[персонаж с игры «Быль иль небыль»]
Травница и знахарка, прибыла недавно в Киев, остановилась на новгородском подворье.
Тридцать лет назад княжеский обоз с послами ко двору князя Владимира застрял где-то в заснеженных лесах.
Милада, мамка княжичей и княжон (Милена: Email: milena-sofiya@mail.ru, ВК: vk.com/id47459016) живет при Княжеском подворье, уважаемая женщина. Сам князь к некогда простой лесной женке прислушивается!
Люмир Терзи-хатун (Раннвейг: Email: BMW.87@mail.ru, ВК: vk.com/tserbstskaya, Телеграм: t.me/tserbstskaya) — так теперь зовут скромную Любомиру, покинувшую лесную глушь вместе со своим суженным, хазарским принцем в изгнании — Аароном бен Йосифом (Рэндом: Email: rendamzl@gmail.com, Телеграм: t.me/rendam). Даже Милада, ее родная тетка, ничего не может сказать, что же за приключения встречались на пути Любомиры и как он изменилась за эти года!
Вольга (Oxzar: Email: oxzar@mail.ru, ВК: vk.com/id170838672) был в деревне в числе обозников, и это круто изменило жизнь витязя. Правда, тот никак не говорит, как — просто стал пропадать надолго...
Горица (Рушана: Email: rushaniyab@yandex.ru, ВК: vk.com/id19423925) тайное теперь ведает, совсем взрослой стала. Но и деревню давно уж покинула, манимая своими тайнами...
...Судьба же самой деревни затерялась в лесах. Может есть она, может нет. Может люди там живут, а может — кикиморы с лешими.
Контакты и описание персонажей на вашем подворье (! проверьте актуальность своих контактов):
Марфа Воробеевна (Делия: Email: psyelhelga@rambler.ru, Телеграм: t.me/zabavapu)
[глава Новгородского подворья]
Дочь Воробья Стояновича, новгородского посадника, вместе с Добрыней Любечанином принудившего Новгород к повиновению Киеву. Успешная купчиха, мастерица где нужно — мягко стелить, а где нет — людей с палицами звать.
Вольга (Oxzar: Email: oxzar@mail.ru, ВК: vk.com/id170838672)
[персонаж с игры «Быль иль небыль»]
[поручник Новгородского подворья]
Витязь и книжник — небывалое сочетание! Когда-то был одним из богатырей Старшей дружины, потом воспитывал молодого Мстислава Владимировича и его братьев и сестер, потом снова пропадал в лесах новгородских. Говорят, тридцать лет назад нашел он там что-то такое, что не отпускает душу богатырскую, потерял, да всё сыскать заново не может, мается. Нынче вновь прибыл к княжескому двору с гостями новгородскими.
Рада (Голубь: Email: plikliks@gmail.com)
Сводная сестра Марфы, юная да дерзкая. На гуслях играет так, будто у самого Садко училась, говорит что хочет в скоморохи уйти.
Взяла ее Марфа с собой, чтоб к делу пристроить, а может, и какая еще выгода найдется!
Тимофей Воята (Гил: Email: daghdah@gmail.com)
Владычный летописец при епископии. С 992 года ведет местную летопись по поручению преподобного Иоакима Корсунянина, специально прибывшего в том году из Новгорода.
Горица (Рушана: Email: rushaniyab@yandex.ru, ВК: vk.com/id19423925)
[персонаж с игры «Быль иль небыль»]
Травница и знахарка, прибыла недавно в Киев, остановилась на новгородском подворье.
Новгород известен своей любовью к независимости. И понятно, почему: юный Владимир Святославич здесь княжил и отсюда отправился беззакония своего брата Ярополка пресечь, а дочь новгородского купца Ольва — одна из любимых жен князя (и единственная, которую он по всем правилам сватал!).
В то лето, как князь Владимир Русь крестить придумал, был уважаем на новгородском вече купец Вышата Новгородец да супружница его, Богумила, что Мокоши носила подношения и уважаема была народом за то, что дурную судьбу могла отговорить. Как приехал Добрыня Никитич и юный Воробей с Киева, слово княжеское принес, так возмутился Вышата Новгородец: с чего это князь посадника своего посылает, а не сам к нам приезжает? Не хотим ставить княжеского бога Христа, нам и прежние хороши! А коли великий князь хочет, чтобы мы почести его богу отдавали — так пусть и приезжает сам, и при всем честном народе новгородском волю объявляет.
И были споры большие в народе. Да только Добрыня не один спорить пришел, а с дружиной верной. Да и Воробей Стоянович ему подсобил, где не хватало палиц и топоров, разумной речью вече убедил: хоть и жил последние года купец в Киеве, да не забыли новгородцы, что их он роду-племени.
Так и свергли всё же идол Перуна с новгородской площади да крест нового княжеского бога там поставили. Но разумен был Воробей: и Велеса идолище сохранилось за городскими стенами, ведь нет никакого дела княжескому богу до дел торговых! Ну почти нет, пока не оскудела княжеская мошна.
Лучше прочих задается торговля у Новгородского подворья с арабами. Видать, помнит царевна Афият добро, что новгородцы давным-давно ей причинили в холодных русских лесах, не забывает слово замолвить! То и дело купцы из волжских булгар откладывают для новгородских караванов мотки шелка, сказавшись другим, что продали уже всё. А нынче до Киева добралась дочь царевны, Саадат (нет игрока). Так повернулась судьба, что и той новгородцы помогли... ну, почти новгородцы. Как-никак, княжна Вышеслава почти из наших!
В настоящий момент Новгородский стол не занят. На следующем большом пиру [в начале игры] великий князь Владимир объявит, кому из своих детей доверит править этим столом.
Для новгородцев ключевое в отношениях с русскими князьями — уважение.
Для выходцев из купеческого Новгорода очень важна семейственность (с широком смысле). Впрочем, паршивых овец из семьи так же легко вычеркнуть, как и можно заслужить право стать своим (если помогать новгородцам с достаточным уважением!). Поручниками известных новгородских гостей становились и их дети, и просто усердные люди — всё возможно!
В настоящий момент два терема на Княжеском подворье являются для Новгородского подворья самыми наилепшайшими друзьями (партнерами коммерческими, как сказали бы латиняне):
Купцы всюду ездят и многое знают. Вот такие сказы приносили из своих поездок караванщики Новгородского подворья:
Вот такой сказ шел среди ворожей киевских: будто бы ходила одна из жен княжеских к Рябине, старой и опытной в волховании, чтобы проклясть некоего витязя. То ли не почтителен он к ней был, то ли наоборот — излишним вниманием своим досаждал... В общем, не обратилась по какой-то причине супруга из терема высокого к своему супругу-князю, а к ворожее пошла.
А дальше путь того витязя спортился, не стало ему удачи. То обоз с ним в метель злую по весне попадет, как деревья уже зеленые. То корабль штормом не в те места занесет.
А как померла Рябина — так другой шепот пошел: будто то проклятие вернулось к ней. Внучка после Рябины осталась, Радана, — как знать, не перешла ли злая доля и на девицу? Та, конечно, ворожбе не обучена — но уж больно часто за околицей пропадает, да и с Забавой, княжеской дочкой, дружбу водила! А не рассказывала никому Забава, что же за дружба то была, даже наставнице своей на Княжеском подворье.
Давным-давно, в глухих лесах, была такая история: заблудился обоз в глухих лесах, к местным за помощью прибился. И была у одного из обозных, витязя Олафа булавка с собой заговоренная. Булгарская царевна Афият поняла по знакам, что булавка точно проклята. А Травница и Ткачиха, из местной деревни, помогли витязю снять проклятье с булавки в избе, что на отшибе стояла в глухом углу.
Олаф поделился с ними, что у него есть зазноба, княжеская жена, так что связано это как-то должно быть! А имя может и не назвал.
Быль то была иль небыль? Как знать!
Ежели к тебе пришли с недугом тела, таким как хромота, боли в спине, головокружение или потеря слуха - то проведи или назначь больному подходящий обряд. После его проведения недуг полностью отступит.
Однако, ни наказ, никакой обряд не вернёт слепому зрение или глаз, не излечит поврежденную в бою руку и никак не залечит смертельную рану.
Буде пришли к тебе жаловаться на скорбь духовную - манию преследования, чувство вины, жажду мести или уязвленную гордость. То избавиться от такого поможет правильный наказ или зарок, данный страдающим. Понадобится ли еще обряд — тебе видней в каждом случае.
Коли со сглазом пришли, то тут оберег нужен! Да ты и так знаешь, дело привычное.
А если с дурной славой пожаловали, так это значит плохое дело человек совершил, должен вспомнить, что хорошего сделал и добиться, чтобы через сказителей и летописцев узнали все! (см. правила по славе )
Мы не ограничиваем вас строго этим списком, можете применять и свои варианты наказов, которые будут уместны по ситуации.
Но обращайте внимание, чтобы действие было понятным и исполнимым в рамках игры за время, не превышающее цикл макроРуси (см. расписание)
Для ворожейских нужд привезите, пожалуйста, на игру следующее:
Волхвы/ворожеи это продолжатели дела деревенских Ведающих, а некоторые в прошлом ими и были.
В изолированных, замкнутых деревенских общинах уклад жизни не менялся поколениями, Там течение времени это вечный повторяющийся цикл сезонов, круг. Окружающая природа — воды, земли, лес — одновременно необходимы для выживания и таинственный источник опасности, неподвластный человеку – а значит, населенный нелюдью. Поскольку Небыль находится буквально за порогом, то присутствие сверхъестественного и общение с ним настолько тесно вплетается в повседневную жизнь, что лешие и водяные становятся куда реальней и понятней, чем мифический далекий Царьград, стольный Киев или Новгород.
Ведающие — хранители истории, знаний и традиций своих селений, а также их представители, когда нужно договориться с окружающими высшими силами. Воплощение магического мышления
Жизнь в городе иная. Здесь шумно, многолюдно и суетно. Торговые гости приносят на порог вести и товары из далеких городов, а стихии и обитатели чащ — наоборот, остаются далеко за городскими стенами. Теперь, с усилением роли городов, всё больше отходит на второй план древний деревенский быт — кто-то из волхвов/ворожей стали первыми, покинув свои родные деревни, а кого-то уже учили в городе
Как и Ведающие прежде, вы обладаете сокровенным знанием, видите особые знаки и посредничаете между людьми и сверхъестественным — даете советы, проводите обряды-ворожбу и в городе (прилюдные), и за его пределами (за околицей). Но ваша власть над городскими уже не та.
Волхвы/ворожеи не являются (как были Ведающие) распорядителями-по-умолчанию для описанных в правилах семейных обрядов. Они выступают в них в той роли, о которой договорятся с устроителем. Возможно — никакой, возможно — значимой.
У устроителя нет обязанности по обычаю включать ворожею в свой семейный обряд. Но принято звать хоть одного волхва/ворожею гостем «на всякий случай», чтоб не осерчали ни высшие силы, ни сами почтенные ворожеи за неуважение к ремеслу.
Ситуация или страждущие люди могут потребовать ворожбы — то есть, некоторого обряда — с произвольной целью. Импровизируйте с учетом следующих требований
Приносить в ходе ворожбы символические подношения силам, к которым вы взываете, а также оставить после обряда заметный физический след (по аналогии с обрядами за околицей, см далее) полезно для эффективности, но это не обязательное условие.
Попасть с вашим обрядом в историю сказителя или хронику летописца – также приятный бонус.
Как может выглядеть ворожба перед отправлением дружины в поход (это пример, а не руководство к действию):
Выстроилась дружина под предводительством молодого княжича на городской площади. Предстоит им поход к степным рубежам, где враг хитер и коварен, и без удачи не выстоять. Выходит к ним ворожея — перед княжичем встает и чашу наземь помещает, а затем давай кружиться, приговаривая:
Мать-сыра земля, подай силу!
Солнце ясное, освети путь!
Ветра буйные, развейте страх!
Да будет меч крепок,
Да будет рука тверда,
Да не дрогнет сердце в час лютый!
Ученик подает ворожее мешочки, и под эти слова она бросает в чашу щепоть соли, капает меда, да перо соколиное кладет сверху. Подает чашу княжичу с напуствием
— Смел будь да праведен. Тогда промахнется злая стрела, и враг оступится, и очи твои в ночи будут видеть ясно, как днем.
Княжич из чаши отпивает глоток, затем, по знаку ворожеи, перо к вороту прикалывает, а оставшееся питье проливает на землю
В этом описании ворожба проходит по просьбе княжича и при дружине. Есть заговор вслух, обрядовые действия, угощение (оно же подношение) и оберег, который несет на себе результаты ворожбы.
Витязи и князья, раненные в военных походах (усобицах и защите русских границ), могут страдать от разных последствий.
Вы ничего не сможете поделать с физическими увечьями (отрубленной рукой, вырванным глазом или слепотой) или смертью — тут боги однозначно уже взяли свое, вам остается только помочь принять судьбу и постараться защититься от недоли в дальнейшем.
В других случаях ворожея может помочь справиться с последствиями, дав подходящий случаю наказ (гейс) или проведя обряд за околицей. Будет список последствий и возможных наказов, которые находятся в вашей власти.
В самом начале карьеры, еще в ученичестве, волхв/ворожея выбирают наиболее подходящего духа для почитания, к которому затем обращаются и просят о содействии и придании сил чаще всего. В частности, поэтому принадлежность к княжеской семье несовместима с занятием ворожбой, ведь она означает отказ и выбор покровителя иного, чем Христос – а княжеским богом так пренебрегать недопустимо!
Ориентируйтесь на «низший пантеон» из раздела про старых богов и духов (иноземные ворожеи могут найти аналог из своей культурной традиции). Богов не принято донимать по мелочам.
Каждый год по весне, когда обновляется природа, волхв/ворожея приносит дары духу-покровителю, и вам предстоит сделать это на игре.
Этим обрядом подновляется связь с духом и подкрепляется ворожейская сила. Раньше такое делали строго перед наступлением Новолетия, но ныне вся суровость мельчает, а ходить по лесу без снега куда приятнее.
Проводится по общим правилам обрядов за околицей (см. раздел далее), однако, есть пара дополнительных требований:
После того, как проведёте обряд, и поставите алтарь с дарами духу-покровителю, в этом Особом месте вы получите его защиту, что даст бонусы при взаимодействии здесь со встречными по правилам дозоров.
Также это место будет хорошим вариантом для проведения ваших обрядов ворожбы за околицей.
Возвращаясь с обряда — оставьте записку в ворожейском камне, что поставили место подношений такому-то духу.
Выходя далеко за городские стены, да не по торным известным дорогам, где ходят караваны и армии, а за городскую околицу — от капища Велеса напрямик через чащу — попадаешь в лес, где взаимодействие происходит в рамках правил по дозорам. Для волхвов/ворожей там есть следующие особенности:
Уходя за околицу для проведения обряда, обязательно сразу же надеть свою маску. Делать это нужно так, чтобы на вас не смотрели посторонние (возможно, для этого потребуется немного пройти вперед от Путевого камня — это приемлемо). Можно брать с собой ученика либо человека, чье присутствие необходимо в данном обряде (и только их, при других людях надевать маску нельзя!).
Будучи за околицей в маске, вы сможете применять ко встречным свою особую способность (будет отдельным загрузом) в рамках правил взаимодействия в дозорном лесу.
Отправляясь проводить обряд в глухие леса, куда только дозорные рискуют соваться, переступаешь границу обыденности.
Наедине с большим и неподвластным внешним миром можно, вместо бегущей череды мирских событий, снова ощутить вечность циклического хода времени, прикоснуться к древнему и таинственному.
Надевая маску (это маркер), ты меняешь не только облик, но и самосознание — “вырастая” над своим человеческим восприятием, теперь ты не только ты, но и обитатель небыли — дух. Это не потеря себя, а расширение, потому что для возможности договариваться с высшими силами и духами в их мире, нужно стать одним из них.
Проводя обряды за околицей ты, несомненно, помнишь себя, но сознание как бы раздваивается. Можешь говорить от имени духа, действовать так, как никогда бы не поступил “в миру”, и это не будет ошибкой.
Кратко:
Общие правила проведения:
Старое капище Велеса расположено неподалеку от Киева . Оно не является Особым местом для обрядов и ворожбы, тк слишком близко к городу и популярно среди простого люда — все время кто-то ходит.
Здесь стоит священное дерево, где горожане оставляют подношения — записки с именами любимых, просьбами к Велесу или другим старым богам, жалобами и похвальбой. А вы — свои. Читать эти сообщения позволено только волхвам/ворожеям, да их ученикам. А прочим людям — грешновато.
Здесь же начинаются и заканчиваются походы за околицу, и установлены для этого камни: Путевой, где лежат путевые листы для дозоров (см. правила) , и Ворожейский, где вам нужно оставлять записки с итогами обрядов — эти забирают и читают только мастера.
За околицей проводятся следующие обряды:
См. выше раздел Дух-покровитель
Участники: ворожея и/или ученик
Подношение Велесу — не требуется
Посвящение в ученики, а также признание волхвом/ворожеей. См. далее раздел Ученики.
Участники: ворожея и ученик
Подношение Велесу: на любом стикере “Имя — ученик такого-то” или “Имя — теперь ведает”, если посвятили в ворожеи
Участники: ворожея и/или ее ученик
Не работает (старые боги не одобряют такое принуждение), но является прибыльным делом для любой городской ворожеи.
Известные былинные случаи, про которые сказители бают, больше похожие на порчу.
Подношения Велесу и сообщения об итогах на ваше усмотрение
Участники: в принципе, любой человек, но известно, что ворожея и/или ее ученик истолкуют знаки куда лучше
Мы оставляем гадания, трактовки знаков и примет на ваш отыгрыш.
Знаки будут выставляться на карте макроРуси. Также, осмотрев подношения Велесу, вы можете кое-что понять. Делиться ли этой информацией в явном виде и с кем — ваше дело.
Помните, что власть ворожей во многом держится на таинственности и совпадениях! Требуйте соблюдения особых условий для гадания, подношений ворожее и дополнительных действий от просящих посмотреть знаки судьбы.
Подношения Велесу и сообщения об итогах на ваше усмотрение
Участники: ворожея/ученик и обладатель последствий ранения
Обряд: Какой посчитаете уместным. Как вариант — обрядовый перенос раненым своей недоли на какой-то предмет, который вы затем сломаете и оставите на Особом месте вместе с подношениями духам.
В конце выдайте ранному наказ (гейс), который ему следует в дальнейшем исполнять, чтобы последствия были сняты
Подношение Велесу: Имя того, с кого снимали последствия, на зеленом стикере
Участники: ворожея и/или ее ученик, иногда вторым участником может быть жертва проклятья
Обряд: ворожея заговаривает предмет, который будет оберегом, и связывает его с конкретным человеком и/или с конкретным случаем порчи. Этот оберег тот, кому он предназначен, всегда должен носить на видном месте.
Ворожеи знают, что иной раз оберег прятали добры молодцы, чтобы скрыть, что обращались к старым богам, — а боги-то и не упомнили, что этому молодцу защита нужна!
Подношение Велесу: схематичное изображение конкретного оберега на зеленом стикере
Для проведения защиты от наведенной порчи можно на свое усмотрение взять жертву проклятия с собой в лес для участия в обряде и/или дополнить действо так, покажется красивым и уместным для противодействия данной конкретной порче. Вы – эксперты в этом вопросе
Участники: ворожея и ее пособник (всегда двое человек). Пособником может быть и ученик, но с этим связан некоторый риск.
Обряд: для наведения порчи ворожее потребуется:
Подношение Велесу: (это две разные записки!)
Применение гостинца: Пособник при всем честном люде подносит заклятый гостинец проклинаемому. Злые силы должны хорошенько рассмотреть свою цель, так что действуем по прилюдным правилам!
Для успеха жертва должна принять подношение. Уговаривайте как следует, упирайте на то, что отказываться от угощения не принято и т.п.
Вообще, обращение к злым силам — дело рискованное. В цепочке много действий, и каждое может пойти не так: тогда ваша порча не пристанет или вовсе обернется против вас или вашего пособника! Навелась ли порча, вы сможете угадывать по событиям с жертвой
Про порчу известно следующее:
Прежние Ведающие хранили и передавали историю своего селения и традиции рода, проводили все обряды, связанные с родом и ремеслами. Знания и умения этих людей были важны для выживания деревни, поэтому Ведающие обязательно и заранее выбирали преемников, а обучали их на протяжении всей жизни.
Для нынешних волхвов/ворожей все еще важно, чтобы традиция передачи знаний не прерывалась, но теперь это вопрос личного выбора, а не долженствования. Многие вовсе уже не берут учеников.
На старте ученика у вас нет — но вы можете взять одного в ходе игры.
Это тоже, конечно, обряд, проводимый по общим правилам для за-околицы, а также предполагающий, что:
Проведя посвящение отдайте ученику конверт с игротехнической информацией (будет у вас в раздатке).
Возвращаясь с обряда — повесьте как подношение Велесу стикер любого цвета с записью что такой-то теперь ваш ученик, а также положите записку о становлении учеником в ворожейский камень
Передача всех ваших знаний происходит в рамках игры: что вы понимаете про знаки или обряды — то и рассказывайте. Предполагается, что ученичество это многолетняя история.
На игре ученик сможет проводить некоторые обряды (только за околицей), если его этому обучат. В отличие от ворожеи, у ученика нет маски и особой способности, он ходит в лес по общим дозорным правилам вне зависимости от цели
Начать лучше с того, чтобы подопечный выбрал себе сверхъестественного покровителя. Да, чтобы наработать полноценную связь с ним уйдут годы, но это первый шаг в нужную сторону.
Затем с вашей помощью ученику необходимо будет соорудить за околицей место для подношений и провести первый обряд почитания духа-покровителя (аналогично описанному для ворожей). Если у вас один и тот же покровитель, можете, вместо поиска нового Особого места, допустить ученика на свое (на ваше усмотрение)
Имея нужные знания, в дальнейшем ученик сможет самостоятельно проводить Гадание (ведь их с разной степенью успеха могут все), Любовный приворот (ведь он и не должен работать), а также Защиту от сглаза, порчи или последствий дурной удачи.
Для наведения порчи или любых прилюдных обрядов ученических знаний и сил всегда недостаточно — это могут только полноценные ворожеи.
Ученик может стать волхвом/ворожеей если
В случае, если ты поставил(а) алтарь (место подношения для своего духа), Особое место, где он стоит, считается твоим
Пока ты в нем, тебя нельзя победить в поединке по правилам взаимодействий за околицей
В схватке, когда на тебя срабатывают условия поражения (вышагнул из круга), можешь посмеяться над соперником и продолжить состязание как ни в чем не бывало — начните новый раунд.
ВАЖНО: способность означает, что тебя нельзя победить, но не означает что соперник проиграет автоматически.
В прошлых своих походах, за победу в поединке или услугу, ты получил(а) от встречного странника обязательство помощи — обещание прийти на выручку, скрепленное отдарком (оберег с изображением: выдается на старте, лично для тебя, передавать нельзя).
Если твоя сторона проиграла в поединке по правилам взаимодействий за околицей, можешь призвать такого помощника — разорви и брось на месте оберег (фраза-маркер «Встань передо мной как лист перед травой!»). Считайте, что твой должник — или что-то — появляется, помогает и исчезает. Ваша группа избегает последствий поражения, сбегает и продолжает путешествие, сохранив добычу.
Догнать и напасть те же противники не могут.
Когда обереги-обещания кончились, то все — больше на такую помощь рассчитывать не приходится.
Если твоя сторона проиграла в поединке по правилам взаимодействий за околицей, ты можешь предложить победителям откуп: отпустить вас без последствий в обмен на обещание помощи за околицей в будущем — прийти на выручку в их проигрыше (это бонус, твое личное присутствие не потребуется).
ВАЖНО: победители должны согласиться, это не автоматическая замена.
Если согласны — отдай противникам карточки-обереги “обещанный помощник” (каждому по одной, если на стороне победителей всего один человек, лишнюю карту уничтожь).
После этого ваша группа избегает последствий поражения, сбегает и продолжает путешествие за околицей, сохранив добычу. Догнать и напасть те же противники не могут.
ВАЖНО: Дать обещание помощи можно один раз за игру, потратив одновременно две карточки обещания
Будучи в маске за околицей ты можешь, но не обязан(а), прикоснуться ко встречному (без маски) и нанести ему что-либо из эффектов на выбор:
Можно догонять. Прикоснувшись, объясни жертве, что именно с ней произошло. Ваше столкновение не прерывает их поход за околицу само по себе
В дополнение к любому из перечисленных эффектов насылаешь страх — жертва стремится сбежать от тебя в ужасе не менее, чем на 30 шагов
Если “засалишь” богатыря (опознается по фразе “Не взяла зараза силу богатырскую”), то на него эффект не срабатывает и с его напарника снимается то, что ты наложил(а).
Отпусти такую группу поздорову