Арабский квартал

При халифе Умаре мусульманские войска овладели Иерусалимом. После битвы у реки Ярмук в военном лагере Аль-Джабия на Голанских высотах византийцы уступили арабам Иерусалим. Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб вошёл в город один, при этом одетый в простой плащ. Местное население было изумлено такому виду их завоевателя — оно было приучено к пышным и роскошным нарядам византийских и персидских правителей. Умар лично получил ключи от города из рук греческого православного патриарха Софрония и сказал: "Во имя Аллаха… ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены". Убейд ибн Адам рассказывал, что слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил Ка‘ба аль-Ахбара: "Где мне лучше совершить намаз?" Ка‘б ответил: "По-моему, тебе следует совершить намаз позади скалы, чтобы весь Кудс был перед тобой, как на ладони". ‘Умар возразил: "Ты уподобляешься иудеям. Я не стану делать этого. Я совершу намаз там, где это сделал Посланник Аллаха". Он обратился лицом к кибле, совершил намаз, а затем отошёл в сторону, расстелил свой плащ и начал собирать в него сор, и люди стали делать то же самое.

Дом семьи Мустафы аль-Амина

Мустафа аль-Амин - Кади, представляет квартал в городском суде - уважаемый и очень образованный человек в возрасте. Его жена умерла, а детьми его не наградил Аллах - есть только дальние родственники. Мустафа надеется найти самого справедливого из молодых людей и назвать его своим преемником и наследником, которого возьмет на попечение и которому позднее перейдет все имущество Мустафы.

Последние несколько лет в доме Мустафы гостит его друг, известный путешественник и поэт Насир Хусраф, автор “Сафар-наме” - книги, в которой содержатся описания его путешествий, обычаев и традиций разных стран, особенностей политики, верований, военного искусства. Насир уже не молод, одинок и не имеет семьи или родственников в городе, но всегда может рассчитывать на гостеприимство своего старинного друга Мустафы и верное плечо своего слуги, странствующего вместе с Насиром.

Дом семьи Нусейбе

Дом Амджада Нусейбе - богатый дом древнего рода Нусейбе, гордящийся своей историей. Предки Нусейбе были в числе первых сподвижников Мухаммада еще во времена его пребывания в Медине, а после перебрались в Иерусалим, где уже Умар 1 в знак своей сердечной благодарности передал им ключи от Храма Гроба Господня. С тех пор ключи бережно хранятся, переходят из поколения в поколение и ежедневно избранный семьей мужчина открывает и закрывает Храм.

Амджад Нусейбе - пожилой, мудрый под стать своим сединам Мулла, а также Глава квартала, славящийся своим здравым умом и справедливыми решениями. Амджад мечтает устроить будущее дочерей и передать свое наследие сыну, когда тот будет к этому готов. Нусейбе владеют медресе, в которой собираются изучающие хадисы, а также помогают деньгами больнице и врачам.

Дом семьи Хасана ибн Раиса аль-Хорезми

Дом аль-Хорезми в равной степени богат и горд и тому, пожалуй, даже есть объяснение - их предок - аль-Хорезми - величайший математик своего времени и, возможно, сама кровь аль-Хорезми помогает этой семье. Как иначе можно объяснить их успех и небывалый подъем в Иерусалиме за последний век? Аль-Хорезми ведут торговлю далеко за пределами города, а часть вырученных денег исправно пускают на благотворительность и помощь бедным, но талантливым ученым, ровно так, как делал их предок больше двух сотен лет назад. Уже давно в доме Аль-Хорезми привечают их дальнего родственника и талантливого ученого-алхимика Абдура-Рахмана аль Макдиси.

Домом управляет Хасан ибн Раис аль-Хорезми - талантливый математик, человек жесткий и принципиальный, своей твердой рукой ведущий семью к процветанию, что сказывается и на детях этой семьи - собранных и решительных, с детства участвующих в делах семьи. Хасан знает обо всех подающих надежды в искусстве и науке, в строгости и порой даже суровости воспитывает и обучает математике своих учеников, а также помогает деньгами строительству мечети.

Торгово-дипломатическое посольство из Пизы

Торговые партнеры Хасана ибн Раиса всегда могут рассчитывать на его гостеприимство.

Дом семьи Сакра ибн Шалим аль-Фаеза

Семья богатая и знатная, за последние двести лет разбогатевшая на торговле древесиной и другими, необходимыми для строительства, материалами в Иерусалим. Со временем сфера их интересов сместилась на строительство, и сейчас именно они занимаются организацией строительных работ по заказу властителей Иерусалима.

Сакр ибн Шалим аль-Фаез - слывет одним из мудрейших людей города и много времени уделяет наставлениям, тогда как за мирские дела дома отвечает его старший сын Салават.

Дом Тамир бинт Ямин аль-Махди

Тамир бинт Ямин аль-Махди - вдова, престарелая умудренная опытом женщина, сведущая в медицинском искусстве. Ее муж, покинувший мир больше 10 лет назад был известным врачом, Тамир продолжила вести их общее дело, долгие годы она обучала молодые дарования медицине и сейчас среди ее учеников есть несколько достойных и амбициозных претендентов на славу лучшего врача Иерусалима. Тамир поддерживает семья Нусейбе, благодаря чему больница все еще держится на плаву и не испытывает нужду в лекарствах.

Семья Елиазара Дарвиша

Елиазар Дарвиш - ушлый человек, который умело балансирует между поддержкой сильных мира сего и всегда умудряется находить самое выгодное для себя и своей семьи положение. Дом Дарвишей не сказать что богат, скорее уверенно держится на плаву и не гнушается принимать помощь от теперь уже единоверцев - состоятельных знатных семей арабского квартала. Дарвиши владеют лавкой, торгующей драгоценностями и любопытными вещицами. Среди многочисленных близких и дальних родственников Елиазара можно найти представителей почти любой профессии - куда ни глянь - в медицину, торговлю, науку или строительство - везде нашли себе место Дарвиши и все делают сперва на пользу своего дома, а после - остальным.

Дом семьи Раифа ибн Амджада

Раиф ибн Амджад из рода Нусейбе хоть и образовал свой дом не так давно, его обитатели уже успели занять свое место среди уважаемых семей квартала. Представители этого дома гордятся тем, что могут идти своим путем, в том числе создавать ювелирные украшения, периодически появляющиеся на важных особах города.

Дом семьи аль-Харири

Некогда богатая и знатная семья, издревле промышлявшая торговлей шелком в Иерусалиме, но потерявшая большую часть своего влияния и торговых связей в череде смен власти. Сейчас держат ткацкую мастерскую, где несколько работников занимаются производством декоративных тканей, в том числе для украшения богатых домов Иерусалима.

Дом семьи Ганима ибн Вахида аль-Макдиси и исламская школа

Ганим ибн Вахид ибн Гасан аль-Макдиси, глава большой и уважаемой семьи, которая жила в Иерусалиме с незапамятных времен. Издревле семейство занималось разведением верблюдов. Дед нынешнего главы семьи Ганима – Гасан взял в жены единственную дочь Кайса ибн Мусы – Айшу, чье семейство славилось на весь Куудс своим искусством резьбы по дереву. После этого в семье возникла традиция, согласно которой старший сын в семье разводит верблюдов, а младший совершенствует ремесло резчика по дереву. В данный момент семье уважаемого Ганима принадлежат несколько лавок на торговой площади и небольшая чайная.
Сейчас глава семьи направился в хадж, пока он в отъезде, всеми делами управляют его сыновья Хаким и Махмуд, а также его младший брат Али.
Некоторое время назад к Ганиму ибн Вахиду приехал его дальний родственник - уважаемый мулла Джафар ибн Муайяд аль Ширази. По приезду он открыл в городе исламскую школу, где изучают Коран, каллиграфию, аль-джабр (алгебру) и иные науки.

Чайхана "Таам надр"

Название чайханы "Таам надр", означает "редкая еда".
Ее хозяин Мутим родом из Иерусалима, но много путешествовал по миру. Везде, где он побывал, находил он местные блюда, запоминал их, и старался повторить.
Долгие годы странствий по дальним землям вернули Мутима в земли Иерусалима, и остановился он, чтобы удивить местных жителей блюдами, которые были в диковинку им.

Чайная Акрама ибн Ирфана

Настоящая сокровищница сладостей и вкусных напитков, с радостью привечающая путников и местных. Чайную держит весьма предприимчивый Акрам ибн Ирфан, который не успевал бы справиться и с половиной ежедневных забот без своих помощников.

Дом дедушки Шахаба

Семья, несколько десятилетий назад бежавшая в Иерусалим из Хорасана. Глава семьи, дедушка Шахаб, еще крепок телом, но ослабел разумом, и теперь готов рассказывать всякому, кто готов слушать, о своем царском происхождении. Многочисленные дети и внуки уже давно махнули рукой на россказни дедушки и озабочены вопросами выживания - они готовы взяться за любую работу, за которую заказчик готов заплатить или хотя бы накормить досыта.

Хамам Аль-Айн

Хамам Аль-Айн был построен архитекторами из Дамаска по приказу аз-Захир Биллаха в 1035 году, после землетрясения 1033 года. Эта баня первоначально обслуживала мусульманских паломников, которые хотели совершить ритуальное омовение перед молитвой в близлежащей мечети Аль-Акса, а также купцов и местных жителей, которые мылись в целях гигиены.
Все тот же аз-Захир Биллах поставил управлять банями своего друга, осевшего к тому времени в Аль-Кудсе по имени Харун Аль Ильмар ибн Рашид. Его дело продолжали и расширяли его сын Амин и внук - Бабудай аль Ильмар ибн Амин. Ко времени, в котором происходит наша история, Аль-Айн превратился в большой комплекс – с банями, прекраснейшей кухней, кальянами и бассейном.

Еврейский квартал

“Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука и язык мой прилипнет к нёбу моему”
(Тегилим, 137:5)

Здесь проживают евреи - народ без своей земли, гонимый по всему миру.
Иерусалим со всеми его святынями всегда был средоточием еврейской жизни и религии, свидетелем и участником еврейской истории. Не единожды переходил он из рук в руки: то к римлянам, то к мусульманам. Евреев выдворяли из города, угоняли в рабство и лишь спустя столетия позволяли вернуться.
Особое значение для всех евреев имеет Храм Соломона, который был дважды разрушен, и мечтой о восстановлении которого живёт еврейский народ. Увы, вот уже почти половину тысячелетия место Храма занимает мусульманская святыня, потому в преддверии конца света всё, что евреям позволено - это строительство новой большой синагоги.

Дом торговца Ицхака бен Давида из Йорка

Самый богатый и красивый дом. Ицхак родился и вырос в Европе. Повзрослев, переехал в Константинополь, женился, долгое время водил караваны в дальние дали, повидал мир, но к старости решил осесть. Переехал в Иерусалим с семьёй из Константинополя два года назад, но уже успел сделаться советником Эмира. Дом его раньше принадлежал семье печально известного Проклятого Яакова, который разорился и был вынужден продать родовое гнездо.

Торговые партнеры из Генуи

Ицхак бен Давид часто принимает в своем доме друзей из Европы, вот и сейчас у него гостит генуэзский купец с сыном, знакомые Ицхаку вот уже не одно десятилетие.

Дом кабатчика Самсона бен Сендера

Большой добротный дом. Семья уважаемая и приличная. Живут в Иерусалиме несколько поколений. Славятся своими виноградниками и собственной винодельней. Держат кабак, который ценится во всём Иерусалиме. Глава семьи Самсон бен Сендер последние несколько лет является ещё и старостой еврейского квартала. Помогает в строительстве синагоги. В основном, конечно, деньгами, но не гнушается ради святого дела и лично поработать, и сыновей на стройку отправить.

  • Самсон бен Сендер Pal-an-Tir

    Хозяин кабака. Старшина квартала. Авторитетный лидер.

  • Давид бен Сендер Сталкер

    Младший брат Самсона бен Сендера
    Будущий наследник пекарни.

  • Голда бат Ицхак Дис

    Почтенная супруга Самсона. Весёлая, работящая, жизнелюбивая женщина. Всем матушка и заступница (кроме невесток, конечно, но эти курвы заслужили).

  • Сендер   заявиться

    Старший сын Самсона и Вардит, наследник, верный помощник отцу. Хороший сын и самоотверженный старший брат (легко и непринуждённо отдаст младшему первородство и без чечевичной похлебки).

  • Галия бат Аарон   заявиться

    Жена Сендера, дочь рабби Аарона, скромная, набожная, высокодуховная, в быту не очень расторопная (личное мнение свекрови), ребёнка Сендеру всё никак не родит, а ведь третий год женаты.

  • Барух   заявиться

    Второй сын Сендера и Вардит, сын-ни-то-ни-сё, как в сказке. Послушный и исполнительный, но, как говорится, "не орёл". Себе на уме и вообще слишком умный.

  • Эстер бат Йосеф   заявиться

    Жена Баруха. Совсем недавно поженились. Работящая, скромная, молчаливая девушка. Внучка Проклятого Якова. Женились с Барухом тайно, против воли родителей. Обнять, простить.

  • Симха   заявиться

    Младший, любимый сын, мамина радость. Юный, восторженный, вечно во что-то вступает.

  • Янита   заявиться

    Дочь Сендера и Вардит, папина дочка, помощница, всеобщая любимица, но хулиганка.

  • +4 вакансии / 1 заявка заявиться
Дом рабби Аарона

Небольшой, добротный дом с маленькой синагогой. Отец рабби Аарона Моше тоже был раввином, всеми любимым в квартале и уважаемым. Аарон пытается соответствовать. Строит новую большую синагогу, вдохновляя всех как личным примером, так и талантливыми проповедями. Семья раввина живёт скромно и высокодуховно. Всем местным они привычные и родные. У них гостит приехавший в паломничество из Франции Раши (рабби Шломо бен Ицхак) - мудрец и учитель, толкователь Талмуда, духовный лидер евреев у себя на родине.

Дом учителя Иешуа бен Иуды

Дом скромный, но хороший. Здесь же Дом учения, как место просвещения и дискуссий. Учитель Иешуа переехал с самыми верными своими учениками из Ирака около пяти лет назад. Арабы звали его “Абульфарадж Фуркан ибн-Асад”. Путешественник, учёный, экзегет, философ, лидер караимов - религиозной секты, учение которой базируется на признании только текста Письменной Торы — ТаНаХа — и только буквального понимания текста Священного Писания.

  • Иешуа бен Иуда Итилвир

    Великий Учитель. Активный пропагандист, читающий публичные лекции о караимизме. Автор множества трудов.

  • Шайя, ничья дочь Хекса

    Ученица, служанка, помощница. Сирота, которую подобрал на улице и воспитал Учитель. Предприимчивая девушка.

  • +2 вакансии / 0 заявок заявиться
Община Михаэля бен Нахума

Небогатая разномастная семья, беженцы из Западной Европы и из не на столько далёких земель. Не все в ней даже состоят в кровном родстве, но сроднились за время общих бед и скитаний. Живут в старом доме, где раньше был постоялый двор. В Иерусалиме недавно. Всех их в основном кормят маленькая лавочка с тысячей мелочей, мастерская мелкого ремонта одежды и разные подработки на строительстве. Михаэль бен Нахум - глава общины - архитектор и строитель. Его опыт и умения пришлись весьма кстати в свете строительства новой синагоги. Он же привёл на эту работу и других мужчин из своей общины.

  • Михаэль бен Нахум Мушу

    Глава общины (формально). Архитектор. Старик. Уже не может выполнять всех работ сам и давно ушёл бы на покой, но беда в том, что наследника у него нет, только дочка. Сим, хоть и толковая, умная, ответственная, но люди не поймут, если ей все дела по закону передать.

  • Сим Миса

    Дочь Михаэля бэн Нахума. Действительная глава общины и, как папа, тоже очень талантливый архитектор. Так как Михаэль стар и ничего уже не делает, обязанности главы дома перешли на его единственного ребёнка. Все дела, все вопросы решает Сим.

  • Дан   заявиться

    Молодой парень, плотник. Любопытен и вездесущ. Сбежал из дома в Антиохии, так как поссорился с отцом. Со многими приключениями оказался в Иерусалиме и решил тут остаться. Хотя бы на какое-то время.

  • Эйтан бен Йосеф Anton Tarasov

    Плотник. Вероятно, лучший в городе. Старый друг Михаэля.

  • Карми   заявиться

    Молодой парень, сын Эйтана, но идти по стезе отца и заниматься строительством не хочет, а хочет странного.

  • Танхум бен Ханан   заявиться

    Плотник. В общине недавно. Одинокий, смурной. Потерял всю семью при погромах в Европе, смог чудом сбежать. Подробностей никому не рассказывает.

  • Фрида бат Хаим   заявиться

    Мастер-золотые-руки. Шьёт, вышивает, плетёт узоры... Может починить любую одежду.

  • Рина бат Фишел Asiat Gozyumova

    Художник-витражник. Переехала из Византии.

  • Гита ничья дочь Кики

    Лавочница и старьёвщица. В её лавке можно найти любые, даже самые неожиданные вещи.

  • +1 вакансия / 0 заявок заявиться
Дом Авивы бат Аншель

Маленький уютный дом при закусочной, где подаётся простая еда-перекус: шварма, пита, фалафель. Авива осталась вдовой с двумя детьми, когда её мужа Гедеона убили турки двадцать лет назад. Тогда ещё была ими сожжена главная синагога, чему Гедеон пытался воспрепятствовать. Старшее поколение прекрасно помнит тот день и не даёт забыть молодёжи. Выйти замуж во второй раз Авива не захотела.

Дом Фримы бат Борух

Дом, знаменитый тем, что здесь живут одни женщины (так получилось). При нём Аптека с Парфюмерной лавкой. Покойный муж Фримы был великолепным врачом и аптекарем, но после его трагической гибели Фриме пришлось самой возглавить и дом, и аптеку. Зато она придумала добавить к ассортименту духи и благовония, и дело у неё до того хорошо пошло, что за её ароматами приезжают даже из других городов.

Дом Проклятого Яакова

Бедняки. Живут в старой хибаре на отшибе. Большая часть семьи вымерла от эпидемии, а потом выжившие ещё и разорились. Вот такие невезучие. Им, конечно, соседи помогают, чем могут, потому что тут все свои. Проклятый Яаков - Яаков бен Йосеф - один из старейших жителей квартала. Уважаемый человек. Работает дворником, очень гордый и просить о помощи ему тяжело. Воспитывает внуков, оставшихся после смерти двух его сыновей.

  • Яаков бен Йосеф   заявиться

    ПрОклятый Яаков, Невезучий Яаков, Яаков-Неудачник.

  • Хана бат Ноах   заявиться

    Внучка Яакова, старшая сестра Ханоха, кузина Эстер (которая нынче замужем за младшим сыном кабатчика). Железная девушка. Сильная и практичная. Художница.

  • Ханох бен Ноах   заявиться

    Внук Яакова, брат Ханы и Эстер. Работает где придётся. Горит идеей возрождения Храма Соломона. Очень религиозный.

  • +2 вакансии / 0 заявок заявиться
Еврейский госпиталь
Греческий квартал

"Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь"
(2 Фес 2:7)

В этом квартале живут мелькиты - потомки ромеев-христиан, живших в Иерусалиме со времен Христа и до завоевания города арабами в середине 7 века. Принадлежат к византийской церковной традиции.
Греческий квартал в Иерусалиме примыкает к Храму Гроба Господня, и его жители являются хранителями этой великой для всего христианского мира святыни.

Дом Мансур

греч. Мавроподы
Богатая семья. Чиновники, юристы, военные. Мансуры в прошлые века служили арабским властям, но и с Фатимидами, и с Сельджуками отношения у них настороженные. Ныне во глава семьи - Феодора, вдова Сергия Мансура. Она выступает за сбережение греческой культуры и против арабизации. Из этой семьи традиционно происходят главы греческого квартала (недавно должность досталась Иоанну, молодому человеку, сыну покойного Сергия Мансура и Феодоры). Молодое поколение семьи не против сближения с арабами в культурном плане (при сохранении религиозной идентичности). Семья поддерживает связи с Константинополем и в целом разделяет внешнюю политику Византии.

Дом ар-Руми

греч. Псилантины
Из этого рода происходят купцы, торговцы, путешественники. Ар-Руми традиционно поддерживают связи с разными странами, ведут дела и переписку с Европой и Востоком. Говорят, они даже не брезгуют общаться с евреями. Семья восприняла много из арабской культуры, но сохранила православную веру. Впрочем, несколько женщин из этой семьи отданы замуж за мусульман из арабского квартала и приняли ислам. Ар-Руми особенно процветали при Фатимидах. Один из членов семьи является священником Храма Гроба Господня. К этой семье принадлежит член городского совета.

Представительство Венеции

Глаза и руки Светлейшей республики Св. Марка. Живут в доме, снятом у ар-Руми.

Дом Насер

греч. Мелиссины
Художники. Ремесленники. Ценители искусства. Знатоки и хранители священных мест. Один из членов семьи - священнослужитель Храма Гроба Господня. Семья выступает за сближение всех христиан, оказавшихся под властью иноверцев, поэтому у Насеров давно имеются тесные связи с армянским кварталом. Их одно время даже подозревали в криптомонофизитстве. В этом доме остановился философ-платоник Михаил Пселл, приехавший в Иерусалим на склоне лет поклониться святыням.

Дом Хабиби

греч. Агапиты
Эдакий христианский вариант "саддукеев". Церковный официоз, а не фанатики. Из этой семьи происходят главный казначей Храма Гроба Господня (священник) и руководитель строительства Храма. У семьи есть связи с Сельджукскими правителями.

Большая Таверна при доме Хабиби

Классическая греческая кухня. Блюда на любой вкус. Кальяны. Вино здесь не под запретом.

Дом аль-Исса

греч. Агиохристофориты
Религиозная и бедная семья. Традиционно из этой семьи происходят мелкие торговцы, повара, слуги при богатых домах. Другие семьи смотрят на них немного свысока, как на плебс. Нынешний Патриарх Иерусалима и его помощник (племянник) происходят из этой семьи. Жесткие сторонники халкидонского догмата, поэтому враждебно настроены к армянам.

Подворье лавры Святого Саввы

Квартируют рядом с домом аль-Исса. Монахи. Религиозные ригористы, проповедники покаяния накануне Апокалипсиса.
Здесь же жители квартала привыкли получать помощь и совет при недомоганиях, а сердобольные прихожанки из квартала помогают монахам присматривать за больными. С серьезными заболеваниями монахи часто могут отправить в арабский госпиталь.

  • Гита Уэссееская со свитой   заявиться

    Дочь англосаксонского короля Гарольда II, прибывшая в Иерусалим из Дании в паломничество с верными спутницами.
    Найдя приют при подворье Лавры Святого Саввы, Гита Уэссееская и ее свита активно помогают ранеными и обездоленным, а также оказывают покровительство и всяческое содействие участникам строительства храма.

  • +4 вакансии / 0 заявок заявиться
Овчая купель

Купальни, место отдыха и исцеления как плоти так и духа. Здесь Христом было явлено чудо исцеления расслабленного.

Трапезная для паломников

Содержится домом аль-Исса и монахами святого Саввы. Хлеб, галеты и горячие напитки для страждущих.

Семейство Тарквин

Вынужденные переселенцы из предместий Иерусалима. Недавно в городе. Знатные ромеи.

Дворцовая кухня при дворе эмира

Повара при дворце эмира готовят для братьев бен Артуков и их придворных и домочадцев, но также в определенные часы здесь могут полакомиться кушаньями практически со стола эмира.

Армянский квартал

"Мне ведомо, что близок день Суда,
И на Суде нас уличат во многом,
Но Божий Суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет Суд - я поспешу туда!"
(Книга скорбных песнопений, Григор Нарекаци)

Армяне пришли в Иерусалим несколько столетий назад. Сперва это были монахи, которые стремились стать ближе к Граду Господню. Но годы шли, и скромные монашеские поселения превратились в богатый квартал, представители которого получили значительное влияние в городском совете. На долю армян в Иерусалиме выпало немало испытаний, но стремление сохранить свои святыни всегда приводило их назад, к древним стенам Старого города.
Вся религиозная жизнь квартала сосредоточена вокруг Собора Святого Иакова. Собор заложили на месте казни святого, и его строительство продолжается и по сей день. Армянская христианская церковь имеет собственного патриарха, этим выделяясь от остальных христиан Града Господня.
Армяне Иерусалима живут обособленно, но всегда готовы протянуть руку помощи нуждающимся.

Церковь Святой Шушаник

Армянский патриарх Иерусалимский проводит здесь службы, пока достраивается Собор Святого Иакова. При церкви живут несколько священников с женами, а также ученые монахи вардапеты. Рядом с церковью построен матенадаран - хранилище рукописей.

Матенадаран

Матенодаран, или скрипторий.

Дом Давида Пахлавуни

Семья Пахлавуни из Армянского квартала богата и уважаема. Давид Пахлавуни признан старейшиной Армянского квартала и он же представляет квартал в совете Иерусалима. Этот достойный человек женат на Шушаник, дочери первого Великого Князя Киликийской Армении. Вместе с родителями живут их младшие сыновья Санасар и Багдасар. К семье Пахлавуни принадлежит и Армянский патриарх Иерусалимский Иаков.

Дом Армана Имастасера

Здесь живет со своей семьей главный архитектор Армянского квартала, Арман Имастасер. Сейчас он руководит строительством Собора Святого Иакова. Семья Имастасер славится сильными женщинами. Манушак, жена Армана, родилась княжной. Она спасла своего мужа от гонений и вместе с ним бежала в Иерусалим. Также говорят и о сестре Армана, Сатеник. Эта образованная девушка пишет научные труды, посвященные армянскому календарю.

Дом Тороса Мамиконяна

Главе этой семьи не раз приходилось брать в руки меч. Поселившись в Иерусалиме, Торос стал поддерживать порядок в Армянском квартале. Подобно семье Пахлавуни, Мамиконяны являются одними из самых известных и уважаемых родов в Армении. Также все знают, что первый муж Шушаник был из семьи Мамиконян.

Дом семьи Мегрик

Семья Мегрик занимается торговлей. Каждый в Армянском квартале, желая купить что-нибудь, обращается к Гаянэ Мегрик, главе семьи. Гаянэ вдова и продолжает дело мужа, и многие хвалят то, как она ведет дела.

Дом Гарегина Шнорали

Глава семьи прибыл в Иерусалим, чтобы помочь в украшении Собора Святого Иакова. Гарегин славится искуством резьбы по камню и создает хачкары. Вместе с сыновьями и учениками он трудится не покладая рук.

Дом Киракоса Акнерци

Так повелось, что Армянский квартал всегда хорошо освещен, а в Церкви Святой Шушаник никогда не гаснут десятки масляных лампад. Все это труд семьи Акнерци. Члены этой семьи создают светильники и следят за тем, чтобы на улицах не было слишком темно. Глава семьи, Киракос Акнерци, написал несколько трудов по истории Армении.

Странноприимный дом

Основанный на деньги Карла Великого, странноприимный дом для христианских паломников и сейчас существует на пожертвования из европейских благотворителей, но находится под присмотром армянской общины. Впрочем, принимают здесь всех христиан, пришедших посетить святыни Иерусалима. Здесь же находится больница, куда при недомогании обращаются жители Армянского квартала и паломники, занемогшие в пути. Это не госпиталь, но место, где никогда не откажут в помощи. Так повелось, что присматривают за паломниками и больницей женщины, умеющие врачевать.

Таверна семьи Себастаци

Старинная таверна, которая кормит жителей Армянского квартала не одно десятилетие.

"Ферзь и гранат". Лавка семьи Нарекаци

Здесь всегда можно найти хорошее вино и обменяться новостями. Глава семьи гордится своим родством с известным писателем и богословом Григором Нарекаци.

Старый рынок

Старый рынок неподалеку от ворот. Прежде здесь были большие торговые ряды, но место забросили и все, кто мог, перебрались в дома получше. Он выглядит как изнанка богатого Армянского квартала. Здесь нашли свой приют люди, не имеющие в Иерусалиме родных. Не все здесь заняты честным трудом, но встречаются и люди достойные. Например, лекарь, готовый помогать тем, от кого отвернулась удача, или странник, пришедший издалека.

Башня Давида

Резиденция эмира. Место, где собирается совет города Иерусалима.
В башне Давида живут два брата: Сукман бен Артук и Иль-Гази бен Артук - дети Атарука, покойного эмира Иерусалима. Братья живут здесь вместе с семьями и слугами. И Сукман, и Иль-Гази хорошие военачальники и сильные лидеры. Они несколько лет как соперничают друг с другом за власть в Иерусалиме. Так как оба брата состоят в разнообразных политических и военных союзах с правителями и военачальниками других земель - они часто бывают в военных походах и в это время городом управляют их доверенные лица из числа родственников и приближенных. Сейчас официально эмиром Иерусалима является Иль-Гази бен Артук.
Независимо от того, кто из братьев берет верх, их направляет проповедью и советом присланный из столицы сельджукского царства мулла Аль-Рагиб аль-Исфахани.

Городской совет

У эмира есть первый помощник, при нем собирается совет из представителей четырех кварталов, ему подчиняется суд во главе с главным кади. Эмиру подчиняются войска, он может применять силу к нарушителям порядка. Его слово - закон для Города, если не противоречит Корану и Шариату.

Дворцовая кухня при дворе эмира
см. выше