При халифе Умаре мусульманские войска овладели Иерусалимом. После битвы у реки Ярмук в военном лагере Аль-Джабия на Голанских высотах византийцы уступили арабам Иерусалим. Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб вошёл в город один, при этом одетый в простой плащ. Местное население было изумлено такому виду их завоевателя — оно было приучено к пышным и роскошным нарядам византийских и персидских правителей. Умар лично получил ключи от города из рук греческого православного патриарха Софрония и сказал: "Во имя Аллаха… ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены". Убейд ибн Адам рассказывал, что слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил Ка‘ба аль-Ахбара: "Где мне лучше совершить намаз?" Ка‘б ответил: "По-моему, тебе следует совершить намаз позади скалы, чтобы весь Кудс был перед тобой, как на ладони". ‘Умар возразил: "Ты уподобляешься иудеям. Я не стану делать этого. Я совершу намаз там, где это сделал Посланник Аллаха". Он обратился лицом к кибле, совершил намаз, а затем отошёл в сторону, расстелил свой плащ и начал собирать в него сор, и люди стали делать то же самое.
Мустафа аль-Амина - Кади, мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе Шариата в Иерусалиме. Мустафа решает все судебные тяжбы, касающиеся мусульман и мустаминов (гостей города), а также решает вопросы зимми (жителей города-не мусульман), если эти вопросы не были решены внутри квартала.
Уважаемый и очень образованный человек. Детьми его не наградил Аллах, а сам Мустафа уже давно в возрасте, а потому известной темой для сплетен в городе является вопрос, кто же станет его преемником, когда придет время.
Последние несколько лет в доме Мустафы гостит его друг, известный путешественник и поэт, достопочтенный хаджа, Насир Хусраф.
Мустафа аль-Амина - Кади, главный судья в Иерусалиме. Детьми его не наградил Аллах, а сам Мустафа уже давно в возрасте, а потому известной темой для сплетен в городе является вопрос, кто же станет его преемником, когда придет время.
Жена Мустафы аль-Амина, Кади арабского квартала.
Женщина, известная своей мудростью. Говорят, что даже сам Кади прислушивается к ее мнению и находит поддержку в самых сложных вопросах. После смерти матери Кади, да простит ей Аллах ее грехи, Рания взяла на себя благородную обязанность хранителя Святого места - Храма Камня Основания
Знаменитый поэт, философ, путешественник и Мулла. Совершил семилетнее путешествие, во время которого посетил много стран, включая Иран, Армению, Сирию, Египет, провел несколько лет в Каире. Недавно прибыл в Иерусалим и является почетным гостем в доме Кади. Несколько раз совершил паломничество (хадж) в Мекку, за что носит уважаемый титул хаджи.
Дом Амджада Нусейбе - богатый дом древнего рода Нусейбе, гордящийся своей историей. Предки Нусейбе были в числе первых сподвижников Мухаммада еще во времена его пребывания в Медине, а после перебрались в Иерусалим, где уже Умар 1 в знак своей сердечной благодарности передал им ключи от Храма Гроба Господня. С тех пор ключи бережно хранятся, переходят из поколения в поколение, и ежедневно избранный семьей мужчина открывает и закрывает Храм.
Залогом богатства семьи Нусейбе всегда был обмен товарами между Багдадом и Иерусалимом: специи, бронзовые и серебряные изделия, фарфор, фаянс, изделия из кости и эмали. Помимо этого, Нусейбе владеют медресе, в которой собираются изучающие хадисы, а также помогают деньгами больнице и врачам.
Амджад Нусейбе - глава семьи Нусейбе, пожилой, мудрый под стать своим сединам Мулла, а также негласный Глава квартала, славящийся своим здравым умом и справедливыми решениями. Амджад мечтает устроить будущее дочерей и передать свое наследие сыну, когда тот будет к этому готов.
Дом аль-Хорезми в равной степени богат и горд и тому, пожалуй, даже есть объяснение - их предок - аль-Хорезми - величайший математик своего времени и, возможно, сама кровь аль-Хорезми помогает этой семье. Как иначе можно объяснить их успех и небывалый подъем в Иерусалиме за последний век? Аль-Хорезми ведут торговлю далеко за пределами города, а часть вырученных денег исправно пускают на благотворительность и помощь бедным, но талантливым ученым, ровно так, как делал их предок больше двух сотен лет назад.
Хасан ибн Раис аль-Хорезми - талантливый математик, человек жесткий и принципиальный, своей твердой рукой ведущий семью к процветанию, что сказывается и на детях этой семьи - собранных и решительных, с детства участвующих в делах семьи. Хасан знает обо всех подающих надежды в искусстве и науке, в строгости и порой даже суровости воспитывает и обучает математике своих учеников, а также руководит строительством мечети.
Торговые партнеры Хасана ибн Раиса всегда могут рассчитывать на его гостеприимство.
Глава торгового представительства Пизы в Иерусалиме, гость дома Дом аль-Хорезми
Член торгового представительства Пизы в Иерусалиме, гость дома Дом аль-Хорезми, духовник семьи Гаэтани
Елиазар Дарвиш - ушлый человек, который умело балансирует между поддержкой сильных мира сего и всегда умудряется находить самое выгодное для себя и своей семьи положение. Дом Дарвишей не сказать что богат, скорее уверенно держится на плаву и не гнушается принимать помощь от теперь уже единоверцев - состоятельных знатных семей арабского квартала. Дарвиши владеют лавкой, торгующей драгоценностями и любопытными вещицами. Среди многочисленных близких и дальних родственников Елиазара можно найти представителей почти любой профессии - куда ни глянь - в медицину, торговлю, науку или строительство - везде нашли себе место Дарвиши и все делают сперва на пользу своего дома, а после - остальным.
Раиф ибн Амджад из рода Нусейбе хоть и образовал свой дом не так давно, его обитатели уже успели занять свое место среди уважаемых семей квартала. Представители этого дома гордятся тем, что могут идти своим путем, в том числе создавать ювелирные украшения, периодически появляющиеся на важных особах города.
Некогда богатая и знатная семья, издревле промышлявшая торговлей шелком в Иерусалиме, но потерявшая большую часть своего влияния и торговых связей в череде смен власти. Сейчас держат ткацкую мастерскую, где несколько работников занимаются производством декоративных тканей, в том числе для украшения богатых домов Иерусалима.
Ганим ибн Вахид ибн Гасан аль-Макдиси, глава большой и уважаемой семьи, которая жила в Иерусалиме с незапамятных времен. Издревле семейство занималось разведением верблюдов. Дед нынешнего главы семьи Ганима – Гасан взял в жены единственную дочь Кайса ибн Мусы – Айшу, чье семейство славилось на весь Куудс своим искусством резьбы по дереву. После этого в семье возникла традиция, согласно которой старший сын в семье разводит верблюдов, а младший совершенствует ремесло резчика по дереву. В данный момент семье уважаемого Ганима принадлежат несколько лавок на торговой площади и небольшая чайная.
Сейчас глава семьи направился в хадж, пока он в отъезде, всеми делами управляют его сыновья Хаким и Махмуд, а также его младший брат Али.
Некоторое время назад к Ганиму ибн Вахиду приехал его дальний родственник - уважаемый мулла Джафар ибн Муайяд аль Ширази. По приезду он открыл в городе исламскую школу, где изучают Коран, каллиграфию, аль-джабр (алгебру) и иные науки.
Джафар ибн Муайяд аль Ширази – мулла, богослов и преподаватель Корана. Уважаемый и благочестивый человек.
Сын Ганима ибн Вахид ибн Гасан аль-Макдиси, управляет делами арабского торгового дома
Младший брат Ганима ибн Вахид ибн Гасан аль-Макдиси
Абу Касим. Муж сестры Ганима аль-Макдиси, недавно приехавший в Иерусалим из дальних краев. Образованный человек, изучающий науки.
Тетя Абу Касима. Жена Джафара ибн Муайяда. Уважаемая и мудрая женщина, преподаватель алгебры.
Название чайханы "Таам надр", означает "редкая еда".
Ее хозяин Мутим родом из Иерусалима, но много путешествовал по миру. Везде, где он побывал, находил он местные блюда, запоминал их, и старался повторить.
Долгие годы странствий по дальним землям вернули Мутима в земли Иерусалима, и остановился он, чтобы удивить местных жителей блюдами, которые были в диковинку им.
Настоящая сокровищница сладостей и вкусных напитков, с радостью привечающая путников и местных. Чайную держит весьма предприимчивый Али ибн Ирфан, который не успевал бы справиться и с половиной ежедневных забот без своих помощников.
Хамам Аль-Айн был построен архитекторами из Дамаска по приказу аз-Захир Биллаха в 1035 году, после землетрясения 1033 года. Эта баня первоначально обслуживала мусульманских паломников, которые хотели совершить ритуальное омовение перед молитвой в близлежащей мечети Аль-Акса, а также купцов и местных жителей, которые мылись в целях гигиены.
Все тот же аз-Захир Биллах поставил управлять банями своего друга, осевшего к тому времени в Аль-Кудсе по имени Харун Аль Ильмар ибн Рашид. Его дело продолжали и расширяли его сын Амин и внук - Бабудай аль Ильмар ибн Амин. Ко времени, в котором происходит наша история, Аль-Айн превратился в большой комплекс – с банями, прекраснейшей кухней, кальянами и бассейном.
Глава семьи и владелец хамама.
Старший сын Али. По примеру отца посвятил себя приготовлению угощений для гостей.
Средний сын Али. По примеру отца посвятил себя приготовлению угощений для гостей.
Много путешествовал, в том числе и в северные страны, совершил Хадж, теперь осел в Иерусалиме у давнего друга и помогает тому с работой в хамаме, так как в путешествиях пристрастился к ним.
Кузня в Арабском квартале, давно ведут дела с домом Раифа ибн Амджад. Создают ювелирные украшения и любые другие изделия под заказ.