Сюжет «Разрушение церкви и борьба за восстановление»


Вводные

После войны, когда решено было в 49-м строить завод, для одного из корпусов не хватило кирпича. Приехал тогда из Москвы человек, сметчик, осмотрел окрестности и говорит: больно накладно обойдется вам кирпич слать. Недостаёт всего чуть-чуть. Так что на кирпич можно и церковь вашу разобрать - не велика ценность. Тут же явились откуда-то добры молодцы, заложили под фундамент нашей энской селитры и церковь подорвали. Не учел тогда московский сметчик, что строили при царе на совесть, цементу не жалели. Церковь не пожелала рассыпаться по кирпичику, а пошла трещинами, раскололась на несколько каменных глыб и ухнула вниз. Старики тогда сметчика чуть было не поколотили - даже милиция приезжала его обратно провожать. А председателя старухи еще долго за глаза величали антихристом. За то, что дал добро на снос церкви.

Варвара Майорова ходила в школу в соседнем с их колхозом Энске. В старших классах Варя вступила в краеведческий школьный кружок. Наступил 1949-й год, и ребята (Варе тогда было 16 лет) узнали, что сметчик дал рекомендацию снести Троицкий храм, их гордость и предмет исследований. Варя убедила друзей из кружка постараться помешать сносу, а сама побежала в партком строительства, чтобы заявить на сметчика и бригадира, одобрившего снос: «Товарищ бригадир проявил халатность при возведении корпусов завода! В процессе работы у него обнаружилась недостача, а возможно и кража стройматериалов (кирпича)! Он подговорил сметчика дать рекомендацию разобрать церкви, являющейся культурным наследием областного значения. Наверняка никаких согласований на то товарищ бригадир не получил, свои действия с парткомом не согласовал. Прошу произвести расследование о недостачи стройматериалов и организовать историко-культурную комиссию в город Энск с целью признания церкви историческим и культурным памятником!». Товарищ Потапов, парторг стройки, выслушал ее внимательно, сочувственно посмотрел и объяснил, что культурное наследие - это, конечно, хорошо, но только тогда, когда в стране работают заводы и всего хватает, а не сейчас, всего через 4 года после завершения большой войны, которая столь многое разрушила. “Вот подожди, построим завод, город, все наладим - и снова построим ваш памятник, еще лучше, чем было. Если советская власть будет строить, он же еще тыщщу лет простоит, не то, что это царское наследие!”
Остальные участники краеведческого кружка в то время вышли к церкви, чтобы защитить её своими телами, но их попросту подвинули.

Теперь, спустя 20 лет, Варвара возвращается в родные места и думает про то, что надо бы напомнить тов. Потапову про его намерение….

В 16 лет у Варвары был ухажер - Волков, на год старше ее. Для обоих это вполне могло потянуть на первую любовь, но с тех пор уже сколько воды утекло. Он вступил в краеведческий кружок и очень интересовался предметами старины. Впрочем, поговаривали, что интерес его не от чистого любопытства, родители его этим добром приторговывали. Когда Варвара устроила демонстрацию подростков у стен церкви, Волков тоже принял в ней участие. Разбирательство с милицией закончилось ничем - родители Волкова договорились с судьей, и дело против подростков закрыли.

После взрыва церкви в 1949 г. Семипалатин обивал пороги, писал письма, требовал уважать духовные потребности православных товарищей г. Энска. Собирал подписи и писал открытые письма от имени религиозной общины. Апеллировал к тому, что эта церковь была укрытием для жителей Энска во время войны. Тов. Метельская долго была против восстановления церкви, считает, что государственные деньги можно потратить и более осмысленно. Однако, она почти сдалась, когда к просьбам батюшки присоединилась член горкома тов. Мирная. Тов. Мирная апеллирует к тому, что вера помогает переживать невзгоды и сохранять здоровье.

На днях тов. Метельской “сверху” в горком пришла разнорядка - не допускать появления новых культовых объектов.

Синицина и остальные члены эзотерического кружка вслед за ней считают, что христиане построили свою церковь на месте силы, а холм - вовсе не холм, а курган древних вятичей, и вообще там живут духи более древние и мудрые , чем те, которым молятся православные. Время от времени Синицина ходит на церковный холм общаться с духами, водит туда своих последователей проводить ритуалы.

Прошлым летом, когда Синицына с единомышленниками-эзотериками решила провести ритуал на день Солнцестояния, их с церковного холма прогнали православные, которые служили службу и совершали крестный ход по случаю праздника Троицы.