Игрок
нет
Входит в группы
Обоз
Загруз
Для: Обоз

Зачин

Общий чат обоза для обсуждения совместного быта и вопросов к МГ: https://t.me/+2VYjp29i6eY4NzAy

С четырех земель в Киев держали путь посольства со свитой: все царевны да царевич, и из Царьграда епископ.

Ценных гостей выехал встречать и в пути охранять воевода Добрыня Любечанин с дружиною.
Послы стремились успеть к празднику Новолетия, ведь оно не только веселый пир, но и отличное время, чтобы решить о планах на грядущий год и заключить союзы. Вот только это значит, что им, приплывшим из теплых краев, вскрытия рек ждать не выйдет, а придется ехать санным путем.

Добрыня — без большой любви к этой рисковой затее — подготовил обоз, все дорогие гости пересели на сани и двинули в сторону Киева. А купцы да прочие попутчики из грек в варяги, что на том же форпосте стужу пережидали, поняли — лучшего шанса, чем ехать домой с княжьей дружиной, просто не будет, потому к обозу присоединились.

И поначалу ехали споро, но затем с путниками приключились тридцать и три несчастья. Опасались лихих людей или засад печенежских, а получили постоянные и досадные препоны. Будто сглазил кто и дорогу заворачивал: то лошадь захромает, то припасы спортятся, то заплутают, то еле плетутся по глубокому снегу, а то малодушно отстанет кто из свиты в селении, куда заехали на постой.

Очень сильно задержались в пути, и вот уже дни все длиннее, и должен бы обоз весело мчать по блестящему снегу под весенним солнышком — а нет! Морозы только крепчают, небо хмурится, то снег валит, то хмарь висит. Ни конца ни края не видно и зиме этой унылой, и дороге. Небо и земля одного цвета, не поймешь на каком свете едешь.

Послы, ясное дело, недовольны и хотят уже в теплый Киев, да побыстрее. И вот, проезжая очередной какой-то поселок, взяли местного проводника. Он обещал короткую дорогу напрямки через лес да болото. Пусть места глухие, и не живет там никто, но по нынешней стуже топи так подморозило, что сани легко проедут. Всего три не то четыре дня перехода, а дальше уж киевские земли, и путь в стольный град будет самый прямой и гладкий!

Ни на какой Киев они, конечно, не вышли.

Погода испортилась сразу как выехали, но поначалу ее еще можно было превозмогать. Ехали день и ночь, и еще день. А к вечеру поднялась такая метель, что любого с ног валит. Снега намело в человеческий рост, деревья до земли гнулись, будто ломили их гадкие варяжские снежные великаны. Обоз насмерть застрял. Остановились переждать хоть немного, оглянулись — нет больше того проводника. Поискали-покликали, всё без толку, пришлось отряду ковылять под защиту лесной чащи. Сани пообломали о буераки, доволокли остатки до укрытой лощины и стали лагерем из последних сил.

Утро вечера мудренее, и погода у него получше. Посветлу стали разбираться, куда же обоз занесло, и выходило невесело. Проводник словно сгинул в сугробе: не нашли ни его, ни следов — даже своих — только снег, ровным слоем укрывший громадные буреломы. Сани и волокуши придется серьезно чинить, но время на это есть. Ведь чтоб на них ехать, нужно знать, куда именно. А для этого надо тропы из леса искать, болото обещанное, за которым путь прямой.

Долго ли коротко вокруг стоянки разведывали, опять стемнело. И стали заметны в лесу огни. Но откуда же взяться им в этой глуши? Отрядили людей проверять, и верно — в той стороне оказалась поляна с истуканом, и от нее торная тропка, на которой обозные повстречали... кого?

С огнями, в одежде простой и с лицами укрытыми — вид у незнакомцев человечий. Вот только известно же, что в этих диких местах люди не живут. Вроде и удача нежданная, можно попросить помощи и путь скорее продолжить. А вроде договариваться надо с опаской, ведь удачи за этим обозом раньше не замечено.

Не нарочно ли кривая дорожка привела обоз сюда? Не лесной ли хозяин к себе в гости затащил? Если встречные роду людского, то наверняка выйдет столковаться.

А коли нелюди, надо держать ухо востро. Как знать, что за их помощь отдать придется.


Для: Обоз

Задачи для Обоза

Чтобы увеличить шансы на успешный выход из Леса, вам нужно потрудиться в нескольких направлениях. Каждая из задач важна, но ни одна не является обязательной . Чем больше вы сделаете, тем выше вероятность выбраться и увидеть стены киевские.

Найти дорогу
Исследуйте окрестности с Путевым Листом “Поиск Пути”.
Найденные диковины и особые места отмечайте своими знаками-вешками. Чем больше мест будет разведано, тем лучше
Каждое место поименуйте в составленном списке или на карте которую нарисуете.

Починить сани
Сломанные сани замедляют ваш путь. Чтобы починить их:
Найдите древесину в Лесу.
Раздобудьте металлические детали для креплений.

Собрать припасы
По пути было потеряно немало добра, и припасы на исходе. Вам нужно пополнить запасы еды, помните об этом в своих вылазках.

Поворожить
Можно провести обряд, чтобы приманить удачу или сделать гадание на поиск пути
Но в Обозе вряд ли будет единое мнение по этому поводу.

Можно ли надеяться на помощь тех, кого вы встретили в Лесу, еще предстоит выяснить. Откуда они вообще взялись на безлюдье и чего запросят взамен?


Для: Садко Сытинич, Ждан Ерофеич , Воевода Добрыня Любечанин, Витязь Данило Игнатьевич, Витязь Олаф Трюггвасон, Боян Вещий, Иволга Бояновна , Княжна Забава дочь Владимира, Витязь Вольга Всеславьевич, Людмила Книжница, Купава Ждановна

Картина мира

Всюду бывали, много видали

  • Путники обоза привычны к путешествиям, жили в Киеве и/или Новгороде. Наслышаны о землях и населенных пунктах, находящихся по торговым путям из варяг в греки и арабы (Бирка, Булгар, Итиль, Царьград, и другие какие тебе интересны)
  • Городская жизнь
    ~ Город (если мы не о Царьграде, он отдельная история) — это крепость-детинец на возвышении и примыкающий к нему посад, окруженный укреплениями.
    Деревянная архитектура; население — мастера-ремесленники, купцы-торговцы, а также дружина, княжьи люди и челядь
    ~ Соседство с большим количеством не очень знакомых людей, иногда иноземцев
    ~ Привычна идея “социального лифта” и самостоятельного выбора стези (попроситься в дружину, в подмастерья обучиться ремеслу, набрать товары и вписаться в торговый караван и т.д.)
  • Уклад деревенской жизни в принципе знаком (понятие околицы, староста, родовое поселение), но больше по рассказам или не самым свежим воспоминаниям.
  • Восприятие времени как круга, связанного с природными циклами (смена времён года, солнцестояния)

Довольно организованное славянское язычество с возможностью заимствований

  • Обожествление сил природы в виде конкретного пантеона (см. далее), который был упорядочен князем Владимиром
  • Культ этих высших сил на капищах как храмах, праздники солярного цикла
  • Также есть низший пантеон духов природных мест и явлений
  • О богах других земель тебе известно в меру персонажного любопытства. В любом случае, почитание их кем-то — дело обычное.
  • “Области ответственности” наших и чужеземных богов могут пересекаться или нет. Нормально уважить чужих богов, приехав к ним “в гости”

Почитание предков

  • Предки – твои союзники в потустороннем мире
  • Память о них живет в твоем сердечке, потому что мобильность высокая, и старинные курганы с пращурами остались на малой родине, а не в том городе, где сейчас живешь
  • Ты существуешь, пока тебя помнят. Неважно, насколько далеко от поколенческих могил. Есть поминальные праздники-обряды с костром для “обогрева” предков и особыми блюдами для их “угощения”

Магическое мышление

  • Привычно видеть в событиях, вещах, словах знаки высших сил, поскольку — см. далее
  • Сверхъестественные сущности постоянно присутствуют в мире, непосредственно на него влияют и участвуют в человеческой жизни
    ~ Боги не только поддерживают мироздание, природные циклы и т.п., но и покровительствуют людской деятельности в своих областях
    У них просят содействия, удачи в делах, призывают в свидетели суду и клятве. По более-менее серьезным поводам обращаться к богам принято на капище и с подношением, подобающим к поводу
    ~ С сущностями “среднего и нижнего звена” можно столкнуться вдали от людных мест, например в дороге. Необычные природные объекты (разлапистое дерево-корифей, или отмеченное ударом молнии; живописное озеро, скала или обрыв особенной формы, крупный красивый зверь и т.п.) могут оказаться обиталищем лешего, водяного, болотника или иного хозяина проезжаемых мест. С ними можно договориться о дружественном нейтралитете или удачном пути и оставить отдарки
    ~ Всякая нелюдь небезопасна для человека. Встреча с божественными силами как в легендах — тут все понятно, может снести тебя, букашку, и не заметить. Божки и духи, даже не враждебные, могут иметь иные понятия о добре или дурно влиять своей инаковостью. А уж злонамеренные легко навредят.
    ~ В городах и селениях, в кольце стен и валов, для них слишком людно. А вот выходя в большой внешний мир, покидая в походе защитный круг костра, всегда следует помнить о столкновении со сверхъестественным и быть осторожным.
  • На окружающую реальность (обстоятельства, удачу, судьбу) можно влиять посредством ворожбы
    ~ У любого обыденного дела есть правильный — с точки зрения влияния высших сил — способ исполнения. Вплоть до того, что мешать еду следует посолонь, потомучто.
    ~ Пробовать заговоры и мастерить обереги может любой, вопрос в том, насколько действенно и полезно это окажется
    ~ Для магических действий и предметов существуют “проверенные рецепты” (просто они неизвестны лично тебе), но сила того, кто творит волшбу тоже важный компонент (и не только волшебная, но и, например, любви-ненависти, которые побудили этим заняться). Некоторые и без инструкции могут зарядить как следует.
    ~ Если своей силы или знаний маловато, теоретически, можно договориться с нелюдью
    ~ Данное обещание — связывает.
Для: Садко Сытинич, Ждан Ерофеич , Воевода Добрыня Любечанин, Витязь Данило Игнатьевич, Витязь Олаф Трюггвасон, Боян Вещий, Иволга Бояновна , Княжна Забава дочь Владимира, Витязь Вольга Всеславьевич, Людмила Книжница, Купава Ждановна

Мифология

Славянский пантеон, праиндоевропейские корни

В первую очередь, это боги, которым князь Владимир поставил идолы в Киеве, упорядочивая мифологию:

Перун — главный среди богов, небесный патриарх, покровитель воинов и громовержец (через это отвечает и за плодородный дождь)
Мокошь — богиня земли, плодородия, женского начала, а также прядения-ткачества и вообще женской работы; жена Перуну
Стрибог — перунов небесный брат, бог ветров и воздушной стихии, гонит и тучи, и водные потоки; его чтут корабелы
Даждьбог — олицетворение Солнца, дает благополучие и урожай
Хорс — парный к Даждьбогу близнец, олицетворение Луны-Месяца
Велес — бог хтони, подземного мира , скота и злата – Змей. Антагонист Перуна, его идол стоит в Киеве под холмом, отдельно от прочих. Вдохновляет сказителей, покровительствует пастухам и купцам

Кроме них, есть еще:
Мара — богиня смерти, что властвует над землей на пару с Мокошью (все, что рождено землей, умрет и в землю возвратится); также богиня снов и волшбы. Зима — ее время. В каких случаях обращаться — понятно. Почему идола в Киеве не поставили на почетном месте — тоже понятно
Сварог — бог огня и кузнец, покровитель ремесел
Заря — богиня рассвета, весны, ну и в целом обновления; про любовь — тоже к ней; невеста либо жена Солнцу-Даждьбогу; участница новогоднего мифа

Низший пантеон

Карачун — зимний дух повелитель мороза, холода и мрака, который укорачивает дни
Леший/Лешачиха — хозяйский дух леса
Водяной — хозяйский дух водоема
Русалка — водная нелюдь, которая связана с плодородием, т.е. водой, дающей “зеленую жизнь”. Есть мнение, что русалками становятся девушки, умершие до замужества или утонувшие.
Берегиня — хозяйский защитный дух земли, деревьев, растений
Болотник/Болотница — хозяйский дух болота; считается что на болотах граница между миром живых и подземным миром мёртвых особенно тонка
Кикимора — обитает в заброшенных жилищах за околицей; ее задабривают, чтобы помогала (или хоть не мешала) делать всякую “домашнюю” работу за околицей, не таскала вещи во время стирки, не пугала скотину на выгуле и т.д.
Яга — нелюдь страж границы между миром живых и мертвых (подземным), проводница мертвых на тот свет
Оборотень — нелюдь принимающая то человеческий, то звериный облик
Навья — заложный мертвец, не получивший упокоения или позабытый предок, не получающий поминовения, и злобствующий по этому поводу; соответственно ассоциируется с несчастьями, но можно и задобрить; может быть бестелесным призраком
Упырь — нежить, заложный мертвец, не получивший упокоения (не захоронен, много и злобно колдовал при жизни и пр); встает из могилы, вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству

Миф о глобальном катаклизме

Как всем известно™, у мира есть три яруса – небесный (за него главный — Перун), земной (за него поровну Мокошь и Мара) и подземный (там царит Велес).
В давние времена Змей-Велес похитил Мокошь, жену Громовержца-Перуна, что привело к ужасным последствиям в земном мире: возобладала Мара, и все стало покрываться тьмой и льдами. Но Перун спустился из своего небесного обиталища и последовал за врагом. Преследуемый Велес при помощи сил Мокоши создавал в земном мире за собой преграды — новые реки, леса, камни-горы — обращался в птицу, зверя, скотину, человека. Но Перун их все равно настиг, преграды разметал, схватился со Змеем в поединке и сразил его. Грозой и молниями загнал Велеса в подземное царство, а жену вернул. Победа завершилась дождем, принесшим исцеление и плодородие на весь хаос, который учинила вражда богов в земном мире.
Хотя конечно, такие раны и бедствия не прошли для земли бесследно, и теперь ей приходится каждый год погружаться в сон, чтобы отдохнуть. Тогда наступает время Мары, усиливается ледяное дыхание подземного мира, и приходит зима.

Новогодний миф

Пробудить землю от зимнего сна, чтобы он не стал мертвенным — дело Зари. Она должна спускаться и заглядывать к морозной спящей, проверять как там дела с отдыхом, а когда настанет строк, то вместе со своим Даждьбогом-Солнышком обновить небесный огонь, чтобы он жарче разгорался, тепло и свет отогнали марину мертвечину, и наступила весна.
А еще шутка повторенная дважды становится в два раза смешнее, поэтому теперь Карачун хотел бы похитить и оставить у себя Зарю, когда та спускается, уж больно она юная и классная.
Чтобы этого не произошло, и чтобы весна пришла как положено, принято всем миром помогать отпугивать Зиму, проводить обряд встречи весны. Люди возжигают костры, чтобы каждая искорка к небесному огню присоединилась, жгут чучела. А еще выбирают красную девицу, что от них, будто Заря, дары к костру принесет и Даждьбогу поклонится, ведь без женской руки в этом деле не обойтись.

Для: Обоз

Диспуты по дороге

На пути от порта послы часто беседовали между собой о Боге и вере. Особенно епископ Иоанн с царевной Афият и княжной Святославой жарко спорили. Юный Аарон тоже делился с ними мыслями о вере иудейской, да и ибн Фадлан иногда слово молвил. А остальные слушали с интересом - не так много развлечений было в зимнем лесу.

Для: Обоз

Про проведение обрядов

Все знают, что на окружающую реальность можно влиять посредством ворожбы, а это и удача, и здоровье, и поиск, и что угодно еще. Так что если душа и ситуация просят какого-нибудь обряда — проводите! Делайте красиво и интересно себе и другим игрокам.

Вот общие положения по проведению:

  • Обряды и ворожбу нужно творить за околицей, за границами Были (т.е с учетом правил хождения за околицу: не более трех человек, с целью и т.д.)
  • Делать это следует в особых местах отмеченных символом
  • После обряда должен остаться физический след. Это могут быть знаки на снегу, развешанные амулеты, подношения духам или другие видные отметины.
  • У обряда должна быть внутренняя, понятная проводящему персонажу логика почему он проводится именно в этом месте и именно таким способом

Для: Епископ Иоанн, Царевна Афият , Ахмад ибн Фадлан , Садко Сытинич, Боян Вещий, Иволга Бояновна

Сказительство

Сказитель, летописец, собиратель историй — это все суть одно. Ты тот, кто не только сам рассказывает, но и внимательно слушает, что другие говорят, когда возвращаются из Лесу.
Именно тебе решать, какая история хороша и достойна в веках сохраниться, а какая не стоит того.

Реализация:
Во-первых, фиксация достойных историй. Мы понимаем, что записывать на бумагу в зимнем лесу неудобно и долго; нормальной альтернативой может быть запись историй на диктофон в телефоне для сведения после игры.
Во-вторых, на самой игре вам предстоит на основе рассказов, культурного кода, а также богатого опыта разъяснять, что же такое происходило с путниками и что за нелюдей они видели. Пытаться своими словами заполнять пробелы в историях, а также, по возможности, сводить разные истории под общим знаменателем.
И третье - рассказывать истории, конечно же, распространяйте свои знания.