[резерв под персонажа «Быль иль небыль», наставник]
Помнит ходящими пешком под стол не только княжеских внуков, но и молодых князей, ныне правящих собственными уделами. Относится ко всем Рюриковичам с равной любовью и равной справедливостью.
[персонаж с игры «Быль иль небыль»]
Священнослужитель Константинопольского патриархата
Советник и доверенное лицо великого князя Владимира. Но кажется, что к киевскому митрополиту молодые Рюриковичи прислушиваются уже не столь внимательно.
Дочь известного сказителя Бояна Вещего. Частой гостьей на пирах в Киеве она стала после того, как её отец ушёл новые песни по свету собирать, да так и не вернулся. Играет она пирующим на радость песни удалые да весёлые, под которые ноги словно сами в пляс идут. Но если встретишь её на берегу Днепра, другие песни услышишь. Печалью они на душу ложатся, сердце тоскою гнетут. Что за кручина девицу гложет? Отца ли пропажа? Чувство ли любовное безответное?
[наставник]
Вдова Ярополка Святославича, старшего брата великого князя. Владимир взял ее в жены вместе с киевским столом.
Некоторые считают, что отцом его был вовсе не князь Владимир, а его старший брат Ярополк. Святополк — самый непокорный из всех сыновей великого князя, неоднократно вызывавший его гнев. Но также неоднократно возвращаемый из темницы к княжескому двору.
Дочь польского короля Болеслава Храброго, жена Святополка. Целеустремленная женщина, которая видит своего мужа следующим князем киевским.
[дети]
Старший сын Святополка, осваивающий государственное ремесло и пламенно желающий возвести своего батюшку на престол во Киеве
[дети]
Младший сын Святополка, мал годами, да очень серьезен. Не отстаёт от наставников и интересуется всем в окружающем мире.
Священнослужитель Римского патриархата, первый епископ Колобжега, духовник Дубравки, супруги Святополка.
[наставник]
Дочь последнего полоцкого князя. Владимир сделал Рогнеду своей женой, Полоцк — частью Киевской Руси, а братьев и отца ее порешил. Величайшей мечтой Рогнеды остается получить Полоцк в княжение для своих детей и внуков, но после того, как ее старший сын Изяслав погиб — полоцкий стол перешел к другим детям Владимира.
Воспитывает отроковицу Ольгерду, которую взяла в свой терем за красоту и живой ум. Злые языки говорят, что Рогнеда любит ее едва ли не больше, чем своих родных внуков.
Один из старших сыновей великого князя — да вот беда, как и его мать кажется отцу больше трофеем, чем достойным восприемником киевского стола. Владимир Святославович не то что его обходит вниманием... но и не приближает.
Скандинавская принцесса, жена Ярослава. Выдана замуж, как говорят, без любви — кто знает, на что нужно пойти молодому князю Ярославу, чтобы все-таки растопить ледяное сердце дочери викингов. Она то на недостаток храбрости мужу попеняет, то на малое внимание великого князя.
Умна и хитра, как ее бабка княгиня Ольга. Любимая сестра Ярослава и ближайший друг ему. Никто пока не завоевал сердца княжны: Предславу сватал польский король Болеслав, но и мать ее воспротивилась, и сама она сообщила, что польский король толст и склонен к прелюбодейству. В результате князь Владимир женил на дочери поляка своего сына Святополка.
[дети]
Сын Ярослава и Ингигерды, настоящий юный богатырь: сильный и спокойный.
[дети]
Такой же книжник и тихоня, как и его отец, погибший в Полоцке князь Изяслав Владимирович.
[наставник]
Происходит из династии Комитопулов, дочь болгарского царя Самуила. Ненавидит Византию, которая растерзала ее родную Болгарию и превратила остатки в заштатную провинцию.
Популярен среди дружинников, известен своим удалым нравом. Неизменно благодарит батюшку за уделы, даруемые ему в княжение — но кажется, что если бы не старания матушки, то всё время проводил бы в походах, как дед Святослав. Недавно великий князь доверил ему Полоцк, после трагической гибели брата Изяслава.
Родом из Чернигова, дочь последнего его князя Черного. Супруга Мстислава, не уступающая ему храбростью в битве. Люди говорят, что у самой Смерти молодой княжич ее отбил — и любят они друг друга так сильно, что никто не разлучит.
Невеста на выданье, грезит, что будет не менее славной поляницей, чем ее мать. Даже живет нынче при княжеской дружине, ратной премудрости набираясь. Объявила женихам, что не пойдет за того, кто не сможет ее в битве одолеть.
Женщина средних лет, дочь русского дружинника и купеческой дочери из Переяславца. Вдова с дочерью 4-х лет. Помогает в тереме по хозяйству и делам разным.
Летописец, двоюродный брат Марии, тяготеет к наукам, обучался в Преславской книжной школе.
[наставник]
Хотя киевляне подчас называют Яромиру «чешской княжной», кажется, что происхождения она самого простого и пленила великого князя хваткой и хозяйственностью, так его покойную матушку напоминающими.
Родился в один день с Ярославом Владимировичем, в чем волхвы тотчас углядели некий знак (злой или добрый — тут уж кого спрашивать будете). Но Рогнеда Рогволодна с тех пор невзлюбила и Яромиру, и всех детей ее, будто бы не жить и тем, и другим на белом свете. А уж когда великий князь сына Чехини по своему отцу назвал, три дня крысы из Полоцкого терема прочь бежали!
Хорош жених из Святослава, да будто проклял его кто: первая невеста слегла, еще не успев к алтарю дойти, мамка княжеская ее смотрела и заключила — не бывать ей с ребенком, сглаз на ней. Пришлось свадьбу отменять. Со второю молодой женой княжич до алтаря дошел — да через три луны она захворала и преставилась. Так и живет Святослав бездетным вдовцом...
Приемная дочь великого князя, которую другие дети дразнили «Рогволодовной». Гремислава была малой привезена князем Владимиром из Полоцка и отдана на воспитание в чешский терем. Называет великого князя отцом, а Рогнеду — тетушкой.
[наставник]
Великий князь заслал к Ольве сватов еще в то время, как княжил в Новгороде. Сам Добрыня ходил за князя просить перед суровыми родителями Ольвы, видными горожанами и не последними людьми на вече! Та и согласилась не сразу — но всё же добился своего Владимир Святославович.
Жена Вышеслава.
Ходят слухи, что должна она была стать ученицей Милады, да Вышеслав отговорил, пленившись ее красотой.
Дочь Ольвы, сестра-близнец Вышеслава.
Говорят, в юности ее можно было встретить с мечом и перепутать с братом, но сейчас мало кто узнает в этой заносчивой нарядной красавице юного сорванца.
[персонаж с игры «Быль иль небыль»]
Пожилой истопник, в прошлом славный дружинник, ныне по возрасту уже отошедший от дел.
[наставник]
Византийскую царевну, взятую Владимиром вместе с христианской верой, считают заносчивой гордячкой — и за дело. Поперву, ведет она себя так, будто других супруг считает ниже себя, а их детей вовсе за прижитых неясно с кем, а не законных княжичей и княжон. А также любит упомянуть, как к ней сватались царевичи и цари, мужу ее не чета (разумеется, не при Владимире). Жаль, что господь не благословил ее сыновьями — а то так вовсе бы возгордилась, царевна Анна и так считает, что у ее воспитанников прав на княжеский стол побольше, чем у прочих.
Сын хазарской царевны, рано лишившийся матери. Вместе с малым братом взят на воспитание в Византийский терем.
Единственный родной ребенок царевны Анны. Киевляне в том, что детишек-то бог особо византийке не дал, видят знак, что и великий князь редко в ее терем захаживал.
Личная служанка Анны Византийской, вдова почтенного возраста.
Сопровождает Анну с юности, даже на Русь с ней приехала. Очень предана своей госпоже.
Сестра византийского стратига, павшего в борьбе за власть, но не пошедшая ко дну вместе с братом. Вышла замуж, овдовела, пустила средства мужа в оборот со смелостью и решительностью, достойной воительницы, — вот и в заморскую страну россов поехать не побоялась! Из всех заморских купцов может и не самая богатая, но обладающая самым большим количеством связей девица. В далеком Цареграде имеет немало покровителей среди знати, ведь привозит домой диковинки для их коллекций со всех известных земель. Злые языки болтают, будто не гнушается она и нечестивых дел ради поиска хорошего товара, и мертвых покой готова потревожить... но в лицо ей говорить такое опасаются, ведь Лаврентия не только умна, но и весьма жестока.
Растила молодого Болеслава, польского короля, а после и при детишках Болеслава была мамкой. А как те подросли — сначала заведовала покупкой тканей на наряды королевн, а после и свою торговлю открыла, как ее воспитанницы разлетелись по мужьим домам из-под родительского крылышка. До сих пор Збигнева и о королевне Дубравке, мужней жены, позаботиться готова — неразумная еще ведь совсем, дитя!
Ныне торгует из греков с Русью — ведь у делового человека везде найдутся и друзья, и интересы.
Монахиня-хронистка, племянница царевны Анны. Прибыла на Русь, чтобы подробно описать историю вокняжения Владимира в Киеве и всё, что последует за этим, для будущих жителей Империи.
Киевляне считают ее за польскую ворожею, да не очень верят. Но говорят, что пользовала она князя Владимира своими колдовскими зельями и будто бы легче становилось хворому князю. За то и терпят полячку в Киеве.
На Византийском подворье ее приветила Лаврентия Дукиня, под неодобрения представителей церкви. Византийская покровительница Маринку и в терем царевны Анны водила: чтобы рассказывала она благородной супруге великого князя, что да как устроено здесь на Руси, про диковинные обряды да вещи поведала.
Хазарский воитель, муж Люмир Терзи-хатун, прибыл в Киев с византийским караваном.
Родной дядя Бориса с Глебом по матери, боевой друг Ярослава Владимировича.
Будет ли он участвовать в княжеских делах? Или прибыл в Киев по другому поводу?
Хазарская воительница, жена Аарона бен Йосиф, прибыла в Киев с византийским караваном.
Женщина не простая, племянница княжеской мамки Милады да тетка Бориса с Глебом по их родной матери. Говорят, ее прозвище переводится как Ткачиха и прозвали ее так потому, что вышивает она на поле битвы оружием своим, как по холсту.
Семья Ольги была из варягов, но осела на берегу Ладоги. Ныне никто уже и не помнил, что старого купца Волка Рогволодовича на родине Ульвом кликали. Сейчас Волк уже старым стал, далеко от двора не бежит — но дочь его налаженную торговлю с варяжскими родичами да княжеским двором в далеком Киеве в свои уверенные руки взяла.
Прозываемый Толстым, не самый удачливый из норвежских правителей. Но по крайней мере в браке ему повезло — Астрид его всячески поддерживает и, кажется, помогла ему устроиться у родни в Киеве, раз уж родную землю удержать не смог.
Сводная сестра Ингигерды, супруги Ярослава Владимировича: ее отцом тоже был король Олаф, но вот матерью — его наложница. Ее супруг, норвежский король Олаф, был изначально предназначен в мужья ее законной сестре... но потом отец передумал и отослал старшую дочь в Киев, в жены сыну Владимира. Считается ли Ингигерда, что ей тогда повезло, ведь свою корону Олаф Харальдсон потерял?
Северная колдунья, привечаемая Астрид Олофсдоттер: народ шепчется, неприятное она Ярославу Владимировичу напророчила, после чего сестра Астрид так осерчала, что Астрид три дня хохотала. Асвейг на Княжеском подворье почему-то не рады, да мало кто осмелится ей в глаза такое сказать, если заглянет всё же в какой из теремов: все знают, что пути судьбы ей не только ведомы, но и могут новыми нитями лечь, если ведунью злым словом обидеть или не приветить.
Была когда-то девой щита, яростной и беспощадной. Но горе с ней приключилось, потеряла она в битве своего возлюбленного, а после и ребенок его мертвый родился. Предрекла ей вёльва, что снова сможет Рагнхильд обрести покой и сердце для любви пробудить, если от воинской доли откажется и место, где радость вернётся, найдёт. Знаки были определены: оставила Рагнхильд верный меч и поклялась никогда впредь оружия не касаться, взяла лютню и отправилась в странствия. Говорят, игра её чудесная не только нежные девичьи сердца трогает, даже витязи суровые в лице меняются и слушают с вниманием.
Поручник Ольги Волковны, помогает ей в делах. Успешно торгует, да и с мечом дружен. Хитер не по годам, больше всего на свете любит покушать, за что и получил прозвище "Кулебяка".
Крестился три раза, и каждый раз ему выдавали новую рубаху, чем Эгиль невероятно доволен и часто этим хвастается.
Дочь Воробья Стояновича, новгородского посадника, вместе с Добрыней Любечанином принудившего Новгород к повиновению Киеву. Успешная купчиха, мастерица где нужно — мягко стелить, а где нет — людей с палицами звать.
[резерв под персонажа «Быль иль небыль»]
Витязь и книжник — небывалое сочетание! Когда-то был одним из богатырей Старшей дружины, потом воспитывал молодого Мстислава Владимировича и его братьев и сестер, потом снова пропадал в лесах новгородских. Говорят, тридцать лет назад нашел он там что-то такое, что не отпускает душу богатырскую, потерял, да всё сыскать заново не может, мается. Нынче вновь прибыл к княжескому двору с гостями новгородскими.
Владычный летописец при епископии. С 992 года ведет местную летопись по поручению преподобного Иоакима Корсунянина, специально прибывшего в том году из Новгорода.
[персонаж с игры «Быль иль небыль»]
Травница и знахарка, прибыла недавно в Киев, остановилась на новгородском подворье.
Витязи, лично клявшиеся князю Владимиру в верности, товарищи по походам да набегам его молодости. Кого из младших Рюриковичей они бы поддержали, случись брату пойти на брата? Кто знает!
Воевода Старшей дружины, много раз водивший ее против непокорных племен. После битве при реке Пищане про него даже поговорка пошла по Руси: «пищанцы Волчьего Хвоста бегают».
Первая из киевских поляниц. Другие дружинники нет-нет — да посмеиваются над Василисой... убедившись, что той поблизости нет.
Хазарский сирота, князем Владимиром воспитанный и на коня посаженный, названный сын Волчьего Хвоста. Здоровья Михайло не богатырского, зато хитрость да коварство лисьи.
Дочь одного из побратимов князя Владимира, Рагнара Черного Ворона, погибшего при осаде Херсонеса, и сама славная воительница. Прославилась подвигом, не побоявшись один на один выйти с чудищем змеиным, что под рекой у города-Смоленска жило: приводили к нему местные каждый год красну девицу, чтобы замилостивисть, по жребию или же ту, что добровольно шла. А только как проезжала Сигрид мимо на своим коне богатырском, да увидела русскую девицу змеищу поганому приготовленную — так и молвила, что сама на корм змею пойти вызывается, если не сумеет его одолеть. А поутру вернулась храбрая воительница к смолечанам — да змеища с тех пор никто и не видел, а о северянке слава по Руси пошла.
Дочь византийского стратига, с ранних лет сопровождавшая отца в походах. Отец ее будто бы пал жертвой очередных царьградских интриг — а дочь оказалась среди иноземным витязей, приветствуемых при киевском дворе.
Старшая сестра Чернавы, супруги князя Мстислава Владимировича, родом из Чернигова, всегда младшую свою оберегала — и от женихов тоже. Да не углядела в итоге! Подвигов ратных Лютава свершила немало, но нет у неё на душе покоя. Предсказал ей вроде бы волхв что-то страшное, да заповедал другим рассказывать — то ли она примет смерть от мужа своей сестры, то ли убьет, сама того не ведая, сестриного первенца... Не знает в общем никто. Да и волхвов тех все знают — рекут будто и правду, а не понять ничего толком! Но правда такая: с тех пор, как Чернава за Мстислава, её спасшего, замуж вышла, Лютава с сестрой и словом не перемолвилась.
Был дядькой Святослава Владимировича при Чешском тереме, его дочь Ратмира невестой княжича стала. Но после того, как злые люди сглазили его дочь, а княжич жениться на ней отказался, Ратибор службу у Чехини покинул и в старшую дружину служить пошел, дочку с собой забрав. Яростен он и в поле бранном, и в учении. Да как всю досаду избыть, что дочку единственную после того, что про неё мамка княжеская наговорила, уж замуж никто не возьмёт? Обучил он ее делу ратному, да видно, что кручинится дочь — как же ей помочь и судьбинушку злую вновь в добрую обратить?
Юный дружинник, сын византийского посланника, известен не только храбростью, но и дерзостью. А также тем, что старается отцу на глаза лишний раз не попадаться, особенно если переберет лишку в киевских кабаках (что бывает с Алешей не так уж и редко!)
Молодая жена дяди князя Владимира, Добрыни Любечанина, поляница и младшая сестра Василисы Микулишны. Мужа ее отослал князь по важному поручению — да кажется, что не грустит особо Настасья.
Вдова Изяслава Владимировича, князя Полоцкого. Достаточно молода, чтобы выйти замуж вновь, оставив детей мужниной матери — но вместо этого тренируется с мечом на дружинном дворе и к отцу возвращаться не собирается. Женихов, из доброты предложенных Рогнедой, также неблагодарно отвергла. Не время, говорит, для мира, когда неизвестно, кто со свету ее милого супруга сжил.
Поляница из глухих лесов древлянских, неистовая что на поле боя, что в пирушке с братьями-витязями. Слух идет, что с ней звери лесные разговаривают, а брать Радану в поход — засады не бояться, ведь волки сестре всё скажут! Не привечают Радану византийцы, зато рады ей в Новгородском тереме на Княжеском подворье.
Отец Умай, печенежский хан Тирах, прислал ее «в подарок князю», да только уточнить забыл, какому: дары князь Владимир взял, а вот девицу — уже нет. Умай уверена, что кто-то из молодых княжичей определенно обязан взять ее в жены: ведь от подарков не отказываются! Особенно таких, которые и с саблей хороши, и копье бросают метко.
Печенежские воительницы, выросшие в Киеве при княжеском дворе.
Дочь витязя Ратибора, неудавшаяся невеста Святослава Владимировича. С детства она вместе с княжичем обучалась воинской науке, потом они были готовы мужем и женой стать. Хотя шел слух, что ищет семья невесту Святославу не хуже, чем Ярославу мать его Рогнеда подобрала, Ратмира никогда в них не верила: все знают, что будущая свекровь ее — женщина простая да душевная, не такая она, чтобы невест царской крови заморской искать!
А потом вот как оно всё вышло, сглаз в девице княжеская мамка углядела. Не захотела Ратмира дальше при Чешском тереме оставаться, в дружину с отцом ушла. Говорят, как новую невесту Святослав искать начинает, так девицу в воинских тренировках на ристалище с утра до ночи встретить можно.
Всем хорош Соловей, и смышлён, и ловок, да одно ему жить спокойно не даёт. Уверен он, что знак ему был верный, будто бы княжна Олислава Ярославна — суженная его обещанная. И хоть смеются все над ним из-за этого, сам он от цели своей не отступается: то подарочек какой Олиславе передать старается, то с отцом её, княжичем Ярославом, в поход просится, а на обратном пути в побратимы набивается. А уж после того, как срамные картинки под её окнами нарисовал, болтают, сама Рогнеда Рогволодовна к ворожеям посылала, чтобы порчу на него навести. Вернулся парень после битвы с печенегами раненый. Но и это его не остановило, говорит, самой судьбой ему Олислава обещана, а судьбу свою предавать никак нельзя.