Лыковая кукла
Цветные стикеры для подношений Велесу
Лыко для ученического амулета
Ежели к тебе пришли с недугом тела, таким как хромота, боли в спине, головокружение или потеря слуха - то проведи или назначь больному подходящий обряд. После его проведения недуг полностью отступит.
Однако, ни наказ, никакой обряд не вернёт слепому зрение или глаз, не излечит поврежденную в бою руку и никак не залечит смертельную рану.
Буде пришли к тебе жаловаться на скорбь духовную - манию преследования, чувство вины, жажду мести или уязвленную гордость. То избавиться от такого поможет правильный наказ или зарок, данный страдающим. Понадобится ли еще обряд — тебе видней в каждом случае.
Коли со сглазом пришли, то тут оберег нужен! Да ты и так знаешь, дело привычное.
А если с дурной славой пожаловали, так это значит плохое дело человек совершил, должен вспомнить, что хорошего сделал и добиться, чтобы через сказителей и летописцев узнали все! (см. правила по славе )
Мы не ограничиваем вас строго этим списком, можете применять и свои варианты наказов, которые будут уместны по ситуации.
Но обращайте внимание, чтобы действие было понятным и исполнимым в рамках игры за время, не превышающее цикл макроРуси (см. расписание)
Для ворожейских нужд привезите, пожалуйста, на игру следующее:
Для посвящения Осоки в ворожею возьми еще маску про запас (кроме своей). Но достойна ли Осока — тебе предстоит решить на игре.
Это единственная ученица, посвящение которой не требует отказаться от своей маски и ворожейской доли!
Волхвы/ворожеи это продолжатели дела деревенских Ведающих, а некоторые в прошлом ими и были.
В изолированных, замкнутых деревенских общинах уклад жизни не менялся поколениями, Там течение времени это вечный повторяющийся цикл сезонов, круг. Окружающая природа — воды, земли, лес — одновременно необходимы для выживания и таинственный источник опасности, неподвластный человеку – а значит, населенный нелюдью. Поскольку Небыль находится буквально за порогом, то присутствие сверхъестественного и общение с ним настолько тесно вплетается в повседневную жизнь, что лешие и водяные становятся куда реальней и понятней, чем мифический далекий Царьград, стольный Киев или Новгород.
Ведающие — хранители истории, знаний и традиций своих селений, а также их представители, когда нужно договориться с окружающими высшими силами. Воплощение магического мышления
Жизнь в городе иная. Здесь шумно, многолюдно и суетно. Торговые гости приносят на порог вести и товары из далеких городов, а стихии и обитатели чащ — наоборот, остаются далеко за городскими стенами. Теперь, с усилением роли городов, всё больше отходит на второй план древний деревенский быт — кто-то из волхвов/ворожей стали первыми, покинув свои родные деревни, а кого-то уже учили в городе
Как и Ведающие прежде, вы обладаете сокровенным знанием, видите особые знаки и посредничаете между людьми и сверхъестественным — даете советы, проводите обряды-ворожбу и в городе (прилюдные), и за его пределами (за околицей). Но ваша власть над городскими уже не та.
Волхвы/ворожеи не являются (как были Ведающие) распорядителями-по-умолчанию для описанных в правилах семейных обрядов. Они выступают в них в той роли, о которой договорятся с устроителем. Возможно — никакой, возможно — значимой.
У устроителя нет обязанности по обычаю включать ворожею в свой семейный обряд. Но принято звать хоть одного волхва/ворожею гостем «на всякий случай», чтоб не осерчали ни высшие силы, ни сами почтенные ворожеи за неуважение к ремеслу.
Ситуация или страждущие люди могут потребовать ворожбы — то есть, некоторого обряда — с произвольной целью. Импровизируйте с учетом следующих требований
Приносить в ходе ворожбы символические подношения силам, к которым вы взываете, а также оставить после обряда заметный физический след (по аналогии с обрядами за околицей, см далее) полезно для эффективности, но это не обязательное условие.
Попасть с вашим обрядом в историю сказителя или хронику летописца – также приятный бонус.
Как может выглядеть ворожба перед отправлением дружины в поход (это пример, а не руководство к действию):
Выстроилась дружина под предводительством молодого княжича на городской площади. Предстоит им поход к степным рубежам, где враг хитер и коварен, и без удачи не выстоять. Выходит к ним ворожея — перед княжичем встает и чашу наземь помещает, а затем давай кружиться, приговаривая:
Мать-сыра земля, подай силу!
Солнце ясное, освети путь!
Ветра буйные, развейте страх!
Да будет меч крепок,
Да будет рука тверда,
Да не дрогнет сердце в час лютый!
Ученик подает ворожее мешочки, и под эти слова она бросает в чашу щепоть соли, капает меда, да перо соколиное кладет сверху. Подает чашу княжичу с напуствием
— Смел будь да праведен. Тогда промахнется злая стрела, и враг оступится, и очи твои в ночи будут видеть ясно, как днем.
Княжич из чаши отпивает глоток, затем, по знаку ворожеи, перо к вороту прикалывает, а оставшееся питье проливает на землю
В этом описании ворожба проходит по просьбе княжича и при дружине. Есть заговор вслух, обрядовые действия, угощение (оно же подношение) и оберег, который несет на себе результаты ворожбы.
Витязи и князья, раненные в военных походах (усобицах и защите русских границ), могут страдать от разных последствий.
Вы ничего не сможете поделать с физическими увечьями (отрубленной рукой, вырванным глазом или слепотой) или смертью — тут боги однозначно уже взяли свое, вам остается только помочь принять судьбу и постараться защититься от недоли в дальнейшем.
В других случаях ворожея может помочь справиться с последствиями, дав подходящий случаю наказ (гейс) или проведя обряд за околицей. Будет список последствий и возможных наказов, которые находятся в вашей власти.
В самом начале карьеры, еще в ученичестве, волхв/ворожея выбирают наиболее подходящего духа для почитания, к которому затем обращаются и просят о содействии и придании сил чаще всего. В частности, поэтому принадлежность к княжеской семье несовместима с занятием ворожбой, ведь она означает отказ и выбор покровителя иного, чем Христос – а княжеским богом так пренебрегать недопустимо!
Ориентируйтесь на «низший пантеон» из раздела про старых богов и духов (иноземные ворожеи могут найти аналог из своей культурной традиции). Богов не принято донимать по мелочам.
Каждый год по весне, когда обновляется природа, волхв/ворожея приносит дары духу-покровителю, и вам предстоит сделать это на игре.
Этим обрядом подновляется связь с духом и подкрепляется ворожейская сила. Раньше такое делали строго перед наступлением Новолетия, но ныне вся суровость мельчает, а ходить по лесу без снега куда приятнее.
Проводится по общим правилам обрядов за околицей (см. раздел далее), однако, есть пара дополнительных требований:
После того, как проведёте обряд, и поставите алтарь с дарами духу-покровителю, в этом Особом месте вы получите его защиту, что даст бонусы при взаимодействии здесь со встречными по правилам дозоров.
Также это место будет хорошим вариантом для проведения ваших обрядов ворожбы за околицей.
Возвращаясь с обряда — оставьте записку в ворожейском камне, что поставили место подношений такому-то духу.
Выходя далеко за городские стены, да не по торным известным дорогам, где ходят караваны и армии, а за городскую околицу — от капища Велеса напрямик через чащу — попадаешь в лес, где взаимодействие происходит в рамках правил по дозорам. Для волхвов/ворожей там есть следующие особенности:
Уходя за околицу для проведения обряда, обязательно сразу же надеть свою маску. Делать это нужно так, чтобы на вас не смотрели посторонние (возможно, для этого потребуется немного пройти вперед от Путевого камня — это приемлемо). Можно брать с собой ученика либо человека, чье присутствие необходимо в данном обряде (и только их, при других людях надевать маску нельзя!).
Будучи за околицей в маске, вы сможете применять ко встречным свою особую способность (будет отдельным загрузом) в рамках правил взаимодействия в дозорном лесу.
Отправляясь проводить обряд в глухие леса, куда только дозорные рискуют соваться, переступаешь границу обыденности.
Наедине с большим и неподвластным внешним миром можно, вместо бегущей череды мирских событий, снова ощутить вечность циклического хода времени, прикоснуться к древнему и таинственному.
Надевая маску (это маркер), ты меняешь не только облик, но и самосознание — “вырастая” над своим человеческим восприятием, теперь ты не только ты, но и обитатель небыли — дух. Это не потеря себя, а расширение, потому что для возможности договариваться с высшими силами и духами в их мире, нужно стать одним из них.
Проводя обряды за околицей ты, несомненно, помнишь себя, но сознание как бы раздваивается. Можешь говорить от имени духа, действовать так, как никогда бы не поступил “в миру”, и это не будет ошибкой.
Кратко:
Общие правила проведения:
Старое капище Велеса расположено неподалеку от Киева . Оно не является Особым местом для обрядов и ворожбы, тк слишком близко к городу и популярно среди простого люда — все время кто-то ходит.
Здесь стоит священное дерево, где горожане оставляют подношения — записки с именами любимых, просьбами к Велесу или другим старым богам, жалобами и похвальбой. А вы — свои. Читать эти сообщения позволено только волхвам/ворожеям, да их ученикам. А прочим людям — грешновато.
Здесь же начинаются и заканчиваются походы за околицу, и установлены для этого камни: Путевой, где лежат путевые листы для дозоров (см. правила) , и Ворожейский, где вам нужно оставлять записки с итогами обрядов — эти забирают и читают только мастера.
За околицей проводятся следующие обряды:
См. выше раздел Дух-покровитель
Участники: ворожея и/или ученик
Подношение Велесу — не требуется
Посвящение в ученики, а также признание волхвом/ворожеей. См. далее раздел Ученики.
Участники: ворожея и ученик
Подношение Велесу: на любом стикере “Имя — ученик такого-то” или “Имя — теперь ведает”, если посвятили в ворожеи
Участники: ворожея и/или ее ученик
Не работает (старые боги не одобряют такое принуждение), но является прибыльным делом для любой городской ворожеи.
Известные былинные случаи, про которые сказители бают, больше похожие на порчу.
Подношения Велесу и сообщения об итогах на ваше усмотрение
Участники: в принципе, любой человек, но известно, что ворожея и/или ее ученик истолкуют знаки куда лучше
Мы оставляем гадания, трактовки знаков и примет на ваш отыгрыш.
Знаки будут выставляться на карте макроРуси. Также, осмотрев подношения Велесу, вы можете кое-что понять. Делиться ли этой информацией в явном виде и с кем — ваше дело.
Помните, что власть ворожей во многом держится на таинственности и совпадениях! Требуйте соблюдения особых условий для гадания, подношений ворожее и дополнительных действий от просящих посмотреть знаки судьбы.
Подношения Велесу и сообщения об итогах на ваше усмотрение
Участники: ворожея/ученик и обладатель последствий ранения
Обряд: Какой посчитаете уместным. Как вариант — обрядовый перенос раненым своей недоли на какой-то предмет, который вы затем сломаете и оставите на Особом месте вместе с подношениями духам.
В конце выдайте ранному наказ (гейс), который ему следует в дальнейшем исполнять, чтобы последствия были сняты
Подношение Велесу: Имя того, с кого снимали последствия, на зеленом стикере
Участники: ворожея и/или ее ученик, иногда вторым участником может быть жертва проклятья
Обряд: ворожея заговаривает предмет, который будет оберегом, и связывает его с конкретным человеком и/или с конкретным случаем порчи. Этот оберег тот, кому он предназначен, всегда должен носить на видном месте.
Ворожеи знают, что иной раз оберег прятали добры молодцы, чтобы скрыть, что обращались к старым богам, — а боги-то и не упомнили, что этому молодцу защита нужна!
Подношение Велесу: схематичное изображение конкретного оберега на зеленом стикере
Для проведения защиты от наведенной порчи можно на свое усмотрение взять жертву проклятия с собой в лес для участия в обряде и/или дополнить действо так, покажется красивым и уместным для противодействия данной конкретной порче. Вы – эксперты в этом вопросе
Участники: ворожея и ее пособник (всегда двое человек). Пособником может быть и ученик, но с этим связан некоторый риск.
Обряд: для наведения порчи ворожее потребуется:
Подношение Велесу: (это две разные записки!)
Применение гостинца: Пособник при всем честном люде подносит заклятый гостинец проклинаемому. Злые силы должны хорошенько рассмотреть свою цель, так что действуем по прилюдным правилам!
Для успеха жертва должна принять подношение. Уговаривайте как следует, упирайте на то, что отказываться от угощения не принято и т.п.
Вообще, обращение к злым силам — дело рискованное. В цепочке много действий, и каждое может пойти не так: тогда ваша порча не пристанет или вовсе обернется против вас или вашего пособника! Навелась ли порча, вы сможете угадывать по событиям с жертвой
Про порчу известно следующее:
Прежние Ведающие хранили и передавали историю своего селения и традиции рода, проводили все обряды, связанные с родом и ремеслами. Знания и умения этих людей были важны для выживания деревни, поэтому Ведающие обязательно и заранее выбирали преемников, а обучали их на протяжении всей жизни.
Для нынешних волхвов/ворожей все еще важно, чтобы традиция передачи знаний не прерывалась, но теперь это вопрос личного выбора, а не долженствования. Многие вовсе уже не берут учеников.
На старте ученика у вас нет — но вы можете взять одного в ходе игры.
Это тоже, конечно, обряд, проводимый по общим правилам для за-околицы, а также предполагающий, что:
Проведя посвящение отдайте ученику конверт с игротехнической информацией (будет у вас в раздатке).
Возвращаясь с обряда — повесьте как подношение Велесу стикер любого цвета с записью что такой-то теперь ваш ученик, а также положите записку о становлении учеником в ворожейский камень
Передача всех ваших знаний происходит в рамках игры: что вы понимаете про знаки или обряды — то и рассказывайте. Предполагается, что ученичество это многолетняя история.
На игре ученик сможет проводить некоторые обряды (только за околицей), если его этому обучат. В отличие от ворожеи, у ученика нет маски и особой способности, он ходит в лес по общим дозорным правилам вне зависимости от цели
Начать лучше с того, чтобы подопечный выбрал себе сверхъестественного покровителя. Да, чтобы наработать полноценную связь с ним уйдут годы, но это первый шаг в нужную сторону.
Затем с вашей помощью ученику необходимо будет соорудить за околицей место для подношений и провести первый обряд почитания духа-покровителя (аналогично описанному для ворожей). Если у вас один и тот же покровитель, можете, вместо поиска нового Особого места, допустить ученика на свое (на ваше усмотрение)
Имея нужные знания, в дальнейшем ученик сможет самостоятельно проводить Гадание (ведь их с разной степенью успеха могут все), Любовный приворот (ведь он и не должен работать), а также Защиту от сглаза, порчи или последствий дурной удачи.
Для наведения порчи или любых прилюдных обрядов ученических знаний и сил всегда недостаточно — это могут только полноценные ворожеи.
Ученик может стать волхвом/ворожеей если
Ты пока не ворожея, а только учишься, поэтому знаешь далеко не все о ремесле, а умеешь и того меньше.
Здесь та информация о внутренней ворожейской кухне, которая тебе известна.
Остальному предстоит обучиться на игре. Милада пока не торопится раскрыть все тайны. С другой стороны — такой ли судьбы ты себе хочешь? Может и к лучшему оно пока, без посвящения.
Для ворожейских нужд привези, пожалуйста, на игру следующее:
Волхвы/ворожеи это продолжатели дела деревенских Ведающих, а некоторые в прошлом ими и были.
В изолированных, замкнутых деревенских общинах уклад жизни не менялся поколениями, Там течение времени это вечный повторяющийся цикл сезонов, круг. Окружающая природа — воды, земли, лес — одновременно необходимы для выживания и таинственный источник опасности, неподвластный человеку – а значит, населенный нелюдью. Поскольку Небыль находится буквально за порогом, то присутствие сверхъестественного и общение с ним настолько тесно вплетается в повседневную жизнь, что лешие и водяные становятся куда реальней и понятней, чем мифический далекий Царьград, стольный Киев или Новгород.
Ведающие — хранители истории, знаний и традиций своих селений, а также их представители, когда нужно договориться с окружающими высшими силами. Воплощение магического мышления
Жизнь в городе иная. Здесь шумно, многолюдно и суетно. Торговые гости приносят на порог вести и товары из далеких городов, а стихии и обитатели чащ — наоборот, остаются далеко за городскими стенами. Теперь, с усилением роли городов, всё больше отходит на второй план древний деревенский быт — кто-то из волхвов/ворожей стали первыми, покинув свои родные деревни, а кого-то уже учили в городе.
Как и Ведающие прежде, ворожеи обладают сокровенным знанием, видят особые знаки и посредничают между людьми и сверхъестественным — дают советы, проводят обряды-ворожбу и в городе (прилюдные), и за его пределами (за околицей). Но их власть над городскими уже не та.
Прежние Ведающие хранили и передавали историю своего селения и традиции рода, проводили все обряды, связанные с родом и ремеслами. Знания и умения этих людей были важны для выживания деревни, поэтому Ведающие обязательно и заранее выбирали преемников, а обучали их на протяжении всей жизни.
Для нынешних волхвов/ворожей все еще важно, чтобы традиция передачи знаний не прерывалась, но теперь это вопрос личного выбора, а не долженствования. Многие вовсе уже не берут учеников.
Однако, Милада взяла тебя в обучение, пусть и делится не всем.
Это обряд, который вы с Миладой провели вместе некоторое время назад — там, где в прошлом было место подношений для ее духа-покровителя (см. далее про покровителей и общие правила для обрядов за околицей)
Тогда ты отказалась от символа своей прошлой семьи или профессии, оставив его как отдарок высшим силам.
Взамен Милада сплела для тебя маркер ученицы, который на игре следует носить при себе — куклу, связанную из лыка
Возможность становления полноценной ворожеей, какие есть трудности, условия, требования и последствия — это придется вызнать у наставницы Милады на игре.
Получение всех знаний происходит в рамках игры: о понимании мира, примет и знаков, а также о том, как проводить обряды — будет объяснять наставница. Предполагается, что ученичество это многолетняя история.
На игре тебе как ученице будет в принципе доступна 1) помощь страждущим избавиться от последствий ранений (см. далее Недоля) и 2) ворожба за околицей, но не вся.
Для наведения порчи или любых прилюдных обрядов ученических знаний и сил всегда недостаточно — это могут только полноценные ворожеи.
Начать лучше с того, чтобы вместе с наставницей выбрать сверхъестественного покровителя для тебя — наиболее подходящего духа для почитания, которого в будущем ты станешь просить о содействии и придании сил чаще всего.
Да, чтобы наработать полноценную связь с ним уйдут годы, но это первый шаг в нужную сторону.
Ориентируйтесь на «низший пантеон» , богов не принято донимать по мелочам.
Каждый год по весне, когда обновляется природа, волхвы/ворожеи приносят дары духу-покровителю, и тебе — после выбора такового на игре — предстоит это сделать впервые, под руководством наставницы.
Раньше все проводили строго перед наступлением Новолетия, но ныне вся суровость мельчает, а ходить по лесу без снега куда приятнее.
Этим обрядом подновляется связь с духом и подкрепляется ворожейская сила. И, поскольку в будущем ты обратишься к покровителю еще не раз, в ходе обряда нужно соорудить постоянное место подношений — небольшое, но понятно считываемое со стороны.
Действо проводится в по общим правилам обрядов за околицей (см. раздел далее), однако, есть дополнительные моменты, о которых тебе нужно узнать у наставницы: какое именно Особое место лучше выбрать, есть ли доп условия ит.д.
В дальнейшем, это место будет хорошим вариантом для проведения твоих обрядов ворожбы за околицей.
Возвращаясь с обряда — оставьте записку в Ворожейском камне, что поставили место подношений такому-то духу.
Получив от наставника нужные знания, в дальнейшем ученик сможет самостоятельно проводить Гадание, Любовный приворот, а также Защиту от сглаза, порчи или последствий дурной удачи.
Итак, детали обрядов еще предстоит выяснить, а общие правила их проведения таковы:
Старое капище Велеса расположено неподалеку от Киева . Оно не является Особым местом для обрядов и ворожбы, тк слишком близко к городу и популярно среди простого люда — все время кто-то ходит.
Здесь стоит священное дерево, где горожане оставляют подношения — записки с именами любимых, просьбами к Велесу или другим старым богам, жалобами и похвальбой. А вы — свои. Читать эти сообщения позволено только волхвам/ворожеям, да их ученикам. А прочим людям — грешновато.
Здесь же начинаются и заканчиваются походы за околицу, и установлены для этого камни: Путевой, где лежат путевые листы для дозоров (см. правила , и Ворожейский, где вам нужно оставлять записки с итогами обрядов — эти забирают и читают только мастера.
Витязи и князья, раненные в военных походах (усобицах и защите русских границ), могут страдать от разных последствий.
Ты ничего не сможешь поделать с физическими увечьями (отрубленной рукой, вырванным глазом или слепотой) или смертью — тут боги однозначно уже взяли свое, вам остается только помочь принять судьбу и постараться защититься от недоли в дальнейшем.
В других случаях ворожея или ученица могут помочь справиться с последствиями, дав подходящий случаю наказ (гейс) или проведя обряд за околицей. Будет список последствий и возможных наказов, которые находятся в вашей власти.
Как уже писали выше, проведение обрядов при всем честном народе доступно только посвященным волхвам/ворожеям. Но общая теоретическая информация тебе известна
Волхвы/ворожеи не являются (как были Ведающие) распорядителями-по-умолчанию для описанных в правилах семейных обрядов. Они выступают в них в той роли, о которой договорятся с устроителем. Возможно — никакой, возможно — значимой.
У устроителя нет обязанности по обычаю включать ворожею в свой семейный обряд. Но принято звать хоть одного волхва/ворожею гостем «на всякий случай», чтоб не осерчали ни высшие силы, ни сами почтенные ворожеи за неуважение к ремеслу.
Прилюдные обряды-ворожба проводятся с учетом следующих требований
Приносить в ходе ворожбы символические подношения высшим силам, а также оставить после обряда заметный физический след (по аналогии с обрядами за околицей) полезно для эффективности, но это не обязательное условие.
Попасть с вашим обрядом в историю сказителя или хронику летописца – также приятный бонус.
Как может выглядеть ворожба перед отправлением дружины в поход (это пример, а не руководство к действию):
Выстроилась дружина под предводительством молодого княжича на городской площади. Предстоит им поход к степным рубежам, где враг хитер и коварен, и без удачи не выстоять. Выходит к ним ворожея — перед княжичем встает и чашу наземь помещает, а затем давай кружиться, приговаривая:
Мать-сыра земля, подай силу!
Солнце ясное, освети путь!
Ветра буйные, развейте страх!
Да будет меч крепок,
Да будет рука тверда,
Да не дрогнет сердце в час лютый!
Ученик подает ворожее мешочки, и под эти слова она бросает в чашу щепоть соли, капает меда, да перо соколиное кладет сверху. Подает чашу княжичу с напуствием
— Смел будь да праведен. Тогда промахнется злая стрела, и враг оступится, и очи твои в ночи будут видеть ясно, как днем.
Княжич из чаши отпивает глоток, затем, по знаку ворожеи, перо к вороту прикалывает, а оставшееся питье проливает на землю
В этом описании ворожба проходит по просьбе княжича и при дружине. Есть заговор вслух, обрядовые действия, угощение (оно же подношение) и оберег, который несет на себе результаты ворожбы.