Здесь большие пасеки. Но больше всего деревня славится своими стариками, которые собирают и учат молодёжь. В этой деревне очень любят и привечают скоморохов и сказителей. Собирают со всех деревней русских людей и устраивают игрища. В основе — соревнование скоморохов и мудрецов. В Езёрах много старых и уважаемых людей. Игры проходят так. Собирается вся деревня в старом амбаре, ждут до темна. Посерёдке вешают две верёвки. Вечером начинают игру. Первый выходит мудрец и задаёт скоморохам загадку. Скоморохи должны ответить песней или выступлением, так чтобы было либо весело, либо умно. Потом все криками выбирают, кто победил, мудрецы или скоморохи. Победившая сторона вяжет узел на своей верёвке.

Потом скоморохи выходят и поют одну строчку в рифму. Строчка либо содержит вопрос, либо задаёт тему. Мудрецы же отвечают, рассказывая целую былину. А в конце подводят мораль-учение. Мудрецам не возбраняется при этом рассказывать былину под аккомпанемент музыкальных инструментов. Побеждает та группа, которая набрала больше узлов. Проигравшие потом прислуживают всем гостям за столом, а победившая сторона сидит в центре.

В Езёры даже наведается баскак, так как, говорят, любит здесь проводить время и играть со стариками и молодыми в шахматы, приезжая со своей доской. Тех молодых, кто играет с баскаком, не сильно жалуют в деревне. Называют братом чёрного коня. Считается, что такие люди могут что-то баскаку нашептать. Поэтому те, кто с баскаком хоть раз в шахматы играли, про это стараются не упоминать, сами правила хранят в секрете. И держатся особняком от остальных деревенских.

В Езёрах родился и вырос знаменитый сказитель Добромир Езерский. Он много хороших сказов знал, многие мог спеть на свой лад. Да только сгинул и дочь его, Надежда, ныне в Езерах за главную. Добромирово дело продолжает. Надежда так любила своего отца, что послала за ним мужа - Вячко Сокола. Да только с тех пор, которая година минула, только множаться сказания о том как погиб Вячко, да где пропал. И сильно любит Надежда про Вячко послушать и ни одного праздника не проходит, чтобы не играли про него песню.

  • Староста Зорий

    Сын Надежды и легендарного Вячко Сокола, внук прославленного Добромира.
    Молодой человек активный, но тихий. Как чего удумает, так из головы не скоро выкинет.
    Опора матери, любим на селе. Но среди музыкантов чрезмерно тих. Уважаем за дела, а не за разговоры.
    Умеет примерить, умеет и приструнить.
    На короткий ноге со всеми. Даже у бояр княжеских на хорошем счету.

  • Надежда Езерская

    Продолжает дело отца: собирает сказания, привечает музыкантов, путников, помогает Езерам стать самым большим центром сказаний и былин в мире (может, даже, видит его городом).
    Особенно ценит рассказы про отца и про мужа.
    Всем известно, что если какой вопрос остро встанет, то к ней надо идти, а не к старосте, который ей сыном приходится. Потому как, он хоть и староста, но последнее слово за ней.

  • Ваня

    Иван приехал навестить родную тетку Надежду в деревню. Родился и жил во Владимире. Сам городской. Работал как мастеровой из зажиточных горожан. Смышлёный парень, активный. Если бы не излишняя энергия и побольше усидчивости, то давно бы разбогател. Но всё время берётся за что-то новое. Характер добродушный.

Крепкий и старый крестьянский род
Пасечники. Держат свечную мастерскую при церкви
Церковь
Батюшка Маркелл и его семейство.

Маркелл из монастыря Владимирского когда-то прибыл.
Человек активный, склонный к философии.
Большой любитель сказаний и былин. Может прямо на службе народное слово упомянуть.
Изобретательного ума человек. При этом начитан и умён.
Его приятно и послушать, да и поспорить с ним в сласть, так как Маркелл сам это дело ой как любит.

Род сказителей и сказительнец

Мудрецы, музыканты, сказители, хранители традиций. Устроители игрищ и праздников.
Держат у себя двор, где привечают путников.