Милада, мамка княжичей и княжон

[резерв под персонажа «Быль иль небыль», наставник]
Помнит ходящими пешком под стол не только княжеских внуков, но и молодых князей, ныне правящих собственными уделами. Относится ко всем Рюриковичам с равной любовью и равной справедливостью.

Загруз
Для: Княжеское подворье

Домочадцы великого князя Владимира

Эти люди — личные приближенные великого князя, обличенные его особым доверием. В некотором смысле они стоят над любым конфликтом между княжескими супругами и не имеют никакой другой печали, кроме блага Руси; но если посмотреть с другой стороны, то все они так долго жили рядом с великим князем, что всерьез могут судить, что для Руси хорошо, а что — плохо.

К домочадцам великого князя всегда идут за советом (и в отсутствии мнения самого Владимира Святославича считают, что они говорят так, как сказал бы он сам).

Но чью сторону примет ближний круг после того, как великий князь отойдет к праотцам? Ни один из них явно не выделяет конкретный терем — но как знать, кого на Киевском столе видит каждый из них... разумеется, к вящей крепости и процветанию Руси.

Добрыня Любечанин — киевский воевода, княжеский побратим. И родной дядя князя, брат его матери. Не было человека доверенней у Владимира Святославича, любое дело мог ему доверить — да сгинул славный богатырь в битве с ворогами.

Милада, мамка княжичей и княжон (Милена: Email: milena-sofiya@mail.ru, ВК: vk.com/id47459016) была привезена откуда-то из глухих лесов Добрыней. Будто бы обвинял ее в злом ведовстве княжий побратим — да рассудил великий князь, внимательно всё выслушав, что нет никакой вины за «женкой лесной». Милада растила княжну Забаву, премудростям разным ее учила — да недоглядела, злой ворожбе поддалась ее воспитанница! Хотя до сих пор и отрицает мамка, что виновата была княжна, да кто ж такое признает.
Долгое время Милада только за детишками малыми ходила, но недавно вот новую ученицу себе взяла — Осоку (Chrompy: Email: p.tyushova@yandex.ru, ВК: vk.com/id99390639). Девица помогает уже немолодой наставнице что в лесу найти или в ступе растереть — ведь все знают, что княжеской мамке нет равных в том, чтобы дух хвори прогнать.
Если нужно понять, как византийский закон со старыми обрядами подружить да и вообще, как лучше то или иное событие справить — тоже всегда к Миладе идут.
Для молодых Рюриковичей их мамка во многом — не меньше мать, чем родная матушка.

Митрополит Иоанн (нет игрока) всегда посоветует, как правильно жить, чтобы княжеский бог Христос тебя любил. Почитает его мнение и княжна Феодора, и царевна Анна.

Любава (ШаТи: Email: linashyti@gmail.com, ВК: vk.com/lina_bes, Телеграм: t.me/Lina_bes) настолько любима великим князем, что даже митрополит ничего с этим не мог поделать. В начале каждого пира Владимир Святославич просит Любаву уважить старика, знаки прочитать и всем огласить, посмотреть, нет ли следов порчи злой на ком из семьи. И на супруг всегда смотрит строго после этой просьбы князь.
Положение Любавы при Княжеском подворье, пожалуй, самое шаткое из ближнего круга: к мамке княжеской все уже привыкли давно, точно знают, что может она и ведьма лесная — да не вредила до сих пор никому! А вот на Любаву митрополит недобро поглядывает.

Зато вот Щегол Боянович (Никита: Email: mrtelnor@gmail.com, ВК: vk.com/id236896, Телеграм: t.me/mrtelnor) — на любом пиру желанный гость. Хоть византийский это праздник, хоть русский. Кто ж иначе расскажет всё, как было на самом деле? Следит Щегол, чтобы славу своего отца Бояна Вещего не замарать: ведь такое наследство! Хотя и говорят злые языки, что совсем потерял голос наш Щегол, только те сказы, что князю любы, поет. Но это они тихонечко: ведь как поссоришься со сказителем — так и узнаешь, что ты делал вчера в лесу далеком, да не отмоешься потом от славы дурной...

Для: Княжеское подворье

Супруги великого князя

У Владимира Святославича было множество жен и наложниц, в настоящий момент живы и возглавляют терема Княжеского подворья шесть из них. Ни одна супруга княгиней не является (так как в отличие от бабки князя, Ольги, не правит и не правила никогда), но есть обычай давать каждой из них домашнее прозвание за заслуги.

Были у великого князя и наложницы — но ни у кого из них не родилось сыновей, чтобы они были возвышены да терем свой получили, а имя их запомнили сказители и летописцы записали.

Для: хочу играть того же персонажа, что и зимой

Давным-давно, случилась быль иль небыль...

Тридцать лет назад княжеский обоз с послами ко двору князя Владимира застрял где-то в заснеженных лесах.

Милада, мамка княжичей и княжон (Милена: Email: milena-sofiya@mail.ru, ВК: vk.com/id47459016) живет при Княжеском подворье, уважаемая женщина. Сам князь к некогда простой лесной женке прислушивается!

Люмир Терзи-хатун (Раннвейг: Email: BMW.87@mail.ru, ВК: vk.com/tserbstskaya, Телеграм: t.me/tserbstskaya) — так теперь зовут скромную Любомиру, покинувшую лесную глушь вместе со своим суженным, хазарским принцем в изгнании — Аароном бен Йосифом (Рэндом: Email: rendamzl@gmail.com, Телеграм: t.me/rendam). Даже Милада, ее родная тетка, ничего не может сказать, что же за приключения встречались на пути Любомиры и как он изменилась за эти года!

Вольга (Oxzar: Email: oxzar@mail.ru, ВК: vk.com/id170838672) был в деревне в числе обозников, и это круто изменило жизнь витязя. Правда, тот никак не говорит, как — просто стал пропадать надолго...

Горица (Рушана: Email: rushaniyab@yandex.ru, ВК: vk.com/id19423925) тайное теперь ведает, совсем взрослой стала. Но и деревню давно уж покинула, манимая своими тайнами...

...Судьба же самой деревни затерялась в лесах. Может есть она, может нет. Может люди там живут, а может — кикиморы с лешими.

Для: Милада, мамка княжичей и княжон, Рогнеда Рогволодовна

Княжна Забава

Давным давненько, когда в червенском походе погибла Доброгнева, первая и любимая жена, стал Владимир свою с нею дочь, Забаву, особо опекать.
И пошел тогда по княжьему двору слух, что отряжает батюшка княжне Полоцк с землями в приданое.
Забава тогда еще не заневестилась и не была просватана, но Рогнеда — тоже достойная супруга князя — полагая Полоцк законным наследством своих детей, восприняла пересуды максимально серьезно. Потому общеизвестно, что княжну невзлюбила.

Забава-то не прялке, а мечу обучалась, вслед за матерью. И в тот далекий год напросилась ехать отроковицею с воеводой Добрыней и малой дружиной — иноземных послов встречать.

Брешут, что на проводах Рогнеда Забаве вослед плюнула и пожелала провалиться пропадом. Обоз же в том походе знатно потрепало, чудом не сгинули все в зимних лесах. Вот тогда-то и пошла молва, что злонравная княжья супруга прокляла девицу и несчастья наслала: то ли сама, то ли ворожеям кланялась и подсобить просила. Но вернулась из посольства княжна здорова, да княжеский воевода Добрыня женку лесную (Милена: Email: milena-sofiya@mail.ru, ВК: vk.com/id47459016) ко двору привез: дескать, учит она Забаву разным премудростям, да посерьезнела княжна и за ум взялась, давай оставим, княже!

Десяток лет минул с того посольства — Забава выросла, Полоцк ей в приданое никакой не отдали... да и жениха по правде не сыскали. Пытались Болеславу польскому в жены предлагать — да не заладилось у них что-то. Сама Забава от княжеского двора всё дальше держалась, да ближе к дружине. Да и с князем Владимиром отношения у нее портились: толковали на площади, что увидела она что-то в воде речной да отцу рассказала, после чего он осерчал. Дружинники ее тоже побаивались.

Долго ли, коротко ли — поехал великий князь земли свои объезжать, да оставил Киев на супружниц. Вспыхнул тогда большой пожар в городе неведомо почему... Пока не нашлись горожане, что видели, как Забава горлицей обернулась да промеж домов летала, огонь разносила! Потребовали киевляне у Княжеского подворья суда справедливого немедля, князя не дожидаясь. Кто ж откажет народу в справедливости! Приговор был быстр и суров. Кинули тогда ворожею в бочку, а бочку — в Днепр. Такова русская правда: не смей людям вредить, будь ты хоть от крови Рюрика, хоть княжна!

Для: Мария Владиславовна, Наставник

Милада

Давным это было, еще до крещения Руси, в реке Днепре проведенном.
Как-то поехал воевода Добрыня в поход да привез из похода женку лесную. Привел ее на княжеский двор и обвинил в недоброчестии и в том, что обряды древние в лесу творила, да девица на костре сожгла, чтобы весну привести.

А женка та стояла прямо да ответ держала уверенно. Мол, ни в чем она против правды не пошла, а дева та сама невестой стать вызвалась. А в Киев она своей волей пришла, потому что хочет учить дочку княжескую, Забавой прозываемой, ибо чует в ней силу великую.

И упала Забава отцу своему в ноги, да молила позволить той женке учить ее, чтоб могла она ведать пути и зверя и человека.

Подумал князь Владимир, посмотрел на женку ту, красивую да гордую, да рассудил мудро. Раз, сказал, весна после того пришла да снег стаял - значит обряд женка верно провела, ничем русской правде не навредив. А значит неверно наказывать ее, а надо взять ее в терем да позволить княжну обучить ведовству.

И с тех пор жила Милада в тереме у князя, дочку его учила, детей всех его лечила да принимала. Верит ей князь более, чем женам своим да детям, и никогда наветов не слушал, когда обвиняли ее в чем.


Для: Милада, мамка княжичей и княжон, Княжеские дружины

Василиса Микулишна и половецкий плен

Была в Киеве поляница Василиса Микулишна. Услышала, что половцы дружину русскую в плен увели, облеклась в мужское платье: волосы под шлем спрятала, лицо сажей вымарала, голос грубым сделала. Явилась в стан вражеский как татарский посол.

На пиру трех богатырей половецких победила: в стрельбе из лука - стрелу через кольцо пустила, в борьбе - противника за пояс подняла да на землю швырнула, в скачках - коня через овраг перегнала.

Напились половцы на пиру, ее чевствуя, а она не пила да ночью темной пленников освободила. А когда бежали из из полона, то погоню хитростью с пути сбила: коней с перевернутой подковой в трясину направила, а сама в камышах засаду устроила. Когда двое ворогов в болото провалились, крикнула им: "Ищите нас на том свете!" - да стрелу в их стан пустила.

А Василиса в Киев пленных вернула. С тех пор про нее в степи сказки складывают, а половцы, услышав имя ее, через плечо плюют.

А в том плену томились не простые воины, а лучшие. Сам Волчий хвост да Юдашка, с молодыми Ивашкой да Алешкой. И вернулись они из плена все посеченные, с ранами страшными. Но излечила их Милада, травница княжеская, от чего ей почет был и поклон и от Добрыни и от Владимира.


Для: Милада, мамка княжичей и княжон

Суд над Забавой

У Забавы появился друг любезный, булгарский царевич. И великому князю это партия тоже нравилась. Милада переживала, что Забава посвятила свое дело ворожейское Яге — как бы не разгневали духа такие простые женские шалости! А уж Забава у Милады всё выспрашивала, а как понимает женщина, что дитя ждет, да в помощницы на роды набивалась. В общем, не в угоду духу своему покровительствующему себя вела.

Уехал князь Владимир новые земли объезжать — и беспокоилась княжна Забава, что вот-вот его враги решат на стольный Киев-град напасть! Не сами, витязей убоявшись, так злую ворожбу наведут... Посоветовалась она с Миладой и решила обряд защитный провести. Ходила она по киевским улицам да пепел к стенам подкладывающая, вынесенный с очагов Княжеского подворья, чтобы сила рода Рюрикова и простых горожан защитила! Старая то традиция — пепел с места силы уносить. А потом ходила Забава у стен городских с тлеющей лучиной да шептала слова обережные...

Той же ночью вспыхнул Киев-град. Не уберегла всё же столицу отца своего ворожба Забавы!

После этого слухи поползли по всему Киеву, что это Забава наворожила, начались возмущения в народе и Забаву посадили под замок в высоком терме, князя дожидаться. Выступила Милада против, про защитные обряды объяснить пыталась — да и Миладу кинули в княжеский подпол, не церемонясь особо ворожея как-никак! А что дальше было — только со слов Вольги Милада знает.

Возмущался народ, да требовал суда скоро и справедливого. Мария Иосифовна, супруга князя, вышла на площадь да Забаву велела привести. Спросила кто готов против ворожеи своё слово сказать, и вышли княжич Изяслав и царевна Аделья.
Спросила после Мария Иосифовна, а защитить кто готов ворожею? Тут Вольга был готов за Забаву заступиться, но Василиса Микулишна его опередила! Да против хана Кучуга не выстояла, тот аки верный пес княжеский выступил. Закатали Забаву в бочку, да в в Днепр кинули. Последней своей волей ворожейской Забава прокляла Аделью, что её любимая дочь не переживёт саму Забаву по годам и Аделье её хоронить придётся!

Люди на берегу Днепра были очень озлоблены и про Миладу вспоминали, думали, может наставница и научила Забаву-ворожею, как Киев-то поджечь! Вольга на Княжеское подворье из толпы бежал да Миладу из заточения выпустил, уговорив из города уйти и не возвращаться до приезда князя. Милада послушала совет, решила, что хороша холодная месть!

...Но к возвращению Милады дочка Адельи сгинула. Князь был очень зол на все терема, кто участвовал в обвинении. Отдал свою дочку Гремиславу на воспитание в чешкий терем, хотя Аделья очень просила её вместо погибшего ребёнка, и Рогнеда была уверена, что она должна девочку воспитывать.

Мария Иосифовна через несколько лет скончалась от горячки. Звали Миладу помочь ей, да отговорилась та немощной, не пошла.

Астрид с Норвежского подворья

Недавно захворала Астрид, сестра супруги князя Ярослава Владимировича, и отправили Миладу помочь ей на Норвежского подворье. Повела Милада ее в баню обряд целебный провести, она одежду сняла, а у неё родинки в узор складываются — точь в точь как помнит Милада на младенце, что у Адельи принимала! Уж не хитра ли Аделья, думая Забавино проклятье перехитрить? Или знак это иной боги Миладе показывают?..


Для: Милада, мамка княжичей и княжон

Осока

Отправилась как умерла Мария Иосифовна — Милада обряд черный Маре справить, больше мести просить! Всё на берегу реки расставила, чтобы дух погибшей ученицы да поближе был.

Жертвы принесла, слова нужные сказала... а зашелестела трава прибрежная — и девочка малая вышла из зарослей! Глянула Милада в воду речную и будто увидела, как лицо Забавино там отразилось.

Знать, то знак от старых богов был. Но не дали боги знака четкого: что за ребенок это, какова же их связь? Учит Милада ее разной премудрости, да боится больше про ворожейскую долю рассказывать...


Для: Милада, мамка княжичей и княжон, Любава, Горица

Заговоренная булавка

Вот такой сказ шел среди ворожей киевских: будто бы ходила одна из жен княжеских к Рябине, старой и опытной в волховании, чтобы проклясть некоего витязя. То ли не почтителен он к ней был, то ли наоборот — излишним вниманием своим досаждал... В общем, не обратилась по какой-то причине супруга из терема высокого к своему супругу-князю, а к ворожее пошла.

А дальше путь того витязя спортился, не стало ему удачи. То обоз с ним в метель злую по весне попадет, как деревья уже зеленые. То корабль штормом не в те места занесет.

А как померла Рябина — так другой шепот пошел: будто то проклятие вернулось к ней. Внучка после Рябины осталась, Радана, — как знать, не перешла ли злая доля и на девицу? Та, конечно, ворожбе не обучена — но уж больно часто за околицей пропадает, да и с Забавой, княжеской дочкой, дружбу водила! А не рассказывала никому Забава, что же за дружба то была, даже наставнице своей на Княжеском подворье.


Для: Милада, мамка княжичей и княжон

Проклятье Милады

Милада давно привыкла разбираться в людях и делах. Знала, что к чему, и в чём не стоит копаться, а что ее внимания достойно. Она была хитра и мудра, но всегда оставалась в тени, управляя своими делами и подкидывая нужные идеи тем, кто её слушал.

Возвращалась однажды Милада из-за киевской околицы, где дары богам старым оставляла — да встретила двух измученных и испуганных странников, с глазами, полными тревоги. Тотчас взмолились они: не губи! А один упал к её ногам, почти в отчаянии, и сунул ей в руку старинный оберег, не нашего русского вида, а иноземный. Бормотал что-то о страшной силе, о древних проклятиях, что скрыта в этой реликвии... Путников и след простыл, стоило лишь Миладе принять его странное подношение!

За околицей персонажи не узнаваемы. Но возможно, что тебе встретится кто-то с похожей историей...

Однако вскоре Милада начала замечать странности. Голоса в голове, пугающие сны, тяжёлое ощущение, что она больше не решает сама, а ведома чем-то или кем-то... Не нравилось это Миладе. Спрашивала она богов за околицей — но молчали тогда боги.

А тут молодой Изяслав поддался навету на любимицу Миладину, Забаву! И ясно стало, что это ж Мара сама ей знак послала, зная, что за черная судьба уготована Забаве. Подкинула она реликвию в товары заморские, что Изяслав себе просил привозить вместе с книгами заумными, да слова злые над ним шептала.

Сгинул Изяслав, сожранный... проклятьем Милады? Или Змей то из оберега вел ее руку?
Сильная ворожея Милада, да всегда знала — есть под небом силы, с которыми и ей не совладать! Уж не позволила ли она в гневе руку свою направить силе такой?..


Для: ворожея / волхв

Памятка для ворожей по недугам и дурной удаче

Ежели к тебе пришли с недугом тела, таким как хромота, боли в спине, головокружение или потеря слуха - то проведи или назначь больному подходящий обряд. После его проведения недуг полностью отступит.
Однако, ни наказ, никакой обряд не вернёт слепому зрение или глаз, не излечит поврежденную в бою руку и никак не залечит смертельную рану.

Буде пришли к тебе жаловаться на скорбь духовную - манию преследования, чувство вины, жажду мести или уязвленную гордость. То избавиться от такого поможет правильный наказ или зарок, данный страдающим. Понадобится ли еще обряд — тебе видней в каждом случае.

Коли со сглазом пришли, то тут оберег нужен! Да ты и так знаешь, дело привычное.

А если с дурной славой пожаловали, так это значит плохое дело человек совершил, должен вспомнить, что хорошего сделал и добиться, чтобы через сказителей и летописцев узнали все! (см. правила по славе )

Возможные наказы

  • В кабаке предаться веселию, истории выслушать или рассказать
  • Записать свою историю в хронику
  • Побиться раз на раз, с вариациями.
    Просто показать силушку молодецкую, да может и не единожды; или выйти на бой с противником, что сильнее. А может — принять вызов от необученного, да и наставником сделаться
  • Что-то из семейных обрядов или родительское благословение
  • Получить и/или применить али подарить кому-то товары купеческие
  • Помочь человеку в нужде
  • Сходить за околицу
    В дозор, а может за другой надобностью. Отнести что-то туда, а может принести оттуда – травы, цветы итп
  • Дары принести, да хоть на капище Велеса

Мы не ограничиваем вас строго этим списком, можете применять и свои варианты наказов, которые будут уместны по ситуации.
Но обращайте внимание, чтобы действие было понятным и исполнимым в рамках игры за время, не превышающее цикл макроРуси (см. расписание)


Для: ворожея / волхв

Вам потребуется

Для ворожейских нужд привезите, пожалуйста, на игру следующее:

  • Маска (вариант изготовления, ориентируйтесь на маски колядующих). Она должна закрывать всё лицо, позволять вам нормально видеть и двигаться и быть устрашающей, а не смешной. Хорошо, если она будет связана с вашим духом-покровителем.
    Учитывайте, что, возможно, маску в ходе игры потребуется передать в пользование другому игроку
  • Вещи, которые будете использовать в своих ведовских обрядах и которые будет не жаль оставить в лесу / случайно потерять. В том числе:
    • антураж для создания постоянного места подношения духам в лесу – небольшого, но понятно считываемого со стороны
    • ”инструменты” для отыгрыша гадания на ваше усмотрение
    • предметы и/или еда в качестве обрядовых подношений и отдарков
  • Канцтовары - для подстраховки и по желанию.
    Бумага, ручки и красные нитки для записок будут в наличии на капище Велеса от мастеров. Можете привезти свои, на случай, если не захотите ждать или палиться

Для: Милада, мамка княжичей и княжон

Обучение Осоки, ученицы Милады

Для посвящения Осоки в ворожею возьми еще маску про запас (кроме своей). Но достойна ли Осока — тебе предстоит решить на игре.
Это единственная ученица, посвящение которой не требует отказаться от своей маски и ворожейской доли!


Для: ворожея / волхв

Вводная для волхвов и ворожей

Рекомендации по отыгрышу

  • Пожалуйста, не ходите к мастерам, чтобы поинтересоваться о том, как сработала ваша ворожба. В случаях, когда вам нужно сообщить информацию о своих действиях, пользуйтесь Ворожейским камнем на старом капище Велеса — из него будут забираться записки.
  • Обряды-ворожбу, кроме тех, что за околицей, проводите при максимальном скоплении народа. Если ваш обряд не увидел никто из мастеров, не записал никто из сказителей или не описал никто из летописцев — очевидно, что богам и духам тоже было плохо слышно.
  • Объявляйте связанными со своей ворожбой всё хорошее, что происходит, и обвиняйте других ворожей в том, что произошло что-то плохое. Если происходят какие-то значимые события и ни одна ворожея не объявила о своей в них роли — это ваша недоработка!

Основы ворожейства

Волхвы/ворожеи это продолжатели дела деревенских Ведающих, а некоторые в прошлом ими и были.
В изолированных, замкнутых деревенских общинах уклад жизни не менялся поколениями, Там течение времени это вечный повторяющийся цикл сезонов, круг. Окружающая природа — воды, земли, лес — одновременно необходимы для выживания и таинственный источник опасности, неподвластный человеку – а значит, населенный нелюдью. Поскольку Небыль находится буквально за порогом, то присутствие сверхъестественного и общение с ним настолько тесно вплетается в повседневную жизнь, что лешие и водяные становятся куда реальней и понятней, чем мифический далекий Царьград, стольный Киев или Новгород.
Ведающие — хранители истории, знаний и традиций своих селений, а также их представители, когда нужно договориться с окружающими высшими силами. Воплощение магического мышления

Жизнь в городе иная. Здесь шумно, многолюдно и суетно. Торговые гости приносят на порог вести и товары из далеких городов, а стихии и обитатели чащ — наоборот, остаются далеко за городскими стенами. Теперь, с усилением роли городов, всё больше отходит на второй план древний деревенский быт — кто-то из волхвов/ворожей стали первыми, покинув свои родные деревни, а кого-то уже учили в городе

Как и Ведающие прежде, вы обладаете сокровенным знанием, видите особые знаки и посредничаете между людьми и сверхъестественным — даете советы, проводите обряды-ворожбу и в городе (прилюдные), и за его пределами (за околицей). Но ваша власть над городскими уже не та.

Обряды прилюдные

Семейные

Волхвы/ворожеи не являются (как были Ведающие) распорядителями-по-умолчанию для описанных в правилах семейных обрядов. Они выступают в них в той роли, о которой договорятся с устроителем. Возможно — никакой, возможно — значимой.
У устроителя нет обязанности по обычаю включать ворожею в свой семейный обряд. Но принято звать хоть одного волхва/ворожею гостем «на всякий случай», чтоб не осерчали ни высшие силы, ни сами почтенные ворожеи за неуважение к ремеслу.

Все прочие случаи

Ситуация или страждущие люди могут потребовать ворожбы — то есть, некоторого обряда — с произвольной целью. Импровизируйте с учетом следующих требований

  • У обряда-ворожбы должен быть как минимум один свидетель, помимо вашего ученика и «заказчика»
  • Обряд-ворожбу необходимо творить явно, заметно и громко, привлекая внимание
  • У обряда-ворожбы должна быть внутренняя, понятная проводящему персонажу логика, почему он проводится именно в этом месте и именно таким способом

Приносить в ходе ворожбы символические подношения силам, к которым вы взываете, а также оставить после обряда заметный физический след (по аналогии с обрядами за околицей, см далее) полезно для эффективности, но это не обязательное условие.
Попасть с вашим обрядом в историю сказителя или хронику летописца – также приятный бонус.

Как может выглядеть ворожба перед отправлением дружины в поход (это пример, а не руководство к действию):

Выстроилась дружина под предводительством молодого княжича на городской площади. Предстоит им поход к степным рубежам, где враг хитер и коварен, и без удачи не выстоять. Выходит к ним ворожея — перед княжичем встает и чашу наземь помещает, а затем давай кружиться, приговаривая:

Мать-сыра земля, подай силу!
Солнце ясное, освети путь!
Ветра буйные, развейте страх!
Да будет меч крепок,
Да будет рука тверда,
Да не дрогнет сердце в час лютый!

Ученик подает ворожее мешочки, и под эти слова она бросает в чашу щепоть соли, капает меда, да перо соколиное кладет сверху. Подает чашу княжичу с напуствием

— Смел будь да праведен. Тогда промахнется злая стрела, и враг оступится, и очи твои в ночи будут видеть ясно, как днем.

Княжич из чаши отпивает глоток, затем, по знаку ворожеи, перо к вороту прикалывает, а оставшееся питье проливает на землю

В этом описании ворожба проходит по просьбе княжича и при дружине. Есть заговор вслух, обрядовые действия, угощение (оно же подношение) и оберег, который несет на себе результаты ворожбы.

Дурная удача (недоля)

Витязи и князья, раненные в военных походах (усобицах и защите русских границ), могут страдать от разных последствий.
Вы ничего не сможете поделать с физическими увечьями (отрубленной рукой, вырванным глазом или слепотой) или смертью — тут боги однозначно уже взяли свое, вам остается только помочь принять судьбу и постараться защититься от недоли в дальнейшем.
В других случаях ворожея может помочь справиться с последствиями, дав подходящий случаю наказ (гейс) или проведя обряд за околицей. Будет список последствий и возможных наказов, которые находятся в вашей власти.

Что происходит за околицей

Дух-покровитель

В самом начале карьеры, еще в ученичестве, волхв/ворожея выбирают наиболее подходящего духа для почитания, к которому затем обращаются и просят о содействии и придании сил чаще всего. В частности, поэтому принадлежность к княжеской семье несовместима с занятием ворожбой, ведь она означает отказ и выбор покровителя иного, чем Христос – а княжеским богом так пренебрегать недопустимо!

  • Выберите себе духа-покровителя заранее (и напишите нам)

Ориентируйтесь на «низший пантеон» из раздела про старых богов и духов (иноземные ворожеи могут найти аналог из своей культурной традиции). Богов не принято донимать по мелочам.

  • Сделайте алтарь в Особом месте

Каждый год по весне, когда обновляется природа, волхв/ворожея приносит дары духу-покровителю, и вам предстоит сделать это на игре.
Этим обрядом подновляется связь с духом и подкрепляется ворожейская сила. Раньше такое делали строго перед наступлением Новолетия, но ныне вся суровость мельчает, а ходить по лесу без снега куда приятнее.

Проводится по общим правилам обрядов за околицей (см. раздел далее), однако, есть пара дополнительных требований:

  • Для ежегодного почитания духа-покровителя подойдет не всякое Особое место, а нужно такое, чтоб на нем не было следов других обрядов. Чтобы успеть отыскать такое в дозорном лесу, лучше не затягивать с проведением после старта игры.
  • В течение года здесь предполагается обращаться к покровителю (а может и другим высшим силам) регулярно, потому нужно сразу соорудить постоянное место подношений — небольшое, но понятно считываемое со стороны.

После того, как проведёте обряд, и поставите алтарь с дарами духу-покровителю, в этом Особом месте вы получите его защиту, что даст бонусы при взаимодействии здесь со встречными по правилам дозоров.
Также это место будет хорошим вариантом для проведения ваших обрядов ворожбы за околицей.
Возвращаясь с обряда — оставьте записку в ворожейском камне, что поставили место подношений такому-то духу.

Дозорные леса за околицей

Выходя далеко за городские стены, да не по торным известным дорогам, где ходят караваны и армии, а за городскую околицу — от капища Велеса напрямик через чащу — попадаешь в лес, где взаимодействие происходит в рамках правил по дозорам. Для волхвов/ворожей там есть следующие особенности:

  • Маска и способности

Уходя за околицу для проведения обряда, обязательно сразу же надеть свою маску. Делать это нужно так, чтобы на вас не смотрели посторонние (возможно, для этого потребуется немного пройти вперед от Путевого камня — это приемлемо). Можно брать с собой ученика либо человека, чье присутствие необходимо в данном обряде (и только их, при других людях надевать маску нельзя!).
Будучи за околицей в маске, вы сможете применять ко встречным свою особую способность (будет отдельным загрузом) в рамках правил взаимодействия в дозорном лесу.

  • Дуализм мышления за околицей

Отправляясь проводить обряд в глухие леса, куда только дозорные рискуют соваться, переступаешь границу обыденности.
Наедине с большим и неподвластным внешним миром можно, вместо бегущей череды мирских событий, снова ощутить вечность циклического хода времени, прикоснуться к древнему и таинственному.
Надевая маску (это маркер), ты меняешь не только облик, но и самосознание — “вырастая” над своим человеческим восприятием, теперь ты не только ты, но и обитатель небыли — дух. Это не потеря себя, а расширение, потому что для возможности договариваться с высшими силами и духами в их мире, нужно стать одним из них.
Проводя обряды за околицей ты, несомненно, помнишь себя, но сознание как бы раздваивается. Можешь говорить от имени духа, действовать так, как никогда бы не поступил “в миру”, и это не будет ошибкой.

Кратко:

  • Надевая маску за околицей ты не теряешь свое я, но ощущаешь себя чем-то большим, чем человек.
  • Это не значит полностью перевоплотиться в духа, а предполагает двойственное самосознание и вторую точку зрения с ракурса другого, чем имеет житель Киева, городской обыватель.

Обряды за околицей

Общие правила проведения:

  1. Творить ворожбу следует в лесу в Особых местах (см. правила по дозорам)
    Они отмечены символом Image
  2. После обряда должен остаться физический след. Это могут быть знаки на земле, развешанные амулеты, подношения духам (о них рекомендуем не забывать в любом случае) или другие видные отметины.
  3. У обряда должна быть внутренняя, понятная проводящему персонажу логика, почему он проводится именно в этом месте и именно таким способом.
  4. Выходя в глухие леса для проведения обряда — скрывшись от посторонних, наденьте маску
    • А) Использовать маску И взять с собой другого человека можно в случаях, когда
      • вы идете с учеником
      • обряд, который вы собираетесь провести, предусматривает участие этого конкретного человека
    • Б) Если вы идете в дозор по другому поводу, взаимодействия будут без маски, по общим правилам — вас ждут те же опасности и ограничения, что и обычных горожан
  5. Возвращаясь после проведения обряда, оставьте на капище Велеса сообщения о его итогах
    • А) Подношения Велесу — записки на цветных стикерах с намеками про ваш обряд, повесьте на дерево, если требуется. Нужны ли они и какие именно, см. в описаниях обрядов ниже
    • Б) Записку с очень краткими итогами (кто провел что когда, в результате кто получил какой оберег/защиту от чего, у кого появился новый гейс или статус (ученики, сообщники), порча кому с каким гостинцем и т.п.) положите в ворожейский камень


Старое капище Велеса расположено неподалеку от Киева . Оно не является Особым местом для обрядов и ворожбы, тк слишком близко к городу и популярно среди простого люда — все время кто-то ходит.
Здесь стоит священное дерево, где горожане оставляют подношения — записки с именами любимых, просьбами к Велесу или другим старым богам, жалобами и похвальбой. А вы — свои. Читать эти сообщения позволено только волхвам/ворожеям, да их ученикам. А прочим людям — грешновато.
Здесь же начинаются и заканчиваются походы за околицу, и установлены для этого камни: Путевой, где лежат путевые листы для дозоров (см. правила) , и Ворожейский, где вам нужно оставлять записки с итогами обрядов — эти забирают и читают только мастера.


За околицей проводятся следующие обряды:

Почитание духа покровителя ворожеи или ученика

См. выше раздел Дух-покровитель
Участники: ворожея и/или ученик
Подношение Велесу — не требуется

Связанные с ученичеством

Посвящение в ученики, а также признание волхвом/ворожеей. См. далее раздел Ученики.
Участники: ворожея и ученик
Подношение Велесу: на любом стикере “Имя — ученик такого-то” или “Имя — теперь ведает”, если посвятили в ворожеи

Любовный приворот

Участники: ворожея и/или ее ученик
Не работает (старые боги не одобряют такое принуждение), но является прибыльным делом для любой городской ворожеи.
Известные былинные случаи, про которые сказители бают, больше похожие на порчу.
Подношения Велесу и сообщения об итогах на ваше усмотрение

Гадания

Участники: в принципе, любой человек, но известно, что ворожея и/или ее ученик истолкуют знаки куда лучше
Мы оставляем гадания, трактовки знаков и примет на ваш отыгрыш.
Знаки будут выставляться на карте макроРуси. Также, осмотрев подношения Велесу, вы можете кое-что понять. Делиться ли этой информацией в явном виде и с кем — ваше дело.
Помните, что власть ворожей во многом держится на таинственности и совпадениях! Требуйте соблюдения особых условий для гадания, подношений ворожее и дополнительных действий от просящих посмотреть знаки судьбы.
Подношения Велесу и сообщения об итогах на ваше усмотрение

Защита от дурной удачи

Участники: ворожея/ученик и обладатель последствий ранения
Обряд: Какой посчитаете уместным. Как вариант — обрядовый перенос раненым своей недоли на какой-то предмет, который вы затем сломаете и оставите на Особом месте вместе с подношениями духам.
В конце выдайте ранному наказ (гейс), который ему следует в дальнейшем исполнять, чтобы последствия были сняты
Подношение Велесу: Имя того, с кого снимали последствия, на зеленом стикере

Защита от сглаза или порчи

Участники: ворожея и/или ее ученик, иногда вторым участником может быть жертва проклятья
Обряд: ворожея заговаривает предмет, который будет оберегом, и связывает его с конкретным человеком и/или с конкретным случаем порчи. Этот оберег тот, кому он предназначен, всегда должен носить на видном месте.
Ворожеи знают, что иной раз оберег прятали добры молодцы, чтобы скрыть, что обращались к старым богам, — а боги-то и не упомнили, что этому молодцу защита нужна!
Подношение Велесу: схематичное изображение конкретного оберега на зеленом стикере

Для проведения защиты от наведенной порчи можно на свое усмотрение взять жертву проклятия с собой в лес для участия в обряде и/или дополнить действо так, покажется красивым и уместным для противодействия данной конкретной порче. Вы – эксперты в этом вопросе

Наведение порчи

Участники: ворожея и ее пособник (всегда двое человек). Пособником может быть и ученик, но с этим связан некоторый риск.
Обряд: для наведения порчи ворожее потребуется:

  • предмет, связанный с проклинаемым (не обязательно личная вещь — мешочек земли, на которой он земные поклоны матери бил, или зеркало, в которое девица смотрится, тоже подойдет; но с личной вещью порча, несомненно, будет надежнее);
  • свидетель он же пособник;
  • “гостинец”, через который порча настигнет жертву (еда, напиток, вещь в подарок и т.п.)

Подношение Велесу: (это две разные записки!)

  • имя проклинаемого с символом смерти (черепушкой) на красном стикере
  • имя пособника красным цветом на голубом стикере

Применение гостинца: Пособник при всем честном люде подносит заклятый гостинец проклинаемому. Злые силы должны хорошенько рассмотреть свою цель, так что действуем по прилюдным правилам!
Для успеха жертва должна принять подношение. Уговаривайте как следует, упирайте на то, что отказываться от угощения не принято и т.п.

Вообще, обращение к злым силам — дело рискованное. В цепочке много действий, и каждое может пойти не так: тогда ваша порча не пристанет или вовсе обернется против вас или вашего пособника! Навелась ли порча, вы сможете угадывать по событиям с жертвой

Про порчу известно следующее:

  • от нее никогда не умирают мгновенно (персонаж будет жив по крайней мере до конца следующих походов);
  • порченным не рекомендуется возглавлять дружину — это негативное влияние на поход и высокий риск погибнуть;
  • если порченный человек отправится в поход дружинником — тоже, скорее всего, там и сгинет;
  • для снятия эффекта порчи можно поворожить о защите за околицей, но жертве нужно непременно носить оберег на видном месте (и ваша ворожба может не перебить чужую);
  • порчу можно снять с гарантией, если выявить и казнить ту ворожею, что ее наслала (потому гостинец и передает пособник);
  • но попытка только одна: пролитая кровь невинной ворожеи усилит колдовство истинного виновника, шанс лишь один!

Ученики

Прежние Ведающие хранили и передавали историю своего селения и традиции рода, проводили все обряды, связанные с родом и ремеслами. Знания и умения этих людей были важны для выживания деревни, поэтому Ведающие обязательно и заранее выбирали преемников, а обучали их на протяжении всей жизни.
Для нынешних волхвов/ворожей все еще важно, чтобы традиция передачи знаний не прерывалась, но теперь это вопрос личного выбора, а не долженствования. Многие вовсе уже не берут учеников.
На старте ученика у вас нет — но вы можете взять одного в ходе игры.

Посвящение в ученичество

Это тоже, конечно, обряд, проводимый по общим правилам для за-околицы, а также предполагающий, что:

  • Ворожея и выбранный преемник вдвоем обратятся к духу, которого ворожея считает своим покровителем, в месте подношений
  • Ученик откажется от символа своей прошлой семьи или профессии (оружия, символа принадлежности к княжескому роду и т.п.). Его можно оставить как отдарок.
  • Будет изготовлен маркер ученика, который преемник в дальнейшем будет носить при себе. Обычно это кукла, связанная из лыка, но можно проявлять фантазию

Проведя посвящение отдайте ученику конверт с игротехнической информацией (будет у вас в раздатке).
Возвращаясь с обряда — повесьте как подношение Велесу стикер любого цвета с записью что такой-то теперь ваш ученик, а также положите записку о становлении учеником в ворожейский камень

Обучение и что может ученик

Передача всех ваших знаний происходит в рамках игры: что вы понимаете про знаки или обряды — то и рассказывайте. Предполагается, что ученичество это многолетняя история.

На игре ученик сможет проводить некоторые обряды (только за околицей), если его этому обучат. В отличие от ворожеи, у ученика нет маски и особой способности, он ходит в лес по общим дозорным правилам вне зависимости от цели

Начать лучше с того, чтобы подопечный выбрал себе сверхъестественного покровителя. Да, чтобы наработать полноценную связь с ним уйдут годы, но это первый шаг в нужную сторону.
Затем с вашей помощью ученику необходимо будет соорудить за околицей место для подношений и провести первый обряд почитания духа-покровителя (аналогично описанному для ворожей). Если у вас один и тот же покровитель, можете, вместо поиска нового Особого места, допустить ученика на свое (на ваше усмотрение)

Имея нужные знания, в дальнейшем ученик сможет самостоятельно проводить Гадание (ведь их с разной степенью успеха могут все), Любовный приворот (ведь он и не должен работать), а также Защиту от сглаза, порчи или последствий дурной удачи.

Для наведения порчи или любых прилюдных обрядов ученических знаний и сил всегда недостаточно — это могут только полноценные ворожеи.

Ученик становится ворожеей

Ученик может стать волхвом/ворожеей если

  • Наставник умрет. В этом случае передайте свою маску опосредованно.
  • Если наставник откажется от своих сил (смена деятельности, постриг). В этом случае он проводит свой последний обряд — посвящение преемника в волхва/ворожею путем передачи маски в Особом месте ученика
  • Другие случаи-исключения известны причастным

Для: Осока, ворожея / волхв

Способность: Хозяин особого места

В случае, если ты поставил(а) алтарь (место подношения для своего духа), Особое место, где он стоит, считается твоим

Пока ты в нем, тебя нельзя победить в поединке по правилам взаимодействий за околицей
В схватке, когда на тебя срабатывают условия поражения (вышагнул из круга), можешь посмеяться над соперником и продолжить состязание как ни в чем не бывало — начните новый раунд.

ВАЖНО: способность означает, что тебя нельзя победить, но не означает что соперник проиграет автоматически.


Для: Милада, мамка княжичей и княжон, Вольга, Мал, Люмир Терзи-хатун, Горица, Аарон бен Йосиф

Способность: Обещанный помощник

В прошлых своих походах, за победу в поединке или услугу, ты получил(а) от встречного странника обязательство помощи — обещание прийти на выручку, скрепленное отдарком (оберег с изображением: выдается на старте, лично для тебя, передавать нельзя).

Если твоя сторона проиграла в поединке по правилам взаимодействий за околицей, можешь призвать такого помощника — разорви и брось на месте оберег (фраза-маркер «Встань передо мной как лист перед травой!»). Считайте, что твой должник — или что-то — появляется, помогает и исчезает. Ваша группа избегает последствий поражения, сбегает и продолжает путешествие, сохранив добычу.

Догнать и напасть те же противники не могут.

Когда обереги-обещания кончились, то все — больше на такую помощь рассчитывать не приходится.


Для: Предслава Владимировна, Осока, Радана Волчья Лапа, ворожея / волхв

Способность: Не бей меня я тебе пригожусь

Если твоя сторона проиграла в поединке по правилам взаимодействий за околицей, ты можешь предложить победителям откуп: отпустить вас без последствий в обмен на обещание помощи за околицей в будущем — прийти на выручку в их проигрыше (это бонус, твое личное присутствие не потребуется).

ВАЖНО: победители должны согласиться, это не автоматическая замена.

Если согласны — отдай противникам карточки-обереги “обещанный помощник” (каждому по одной, если на стороне победителей всего один человек, лишнюю карту уничтожь).

После этого ваша группа избегает последствий поражения, сбегает и продолжает путешествие за околицей, сохранив добычу. Догнать и напасть те же противники не могут.

ВАЖНО: Дать обещание помощи можно один раз за игру, потратив одновременно две карточки обещания


Для: ворожея / волхв

Способность: Чудище причиняет разное

Будучи в маске за околицей ты можешь, но не обязан(а), прикоснуться ко встречному (без маски) и нанести ему что-либо из эффектов на выбор:

  • Сглаз — тебя сглазили и теперь тебе в чем-то важном не повезет. Где именно и когда, не ясно, но это произойдет и приведет к трагическим последствиям, если от сглаза вовремя не избавиться. Отнестись ли к этому всерьез?
  • Заблудился в лесу — иди в указанном чудищем направлении, до второго встречного маркера (цветная табличка, особое место)
  • Забыл зачем шел — маршрут группы по путевому листу начинается сначала (сбрасывается прогресс по пройденным пунктам)

Можно догонять. Прикоснувшись, объясни жертве, что именно с ней произошло. Ваше столкновение не прерывает их поход за околицу само по себе

В дополнение к любому из перечисленных эффектов насылаешь страх — жертва стремится сбежать от тебя в ужасе не менее, чем на 30 шагов

Если “засалишь” богатыря (опознается по фразе “Не взяла зараза силу богатырскую”), то на него эффект не срабатывает и с его напарника снимается то, что ты наложил(а).
Отпусти такую группу поздорову