Консультант по фольклору и этнографии
Занимается этнографией финно-угорских племен Русского Севера. Автор серии популярных статей "По следам мифологических чудовищ".
Мякинен-Фехнер
Будучи еще юной студенткой Карельского колледжа культуры и искусств, Анна увлеклась мужчиной гораздо старше себя, но бурный роман оказался быстротечным. Фехнер категорически не собирался жениться, что сильно обидело девушку. По прошествии нескольких лет, они стали добрыми друзьями, готовыми обсудить и рабочие вопрос за чашкой чая, и личные проблемы за бутылкой виски. Но видимо рана не зажила, ибо время от времени всплывает и тоска по упущенным возможностям, и взаимная ревность, и старые обиды. Впрочем, работе это не мешает.
Мякинен-Кушнир
Познакомились когда Кушнир приезжала в Петрозаводск с презентацией проекта “Археология Шаманизма”. Анна читала эту работу и была крайне воодушевлена ею. Кушнир заинтересовалась девушкой задающей очень не тривиальные и грамотные вопросы по теме - пригласила присоединится к компании и поехать после семинара в пансионат где была запланирована не официальная часть и общение в узком кругу.
День был очень теплый и приятный. Они отлично общались и загорали. Анна рассказала, что ее бабушка была саамкой и считалась нойдой. Рассказала некоторые истории из быта современных саамов.
Кушнир рассказала жутковатую историю про лагерь Аненербе в который собирали нойдов вероятно для оккультных целей и что находился этот лагерь в Карелии. Так что можно сказать бабушке Анны повезло жить удаленно и тихо - до нее не добрались.
Внимание Кушнир привлек необычный ожог на теле Мякинен. Девушка сказала, что получила его еще в детстве. Кушнир была уверена что недавно уже видел где-то похожие знаки, но где именно вспомнить не смогла.
Мякинен-Люценко
Анна Мякинен - ребенок из детского дома, который проходил в Национальном музее Карелии обучающую программу "Музей детям". Девочка талантливая и инициативная, но характер не самый покладистый и себе на уме. Была в выпуске в то время когда Люценко только начинал работать в музее в качестве руководителя отдела археологии.
Люценко относился к ней с симпатий - как к собственному ребенку. Помогал и опекал. Анна помощь принимала, но продолжала вести себя как вздумается и даже бунтовала - "кто ты мне чтобы воспитывать?".
Их отношения продолжают быть сложными. Люценко не отказывается помочь, а Мякинен время от времени приходит за помощью, а потом исчезает без ответа и привета.
Люценко резко не одобрительно относился к ее отношениям с Велемиром Фехнером (на секундочку Фехнер старше него!). Конфликтовали из-за этого. К счастью эти отношения не продлились долго.
Последний раз они общались когда Люценко вернулся из Эстонии где работал на какого-то немецкого коллекционера и проводил экспертизу клада. Люценко рассказал о поездке и о том, что в кладе была найдена руническая палочка-оберег. Некоторое время он провел за расшифровкой. Текст гласил “взявший принадлежащее Дракону - умрет”. Это явно его беспокоило, так как он попросил, чтобы вся история осталась между ними. Анне не нравится связь Люценко и немца - о чем она немедленно сказала и на этом они расстались.
Мякинен-Рамша-Золотых
По весне Анна Мякинен решила отправится в небольшое этнографическое путешествие по удаленным поселениям Карелии. Ряд мест где живут очень обособленно она занала по рассказам бабушки. Девушка искала себе напарника (в том числе чтобы разделить бюджет поездки на двоих, так как одной дороговато) и местного человека с транспортом, который бы мог их подвести. В качестве компаньона откликнулась Серафима-Стефания Рамша - этнограф исследователь, заинтересованный в усном народном творчестве и в редких сказаниях. В качестве проводника девушкам посоветовали обратится к Василию Золотых.
Путешествие шло по плану - посетили пару хуторов, завезли туда продуктов, записали несколько интересных историй. Василий рассказывал о местах - что медведей стало больше - обнаглели ходят до самой деревни собак дерут, грибника задрали, козу утащили, только лесника не трогают. Да у них лесник такой, что его и сам черт трогать не будет. Рябой, страшный, как по поселку идет, так старухи его аминят по чем зря - колдуном считают. Живет в глуши кажись один, а кажись с девкой какой-то, только ее почти никто не видел. Бабы брешут, что он ее в погребе держит. А другие говорят что у него там не девка, а медведица живет. Что он сам бы в лесу лучше на медведя нарвался, чем на этого мужика.
На обратной дороге, отворачивая от Кастеньги, решили посмотреть на место арехеологических раскопок десятилетней давности - там где в древности было городище. В какой-то момент Василий резко завернул в лес и велел всем сидеть тихо и не высовываться. Последнее время эти места облюбовали для разборок карельские братки. И лезть этим людям на глаза когда они решают свои дела не стоит. Они слышали голоса, ругань. Совсе рядом прозвучал выстрел. Похоже было на казнь. Золотых выругался, приказал пригнуться и быстро бежать к машине. Как раз на них в этот момент вышел один из бандитов. Девушки его хорошо рассмотрели и вероятно он их тоже. Им удалось благополучно уехать и Василий уверен, что их не признали.
Мякинен Анна Вейкковна
Родилась в Финляндии на границе с Финмарком (Норвегия) в семье саамов. Ее отец сын шаманки отшельницы - нойды, которая жила в глуши на территории России. Дедушка - финн, был на войне и чуть не погиб прикованный с винтовкой к скале, но ему удалось освободится, выжить и вернуться домой. Не без помощи бабушки (история фильма “Кукушка”). Через несколько лет после войны дедушка Вейкко вернулся в те места и узнал, что у него есть сын. Бабушка согласилась отпустить ребенка жить с отцом. Отец вырос и его потянуло к корням - встретил саамскую девушку, женился и уехал на север - пасти оленей. Традиционная семья, много детей. Младшая дочь - Пеййвь, шустрая, озорная - росла как трава без присмотра. Однажды она полезла доставать птичьи яйца на больших камнях. Соскользнула и оказалась зажата внутри плотно стоящих валунов. Камни скользкие, покрытые мхом - выбраться сразу не получалось. Обдирая мох и ища зацепки, она соскользнула на одну из стен и больно обожглась. Стена была покрыта знаками - на ощупь горячими как головешки. На руке остался след, было больно. Дома она показала раны (остались шрамы - нарисуем их перед игрой), чем напугала домашних и всю общину. Метка Гаррос-Олбмака - злого духа, о нем ходили страшные сказки (текст сказок перед игрой) - получившим ее не суждено было выжить. Скоро пришла болезнь - ребенок чах и лечение не помогало. Тогда отец Вейкко взял Пеййвь и отвез ее через границу в Россию к матери. Старая шаманка приняла внучку, только сказала за ней не возвращаться. Пеййвь для всех умерла. Бабушка дала ей другое имя (вот тут надо выбрать себе имя - лучше из христианских форм - например Настя – Наст, Марина – Морен, Ольга - Айла/Айли).
Девочка росла с саамской бабушкой, училась вести хозяйство, училась разному - в том числе немного по шаманским делам - но со стороны - самой соваться к духам не время. Ей было уже наверное лет 12 когда бабушка Анни сказала - забрать вещи и уходить в сторону поселка. Девочка подчинилась. В поселке не сразу поняли кто она и откуда, а когда разобрались - поехали проверить, но старой шаманки и всего ее хозяйства как след простыл.
Ее отправили в приют в Петрозаводске. Выписали документы на новое имя. Отца в Финляндии никто искать не планировал. Шаман должен три раза поменять имя - это она знала с детства. В этот момент она решила, что теперь она шаман - нойда, такая как была ее бабушка.
Вместе с приютскими участвовала в программе “Музей детям” - увлеклась этнографией родного края. Закончила Карельский колледж культуры и искусств. Работает над программой “По следам мифологических чудовищ” - рассказывает о существах в мифологии различных народов Карелии и Скандинавии. Нашла несколько мест, где сохранились сказания о живших там в древние времена чудовищах. В Лоухском районе шаманы указывают одно плохое место, которое по легендам было логовом демона Гаррос-Олбмака. В ней борются интерес и страх к этому месту - желание узнать больше о том что именно произошло с ней в детстве и опасения навлечь беду. Недавно узнала, что там будет археологическая экспедиция. Это ее сильно тревожит - не лучшая идея лезть в такое место. Особенно без шамана. Благодаря знакомству с руководителем экспедиции Фехнером и начальником участка Кушнир ее приняли в команду в качестве консультанта по фольклору и этнографии. Обеспокоена предстоящей поездкой. Считает, что экспедицию нужно защитить от злых духов - провести обряды. Готовится к ней как шаман.
Мнение о некоторых персонажах
Сиркэ
В детстве у Айлы был друг Сиркэ. Тогда ей было лет десять. На хутор к бабушке привезли мальчика из города чтобы вылечить. Мальчик чуть не утонул подо льдом и злой дух в него вцепился и тащил в мир мертвых. Бабушка провела обряд и дала мальчику новое имя - Сиркэ - чтобы злой дух его больше не нашел. Несколько дней он провел на хуторе. Айла показывала ему хозяйство, живность и места вокруг хутора. По саамски он не говорил, а она тогда по русски почти не умела. Однако они сразу стали друзьями. Анна до сих пор уверена, что лучше Сиркэ ее мало кто в жизни понимал.
Источники и материалы доступные до выезда в поле
Рекомендуем изучить материал по теме: Мифологические чудовища - северный бестиарий - истоки верований.