Помощник руководителя по АХЧ
Имеет большой опыт руководства археологическими экспедициями. Представляет Национальный музей Республики Карелия. Координирует центр традиционной культуры и реконструкции быта карел. Организует лекторий в экспедиции и координирует детские практики. Имеет связи среди местного населения.
Люценко - Фехнер
Общей знакомой является Абрамова Мая Павловна (ведущий специалист отдела Археологии Эрмитажа). Абрамова и Люценко давно знакомы. Много работают вместе по музейному направлению. Неоднократно готовили совместные выставки, вывозили их за границу и имеют совместные публикации.
Фехнер и Люценко знакомы, но никогда раньше не работали вместе.
Имеют сходный опыт - Люценко сам долгое время вывозил полевые экспедиции и не так давно перешел на музейную работу. Представляет Национальный музей Республики Карелия. Есть связи с местными - как официальные, так и нет. Согласился на условии, что в Петрозаводскую экспозицию уйдет 10% найденных артефактов не последней значимости (право выбора после представителя грантодателя). И выставка, которую готовит Майя Павловна будет представлена полгода в их музее. С собой привел некоторую часть сотрудников, так что Фехнер даже не всех знает. Фехнер рассчитывает на его помощь и поддержку.
Остались довольны друг другом после предварительного общения о плане работ.
Люценко-Кушнир
Люценко и Кушнир связывают давние близкие отношения. Какое-то время они были любовниками. Кушнир бсегда была рядом когда у Люценко были какие-то проблемы или что-то не ладилось, окружала его теплотой и заботой, но о серьезных отношениях речи никогда не было.
Яков помогал ей в работе над проектом “Археология Шаманизма”. Во многом благодаря его комментариям книга получила такие высокие оценки в мировой археологии.
Последнее время редко общались. Кушнир много работала за границей.
Некоторое время назад Кушнир подавала документы на открытый лист для ведения раскопок в Карелии по теме связанной с его работой - планировала искать шаманское захоронение. Но аргументацию признали не достаточной и добро не дали. Яков знает о ее интересе поработать в данном регионе.
Недавно Кушнир вернулась в Россию и Люценко прислал ей приглашение на место начальника участка в будущей экспедиции в Карелии.
Мякинен-Люценко
Анна Мякинен - ребенок из детского дома, который проходил в Национальном музее Карелии обучающую программу "Музей детям". Девочка талантливая и инициативная, но характер не самый покладистый и себе на уме. Была в выпуске в то время когда Люценко только начинал работать в музее в качестве руководителя отдела археологии.
Люценко относился к ней с симпатий - как к собственному ребенку. Помогал и опекал. Анна помощь принимала, но продолжала вести себя как вздумается и даже бунтовала - "кто ты мне чтобы воспитывать?".
Их отношения продолжают быть сложными. Люценко не отказывается помочь, а Мякинен время от времени приходит за помощью, а потом исчезает без ответа и привета.
Люценко резко не одобрительно относился к ее отношениям с Велемиром Фехнером (на секундочку Фехнер старше него!). Конфликтовали из-за этого. К счастью эти отношения не продлились долго.
Последний раз они общались когда Люценко вернулся из Эстонии где работал на какого-то немецкого коллекционера и проводил экспертизу клада. Люценко рассказал о поездке и о том, что в кладе была найдена руническая палочка-оберег. Некоторое время он провел за расшифровкой. Текст гласил “взявший принадлежащее Дракону - умрет”. Это явно его беспокоило, так как он попросил, чтобы вся история осталась между ними. Анне не нравится связь Люценко и немца - о чем она немедленно сказала и на этом они расстались.
Рамша-Люценко
Рамша проходила студенческую практику в экспедиции под руководством Люценко. Дело было конечно давно, но кое что не забывается. Тогда на раскопе случилось чп - одну из стенок подмыло так что было не заметно и случился обвал. В тот момент там работали Люценко и Рамша. Люценко завалило. Рамша раскапывала его голыми руками пока товарищ бегал за подмогой. Во многом благодаря ее стараниям Люценко остался жив. Он очень благодарен. И хотя раньше между ними не возникало ситуаций просьб и услуг, если будет необходимость, в помощи не откажет.
Сейчас Рамша сотрудничает с национальным музеем Карелии как специалист по этнографии. Совместно будут готовить выставку по материалам экспедиции.
Люценко-Тышкевич
Коллеги по отделу Археологии Национального музея Карелии. Тышкевич один из тех кого Люценко сам набирал в команду. Отношения наставничества. Люценко многому научил молодого специалиста и теперь тот стремится оправдать ожидания и показать на что способен.
Самостоятельные раскопки музей не ведет уже десять лет - нет финансирования. Отдел археологии работает в совместных проектах с Институтом Археологии РАН. Только что объявлен конкурс на получение гранта под археологический проект молодого специалиста до 30 лет. Это хорошая возможность для музея и для Тышкевича.
Можно отправить одну заявку от организации (музей, институт), нужны двое сторонних рецензентов (профессиональные археологи). Заявки начинают принимать в даты предстоящей экспедиции.
Люценко-Девлет
Люценко хороший знакомый матери Девлет. Пересекались на совместных торжествах и посиделках. Знает об увлечении Девлет молодежными фестивалями, ролевыми играми и прочей ерундой. Поддерживает позицию о том, что это все не серьезные занятия. Как-то раз расспросами и критикой довел Девлет до возмущения. Девушка явно запомнила обиду и с того времени разговаривает резко и язвительно.
Люценко-Рошаль-Тышкевич
Некоторое время назад Национальный музей Карелии проводил большую выставку посвященную петроглифам Беломорья. Для экспозиции решено было снять небольшой документальный фильм. Снимать пригласили Рошаль. В качестве проводника на место съемок ездил Тышкевич.
Люценко остался не доволен работой, так как с его точки зрения режиссер допустил много не неточностей и позволил себе художественные отступления, которых не требовалось в документальном кино.
Люценко-Пялси
Музей сотрудничает с коллегами из Финляндии. Редакция газеты города Куусамо прислала запрос на участие в экспедиции в качестве волонтера своего сотрудника Айны Пялси. Люценко дал согласие и девушка едет в составе карельской группы.
Муницепалитет Куусамо готов профинансировать приобретение экспоната из экспедиции для их краеведческого музея. Соответсвующий запрос отправлен, теперь нужно договорится с руководством экспедиции чтобы они дали добро на передачу культурной ценности в музей Куусамо.
Люценко-Картузов
Познакомились в поезде "Арктика" несколько лет назад. Люценко ехал в Петрозаводск, а Картузов в Полярный, где проходил службу. Картузов с интересом слушал про музейную работу - в детстве тоже историю любил, но пошел по военной стезе. Люценко сказал, что если что изменится - пускай приходит - к делу найдут где пристроить.
Недавно Картузов нашел Люценко в музее и спросил про работу. Кубатурщики на раскопе всегда нужны - Люценко его взял.
Не так давно Алиса Рошаль сняла документальное кино про петроглифы Беломорья. Как ей казалось - она выдержала отличную границу между художественной и фактографической подачей. Яков Петрович так не счел, и заставил Алису перемонтировать фильм 10 раз, пока не добился приемлемого для него результата. Процесс приемки фильма вынул душу из обоих, и никто из них не был счастлив узнать, что они встретятся снова в экспедиции Фехнера.
Хаузер-Люценко
Яков Люценко по приглашению Господина Хаузера приезжал в резиденцию семьи. Разговор шел за закрытыми дверями. После хозяин дома пригласил гостя на легкий ужин где компанию мужчинам составила внучка господина Хаузера - Фредерика Ангелика Катарина. Девушка только что вернулась с деловой встречи и везла с собой деловую папку - точно такую же как у Люценко.
Попрощавшись после ужина он удалился, но по ошибке забрал с собой не свои бумаги. Путаницу скоро обнаружили и обменялись папками обратно. Однако Фредерика была сильно взволнована и чересчур прямо интересовалась вникал ли он в содержание бумаг. На что Яков ответил, что по первым листам понял, что это не его документы и поспешил исправить ошибку.
Традиции опытных археологов
Как вас посвящали в свое время в археологи - приносили присягу археолога, закапывали-откапывали женщину в отвал (максимально обнаженную), при посвящении пили из того, что откопали, или из сосуда похожей формы.
Многие знают, что день археолога отмечают 15 августа, но не все знают историю его происхождения. А дело, вероятно, было так. В 1929 году в одну из археологических экспедиций в Старой Ладоге приехал проверяющий. Экспедицией руководил один из первых «красных» профессоров, бывший офицер царской армии, бывший красный командир, сохранивший все свои командирские привычки (в том числе употребление горячительных напитков), некий Владислав Осипович Равдоникас. Проверяющий, конечно, удивился, почему в рабочий день все пьяные. Экс-офицер не растерялся и отрапортовал: отмечаем день археолога. Это было похоже на правду, ведь на дворе 1929 год – вводилось много советских праздников. Тем не менее, проверяющих отправили и в другие экспедиции. Но пока комиссия ехала в ближайшую, Владислав Осипович догадался добраться до телеграфа и настучал телеграммы во все экспедиции. Содержание было примерно таким: «Поздравляем с днем археолога!» В итоге комиссия каждый раз прибывала на пьянку. Интересно, что в 1980-е годы на волне борьбы с алкоголизмом директор Института археологии, академик Борис Александрович Рыбаков решил издать приказ, которым запрещал день археолога. Но отменить то, чего нет, нельзя. Праздник остается неофициальным днем археолога и поныне.
Люценко Яков Петрович
Археология - это поиск.
Есть такая вещь как дежавю. Для Я. археология когда-то оказалась чем-то подобным. В первой практике на историческом у него было острое предчувствие того что должно произойти нечто значимое, неожиданное - и именно так и вышло. Экспедиция тогда открыла нетронутую погребальную камеру высокой сохранности. Чутье на места - так это называли коллеги археологи. Еще в процессе осмотра мест Я. часто улавливал невидимые связи с прошлым и с высокой результативностью устанавливал то место с которого стоит начать.
Имеет большой опыт работы в экспедициях. Долгое время работал в отделе Археологии Эрмитажа. Основным направлением работы были экспедиции в Эстонию на остров Сааремаа. Данный регион представляет большой интерес в исследованиях торговых и культурных связей Скандинавии, Германии и Гардарики периода раннего средневековья - эпохи викингов. Регион богат кладами (их находки и систематизация во многом его заслуга - специалист по кладам), хорошо описан в сагах и других письменных источниках. Я. был одним из тех кто выдвигал гипотезу о наличии на острове больших воинских погребений. Однако поиски не увенчивались успехом. Несколько хорошо продуманных экспедиций закончились ничем - вероятные курганы уже были вскрыты и обнаружить что-то стоящее не удавалось. Я. был в сложной ситуации - чутье уверенно вело его на остров Сааремаа, но земля как-будто скрывала от него искомое. С началом девяностых проводить раскопки в Эстонии стало практически невозможно. Накопилась усталость от нескольких годов тщетной работы и Я. по предложению своей хорошей знакомой Абрамовой Майи Павловны перешел на музейную работу. Получил место заведующего отделом археологии в Национальном краеведческом музее Карелии.
Работы на новом месте много, персонал хороший, много интересных выставок совместно с Эрмитажем и коллегами из Финляндии. Но полевой работы нет уже 10 лет - это печально (после печально известной экспедиции Ростовцева, которую снесло ураганом, открытые листы почти не выдавали). За восемь лет работы Люценко оброс связями, контактами и приобрел авторитет в регионе. Я. заинтересован в развитии археологии в Карелии, в том чтобы на месте было больше квалифицированных специалистов и финансирования. А для этого просто необходима новая археологическая сенсация.
Недавно, по приглашению Карла Вильгельма Отто Хаузера (известный коллекционер, меценат и грантодатель из Германии) был приглашен для проведения экспертизы клада найденного в Сальме. Находки относились к эпохе викингов и представляли собой образцы оружия хорошей сохранности, монет и украшений в урнесском стиле. Вероятно являлись пиратским тайником. В кладе была найдена руническая палочка-оберег. Я. расшифровал надпись. Текст гласил “взявший принадлежащее Дракону - умрет”. Господин Хаузер - мнительный человек и посчитал это дурным знаком. Взял с Я. обещание не рассказывать о смысле надписи и не разглашать сведения о ее существовании. В тех раскопках участвовали жена господина Хаузера, и внучка с мужем.
Мнение о некоторых персонажах
Карл Вильгельм Отто Хаузер - Грантодатель.
Весьма пожилой гражданин Германии. Имеет сомнительную репутацию из-за торговли древностями. Но щедро финансирует интересные ему проекты.
Кристина Хаузер
Жена Карла Вильгельма Отто Хаузера. Молодая, привлекательная женщина. Профессиональный археолог. Не столько жена господину Хаузеру, сколько безраздельно используемый специалист. Она проводила раскопки в Сальме на основе предыдущих работ Люценко, обращалась к нему за консультацией. В ходе общения между ними завязались отношения. Кристина была уверена, что гипотеза Я о крупном воинском захоронении в Сааремаа верна и нужно продолжать поиски. Она описывала пару перспективных мест в Сальме на которые раньше не обращали внимания. Кристина сообщила, что планирует ехать в экспедицию Фехнера и у нее есть для него важная информация о которой она может сообщить только лично.
Абрамова Майя Павловна - Отдел Археологии Эрмитажа
Давние знакомые. Учились вместе. Дорожит собственным авторитетом в ее глазах. Во многом пользуется ее помощью и покровительством. Но при этом понимает, что для Майи всегда интересы Эрмитажа были на первом месте. Она не любит упускать классные экспонаты и она живьем съест кого угодно, если узнает, что жемчужина коллекции ушла другие руки.
Божена Кушнир
Божена - близкий и важный человек для Якова. Их отношения развиваются давно, хотя парой в полном смысле слова они никогда не были. Она надежная. Была рядом, когда это было остро необходимо. Живи они по-другому может быть были уже семьей.
Божена классный специалист и хороший командный игрок. Получив приглашение в экспедицию он первым делом подумал о ней - отправил приглашение на должность начальника участка.
Должностные обязанности
Контроль соблюдения требований открытого листа
Решение внештатных ситуаций в экспедиции
Контроль и учет административно-хозяйственной части экспедиции
Организация лектория - осуществление просветительской деятельности для всех категорий участников экспедиции
Проведение инструктажа по технике безопасности
Разработка плана проведения работ - разметка местности, график и очередность смен и пр.
Постановка задач перед начальниками участков
Контроль соблюдения плана работ
Участие в ключевых работах на раскопе
Проведение просветительской работы с местным населением: корректно и грамотно объяснять цели и задачи археологических исследований экспедиции, принимать меры для избежания конфликтных ситуаций как среди членов экспедиции, так и членов экспедиции со сторонними лицами.
Источники и материалы доступные до выезда в поле
Рекомендуем изучить материал по теме: археология острова Сааремаа. Клады эпохи викингов.
https://docs.google.com/document/d/1bg2dMUjHN4YvIY3W35OYDgbiHw_tex8Ax-8R0zCvOXg/edit?usp=sharing