Деревня где-то в Малороссии.
Писарь, грамотный парубок, учившийся при церкви. В бою ещё не был, пороху не нюхал
Бывалый есаул, недавно вернулся с похода. Довольно состоятелен и уважаем в селе.
У Тодося есть сын, Тиберий, который учится в киевской бурсе. На лето приехал на родину и в скоре должен жениться на дочери его близкого друга Забаве.
Сын старого есаула Тодося, студент киевской бурсы, "ритор" - учится на курс младше Хомы. Помогает отцу Кондрату при церкви
Побратим есаула Горобца и Данилы Бульбараша. Отец Забавы. Приехал что бы выдать дочь замуж.
Невеста Тиберия, приехала с отцом из Миргорода что бы выйти замуж.
Бывалый козак отправленный с поручением от гетмана. Боевой товарищ Наума.
Богатый сотник. Овдовел, имеет дочь от первой жены. Решил жениться второй раз на вдове с дочерью.
Вторая жена сотника.
Богатый козак. Вдов, отец первой красавицы в деревне, Оксаны. Толст, ленив. Ненавидит кузнеца, после того как тот сгоряча побил его. В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха. В огороде, кроме маку, капусты, подсолнечников, засевалось еще каждый год две нивы табаку.
Единственная дочь Корния Чуба, первая красавица на деревне. Насмехается над влюбленным кузнецом.
Отец Левко, деревенский голова, пользуется в своей деревне большим уважением. Не хочет, чтобы Левко женился на Ганне и на все эти просьбы обычно притворялся глухим. О самом голове «известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чём любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живёт несколько под каблуком своей свояченицы».
Свояченица, живет в доме головы. Варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет ему на рубашки и заведывает всем домом. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница.
Мать Ганны.
"Ясноокая красавица, белое личико", "девушка на поре семнадцатой весны"; "горели приветно, будто звездочки, ясные очи, блистало красное коралловое монисто, и от орлиных очей парубка не могла укрыться даже краска, стыдливо вспыхнувшая на щеках ее".
Солидный казак, отец Параски. Находится под пятой второй своей жены Хавроньи, хотя дочку очень любит.
Неугомонная жена Солопия Черевика, мачеха Параски. Выучилась держать мужа в ежовых рукавицах, а падчерицу — в черном теле. Сварлива до безобразия
Муж зовёт её Хиврей.
Дочь головы от первой жены, Хвеськи. Мать померла, да отец женился второй раз на Хавронье. Хавронья Параску не любит, да что поделаешь.
Козак, отец парубка Грицько. Кум Чуба, часто ходит с ним в шинок
Кумова жена была такого рода сокровище, каких не мало на белом свете. Так же, как и ее муж, она почти никогда не сидела дома, и почти весь день пресмыкалась у кумушек и зажиточных старух, хвалила и ела с большим аппетитом и дралась только по утрам с своим мужем, потому что в это только время и видела его иногда
Парубок, щеголь и остёр на язык. Сын Охрима, влюблён в Параску.
Козак, вдов, есть дочь Одарка. Дороден и любит вкусно поесть и выпить
Подруга Оксаны. Отец недавно привёз ей с ярмарки шитые золотом черевички, которые теперь предмет зависти всех деревенских дивчин.
Старый козак, отец Тодорки. Недавно лишился сына Ивася. Мальчика свели с двора цыгане.
Дочь Терентия, красавица.
"Полненькие щеки козачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета, когда, умывшись божьею росою, горит он, распрямляет листики и охорашивается перед только что поднявшимся солнышком; что брови словно черные шнурочки, какие покупают теперь для крестов и дукатов девушки наши у проходящих по селам с коробками москалей, ровно нагнувшись, как будто гляделись в ясные очи; что ротик, на который глядя облизывалась тогдашняя молодежь, кажись, на то и создан был, чтобы выводить соловьиные песни; что волосы ее, черные, как крылья ворона, и мягкие, как молодой лен (тогда еще девушки наши не заплетали их в дрибушки, перевивая красивыми, ярких цветов синдячками), падали курчавыми кудрями на шитый золотом кунтуш."
Боевой козак, названный брат есаула Горобца. Приехал с женой с Днепра, да так и остался в Диканьке
Жена Данилы, набожная и верная пани с младенцем на руках
Церковь Троицы Живоначальной на месте старой деревянной Крестовоздвиженской церкви, построена в 1780 году внуком казненного гетманом Иваном Мазепой генерального судьи Запорожского войска Василия Кочубея, бунчужным Полтавского казацкого полка Павлом Кочубеем.
К западу от храма в 1781 году была построена двухъярусная четырехугольная колокольня, значительно ниже церкви, с простым декором. Церковная территория была обнесена металлической изгородью, здесь же находилось кладбище, на котором еще со времен существования предыдущего, Крестовоздвиженского, храма хоронили местную знать.
Дьяк
Дьячиха
Персонажи вне семей
Пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал. Давно уже, лет десять, а может и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться: потому что Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно не заметно, и казалось — винокуренная кадь двигалась по улице. Может быть, это самое подало повод прозвать его Пузатым. Не прошло нескольких дней после прибытия его в село, как все уже узнали, что он знахарь. Бывал ли кто болен чем, тотчас призывал Пацюка; а Пацюку стоило только пошептать несколько слов, и недуг как будто рукою снимался. В последнее время его редко видали где-нибудь. Причина этому была, может быть, лень, а может и то, что пролезать в двери делалось для него с каждым годом труднее. Тогда миряне должны были отправляться к нему сами, если имели в нём нужду.
Молодой батрак, беден как церковная мышь.
Бывалый козак