Отряд знаменитых "наводящих ужас" - легкой пехоты Арагона использующую тактику глубоких рейдов в тыл противника.

Впервые альмогавары упоминаются в арабской хронике Х века «История правителей Аль-Андалуса». Это были легковооружённые воины, состоявшие на службе у эмира Сарагосы и совершавшие опустошительные набеги на земли соседей-христиан. Они действовали малыми группами и успевали уйти до подхода тяжеловооружённой конницы. Отсюда и происходит их название al-Mugavari, что по-арабски означает «разведчик» или буквально «наводящий ужас». Их действия были настолько успешны, что христиане Арагона переняли у сарацин тактику набегов, оставив арабское название.
Костяк альмогаваров составляли пастухи, что жили в горах на границе между христианским и мусульманским миром, вытесненные захватчиками из плодородных долин. С юных лет они росли в суровом климате. Эти пастухи были готовы совершить кратковременный поход к ближайшим селениям и разжиться добычей, способной обеспечить их гораздо лучше, чем профессия пастуха. Действовали альмогавары группами по 5–15 человек, рассчитывая не на свою численность, а на внезапность. По несколько дней они спали под открытым небом и терпели все мыслимые неудобства горного перехода. Наградой за лишения служила добыча, превышавшая всё то, что они могли заработать в горах за год мирной жизни. За многие поколения сформировался воинский дух пограничного жителя, и подобный образ жизни перенимали всё новые обитатели порубежных районов. Первоначально альмогавары состояли главным образом из арагонцев, но по мере изменения границ королевства к ним стали массово присоединяться каталонцы, наваррцы и баски. Не отвергали альмогавары и мусульман, вступавших в их ряды как на Пиренеях, так позже и в Малой Азии. При этом многие из мусульман продолжали исповедовать ислам.

Короли Арагона быстро оценили выгоду найма именно таких войск — подготовленных, мобильных и дешёвых в содержании. Обычным боевым кличем альмогаваров было Desperta Ferro! («Проснись, железо!»), который они выкрикивали, стуча копьём по кремневому камню, что сопровождалось высеканием искр. Привыкнув действовать в составе арагонских войск, они стали использовать и боевой клич королевства: «Арагон! Арагон!».