Сюжет «Детские мечты»


Вводные

История Загадочной Звезды произвела сильнейшее впечатление на детей. Они мечтают встать в один ряд с теми подростками, которым пришлось без поддержки взрослых исследовать планету и вести переговоры с Мора. Каждый из нынешних учащихся отдал бы, наверное, все, чтобы отправиться на Пионере в качестве одного из членов экипажа.
Стены школы постепенно становятся такими тесными для их любознательности, активности, для их мечтаний! В детстве колония была для ребят целым миром, полным своих загадок. А теперь они понимают, что это только отправная точка для разумных.

Ты всегда удивлялся, как можно заблудиться под куполом. Ты легко проскальзываешь знакомые коридоры и лестницы, они будто сами стелются тебе под ноги. Тебе не очень нравится оставаться долго на одном месте.
С раннего детства тебе иногда снится, что ты летаешь над колонией, над материком, в последнее время - над всей Лизой. Точнее, перепрыгиваешь с холма на холм, с берега на берег, с горы на гору В этих снах очертания островов и континентов складываются, как пазл, в одну фигуру. Так, наверное, выглядела Лиза миллионы лет назад... Но главное в этих снах - чувство стремительного полета.
С неделю назад тебе приснилось, что ты - "Пионер" и готовишься к старту. Потом ты проснулся, но чувство пружинистой энергии никуда не делось. Забавное ощущение! Наверное, это предвкушение зрелости...

Причинно-следственные связи – крутая штука. Их недооценивают. Отдельно интересно, как сведения, попавшие в мозг, даже незамеченные, складываются в подсознании, варятся там, пересобираются, как пазл, отращивают связи между собой - а потом на поверхность сознания выныривает что-то как будто совсем новое. И превращается в поступки, решения, произведения искусства, рабочие модели...
Ты с раннего детства с интересом следил за этим круговоротом информации. И довольно быстро понял, что простые прогнозы строить... Просто. Немного аналитики - и вот вывод.
Последнее время и сложные прогнозы даются тебе все легче. Часть данных извне как-то легко и быстро проворачивается где-то в гуще твоих полуосознанных мыслей и становится опорой для точных расчетов. Статистика ошибок и успехов тебя радует

Тебя всегда слегка раздражало, что нельзя стереть ластиком мелкие ошибки, недочеты, помарки, неудачи. Не на доске, а в жизни. Это нечестно: ты иногда просто не знаешь, что так получится, не знаешь, как надо было правильно. А разница между знанием и незнанием такая маленькая... В какой-то сказочной параллельной Вселенной, как тебе думалось в раннем детстве, другой вариант тебя не сделал эту глупую ошибочку. Не поскользнулся, не уронил, не спутал; угадал, удержался, успел...
Став постарше, ты понял, что тебе и так в целом везет: такие мелкие погрешности мироздания с тобой происходят немножко реже, чем с другими – детьми и взрослыми. И успокоился.

Как рассказали учителя, катта чувствуют эмоции других живых существ и иногда понимают их даже лучше, чем тот, кто их испытывает. Узнав об этом, ты решил, что с катта будет интересно и приятно дружить. Ведь только ты из всех детей этого выпуска всерьез считаешь, что чувства есть не только у разумных, но и у растений. Ты уверен, что некоторым деревьям в Саду Памяти ты нравишься (каким - реши сам), а другим совершенно безразличен. И что маленькие росточки в теплицах радуются и боятся, когда вылезают из земли.
С животными, правда, сложнее. Ты впервые недавно увидел животное - мышку в лаборатории, которую вывел биолог с Дружбы. Но по ней совершенно непонятно, что она чувствует. Разве что почитать про мышей побольше, про их животные сигналы... Но тебе это не особо интересно, как ты вдруг понял. Про сигналы растений вот никаких книжек нет, кроме приземлённо-ботанических и сельскохозяйственных.

Правила и инструкции - это не для тебя, ведь настоящие открытия возможны только тогда, когда ты свободен в своих поисках! Взрослые любят запрещать. Конечно, они правы. Конечно надо быть осторожным, конечно, не стоит рисковать понапрасну. Но так несправедливо, что ты не можешь быть там, где хочешь и делать то, что хочешь. Именно поэтому ты научилась проникать туда, куда нельзя проникнуть, слышать то, что нельзя услышать, и увидеть то, чего не могла бы видеть при других обстоятельствах. С каждым разом это у тебя получается всё лучше и лучше.

Тебя делает счастливым разнообразие. Хотя жизнь в колонии очень насыщенная, творцы и культурологи стараются ее разукрашивать яркими красками, а перед учёными стоит множество самых разных задач, все равно и за куполом скучновато, и под куполом все довольно однообразное. Просчитанные эргономичные помещения, режим труда и отдыха, система воспитания и управления, одни и те же люди... С прибытием Дружбы стало куда интереснее, ведь приехали новые разумные. Но эффект новизны прошел. Ты с грустью думаешь, что должен выбрать что-то одно и развиваться в этом. Понятно, что можно потом поменять, но... Но ты не хочешь выбирать! Вот бы можно было каждый день просыпаться кем-то другим…

Тебя всегда восхищало продуманное устройство высших живых организмов. Столько тончайших настроек! Такие способности к самобалансировке! Каждый организм разумного – сам себе лаборатория универсального профиля. А вот сознание в ней – чаще всего не больше чем стажёр... Но ты надеешься всё-таки вскоре стать хотя бы ассистентом!
Тебе нравится разбираться в математике простых биологических потребностей: ведь если вовремя давать организму то, что ему действительно нужно, он будет счастлив и будет отдавать сторицей, улучшая мир вокруг себя и делая счастливыми других разумных. Главное не спутать нужное с завлекательным. Ты вот не путаешь! Ты можешь положить руку на лоб человека и понять, есть ли у него повышенная температура из-за переохлаждения или перегрева. Или пониженная, например из-за усталости и пропущенного обеда.
А теперь, на Лизе, это стало получаться даже с катта и Мора. Так здорово!

Ты всегда был убедительным. С самого того момента, как научился говорить. Донести свою мысль, объяснить, в чем суть, расставить акценты и приоритеты – даже странно, что этот навык не все разумные вырабатывают в первую очередь и в полной мере. На Лизе, познакомившись с местными ребятами, ты ещё раз убедился, что не все.
Тебе кажется довольно очевидным, что твои идеи – часто лучшие. Четкие, понятные и яркие. Ты умеешь правильно сформулировать свое мнение, и многие твои идеи принимаются на ура.

На Лизе совсем не так, как на корабле. Да, эта планета тоже движется и тоже находится в космосе; да, пространство под куполом тоже ограничено; да, разумные так же доброжелательны, целеустремленны и внимательны... Но воздух другой. И ты до сих пор никак не можешь привыкнуть, что можно просто взять и выйти (ну не совсем так уж просто, но это ерунда) под открытое небо. Когда вокруг не будет никаких стен и границ, защищающих от... Ты не знаешь, от чего. И надо ли защищаться...
Ты только знаешь, что вы как-то меняетесь. Когда вы, ребята с Дружбы, впервые встретились с детьми колонистов, было ощущение, что они чем-то очень похожи между собой и этим же сильно от вас отличаются. Не с виду; не по характеру; не по манере речи... В каждом из них было что-то такое трудноуловимое, может, в движении глаз, может, в мелких, невольных жестах, может, в тембре голоса...
...Прошел месяц. Ты теперь замечаешь отблеск этой же, лизиной странности и в своих юных товарищах с корабля. Они чуть-чуть поменялись. А вот ты, как тебе кажется, совсем не изменилась! Ну... Или изменилась как-то по-другому...

Тебя всегда огорчала ограниченность эмпатических способностей катта (не говоря уже о других разумных). Ведь столько времени и сил можно сэкономить, если научиться своими эмоциями балансировать деструктивные эмоции других! Ты старался развить в себе этот навык, не только быть чутким, но и хоть как-нибудь распространять вокруг себя разные приятные эмоции. Разные личности эмоционально звучат очень по-разному, ты не раз замечал, как люди заражают других людей своим определенным настроем, а фрагменты Мора вообще синхронизируются постоянно. И это всё правильно и хорошо работает. Взрослые катта полагают, что ни в коем случае нельзя размазывать и путать свои границы и границы эмоций других существ. Но ты считаешь, что достаточно быть цельным и сознавать свои приоритеты, и тогда эмоциональный обмен - станет не более чем зарядкой, как физкультурные упражнения.
Кажется, на Лизе благодаря общению с разными новыми разумными у тебя получается насчет эмоций всё лучше.
Только последнее время тебе это кажется бессмысленным. Тебя гложут сомнения. “Зачем мы вообще сюда прилетели, что вообще можно изменить таким маленьким прайдом катта? Говорят, что колония – большой прайд, но вообще не похоже на рассказы взрослых про Ро Эридана. Там мир наполовину сад, полный биочудес и развлечений. А тут купол и жалкий садик. Зачем налаживать контакты, что-то развивать? Почему всегда нужно думать о других, а не о себе? Какое-то там светлое будущее строить... Тут все сосредоточены на своих делах. Учителя и психологи ведут себя так, будто все знают и понимают, но они же не чувствуют так, как я. Я же чувствую! И нечего тут обсуждать и размазывать, как под микроскопом!!!
Мне вообще не хочется изучать всякие нудные науки. Я хочу найти то, что вызывает у меня лично вдохновение. Не хочу ничего превозмогать, это вообще неэффективно, я читал.
В общем, я лучше чувствую, где мне хорошо и что мне полезно. Я уже взрослый. И я имею право на всех фырчать, когда они нарушают мои личные границы. Лезут ко мне и лезут. Будто я должен со всеми дружить! Я не должен, а могу или хочу! Да не хочу ничего обсуждать, хочу, чтобы отстали. Настроение всякое бывает. Хочу сижу размышляю. Хочу за купол схожу подышать! Да, в маске от скафандра! Я не какой-то глупый слепой малыш!
Этот еще... собрат… вчера дернул меня за хвост! Типа с перепугу схватился, потому что где-то дверь громко щелкнула. Ну да, ага… Нет, он уже с полгода ведет себя как больной, все хуже и хуже, мне один раз подножку подставил, когда я сонный шел, но все говорят, что это возрастное. И у меня возрастное. И мы еще дружить должны при этом! Да ну их всех.

Вам всем до боли знакомо правило колонии "за купол ребёнку одному не пройти" — система строго проверяет идет ли ребенок в сопровождении зрелого разумного. Однако по школе ползут слухи о кибере Ле-12: дескать, когда-то один из подростков внес в его программу небольшое изменение. Достаточно сказать ему "Экспедиция минус один" — и он откроет вам проход вне зависимости от наличия сопровождения.

В колонии есть разные проекты. Но только один воодушевляет всех без исключения. Стены школы постепенно становятся такими тесными для вашей любознательности, активности, для ваших мечтаний! В детстве колония была целым миром, полным своих загадок. А теперь вы понимаете, что это только отправная точка для разумных.
И флагман движения вперед – Пионер.
Вы знаете историю Загадочной Звезды – с разведкой планеты Ро Эридана и сложнейшими переговорами с Мора справились ваши ровесники!
Вы обсуждали это и предварительно сошлись на том, что и на Пионере нужен бы хоть кто-то из вас. С мировосприятием, отличающимся от взрослых.
Но старшим, наверное, виднее...
Вы изучали строение Пионера – и недавно выяснили, что на нем есть медкапсула, которая гарантирует относительную безопасность в гиперпрыжке. Она не так хороша, как специализированные гиперкапсулы, иначе бы ее использовали вместе с ними. Поэтому она полетит пустой.
В медкапсулу может поместиться один разумный. Собрав сведения там и тут, вы узнали, что во время Смотра достижений на корабле не будет никого, на него можно зайти свободно, достаточно выйти из поля внимания взрослых. [Тех заберет.] Вы понимаете, что ресурсы Пионера рассчитаны на определенное количество членов экипажа, но также знаете, что есть и дополнительная система сбора энергии, и запасные ресурсы сверх лимита. Миссия не будет провалена. К тому же любой из вас меньше и легче взрослого. Возможно, оно того стоит?

Ты всегда увлекался механизмами – обитать внутри огромного механизма Пионера, включающего в себя множество других, само по себе невероятное дело. Тебя всегда удивляло, что остальные даже не замечают жизнь деталей и технологий, их голоса вокруг: легкое гудение, пощелкивание, посвистывание, попикивание и сотню других звуков. Прибыв на Лизу, ты еще острее стал ощущать мелодию сложных технических конструкций – видеть гармонию чертежей и схем, воспринимать дисгармонию поломок и неоптимальных решений. Учителя давно признали, что ты – инженерный талант. И ты честно, полноправно гордишься этим.

А еще, ты заметил, что континенты и острова Лизы при взгляде из космоса – увидел с борта “Дружбы” и пришло в голову – очень похожи на разобранный круг. Интересно, каким был континентальный дрейф на Лизе?