[наставник]
Дочь последнего полоцкого князя. Владимир сделал Рогнеду своей женой, Полоцк — частью Киевской Руси, а братьев и отца ее порешил. Величайшей мечтой Рогнеды остается получить Полоцк в княжение для своих детей и внуков, но после того, как ее старший сын Изяслав погиб — полоцкий стол перешел к другим детям Владимира.
Воспитывает отроковицу Ольгерду, которую взяла в свой терем за красоту и живой ум. Злые языки говорят, что Рогнеда любит ее едва ли не больше, чем своих родных внуков.
Эти люди — личные приближенные великого князя, обличенные его особым доверием. В некотором смысле они стоят над любым конфликтом между княжескими супругами и не имеют никакой другой печали, кроме блага Руси; но если посмотреть с другой стороны, то все они так долго жили рядом с великим князем, что всерьез могут судить, что для Руси хорошо, а что — плохо.
К домочадцам великого князя всегда идут за советом (и в отсутствии мнения самого Владимира Святославича считают, что они говорят так, как сказал бы он сам).
Но чью сторону примет ближний круг после того, как великий князь отойдет к праотцам? Ни один из них явно не выделяет конкретный терем — но как знать, кого на Киевском столе видит каждый из них... разумеется, к вящей крепости и процветанию Руси.
Добрыня Любечанин — киевский воевода, княжеский побратим. И родной дядя князя, брат его матери. Не было человека доверенней у Владимира Святославича, любое дело мог ему доверить — да сгинул славный богатырь в битве с ворогами.
Милада, мамка княжичей и княжон (Милена: Email: milena-sofiya@mail.ru, ВК: vk.com/id47459016) была привезена откуда-то из глухих лесов Добрыней. Будто бы обвинял ее в злом ведовстве княжий побратим — да рассудил великий князь, внимательно всё выслушав, что нет никакой вины за «женкой лесной». Милада растила княжну Забаву, премудростям разным ее учила — да недоглядела, злой ворожбе поддалась ее воспитанница! Хотя до сих пор и отрицает мамка, что виновата была княжна, да кто ж такое признает.
Долгое время Милада только за детишками малыми ходила, но недавно вот новую ученицу себе взяла — Осоку (Chrompy: Email: p.tyushova@yandex.ru, ВК: vk.com/id99390639). Девица помогает уже немолодой наставнице что в лесу найти или в ступе растереть — ведь все знают, что княжеской мамке нет равных в том, чтобы дух хвори прогнать.
Если нужно понять, как византийский закон со старыми обрядами подружить да и вообще, как лучше то или иное событие справить — тоже всегда к Миладе идут.
Для молодых Рюриковичей их мамка во многом — не меньше мать, чем родная матушка.
Митрополит Иоанн (нет игрока) всегда посоветует, как правильно жить, чтобы княжеский бог Христос тебя любил. Почитает его мнение и княжна Феодора, и царевна Анна.
Любава (ШаТи: Email: linashyti@gmail.com, ВК: vk.com/lina_bes, Телеграм: t.me/Lina_bes) настолько любима великим князем, что даже митрополит ничего с этим не мог поделать. В начале каждого пира Владимир Святославич просит Любаву уважить старика, знаки прочитать и всем огласить, посмотреть, нет ли следов порчи злой на ком из семьи. И на супруг всегда смотрит строго после этой просьбы князь.
Положение Любавы при Княжеском подворье, пожалуй, самое шаткое из ближнего круга: к мамке княжеской все уже привыкли давно, точно знают, что может она и ведьма лесная — да не вредила до сих пор никому! А вот на Любаву митрополит недобро поглядывает.
Зато вот Щегол Боянович (Никита: Email: mrtelnor@gmail.com, ВК: vk.com/id236896, Телеграм: t.me/mrtelnor) — на любом пиру желанный гость. Хоть византийский это праздник, хоть русский. Кто ж иначе расскажет всё, как было на самом деле? Следит Щегол, чтобы славу своего отца Бояна Вещего не замарать: ведь такое наследство! Хотя и говорят злые языки, что совсем потерял голос наш Щегол, только те сказы, что князю любы, поет. Но это они тихонечко: ведь как поссоришься со сказителем — так и узнаешь, что ты делал вчера в лесу далеком, да не отмоешься потом от славы дурной...
У Владимира Святославича было множество жен и наложниц, в настоящий момент живы и возглавляют терема Княжеского подворья шесть из них. Ни одна супруга княгиней не является (так как в отличие от бабки князя, Ольги, не правит и не правила никогда), но есть обычай давать каждой из них домашнее прозвание за заслуги.
Были у великого князя и наложницы — но ни у кого из них не родилось сыновей, чтобы они были возвышены да терем свой получили, а имя их запомнили сказители и летописцы записали.
Контакты и описание персонажей в вашем тереме (! проверьте актуальность своих контактов):
Рогнеда Рогволодовна (Змея: Email: zmeisa76@gmail.com, ВК: vk.com/id559631)
[наставник]
Дочь последнего полоцкого князя. Владимир сделал Рогнеду своей женой, Полоцк — частью Киевской Руси, а братьев и отца ее порешил. Величайшей мечтой Рогнеды остается получить Полоцк в княжение для своих детей и внуков, но после того, как ее старший сын Изяслав погиб — полоцкий стол перешел к другим детям Владимира.
Воспитывает отроковицу Ольгерду, которую взяла в свой терем за красоту и живой ум. Злые языки говорят, что Рогнеда любит ее едва ли не больше, чем своих родных внуков.
Ярослав Владимирович (Санти: Email: yuri.b.santi@gmail.com, ВК: vk.com/santilian, Телеграм: t.me/yuri_santi)
Один из старших сыновей великого князя — да вот беда, как и его мать кажется отцу больше трофеем, чем достойным восприемником киевского стола. Владимир Святославович не то что его обходит вниманием... но и не приближает.
Ингигерда Олавовна (Татьяна Голубева: Email: tgoloubeva@yandex.ru, ВК: vk.com/id1458338, Телеграм: t.me/tgoloubeva)
Скандинавская принцесса, жена Ярослава. Выдана замуж, как говорят, без любви — кто знает, на что нужно пойти молодому князю Ярославу, чтобы все-таки растопить ледяное сердце дочери викингов. Она то на недостаток храбрости мужу попеняет, то на малое внимание великого князя.
Предслава Владимировна (Елена Кузьмина: Email: lena_kuzmina_99@mail.ru, ВК: vk.com/id176515525)
Умна и хитра, как ее бабка княгиня Ольга. Любимая сестра Ярослава и ближайший друг ему. Никто пока не завоевал сердца княжны: Предславу сватал польский король Болеслав, но и мать ее воспротивилась, и сама она сообщила, что польский король толст и склонен к прелюбодейству. В результате князь Владимир женил на дочери поляка своего сына Святополка.
Олисава Ярославна (Варьянаш: Email: varyanash@gmail.com, ВК: vk.com/varyanash, Телеграм: t.me/Varyanash)
Старшая дочь Ингигерды и Ярослава, девица на выданье.
Анна Ярославна (Эрика: Email: ustina.safyannikova@gmail.com)
[дети]
Дочь Ярослава и Ингигерды, уже показывающая задатки будущей интриганки.
Владимир Ярославович (Кирилл: Email: rillchernyavsky@gmail.com)
[дети]
Сын Ярослава и Ингигерды, настоящий юный богатырь: сильный и спокойный.
Всеслав Изяславич (Илья: Email: red.panda13@yandex.ru)
[дети]
Такой же книжник и тихоня, как и его отец, погибший в Полоцке князь Изяслав Владимирович.
Иволга Изяславна (Инга: Email: inga.penguin@gmail.com)
[дети]
Дочь покойного Изяслава. Бойкая отроковица, тесно дружит с Анной.
Богдана Ждановна (Фалька: Email: Gvalhca@mail.ru, ВК: vk.com/id490980) — вдова Изяслава Владимировича, князя Полоцкого. Считает, что ее супруг был со свету сжит злой ворожбой. Рогнеда Рогволодовна из доброты пыталась подобрать Богдане нового мужа (всё ж мать ее внуков, не чужой человек!), но та неблагодарно отвергла всех женихов, присоединившись к поляницам в младшей дружине княжеской.
Традиционно Полоцкий терем имеет хорошие отношения с Норвежским подворьем — так вышло по родственным связям. Но известно, что варяги коварны — а тут еще и родственники княжны Ингигерды там подвязались, всё выспрашивают, не поможет ли кто им вернуть «несправедливо украденное»... Родственники это, конечно, хорошо. Пока они за семью. Но за семью ли Астрид Олофсдоттир или же уговаривает Ольгу Волковну другой выгоды поискать?
Давным давненько, когда в червенском походе погибла Доброгнева, первая и любимая жена, стал Владимир свою с нею дочь, Забаву, особо опекать.
И пошел тогда по княжьему двору слух, что отряжает батюшка княжне Полоцк с землями в приданое.
Забава тогда еще не заневестилась и не была просватана, но Рогнеда — тоже достойная супруга князя — полагая Полоцк законным наследством своих детей, восприняла пересуды максимально серьезно. Потому общеизвестно, что княжну невзлюбила.
Забава-то не прялке, а мечу обучалась, вслед за матерью. И в тот далекий год напросилась ехать отроковицею с воеводой Добрыней и малой дружиной — иноземных послов встречать.
Брешут, что на проводах Рогнеда Забаве вослед плюнула и пожелала провалиться пропадом. Обоз же в том походе знатно потрепало, чудом не сгинули все в зимних лесах. Вот тогда-то и пошла молва, что злонравная княжья супруга прокляла девицу и несчастья наслала: то ли сама, то ли ворожеям кланялась и подсобить просила. Но вернулась из посольства княжна здорова, да княжеский воевода Добрыня женку лесную (Милена: Email: milena-sofiya@mail.ru, ВК: vk.com/id47459016) ко двору привез: дескать, учит она Забаву разным премудростям, да посерьезнела княжна и за ум взялась, давай оставим, княже!
Десяток лет минул с того посольства — Забава выросла, Полоцк ей в приданое никакой не отдали... да и жениха по правде не сыскали. Пытались Болеславу польскому в жены предлагать — да не заладилось у них что-то. Сама Забава от княжеского двора всё дальше держалась, да ближе к дружине. Да и с князем Владимиром отношения у нее портились: толковали на площади, что увидела она что-то в воде речной да отцу рассказала, после чего он осерчал. Дружинники ее тоже побаивались.
Долго ли, коротко ли — поехал великий князь земли свои объезжать, да оставил Киев на супружниц. Вспыхнул тогда большой пожар в городе неведомо почему... Пока не нашлись горожане, что видели, как Забава горлицей обернулась да промеж домов летала, огонь разносила! Потребовали киевляне у Княжеского подворья суда справедливого немедля, князя не дожидаясь. Кто ж откажет народу в справедливости! Приговор был быстр и суров. Кинули тогда ворожею в бочку, а бочку — в Днепр. Такова русская правда: не смей людям вредить, будь ты хоть от крови Рюрика, хоть княжна!
Давным это было, еще до крещения Руси, в реке Днепре проведенном.
Как-то поехал воевода Добрыня в поход да привез из похода женку лесную. Привел ее на княжеский двор и обвинил в недоброчестии и в том, что обряды древние в лесу творила, да девица на костре сожгла, чтобы весну привести.
А женка та стояла прямо да ответ держала уверенно. Мол, ни в чем она против правды не пошла, а дева та сама невестой стать вызвалась. А в Киев она своей волей пришла, потому что хочет учить дочку княжескую, Забавой прозываемой, ибо чует в ней силу великую.
И упала Забава отцу своему в ноги, да молила позволить той женке учить ее, чтоб могла она ведать пути и зверя и человека.
Подумал князь Владимир, посмотрел на женку ту, красивую да гордую, да рассудил мудро. Раз, сказал, весна после того пришла да снег стаял - значит обряд женка верно провела, ничем русской правде не навредив. А значит неверно наказывать ее, а надо взять ее в терем да позволить княжну обучить ведовству.
И с тех пор жила Милада в тереме у князя, дочку его учила, детей всех его лечила да принимала. Верит ей князь более, чем женам своим да детям, и никогда наветов не слушал, когда обвиняли ее в чем.
Когда Рогнеда решила проклясть Забаву, не к первому встречному знахарю пошла — к Рябине отправилась, к ворожее старой, что слыла мудрой и опасной. Рябина с порога сказала: «Сила в девке большая. Простым словом не возьмёшь. Но сделаю».
Богатые дары Рогнеда отправила ворожее, товарами заморскими. Так велика была её обида.
Но не сгинула Забава.
Из похода она вернулась. Не просто живая — другая, крепче прежней. Привезла с собой наставницу, тоже ворожею, женку лесную Миладу. А потом и вовсе оказалось, что не интересует княжну полоцкий стол, другие у нее интересы. Рогнеда смотрела ей вслед — и на Рябину зла не держала. Кто знает, как заклятья работают? Может, дар ворожейский в Забаве и пробудился от проклятья Рябининого!
Только вот... прошли годы. Умерла Рябина — и осталась после неё внучка, Радана. В дружину вступила, бою обучается… но как Рогнеду увидит — смотрит долго, чужо. Словно знает что. Или злится. То ли за бабку, то ли за Забаву.
Впрочем, Рогнеда улыбается. Что эта пигалица может ей сделать? Рогнеда — супруга князя Владимира. А Радана — лишь внучка ворожеи покойной.
Тридцать лет назад во время отсутствия Великого князя в Киеве случился сильный пожар.
Вскоре слухи поползли по всему Киеву, что пожар-то дочка князя устроила, ворожея, что женкой лесной обучается, начались возмущения в народе и Забаву с Миладой посадили под замок. Мария Иосифовна, супруга князя Владимира, собрала всех на площади и спросила кто готов против ворожеи своё слово сказать, вышли Изяслав да Аделья.
За Забаву заступилась Василиса Микулишна, но хан Кучуг победил её в бою, и Забаву бросили в бочке в Днепр. Последней своей волей ворожейской Забава прокляла Аделью, что её любимая дочь не переживёт саму Забаву по годам и Аделье её хоронить придётся! Пропала дочка Адельи скоро, в народе говорят — утопла, Аделья вся в слезах на пустую могилу крест княжеского бога Христа поставила.
Милада из заточения пропала в ту ночь и вернулась уже с возвращением князя. Князь был очень зол на все терема, кто участвовал в обвинении. Отдал свою дочку Гремиславу на воспитание в чешкий терем, хотя Аделья очень просила её вместо погибшего ребёнка, а Рогнеда была уверена, что она должна девочку воспитывать — как-никак, откуда-то из Полоцка девочка.
Мария Иосифовна через несколько лет скончалась от горячки.
Пыталась узнать Рогнеда, что за половчанку привез ее муж в Киев да дочерью своей назвал. Да выяснила только, что Владимир Святославич что-то очень ценное просил у ее отца в подарок — да отказал Рогволод Владимиру да смеялся над ним: кто ж такой ценный дар преподнесет другому князю! Ты б дочь мою еще в жены просил!
А что это было — выяснить не удалось.
После взятия Полоцка именно Вольга нашел Рогнеду в разоренном тереме. Она умоляла отпустить ее, но Вольга не пустил — куда девице одной идти ночью, да еще в разоренном городе? А утром Владимир объявил ее своей женой. Вольга не видел в этом ничего плохого. Чего плохого, чтобы быть женой его князя? А что Рогнеда жаловалась - так то слезы женские, глупые.
Но общаться с Рогнедой продолжал.
Рогнеда и Вольга друг другу нравились — им было легко и говорить, и молчать, а с Владимиром у нее так и не складывалось, и общие дети не помогали.
Когда потом Владимир отослал Рогнеду в дальний терем. Вольга навещал ее, и уже собрался помочь бежать… но тут нежданно явился сам князь.
Ночью Рогнеда хотела заколоть Владимира, но он проснулся и приказал ей готовиться к смерти. Спас ее лишь Изяслав, вымолив у отца пощаду. После этого Владимир забрал Рогнеду в Киев — уже не отпуская.
А Вольга уже не просто в гости начал ходить, а и большее между ними случилось.
Когда Владимир решил отдать Полоцк Забаве, Рогнеда в ярости пошла к ворожее, чтобы проклясть караван, но Вольга помешал ей погубить невинных и после одуматься умолял. К счастью, Владимир передумал, и отступилась Рогнеда от мыслей своих.
После всех тех событий, когда Рогнеда уже жила в Киеве под присмотром Владимира, родила она дочь — тихую, светлую девочку, что больше походила на отца, чем на мать. Потому, чтобы Владимир не заподозрил чего, решили отдать ее на воспитание в семью киевлян зажиточных, люда торгового — людям верным, но не знатным. Рогнеда долго противилась, но Вольга уговорил:
— Лучше пусть живет в тишине, чем станет разменной монетой в играх княжеских.
Девочка росла смирной, рукодельницей. Часто сидела у окна, смотрела на дорогу — не едет ли кто из родителей. Рогнеда тайком посылала ей платья шелковые, а Вольга — серебряные колечки. Но видеться редко приходилось. Долго ли, коротко, заневестилась их дочь да замуж вышла, ребенка родила. Радовался Вольга да носил внучке игрушки яркие.
А нынешней весной, когда лихоманка по Киеву пошла, схватила она и их дочку. Три дня металась девица в жару, звала то мать, то отца, да так и отошла, не дождавшись.
Рогнеда, узнав, камнем неделю сидела — ни есть, ни пить. А когда пришла в себя забрала к себе внучку, Ольгерду, никого слушать не стала.
Изяслав — княжич, воспитанный на мудростях древних учений, глубоко увлечённый арабскими и византийскими трактатами. Его дни проходили среди книг, а не среди войн и битв, как у большинства молодых людей его возраста. Он был искусен в обращении с пером и свитками, но не знал вкуса к мечу и не горел жаждой славы на поле сражений. Всё его внимание было поглощено изучением философии, астрономии и геометрии, он не упускал возможности заглянуть в труды учёных Востока, размышляя над их тайнами и открытиями.
На старые капища, где проводились обряды старых богов, Изяслав никогда не ходил. Для него такие места были далеки и чужды, как и вера предков. Вместо этого он проводил время в церквах, где молился, читая молитвы и погружаясь в священные писания, о которых был наслышан с детства. Его мир был миром знаний, книг и размышлений, а не мирами духов и древних сил.
Его братья и сестры часто смеялись с его увлечений, находя их слишком далекими от реальности, и называли его слишком заумным, далеким от жизни и от той силы, которая требовалась для правителя. Однако Изяслав, несмотря на свою кажущуюся отстранённость, был уверен, что именно знание и мудрость приведут его к настоящей силе, а не громкие подвиги или оружие.
Возможно, и сгубило это его, что на византийскую премудрость он положился заместо ворожейского мастерства?..
Рассказывала Богдана Ждановна, что в последние дни всё больше проводил он в библиотеке, трактаты со страшными картинками читая. В тех трактатах было про зло и древний град Константинополь, а что конкретно — не упомнит уже Богдана. А те книги, что Изяслав перед смертью читал, повелела она сжечь, надеясь, что не перейдет с него порча на детей, как нередко бывает!