стены церкви не спасали невольных плясунов от гибельного наваждения. При современном развитии психиатрии можно предположить, что эти танцы были своеобразной реакцией людей на шок, связанный с Чумными годами и соответствующей смертностью, своего рода невротические выплески без должного лечения оказывающиеся смертельными.
Однако есть и второй феномен почерпнутый из всем известной легенды про Гаммельнского крысолова. Напомню сюжет. Согласно ей, музыкант, обманутый магистратом города Гамельна, отказавшимся выплатить вознаграждение за избавление города от крыc, c помощью колдовства увёл за собой городских детей, сгинувших затем безвозвратно.
Легенда о крысолове, предположительно возникшая в XIII веке от Рождества Христова, является одной из разновидностей историй о загадочном музыканте, уводящем за собой околдованных людей или скот. Подобные легенды в Средние века имели весьма широкое распространение, при том, что гаммельнский вариант является единственным, где c точностью называется дата события — 26 июня 1284 года, и память о котором нашла отражение в хрониках того времени наряду c совершенно подлинными событиями. Всё это вместе взятое заставляет исследователей полагать, будто за легендой о крысолове стояли некие реальные события, уже со временем приобретшие вид народной сказки, однако не существует единой точки зрения, что это были за события или даже когда они произошли. В позднейших источниках, в особенности иностранных, дата по непонятной причине замещается иной — 20 июня 1484 года или же 22 июля 1376 года. Объяснения этому также не найдено.
Полагаю, что если рассматривать эти сюжеты в неком единстве и связке - музыка-гипноз-смерть, можно сделать вывод о едином происхождении этих двух свидетельств существования некого, вероятнее ныне утраченного артефакта или уничтоженного Орденом существа

Голем

Пожалуй самое яркое заимствование из еврейской мифологии представляет собой легенда о големе. Голем - пародия на сотворение человека, широко практикуемое еврейскими общинами. Иудеи-каббалисты оживляют эти комки глины с помощью своих тайных знаний, считая себя равными Господу, сотворившему Адама из праха земного. Первое создание голема приписывается молвой знаменитому талмудисту и каббалисту — главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю, который оживил глиняного истукана, вложив ему в рот т.н. шем или тетраграмматон. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной мысли.
Однако оживление созданных человеком слуг имеет свою традицию и в Европе. Так, рассказывают, что у Леонардо Да Винчи был слуга, созданный из металла. Он выполнял приказы хозяина, а после его смерти сгинул вместе со всеми вещами гения
С големом сложно сражаться, так как он не имеет крови и нельзя нанести ему рану, которая уязвила бы его. однако у каждого голема есть свое слабое место - то, что поддерживает в нем жизнь. Вынь свиток изо рта твари и тварь перестанет двигаться, снова вернувшись к естественному для неё состоянию праха земного. Ныне все сложнее угадать, где в големе заключена жизнь, каббалисты изготавливают их из причудливых и прочных материалом. Однако тайна заключается в том, что голем, сколь бы свиреп он не был не может… как же не вовремя обрывается текст! Отмечу, что мой предшественник пишет о големах так, как будто неоднократно сталкивался с ними