Общий чат обоза для обсуждения совместного быта и вопросов к МГ: https://t.me/+2VYjp29i6eY4NzAy
С четырех земель в Киев держали путь посольства со свитой: все царевны да царевич, и из Царьграда епископ.
Ценных гостей выехал встречать и в пути охранять воевода Добрыня Любечанин с дружиною.
Послы стремились успеть к празднику Новолетия, ведь оно не только веселый пир, но и отличное время, чтобы решить о планах на грядущий год и заключить союзы. Вот только это значит, что им, приплывшим из теплых краев, вскрытия рек ждать не выйдет, а придется ехать санным путем.
Добрыня — без большой любви к этой рисковой затее — подготовил обоз, все дорогие гости пересели на сани и двинули в сторону Киева. А купцы да прочие попутчики из грек в варяги, что на том же форпосте стужу пережидали, поняли — лучшего шанса, чем ехать домой с княжьей дружиной, просто не будет, потому к обозу присоединились.
И поначалу ехали споро, но затем с путниками приключились тридцать и три несчастья. Опасались лихих людей или засад печенежских, а получили постоянные и досадные препоны. Будто сглазил кто и дорогу заворачивал: то лошадь захромает, то припасы спортятся, то заплутают, то еле плетутся по глубокому снегу, а то малодушно отстанет кто из свиты в селении, куда заехали на постой.
Очень сильно задержались в пути, и вот уже дни все длиннее, и должен бы обоз весело мчать по блестящему снегу под весенним солнышком — а нет! Морозы только крепчают, небо хмурится, то снег валит, то хмарь висит. Ни конца ни края не видно и зиме этой унылой, и дороге. Небо и земля одного цвета, не поймешь на каком свете едешь.
Послы, ясное дело, недовольны и хотят уже в теплый Киев, да побыстрее. И вот, проезжая очередной какой-то поселок, взяли местного проводника. Он обещал короткую дорогу напрямки через лес да болото. Пусть места глухие, и не живет там никто, но по нынешней стуже топи так подморозило, что сани легко проедут. Всего три не то четыре дня перехода, а дальше уж киевские земли, и путь в стольный град будет самый прямой и гладкий!
Ни на какой Киев они, конечно, не вышли.
Погода испортилась сразу как выехали, но поначалу ее еще можно было превозмогать. Ехали день и ночь, и еще день. А к вечеру поднялась такая метель, что любого с ног валит. Снега намело в человеческий рост, деревья до земли гнулись, будто ломили их гадкие варяжские снежные великаны. Обоз насмерть застрял. Остановились переждать хоть немного, оглянулись — нет больше того проводника. Поискали-покликали, всё без толку, пришлось отряду ковылять под защиту лесной чащи. Сани пообломали о буераки, доволокли остатки до укрытой лощины и стали лагерем из последних сил.
Утро вечера мудренее, и погода у него получше. Посветлу стали разбираться, куда же обоз занесло, и выходило невесело. Проводник словно сгинул в сугробе: не нашли ни его, ни следов — даже своих — только снег, ровным слоем укрывший громадные буреломы. Сани и волокуши придется серьезно чинить, но время на это есть. Ведь чтоб на них ехать, нужно знать, куда именно. А для этого надо тропы из леса искать, болото обещанное, за которым путь прямой.
Долго ли коротко вокруг стоянки разведывали, опять стемнело. И стали заметны в лесу огни. Но откуда же взяться им в этой глуши? Отрядили людей проверять, и верно — в той стороне оказалась поляна с истуканом, и от нее торная тропка, на которой обозные повстречали... кого?
С огнями, в одежде простой и с лицами укрытыми — вид у незнакомцев человечий. Вот только известно же, что в этих диких местах люди не живут. Вроде и удача нежданная, можно попросить помощи и путь скорее продолжить. А вроде договариваться надо с опаской, ведь удачи за этим обозом раньше не замечено.
Не нарочно ли кривая дорожка привела обоз сюда? Не лесной ли хозяин к себе в гости затащил? Если встречные роду людского, то наверняка выйдет столковаться.
А коли нелюди, надо держать ухо востро. Как знать, что за их помощь отдать придется.
Чтобы увеличить шансы на успешный выход из Леса, вам нужно потрудиться в нескольких направлениях. Каждая из задач важна, но ни одна не является обязательной . Чем больше вы сделаете, тем выше вероятность выбраться и увидеть стены киевские.
Найти дорогу
Исследуйте окрестности с Путевым Листом “Поиск Пути”.
Найденные диковины и особые места отмечайте своими знаками-вешками. Чем больше мест будет разведано, тем лучше
Каждое место поименуйте в составленном списке или на карте которую нарисуете.
Починить сани
Сломанные сани замедляют ваш путь. Чтобы починить их:
Найдите древесину в Лесу.
Раздобудьте металлические детали для креплений.
Собрать припасы
По пути было потеряно немало добра, и припасы на исходе. Вам нужно пополнить запасы еды, помните об этом в своих вылазках.
Поворожить
Можно провести обряд, чтобы приманить удачу или сделать гадание на поиск пути
Но в Обозе вряд ли будет единое мнение по этому поводу.
Можно ли надеяться на помощь тех, кого вы встретили в Лесу, еще предстоит выяснить. Откуда они вообще взялись на безлюдье и чего запросят взамен?
Тенгри — верховное божество, бесконечное небо и создатель всего сущего; не вмешивается в дела людей напрямую; управляет небесными природными явлениями (дождь, гром, ветер).
Все другие божества почитаются как проявления Тенгри или духи элементов
Йер-су (Земля-вода) — считается матерью-землей, которая дает жизнь и благополучие всему живому; олицетворяет природу и плодородие земли; отвечает за земные процессы (рост растений, течение рек).
В паре с Тенгри, что символизирует единство неба и земли
Ульгень — бог неба и защитник, связанный с грозой; сын либо антропоморфное воплощение Тенгри; его символ береза
Умай — богиня плодородия и женского начала, домашнего очага; покровительница женщин, детей и родов
Эрлик — бог подземного мира, смерти и владыка и судья царства мертвых; антагонист Ульгеня, ассоциируется со змеями
Кояш или Кун-ата — бог солнца, дарует тепло и урожай
Ай-ата — бог луны ; связан с ночью, тайнами и магией
У этих более “крупных” есть множество детей (по 7-9 сыновей и дочерей), богов чего-нибудь поменьше. Всего богов получалось 99
Иясе — дух конкретного места или природного явления, буквально означает “хозяин”; по ситуации может быть как добрым, так и враждебным
Урман иясе (Хозяин леса) — дух леса, защитник животных и растений; может наказать тех, кто вредит природе.
Су иясе (Хозяин воды) — дух воды, обитающий в реках, озёрах и источниках
Йел иясе (Хозяин ветров) — дух ветра или бури
Од иясе — дух огня; огонь имеет очистительное и защитное значение; к Од иясе обращались во время ритуалов, например, прыгая через костер на праздниках или бросая в огонь подношение
Арвах — духи предков, которые могут помогать или вредить живым; требуют почитания и подношений, могут навлечь беду за нарушение обычаев или позорное поведение
Албасты — злой женский дух, связанный с водой и болотами; может насылать болезни и кошмары.
Убыр — злой дух или нежить, пьющая кровь людей и животных.
Аждаха (Бессмертный Змей) — мифический змей, связанный с подземным миром и хаосом; часто выступает как противник героев.
Почитаются пророки, такие как Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и Мухаммад. Каждый пророк был послан к своему народу, а Мухаммад считается последним пророком, завершившим цепь откровений
Миф о катаклизме — история Нуха: Аллах приказал Нуху строить ковчег, затем «закипела печь» и из под земли и с небес излилась вода, которая заполнила весь мир. Спаслись только пророк Нух, его близкие и те, кто ему поверил, а также взятые в ковчег пары всех живых существ. Первым вошедшим в ковчег животным был муравей, а последним — осёл, вместе с которым туда проник Иблис. Один из сыновей пророка отказался плыть с ним, надеясь спастись от потопа на горе, и погиб.
Ковчег носило по огромным, как горы, волнам, а затем, когда вода спала, он опустился на гору аль-Джуди. Нух послал на поиски суши во́рона, который не вернулся, обнаружив землю и пропитание. Затем была послана голубка, которая вернулась со свежей веткой. В награду ей было подарено красивое ожерелье, которое с тех пор украшает шею всех голубок. Тогда Нух смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю
Существует понятие муаджизат — чудеса, совершенные пророками с позволения Аллаха (например, рассечение моря Мусой или оживление мертвых Исой).
В народной культуре почитаются святые (авлия), которым приписывают чудеса (караматы).
Помимо земного мира существуют места, куда попадают души умерших после суда — Рай (Джанна) для вечного блаженства, и Ад (Джаханнам) для наказания.
Сверхъестественными сущностями можно считать ангелов и джиннов.
Ангелы (малаика) — бесполые существа, созданные из света, которые служат Аллаху (например, Джибрил — архангел, передающий откровения).
Джинны — существа, созданные из огня, которые могут быть как добрыми, так и злыми (Например, Иблис — самый известный джинн, отказавшийся поклониться Адаму и ставший Шайтаном).
Джинны могут принимать человеческий или животный облик, и жить во всевозможных неодушевлённых предметах, таких как камни, деревья, руины, а также жить в земле, воздухе и огне. Джинны могут наказывать людей за любой причинённый им вред; им приписывается ответственность за многие болезни и несчастные случаи.
Ифриты — джинны, повелевающие огнём, считаются слугами шайтана, которые могут серьёзно навредить людям; ассоциируются с подземным миром, также отождествляется с духами мёртвых
Мариды (малики) — джинны воздуха или воды, рациональные и разумные создания, к ним обращаются за помощью колдуны
Еще в Болгаре вы много беседовали с багдадским послом Ахмадом Ибн Фадланом. Его интересовали старинные обычаи и традиции булгар, легенды о прежних богах, которых чтили до принятия ислама. Посол всегда слушал со вниманием, что-то уточнял и записывал. Ты же просила взамен рассказать тебе удивительные сказки его родины.
Как-то раз Ибн Фадлану стало любопытно посмотреть на святилища старых богов. Он попросил показать ему какое-нибудь, но в столице все были давно уничтожены, еще по воле хана Алмуша. А вот неподалёку от города остался заброшенный алтарь Эрлика. Видно, люди так боялись мести подземного бога мёртвых, что разрушить змеиный камень не решились даже после прихода ислама на эти земли.
Старухи сказывают, что когда-то здесь посвящали жриц небесного грозоносца Ульгеня.
Сперва под луной приводили девицу к этому алтарю и “сватали” живому змею, воплощению Эрлика. Если толковали сватовство удачным, то считали что подземный владыка принял невесту и наделил частью своей силы — потусторонним знанием и способностью проходить границу между мирами. После “воплощенный” Ульгень ритуально похищал девицу из-под власти царства мертвых, и посвящал в жрицы, чтобы могла она служить людям, ходя в обоих мирах. Вот только если Ульгень девицу себе не отспорит (говорят, бывало и такое, что не забирали в жрицы после змеиного камня), то несчастная заживо принадлежит подземному миру. Без защиты небесного бога стоит ей задремать, как Эрлик заберет невесту в свои владения, и будет она вечно спать мертвым сном.
Хорошо, что этот ифритский обычай искоренен во имя Аллаха!
Ибн Фадлан такой историей только больше заинтересовался. А тебе ли удалой царевне опасаться старых камней? Сговорились ехать смотреть алтарь немедля, и к вечеру добрались до места.
Капище лежало в низине. Полная луна хорошо освещала площадку и плоский камень в ее центре. Но стоило подойти ближе, как камень шевельнулся на ваши шаги — там в самом центре свилась кольцами большая золотистая змея. А теперь подняла голову и прямо на тебя смотрит — глаз не отведешь! Ты словно застыла, глядя на медленные змеиные движения, и шевельнуться не можешь. Ибн Фадлан не растерялся, что-то крикнул и даже, кажется, зашипел на змею. Та уползла с алтаря в щель под камнем, словно и не было ее. Оцепенение момента спало.
Кто-то из суеверных слуг за спиной ляпнул, что зря по темноте сюда пришли, как к Эрлику на смотрины. Вот ведь…
Вы задержались там ненадолго. Посол исследовал площадку, а ты, пока ждала его, тревожно ежилась и мнила в шорохах змеиный шелест, а на себе будто взгляд. На обратном пути крутились в голове рассказы о жрицах, и все думалось — не может же быть, что случилось с тобою то змеиное сватовство! Может, не может, а душе все беспокойнее.
Всю ночь ты глаз не сомкнула, а с утра направилась сразу к мулле и спросила, что ждёт после смерти в мире Аллаха. В ответ мулла рассказал о чудесных небесных садах, куда попадают мужчины и их праведные жёны, если соблюдают харам, а нарушивших ждёт джаханнам: страшное, глубокое, горящее место, где ползают огромные змеи! А ты уже столько раз нарушила: и с отцом ругалась, и вино пробовала, что русы привозили. Не похоже, что мусульманский бог вступится за тебя перед подземным змеем. И Ульгень никакой не спасет, нет его алтарей и жрецов более.
В шутку вспомнилась сказка Ибн Фадлана про невесту в одном дне от смерти. Ту, что стала супругой царя, который лишь на день да ночь женился, а на утро убивал жен, чтобы те ему изменить не успели. Красавица рассказывала ему по ночам сказки, прерывая их на самом интересном месте, чтобы жизнь до следующей ночи сохранить.
Тогда вернулась ты к алтарю одна, и пообещала, что сейчас сказкой его потешишь, а то и каждый вечер новую рассказывать будешь, если не утащит тебя Эрлик во сне в свое царство. А сказок в земном мире можно найти бессчетное множество, и все ты их отыщешь да ему поведаешь. Села у змеиного камня, повела рассказ о багатуре Алпамыше и не заметила, как уснула на солнышке.
Проснулась спустя время живехонька. Оглянулась — а на алтаре снова золотистый змей лежит, греется. Поглядел на тебя, головой мотнул, и, как прежде, под каменной плитой скрылся. Значит, понравилась жениху сказка, принял он твои условия.
Вскоре стал эльтебер собирать посольство к киевскому князю, чтобы предложить союз и единой верой, а то и браком, его скрепить.
Это было бы хорошо. Может, если тебе удастся принести ислам в землю русов, то Аллах пустит тебя в свой небесный сад. А князя того, как ты слышала, прозывают Красным Солнышком. Если замуж за него выйти, может Эрлик от такой небесной защиты отступится?
Путь к Киеву оказался тяжёлым. Холод ужасный, одежда всегда сырая, хворь мучает, дорога всё тянется. Нашли проводника, что обещал короткий путь показать. Так ты в тот день умаялась, что заснула до того, как сказку жениху рассказала. Ночью проснулась от удушья, тело словно не своё, рукой не пошевелить, служанку напугала, она за водой бросилась. А ты сказку жениху шепчешь, только бы отпустил. Подуспокоилось всё, а потом оказалось, что проводник исчез, и следов нет, всё метель замела. Застрял обоз и непонятно как дальше ехать.
Может, заждался жених, и дорожку в свои владения для тебя прокладывает?
На пути от порта послы часто беседовали между собой о Боге и вере. Особенно епископ Иоанн с царевной Афият и княжной Святославой жарко спорили. Юный Аарон тоже делился с ними мыслями о вере иудейской, да и ибн Фадлан иногда слово молвил. А остальные слушали с интересом - не так много развлечений было в зимнем лесу.
Все знают, что на окружающую реальность можно влиять посредством ворожбы, а это и удача, и здоровье, и поиск, и что угодно еще. Так что если душа и ситуация просят какого-нибудь обряда — проводите! Делайте красиво и интересно себе и другим игрокам.
Вот общие положения по проведению:
Сказитель, летописец, собиратель историй — это все суть одно. Ты тот, кто не только сам рассказывает, но и внимательно слушает, что другие говорят, когда возвращаются из Лесу.
Именно тебе решать, какая история хороша и достойна в веках сохраниться, а какая не стоит того.
Реализация:
Во-первых, фиксация достойных историй. Мы понимаем, что записывать на бумагу в зимнем лесу неудобно и долго; нормальной альтернативой может быть запись историй на диктофон в телефоне для сведения после игры.
Во-вторых, на самой игре вам предстоит на основе рассказов, культурного кода, а также богатого опыта разъяснять, что же такое происходило с путниками и что за нелюдей они видели. Пытаться своими словами заполнять пробелы в историях, а также, по возможности, сводить разные истории под общим знаменателем.
И третье - рассказывать истории, конечно же, распространяйте свои знания.