Крупнейший город и столица народа харадрим, чья история насчитывает уже несколько тысячелетий. Незадолго до падения Нуменора город пришел в упадок - однако за четыре года новый король-жрец, молодой Шах’Салмир, смог восстановить священную Хрисааду во всем ее прежнем блеске. Разрозненные племена юга, прослышав о новом избраннике Атаршаха, охотно собрались под его руку. Их воины укрепили армию, а семейства их вождей пополнили ряды благородных городских домов. Многочисленные и отважные, харадрим были бы для Саурона идеальными слугами… если бы не жгучая ненависть к нуменорцам. Многие ашари полагали, что возвращение Атаршаха положит конец засилью людей из-за моря, однако за четыре года сделалось очевидно, что Владыка Пламени явно благоволит наглым пришельцам, и вовсе не собирается возвращать своим старым почитателям отнятые у них прибрежные земли. В городских трущобах даже начало распространяться учение, утверждающее, что заморские люди подменили Атаршаха собственным колдовством. Ситуацию дополнительно обостряют крепкие торговые связи благородных домов с Умбаром, разорвать которые не представляется возможным без кровопролития среди знати.
Впрочем, Саурон также не дремлет. С воцарением Шах'Салмира Хашария, священный орден жрецов-убийц, вышла из тени и открыто заявила о своей поддержке нового короля. Их грозная репутация, ореол святости и отравленные клинки гарантируют, что воля Владыки Пламени по-прежнему останется на первом месте для народа харадрим.
Несмотря на поддержку Саурона, власть Короля-Жреца над разрозненными племенами ашари еще далека от абсолютной. Хотя он не обязан согласовывать с кем-либо свои решения, обсуждение с виднейшими представителями харадской знати помогает им успешнее воплощаться в жизнь.
Правитель города и всего народа Ашари, прошедший священные испытания и благословлённый самим Владыкой Пламени. Четыре года назад при помощи силы и интриг сумел отстроить разрушенную в ходе катастрофы Хрисааду, вернуть священные реликвии своего рода и лично уничтожить оболочку паучихи Шелоб в пещерах Кирит-Унгола. Будучи одним из главных полководцев Саурона в его походе на Фаразаин, после войны приобрел огромное влияние в затемненных землях. Остается одним из наиболее последовательных и преданных вассалов Темного Властелина
Младший брат Короля-Жреца, после его коронации непосредственно возглавил Дом Салмир. Является действующим наследником Шахин'Шаха и принцем Хрисаады. Предан брату - отчасти из уважения перед его свершениями и статусом, отчасти - из страха перед возможным гневом Владыки Пламени.
Властительница пустынных кочевников, глава дома Салит. Тихая, скрытная, безжалостная и непредсказуемая, всегда себе на уме. Говорят, что яд ее не берет, а в своих покоях она держит змей, будто кошек.
Глава дома, властитель караванных путей и один из богатейших людей Харада. Является искусным и опытным торговцем, обладает прочными связями и высокопоставленными знакомыми в большинстве городов побережья.
Огромный дворец из красного камня, чей фундамент был заложен за столетия до того, как в Средиземье ступила нога заморского пришельца. Испокон веков эта твердыня служила резиденцией правителя Хрисаады. Со времен нуменорского завоевания здесь обитал королевский наместник - так что долгожданное возвращение Дворца под знамена истинной королевской династии вызвало в народе бурное ликование.
Доверенные лица, жены, солдаты и слуги, составляющие личную свиту Короля-Жреца.
Главный помощник и доверенное лицо Шахин'Шаха, приходится ему родным дядей.
Личная гвардия Шахин'Шаха - отборные воины, сопровождавшие его в походе на Фаразаин. Принесли своему господину клятву верности на крови и огне, живут в покоях, смежных с тронным залом и находятся в постоянной боеготовности.
Обосновавшись на новом месте, Король-Жрец, как велит традиция, немедленно завел себе обширный гарем из числа красивейших дев со всех уголков Харада, дабы вызывать уважение у друзей и зависть у врагов.
Сделавшись Королем-Жрецом, прежний Шах'Салмир стал отцом всего народа ашари. Место во главе его собственного Дома, таким образом, освободилось для следующего по старшинству преемника. Вполне естественно, что Дом Салмир остается опорой трона Короля-Жреца и могучим проводником его власти. Новая резиденция семьи расположена непосредственно в одном из крыльев дворца.
Величайший и древнейший из храмов Владыки Пламени - именно в этом месте Саурон когда-то учил предков ашари искусствам, ремеслам и чародейству. С воцарением Шахин'Шаха древний культ наконец сбросил вековые оковы нуменорского гнета. В обиход вернулось множество ритуалов, прежде находившихся под запретом, в том числе человеческие жертвоприношения. Храм безоговорочно поддерживает нового правителя, стремясь внушить всем племенам покорность и благоговение перед Атаршахом и его ставленником. Священное пламя, зажженное здесь четыре года назад, с тех пор не угасает ни на мгновение.
Служитель Атаршаха, непосредственно руководящий Храмом. Со времени воцарения Шахин'Шаха эту должность занимает старший из присланных Мордором мастеров Хашарии. Никто никогда не видел его лица, и даже это имя - всего лишь прозвище, означающее "красный призрак" и данное из уважения и страха.
Один из высших жрецов Атаршаха, отвечающий за проведение больших ритуалов, соблюдение заповедей веры и духовный облик населения.
Один из высших жрецов Атаршаха, отвечающий за духовную помощь воинам и армии. Призван сопровождать войско Хрисаады и возглавлять походные ритуалы, а также обеспечивать защиту Храма в случае осады города.
Странствующие глашатаи Атаршаха, разносящие его божественное слово по южным землям.
Хашария - древний и тайный орден убийц, посвященный Владыке Пламени. Два столетия нуменорцы тщетно пытались доказать или опровергнуть ее существование - однако после возвращения Саурона орден вышел из тени и официально поддержал нового Шахин'Шаха. С тех самых пор небольшой контингент его адептов постоянно присутствует во внутренних помещениях Храма, активно участвуя в ритуалах и устраняя всех неугодных Саурону. Само нахождение хашаринов в городе вызывает у народа суеверный ужас.
Таинственные адепты священного ордена Хашарии - искусные убийцы и шпионы, безжалостно укрепляющие власть Саурона ядом и кинжалом. Личность каждого из них - не меньшая загадка, чем природа их впечатляющих навыков и находящего страх всезнания.
Солдаты Хашарии, прошедшие подготовку в Хсар Карнаке. Занимаются охраной жрецов и ритуалов, а также открытым устранением неугодных.
Древнейший район Хрисаады, чьи кроваво-красные стены когда-то были спроектированы самим Сауроном. Здесь, в тени пальм и прохладе фонтанов, расположены дворцы знатнейших домов Хрисаады. Дворцом, в большинстве случаев, именуется спешно перестроенный особняк нуменорского чиновника - ибо новое поколение благородных домов по большей части состоит из семейств пустынных вождей, лишь недавно перебравшихся в город. Однако ум, богатство и коварство этих людей не стоит недооценивать. Ашари - жестокий народ, и властью среди них добывается только ядом, кровью и золотом.
Вожди народа пустынных кочевников, известного как Змееловы. Салит - древний, хитрый и жестокий род, способный приспособиться выжить там, где не сумеет никто другой. Они издавна торгуют ядами и, по слухам, обладают сверхъестественной властью над змеями. Их люди считают своих вождей полубогами и следуют их воле беспрекословно. Люто ненавидят нуменорцев, которых считают божественной карой за отход от путей предков.
Искусные аптекари пустынного дома Салит славятся по всему югу, а в искусстве изготовления ядов не знают себе равных даже среди пришельцев из-за моря.
Семья Ардат принадлежит к числу древней, но обедневшей хрисаадской знати, с давними городскими корнями. Последние два века они играли роль незначительных, но безукоризненно верных вассалов Дома Салмир. Эта верность, редкая для ашари, в конце концов была вознаграждена. Кроль-Жрец осыпал семью богатствами и отдал на откуп поддержание уличного порядка, возведя домашнюю гвардию Ардат в достоинство городской стражи. Это мудрый ход: в отличие от прочих домов, Ардат не имеет за спиной подвластных племен и всецело зависит от благосклонности Шахин'Шаха.
В силу особого положения дома Ардат, выполняют также функции городской стражи Хрисаады.
Хрисаада не имеет выхода к морю, однако река Харнен позволяет ей снаряжать плоскодонные торговые суда. Небольшое количество кораблеьных мастеров, отыскавшихся среди жителей города, были переданы дому Ардат милостью Шахин'Шаха
Одно из наиболее независимых и своенравных семейств, вожди племен караванщиков. Испокон веков их предки создавали, ремонтировали и охраняли дороги и колодцы главнейших торговых путей в Хараде. Хотя они чтут Атаршаха, им чужда идея войны за веру: столетия торговых дел сделали Фархат терпимыми к причудам других народов, а деньги и вовсе не имеют ни родства, ни бога. Хотя связи и деньги дома Фархат сыграли важную роль в возрождении города, именно они теснее всех связаны торговыми узами с Умбаром и прочими нуменорцами.
На службе дома Фархат находятся выдающиеся зодчие, оказывающие немалую помощь в отстройке Хрисаады.
Самый экзотичный и жуткий из знатных домов обновленной Хрисаады. Вожди странного, но могучего народа, обитающего в дождевых лесах на стыке ближнего и дальнего Харада. Отличаются угольно-черной черной кожей и страстью к вычурным золотым украшениям. Чудовищно разбогатели, отлавливая людей соседних племен и продавая их на рабские рынки от Умбара до Фаразаина. Поговаривают, что на их закрытых пирах к столу подают человечину.
Ввиду своего сравнительно недавнего появления в городе, не имеют официального представительства в совете благородной крови.
Глава Дома, контролирует большую часть Хрисаадской работорговли. Отличается экзотическим обликом и не менее эксцентричным поведением, однако по богатству соперничает с Салмирами и Фархатами.
Великолепное владение кузнечным ремеслом помогло народу Абхаран возвыситься над своими соседями, из потенциальных рабов превратившись в безжалостных работорговцев.
Обширнейший район города, большую часть которого составляют различные торговые и увеселительные заведения. По стародавней местной поговорке, в Медном Городе продают все, кроме чести - она бесплатно идет внагрузку.
Крупнейшее в городе заведение подобного толка, находящееся под покровительством дома Салит. Ходят слухи, что помимо спиртного знающий человек может приобрести здесь субстанции куда более редкие и ценные.
Настоящий дворец азарта, находящийся под покровительством дома Фархат. Колоссальные суммы денег, ежедневно оставляемые здесь проигравшимися посетителями, вносят существенный вклад в экономическую мощь сметливых караванщиков. Иногда кому-нибудь, удается уйти отсюда со сказочным выигрышем - и каждый такой пример привлекает толпы желающих попытать удачу.
Прежде подобные заведения процветали в Хрисааде под покровительством дома Хисаш. Однако они предпочли остаться в Умбаре, и нынешняя правящая семья Салмир превратила платные гаремы в свой собственный актив. Актив этот оказался весьма выгодным, хотя кое-кто в руководстве Дома по-прежнему поддерживает старые связи.
В последние дни Нуменора величайший рынок рабов располагался в Фаразаине. После его разрушения вакантное место заняла Хрисаада: быстро растущему городу требовались рабочие, как можно больше и как можно дешевле. Почуяв наживу, с юга явился Дом Абхаран. Обладая большим опытом в отлове и сбыте невольником, он быстро подмял рынок под себя, сделав Хрисааду центром работорговли Юга.
К величественным стенам Хрисаады лепится множество жалких, убогих и грязных лачуг: бедность и убожество ее окраин впечатляет столь же сильно, сколь и величественное богатство центра. Здесь находят убежище изгои, отверженные и те, кто скрывается от закона. Последние, впрочем, находятся на грани вымирания - Хашария видит все и никогда не спит.