Сюжет «Культурный код»


Вводные

Картина мира

Замкнутый мир деревни

  • Уклад жизни неизменен поколениями. Ты живешь и поступаешь так, как десятилетиями делали до тебя. Знания и ремесло, скорее всего, получишь по наследству
  • Деревня поставлена в укромном месте, чтобы скрыться от случайного встречного или намеренного набега. Непрошенные чужие люди здесь просто не появляются.
  • Деревенская ойкумена очень маленькая, всего на пару дней пути отсюда до торга. И даже туда добираются очень немногие и, может, раз в год.
  • Представления о том, что простирается дальше (города, земли, правители) совсем абстрактные
  • Восприятие времени как круга, связанного с природными циклами (смена времён года, солнцестояния)

Не особо детализированное и организованное славянское язычество

  • Обожествление сил природы (см. далее пантеон)
  • Культ этих высших сил, праздники солярного цикла
  • Одухотворение окружающей природы (анимизм), а также низший пантеон духов конкретных мест и явлений

Культ предков

  • Предки – твои союзники в потустороннем мире
  • Курган или памятник на месте их общего захоронения как маркер владения данной землей и единения с ней
  • Ты существуешь, пока тебя помнят — есть поминальные праздники-обряды с костром для “обогрева” и особыми блюдами для “угощения” предков

Магическое мышление

  • Привычно видеть в событиях, вещах, словах знаки высших сил, поскольку см. далее

  • Сверхъестественные сущности постоянно присутствуют в мире, непосредственно на него влияют и участвуют в человеческой жизни
    ~ До богов далеко, и отвлекать их просьбами по житейским пустякам не принято. Боги — довольно высокое начальство, ведающее серьезными делами: мироустройство, смена сезонов и т.п.
    ~ Совсем другое дело — сущности “среднего и нижнего звена”, особенно местные леший, водяной и прочие, кто обитает буквально по соседству. Вот их-то иногда нормально попросить помочь или не мешать, направить или дать совет, за что принято благодарить отдарками или угощением
    ~ Всякая нелюдь небезопасна для человека. Даже не враждебная может иметь иные понятия о добре или дурно влиять своей инаковостью. А уж злонамеренная легко навредит. Поэтому люди живут и позволяют себе расслабиться только в защитном кругу околицы и костра (очага) деревни

  • На окружающую реальность (обстоятельства, удачу, судьбу) можно влиять посредством ворожбы
    ~ У любого обыденного дела есть правильный — с точки зрения влияния высших сил — способ исполнения. Вплоть до того, что мешать еду следует посолонь, потомучто.
    ~ Пробовать заговоры и мастерить обереги может любой, вопрос в том, насколько действенно и полезно это окажется
    ~ Для магических действий и предметов существуют “проверенные рецепты” (просто они неизвестны лично тебе), но сила того, кто творит волшбу тоже важный компонент (и не только волшебная, но и, например, любви-ненависти, которые побудили этим заняться). Некоторые и без инструкции могут зарядить как следует.
    ~ Если своей силы или знаний маловато, теоретически, можно договориться с нелюдью
    ~ Данное обещание — связывает.

Дуализм за околицей

  • Когда выходишь за околицу деревни, то переступаешь границу обыденного мира людей. Здесь, в Лесу, всё иначе, особенно Зимой. Наедине с большим внешним миром, полным неподвластных и не до конца понятных сил, ты чувствуешь себя частью чего-то большего, древнего и таинственного.
    Надевая маску и обереги, ты меняешь не только облик, но и самосознание. Чтобы идти дальше, нужно стать не просто человеком, придется “вырасти над собой”.

  • Итак, в Лесу ты не только ты, но и обитатель небыли — дух. Это не потеря себя, а расширение, потому что для возможности договариваться с нелюдью и духами Леса в их мире, нужно стать одним из них.

  • Дуализм мышления: во время проведения Обрядов ты одновременно и человек, и нет. Несомненно помнишь, кто ты, но, сознание как бы раздваивается. Можешь говорить от имени духа, действовать так, как никогда бы не поступил в деревне, и это не будет ошибкой.

  • Кратко:
    ~ В Лесу за околицей ты не теряешь свое я, но становишься чем-то большим, чем человек.
    ~ Это не значит полностью перевоплотиться в духа, а предполагает двойственное самосознание и вторую точку зрения с ракурса другого, чем имеет деревенский обыватель.

Мифология

Славянский пантеон, праиндоевропейские корни

Небо-отец — божественная патриархальная сущность, людьми не занимается, землю дождем оплодотворяет
Мать-Земля — неантропоморфная божественная сущность и мать всего, но также и смерть (так как все что на земле родилось в нее возвратится); в паре с небом
Остальные участники пантеона на положении их детей, а с другой стороны, могут образовывать супружеские пары

Перун — покровитель воинов и громовержец, а через это отвечает и за плодородный дождь (продолжение отца)
Мокошь — богиня земли дающей и родящей, а также прядения-ткачества и вообще женской работы; в паре с Перуном
Велес — бог хтони, подземного мира, скота и злата – Змей
Мара — сон и смерть, отражение второй ипостаси Матери-Земли
Стрибог — бог ветров и воздуха, а также водных потоков
Даждьбог — олицетворение Солнца, а через это еще и урожая
Заря — богиня рассвета, весны, ну и в целом обновления; про любовь — тоже к ней; в паре с Солнцем; участница новогоднего мифа
Сварог — бог огня и кузнец

Не возбраняется домысливать богам дополнительный ассоциированный функционал

Низший пантеон

Карачун — зимний дух повелитель мороза, холода и мрака, который укорачивает дни
Леший/Лешачиха — хозяйский дух леса
Водяной — хозяйский дух водоема
Русалка — водная нелюдь, которая связана с плодородием, т.е. водой, дающей “зеленую жизнь”. Есть мнение, что русалками становятся девушки, умершие до замужества или утонувшие.
Берегиня — хозяйский защитный дух земли, деревьев, растений
Болотник/Болотница — хозяйский дух болота; считается что на болотах граница между миром живых и подземным миром мёртвых особенно тонка
Кикимора — обитает в заброшенных жилищах за околицей; ее задабривают, чтобы помогала (или хоть не мешала) делать всякую “домашнюю” работу за околицей, не таскала вещи во время стирки, не пугала скотину на выгуле и т.д.
Яга — нелюдь страж границы между миром живых и мертвых (подземным), проводница мертвых на тот свет
Оборотень — нелюдь принимающая то человеческий, то звериный облик
Навья — заложный мертвец, не получивший упокоения, или позабытый предок, не получающий поминовения, и злобствующий по этому поводу; соответственно ассоциируется с несчастьями, но можно и задобрить; может быть бестелесным призраком
Упырь — нежить, заложный мертвец, не получивший упокоения (не захоронен, много и злобно колдовал при жизни и пр); встает из могилы, вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству

Миф о глобальном катаклизме

Как всем известно™, у мира есть три яруса – небесный (за него главный — Перун), земной (за него поровну Мокошь и Мара) и подземный (там царит Велес).
В давние времена Змей-Велес похитил Мокошь, жену Громовержца-Перуна, что привело к ужасным последствиям в земном мире: возобладала Мара, и все стало покрываться тьмой и льдами. Но Перун спустился из своего небесного обиталища и последовал за врагом. Преследуемый Велес при помощи сил Мокоши создавал в земном мире за собой преграды — новые реки, леса, камни-горы — обращался в птицу, зверя, скотину, человека. Но Перун их все равно настиг, преграды разметал, схватился со Змеем в поединке и сразил его. Грозой и молниями загнал Велеса в подземное царство, а жену вернул. Победа завершилась дождем, принесшим исцеление и плодородие на весь хаос, который учинила вражда богов в земном мире.
Хотя конечно, такие раны и бедствия не прошли для земли бесследно, и теперь ей приходится каждый год погружаться в сон, чтобы отдохнуть. Тогда наступает время Мары, усиливается ледяное дыхание подземного мира, и приходит зима.

Новогодний миф

Пробудить землю от зимнего сна, чтобы он не стал мертвенным — дело Зари. Она должна спускаться и заглядывать к морозной спящей, проверять как там дела с отдыхом, а когда настанет срок, то вместе со своим Даждьбогом-Солнышком обновить небесный огонь, чтобы он жарче разгорался, тепло и свет отогнали марину мертвечину, и наступила весна.
А еще шутка, повторенная дважды, становится в два раза смешнее, поэтому теперь Карачун хотел бы похитить и оставить у себя Зарю, когда та спускается, уж больно она юная и классная.
Чтобы этого не произошло, и чтобы весна пришла как положено, принято всем миром помогать отпугивать Зиму, проводить обряд встречи весны. Люди возжигают костры, чтобы каждая искорка к небесному огню присоединилась, жгут чучела.
В прежние времена, когда зимы были длиннее и злее, бывало посылали в помощь Даждьбогу девицу-невесту прямо на небеса. А сейчас выбирают красную девицу, что от общины, будто Заря, дары к костру принесет и Даждьбогу поклонится. Ведь без женской руки в этом деле не обойтись.

Картина мира

Всюду бывали, много видали

  • Путники обоза привычны к путешествиям, жили в Киеве и/или Новгороде. Наслышаны о землях и населенных пунктах, находящихся по торговым путям из варяг в греки и арабы (Бирка, Булгар, Итиль, Царьград, и другие какие тебе интересны)
  • Городская жизнь
    ~ Город (если мы не о Царьграде, он отдельная история) — это крепость-детинец на возвышении и примыкающий к нему посад, окруженный укреплениями.
    Деревянная архитектура; население — мастера-ремесленники, купцы-торговцы, а также дружина, княжьи люди и челядь
    ~ Соседство с большим количеством не очень знакомых людей, иногда иноземцев
    ~ Привычна идея “социального лифта” и самостоятельного выбора стези (попроситься в дружину, в подмастерья обучиться ремеслу, набрать товары и вписаться в торговый караван и т.д.)
  • Уклад деревенской жизни в принципе знаком (понятие околицы, староста, родовое поселение), но больше по рассказам или не самым свежим воспоминаниям.
  • Восприятие времени как круга, связанного с природными циклами (смена времён года, солнцестояния)

Довольно организованное славянское язычество с возможностью заимствований

  • Обожествление сил природы в виде конкретного пантеона (см. далее), который был упорядочен князем Владимиром
  • Культ этих высших сил на капищах как храмах, праздники солярного цикла
  • Также есть низший пантеон духов природных мест и явлений
  • О богах других земель тебе известно в меру персонажного любопытства. В любом случае, почитание их кем-то — дело обычное.
  • “Области ответственности” наших и чужеземных богов могут пересекаться или нет. Нормально уважить чужих богов, приехав к ним “в гости”

Почитание предков

  • Предки – твои союзники в потустороннем мире
  • Память о них живет в твоем сердечке, потому что мобильность высокая, и старинные курганы с пращурами остались на малой родине, а не в том городе, где сейчас живешь
  • Ты существуешь, пока тебя помнят. Неважно, насколько далеко от поколенческих могил. Есть поминальные праздники-обряды с костром для “обогрева” предков и особыми блюдами для их “угощения”

Магическое мышление

  • Привычно видеть в событиях, вещах, словах знаки высших сил, поскольку — см. далее
  • Сверхъестественные сущности постоянно присутствуют в мире, непосредственно на него влияют и участвуют в человеческой жизни
    ~ Боги не только поддерживают мироздание, природные циклы и т.п., но и покровительствуют людской деятельности в своих областях
    У них просят содействия, удачи в делах, призывают в свидетели суду и клятве. По более-менее серьезным поводам обращаться к богам принято на капище и с подношением, подобающим к поводу
    ~ С сущностями “среднего и нижнего звена” можно столкнуться вдали от людных мест, например в дороге. Необычные природные объекты (разлапистое дерево-корифей, или отмеченное ударом молнии; живописное озеро, скала или обрыв особенной формы, крупный красивый зверь и т.п.) могут оказаться обиталищем лешего, водяного, болотника или иного хозяина проезжаемых мест. С ними можно договориться о дружественном нейтралитете или удачном пути и оставить отдарки
    ~ Всякая нелюдь небезопасна для человека. Встреча с божественными силами как в легендах — тут все понятно, может снести тебя, букашку, и не заметить. Божки и духи, даже не враждебные, могут иметь иные понятия о добре или дурно влиять своей инаковостью. А уж злонамеренные легко навредят.
    ~ В городах и селениях, в кольце стен и валов, для них слишком людно. А вот выходя в большой внешний мир, покидая в походе защитный круг костра, всегда следует помнить о столкновении со сверхъестественным и быть осторожным.
  • На окружающую реальность (обстоятельства, удачу, судьбу) можно влиять посредством ворожбы
    ~ У любого обыденного дела есть правильный — с точки зрения влияния высших сил — способ исполнения. Вплоть до того, что мешать еду следует посолонь, потомучто.
    ~ Пробовать заговоры и мастерить обереги может любой, вопрос в том, насколько действенно и полезно это окажется
    ~ Для магических действий и предметов существуют “проверенные рецепты” (просто они неизвестны лично тебе), но сила того, кто творит волшбу тоже важный компонент (и не только волшебная, но и, например, любви-ненависти, которые побудили этим заняться). Некоторые и без инструкции могут зарядить как следует.
    ~ Если своей силы или знаний маловато, теоретически, можно договориться с нелюдью
    ~ Данное обещание — связывает.

Мифология

Славянский пантеон, праиндоевропейские корни

В первую очередь, это боги, которым князь Владимир поставил идолы в Киеве, упорядочивая мифологию:

Перун — главный среди богов, небесный патриарх, покровитель воинов и громовержец (через это отвечает и за плодородный дождь)
Мокошь — богиня земли, плодородия, женского начала, а также прядения-ткачества и вообще женской работы; жена Перуну
Стрибог — перунов небесный брат, бог ветров и воздушной стихии, гонит и тучи, и водные потоки; его чтут корабелы
Даждьбог — олицетворение Солнца, дает благополучие и урожай
Хорс — парный к Даждьбогу близнец, олицетворение Луны-Месяца
Велес — бог хтони, подземного мира , скота и злата – Змей. Антагонист Перуна, его идол стоит в Киеве под холмом, отдельно от прочих. Вдохновляет сказителей, покровительствует пастухам и купцам

Кроме них, есть еще:
Мара — богиня смерти, что властвует над землей на пару с Мокошью (все, что рождено землей, умрет и в землю возвратится); также богиня снов и волшбы. Зима — ее время. В каких случаях обращаться — понятно. Почему идола в Киеве не поставили на почетном месте — тоже понятно
Сварог — бог огня и кузнец, покровитель ремесел
Заря — богиня рассвета, весны, ну и в целом обновления; про любовь — тоже к ней; невеста либо жена Солнцу-Даждьбогу; участница новогоднего мифа

Низший пантеон

Карачун — зимний дух повелитель мороза, холода и мрака, который укорачивает дни
Леший/Лешачиха — хозяйский дух леса
Водяной — хозяйский дух водоема
Русалка — водная нелюдь, которая связана с плодородием, т.е. водой, дающей “зеленую жизнь”. Есть мнение, что русалками становятся девушки, умершие до замужества или утонувшие.
Берегиня — хозяйский защитный дух земли, деревьев, растений
Болотник/Болотница — хозяйский дух болота; считается что на болотах граница между миром живых и подземным миром мёртвых особенно тонка
Кикимора — обитает в заброшенных жилищах за околицей; ее задабривают, чтобы помогала (или хоть не мешала) делать всякую “домашнюю” работу за околицей, не таскала вещи во время стирки, не пугала скотину на выгуле и т.д.
Яга — нелюдь страж границы между миром живых и мертвых (подземным), проводница мертвых на тот свет
Оборотень — нелюдь принимающая то человеческий, то звериный облик
Навья — заложный мертвец, не получивший упокоения или позабытый предок, не получающий поминовения, и злобствующий по этому поводу; соответственно ассоциируется с несчастьями, но можно и задобрить; может быть бестелесным призраком
Упырь — нежить, заложный мертвец, не получивший упокоения (не захоронен, много и злобно колдовал при жизни и пр); встает из могилы, вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству

Миф о глобальном катаклизме

Как всем известно™, у мира есть три яруса – небесный (за него главный — Перун), земной (за него поровну Мокошь и Мара) и подземный (там царит Велес).
В давние времена Змей-Велес похитил Мокошь, жену Громовержца-Перуна, что привело к ужасным последствиям в земном мире: возобладала Мара, и все стало покрываться тьмой и льдами. Но Перун спустился из своего небесного обиталища и последовал за врагом. Преследуемый Велес при помощи сил Мокоши создавал в земном мире за собой преграды — новые реки, леса, камни-горы — обращался в птицу, зверя, скотину, человека. Но Перун их все равно настиг, преграды разметал, схватился со Змеем в поединке и сразил его. Грозой и молниями загнал Велеса в подземное царство, а жену вернул. Победа завершилась дождем, принесшим исцеление и плодородие на весь хаос, который учинила вражда богов в земном мире.
Хотя конечно, такие раны и бедствия не прошли для земли бесследно, и теперь ей приходится каждый год погружаться в сон, чтобы отдохнуть. Тогда наступает время Мары, усиливается ледяное дыхание подземного мира, и приходит зима.

Новогодний миф

Пробудить землю от зимнего сна, чтобы он не стал мертвенным — дело Зари. Она должна спускаться и заглядывать к морозной спящей, проверять как там дела с отдыхом, а когда настанет строк, то вместе со своим Даждьбогом-Солнышком обновить небесный огонь, чтобы он жарче разгорался, тепло и свет отогнали марину мертвечину, и наступила весна.
А еще шутка повторенная дважды становится в два раза смешнее, поэтому теперь Карачун хотел бы похитить и оставить у себя Зарю, когда та спускается, уж больно она юная и классная.
Чтобы этого не произошло, и чтобы весна пришла как положено, принято всем миром помогать отпугивать Зиму, проводить обряд встречи весны. Люди возжигают костры, чтобы каждая искорка к небесному огню присоединилась, жгут чучела. А еще выбирают красную девицу, что от них, будто Заря, дары к костру принесет и Даждьбогу поклонится, ведь без женской руки в этом деле не обойтись.

Пара слов об Людмиле и ее культурном коде

Людмила жила в Византии много лет, и это на нее повлияло, конечно. В обычной жизни она придерживается славянской картины мира, которая принята в образованных кругах общества (информация в общих загрузах) но ты можешь добавить в ее образы любые византийские элементы, которые захочешь.

Картина мира

Хазарский каганат

  • Располагался в низовьях Итиля (Волги) и на Северном Кавказе
  • Столица — город Итиль (в дельте Волги) крупный торговый пункт пути “из варяг в арабы”. Другие важные города — Семендер (на Кавказе) и Саркел (крепость на Дону).
  • Правитель — каган, который считался священной фигурой, и бек (фактический правитель, управляющий государством и имеющий военную власть)
  • Высшее сословие — тарханы, родовая аристократия; среди неё высший уровень составляли родственники царственного рода, рангом ниже стояли эльтеберы — правители вассальных народов
  • Бо́льшая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчинённые племена сохраняли собственную политическую структуру и вассализированных правителей, которые отправляли в Хазарию дань
  • Соседи: на севере — Волжская Булгария и славянские племена; на западе — Византия и кочевники-печенеги; на юге — Аббасидский Халифат; на востоке — кочевники-огузы
  • Хазары веками успешно противостояли арабским завоеваниям, но в X веке Каганат ослабел из-за внутренних конфликтов и внешнего давления.
    Волжская Булгария находилась в зависимости от Хазарии, выплачивая дань, и активно стремилась освободиться. Частью этой борьбы стала исламизация булгар, проведенная ханом Алмышем с расчетом на военную помощь от Халифата.
    Затем в конфликт с Хазарией вступила Киевская Русь. Прошлый князь, Святослав, совершил масштабный поход, разгромив столицу Итиль и ключевые крепости, включая Саркел. Это привело к резкому ослаблению и затем распаду Каганата.
  • Бывший бек Хазарии Иосиф бен Аарон после падения хазарской столицы нашел убежище в Хорезме.
    Прошли годы, в Киеве сменился князь. Теперь Русь конфликтует за волжские торговые пути уже с Булгарией, буквально недавно князь Владимир сходил на нее в поход: в целом успешно, но пока без решительной победы. И вот — в Киев едет ваше посольство, договориться о поддержке в возвращении земель Хазарии, взамен предлагая иудейскую веру в единого бога, не зависящую от воли Константинополя, Рима или Халифата

Каганат был многоконфессиональным

  • Правящая элита придерживалась иудаизма, он был принят каганом и его окружением лет двести назад
  • В сельских районах и среди кочевых племен (хазар, булгар, печенегов) сохраняется язычество
  • В западные регионы близкие к Византии проникло христианство, а в южные города, где активно торговали с Халифатом — ислам

Характерные хазарские обычаи

  • Искусные торговцы; Каганат — торговый перекресток между Европой, Азией и Халифатом
  • Быт кочевников. Кочевые хазары и подчиненные племена занимались разведением лошадей, овец и верблюдов. Использовали юрты, особенно в степных районах
  • Популярные ремесла — кожевенное дело, ювелирное искусство и изготовление оружия
  • Хазары славились своей легкой кавалерией, вооруженной луками и саблями. Перед битвами проводились обряды для поднятия духа
  • Обычай гостеприимства — важная часть культуры для народа с кочевыми корнями
    ~ Гость считался благословением, а гостеприимство — священным долгом
    ~ Обидеть гостя считалось тяжким преступлением. Даже враги, ставшие гостями, могли рассчитывать на безопасность.
  • Праздник Навруз — приход весны и нового года, празднуют на весеннее равноденствие (тюркская традиция)
    Символизирует обновление, плодородие и победу света над тьмой
    На него традиционно жечь костер, прыгать через огонь для очищения от зла, избавляться от чего-то старого

Немного про иудаизм

  • Вера в единого Бога (Яхве), который заключил завет с еврейским народом
  • Тора — основная священная книга, а в широком смысле это вся совокупность религиозных источников, подразделяемая на Письменную Тору (Моисеево пятикнижие) и Устную Тору (Талмуд — свод преданий и практических толкований, поясняющий пятикнижие)
  • Иудеям следует придерживаться Галахи (иудейский закон, который регулирует все аспекты жизни)
    ~ Регулярно изучать священные тексты под руководством мудрецов
    ~ Соблюдать Десять заповедей
    ~ Придерживаться Тиккун олам (исправление мира через добрые дела) и отдавать Цдаку (обязательная благотворительность, милостыня)
    ~ Соблюдать Шаббат (чти день субботний) и Кашрут (запрет на свинину, морепродукты, смешение мяса и молока, убой животных по особым правилам)
    ~ Ежедневно молиться; есть три молитвы — утренняя (Шахарит), послеполуденная (Минха) и вечерняя (Маарив)
    Молитва заменяет жертвоприношения, так как Храм в Иерусалиме был разрушен и старые практики невозможны
    ~ Конечно, есть послабления для путешественников, чтобы облегчить их жизнь в дороге (например, переносить время молитв, есть некошерное, чтобы избежать голода и т.д)

Тюркские языческие верования

  • Культ Тенгри (бога неба, см. подробнее мифологию), духов природы и предков. шаманизм
  • Распространены среди не-элиты, а элите хорошо знакомы как сюжеты и суеверия, которые сочетаются с нормами иудаизма

Магическое мышление

  • Вам привычно видеть в событиях, вещах, словах знаки высших сил, поскольку сверхъестественные сущности постоянно присутствуют в мире, непосредственно на него влияют и участвуют в человеческой жизни
  • В городах и селениях, в кольце стен и валов, слишком людно для чудес. А вот выходя в большой внешний мир, следует помнить о возможности столкновения со сверхъестественным и быть осторожным
  • Всякая высшая сила небезопасна для человека. На безлюдье можно столкнуться с проявлениями издревле обитавших в мире духов иясе, или кознями иудейских демонов шедим и маззиким. Духи, даже не враждебные, могут иметь иные понятия о добре или дурно влиять своей инаковостью. А уж злонамеренные легко навредят
    В текстах также описаны чудеса или кары по воле Всевышнего.
  • На окружающую реальность (обстоятельства, удачу, судьбу) можно повлиять сверхъестественным воздействием. Это данность сосуществования с язычеством
    ~ Это НЕ про Каббалу! Такого понятия нет и еще века не будет, в эту сторону копать не нужно.
    ~ Всегда есть молитвы или амулеты-камеи (ношения текстов из Торы или имен ангелов в качестве защиты). Но это довольно пассивный и непрямой способ
    ~ А есть колдовство, хоть это и безбожно. Существуют “проверенные рецепты” для заговоров, колдовских действий и предметов (просто они неизвестны лично тебе). И сила того, кто творит волшбу тоже важный компонент (и не столько колдовская, но и, например, любви-ненависти, которые побудили этим заняться). Некоторые и без инструкции могут зарядить как следует. Для сглаза бывает достаточно взгляда злобы или зависти
    ~ Если своей силы или знаний для колдовства маловато, теоретически, можно договориться с нелюдью
    ~ Данное обещание — связывает

Мифология

Языческие тюркские особенности

  • Шаманизм — шаманы (камлающие) выступают как посредники между людьми и высшими силами, духами
  • Анимизм — всё в природе имеет душу (горы, реки, деревья)
  • Тотемы — почитание животных-предков (например волк, олень, орёл)
  • Культ предков — почитание духов умерших, которые могут влиять на жизнь живых
    Как и много где, в тенгрианстве есть “небесный мир”, земля и “подземный мир”, которые связывает древо в центре
  • У людей и животных может быть много душ, отвечающих за разное. Считалось, что у человека их как минимум три (одна про “дыхание” т.е телесные функции, другая про посмертие — отправляется в мир мертвых и потом перевоплощается, третья – придает человеку личность, после смерти растворятся в природе)

Тюркский пантеон богов — культ Тенгри

Тенгри — верховное божество, бесконечное небо и создатель всего сущего; не вмешивается в дела людей напрямую; управляет небесными природными явлениями (дождь, гром, ветер).
Все другие божества почитаются как проявления Тенгри или духи элементов
Йер-су (Земля-вода) — считается матерью-землей, которая дает жизнь и благополучие всему живому; олицетворяет природу и плодородие земли; отвечает за земные процессы (рост растений, течение рек).
В паре с Тенгри, что символизирует единство неба и земли

Ульгень — бог неба и защитник, связанный с грозой; сын либо антропоморфное воплощение Тенгри; его символ береза
Умай — богиня плодородия и женского начала, домашнего очага; покровительница женщин, детей и родов
Эрлик — бог подземного мира, смерти и владыка и судья царства мертвых; антагонист Ульгеня; ассоциируется со змеями
Кояш или Кун-ата — бог солнца, дарует тепло и урожай
Ай-ата — бог луны ; связан с ночью, тайнами и магией

У этих более “крупных” есть множество детей (по 7-9 сыновей и дочерей), богов чего-нибудь поменьше. Всего богов получалось 99

Тюркский низший пантеон (духи)

Иясе — дух конкретного места или природного явления, буквально означает “хозяин”; по ситуации может быть как добрым, так и враждебным

Урман иясе (Хозяин леса) — дух леса, защитник животных и растений; может наказать тех, кто вредит природе.
Су иясе (Хозяин воды) — дух воды, обитающий в реках, озёрах и источниках
Йел иясе (Хозяин ветров) — дух ветра или бури
Од иясе — дух огня; огонь имеет очистительное и защитное значение; к Од иясе обращались во время ритуалов, например, прыгая через костер на праздниках или бросая в огонь подношение
Арвах — духи предков, которые могут помогать или вредить живым; требуют почитания и подношений, могут навлечь беду за нарушение обычаев или позорное поведение
Албасты — злой женский дух, связанный с водой и болотами; может насылать болезни и кошмары.
Убыр — злой дух или нежить, пьющая кровь людей и животных.
Аждаха (Бессмертный Змей) — мифический змей, связанный с подземным миром и хаосом; часто выступает как противник героев.

Из иудаизма

Тут можно считать мифологией в каком-то сочетании с тюркским язычеством

Ветхозаветные сюжеты, например

  • Единый Бог создал мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал (Шаббат).
  • История Адама и Евы, грехопадение и изгнание из Эдемского сада итп
  • Миф о катаклизме — история Ноя: Бог наслал дождь и потоп, длившиеся 40 дней и 40 ночей. Вода покрыла даже самые высокие горы, уничтожив всё живое, и лишь потом начала убывать. Ковчег пристал к Араратским горам и ждал несколько месяцев. Ной выпускал ворона, который каждый раз не найдя суши возвращался назад. Затем выпускал голубя. который сначала вернулся ни с чем, потом принес оливковую ветвь, а значит показалась поверхность земли. В третий раз голубь не вернулся. Тогда Ной смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю

Условно исторические чудеса и знамения, например

  • При Исходе из Египта — Десять казней, рассечение Красного моря
  • Манна небесная — еда, которую Бог посылал евреям в пустыне
  • Чудеса пророков (Например, Илия, воскресивший мертвого)

Почитаются патриархи (Авраам — отец еврейского народа, заключивший завет с Богом; Моисей — вывел евреев из Египта, получил Тору на горе Синай) и довольно большое количество пророков (Илия, Исайя, Иеремия и другие, передававшие волю Бога)

Сверхъестественными сущностями, помимо Бога являются ангелы — посланники Бога (например, Гавриил, Михаил)

Из злых сил могут быть демоны, описанные в Талмуде. Они многочисленны и окружают человека со всех сторон, так как обитают в воздухе, воде, на деревьях итп. Есть разновидности:

Демоны (шедим), например Лилит (считается первой женой Адама, которая стала демоницей; ассоциируется с ночными кошмарами или Асмодей (царь демонов; символизирует зло и разрушение. Демонами Шедим могут числиться и языческие божества

Маззиким — более мелкие вредоносные духи, вызывающие несчастья и неприятности


Картина мира

Волжская Булгария

  • Находится в среднем течении Итиля (Волги)
  • Столица — Болгар (или Булгар) стоит на пути “из варяг в арабы”. Крупные города — Биляр, Сувар, Ошель.
  • Правитель — эльтебер (князь) или хан. Хорошо известен хан Алмуш, при котором Волжская Булгария приняла ислам более полувека назад.
  • Соседи на востоке — кочевые племена (печенеги, огузы); на западе — Киевская Русь; на юге был, но пал Хазарский каганат;
  • Волжская Булгария долгое время находилась в зависимости от Хазарского каганата, платя ему дань, но активно стремилась освободиться. Исламизация была в том числе проведена для получения помощи Халифата в этой борьбе.
    Затем в собственный конфликт с хазарами вступила Киевская Русь. Прошлый князь, Святослав, в своем походе разгромил их столицу Итиль и другие ключевые крепости, что привело к ослаблению и затем распаду Каганата.
    Булгария заполнила вакуум и укрепила свои позиции в регионе и контроле торговли“из варяг в арабы”.
  • Теперь Русь конфликтует за торговые пути уже с Булгарией, буквально недавно князь Владимир сходил на нее в поход: в целом успешно, но без решительной победы. И вот — в Киев едет ваше посольство, чтобы договориться о прочном мире, закрепить связи и границы влияния

Характерные булгарские обычаи

  • Традиция гостеприимства — важная часть культуры, особенно для купцов и путешественников
    ~ Гостю предлагали лучшую еду, питьё и место в доме. Отказ от угощения мог быть воспринят как оскорбление.
    ~ Куначество — побратимство между гостем и хозяином, которое обязывало их помогать друг другу в будущем
  • Конь — животное, к которому относятся с особым пиететом; символ свободы и силы
    ~ Булгарские кони ценятся и ими акивно торгуют с соседями
    ~ Для воинов ценно искусство верховой езды. Также принято брать оружие, доспехи и коней врагов как трофеи
    ~ В доисламский период умершего хоронили не только с предметами, но иногда и с конем
  • Праздник Навруз — приход весны и нового года, празднуют на весеннее равноденствие (тюркская традиция еще с доисламских времен)
    Символизирует обновление, плодородие и победу света над тьмой
    На него традиционно жечь костер, прыгать через огонь для очищения от зла, избавляться от чего-то старого

Немного про ислам

  • Коран — священная книга ислама, содержащая откровения Аллаха, переданные через пророка Мухаммада. Сунна — сборник преданий (хадисов) о жизни и высказываниях Пророка, который дополняет Коран.
  • Пять столпов
    ~ Шахада (свидетельство веры) — нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его посланник
    ~ Намаз — пятикратная молитва в течение дня; совершается в чистом месте и после ритуального омовения; для путешественников есть послабления по количеству и соблюдению времени
    ~ Закят (милостыня) — обязательное пожертвование в пользу нуждающихся
    ~ Саум (пост) — в течение месяца Рамадан воздержание от еды, питья и кутежа от рассвета до заката
    ~ Хадж (паломничество в Мекку) — совершается хотя бы раз в жизни, если человек физически и финансово способен на это.
  • Новые нормы: с принятием веры Халифата в Булгарии стали перенимать исламские традиции, но “со звездочкой”
    С одной стороны — Коран и Сунна, мечети, медресе, нормы шариата и арабская письменность
    С другой стороны — остался свой язык и эстетика

Верования

  • До ислама — тюркские верования: культ Тенгри (бога неба, см. мифологию), духов природы, предков
  • После — официальное принятие ислама с приглашением посольства из Багдада, но сохранились языческие традиции в суевериях и сюжеты в сказках

Магическое мышление

  • Вам привычно видеть в событиях, вещах, словах знаки высших сил, поскольку сверхъестественные сущности постоянно присутствуют в мире, непосредственно на него влияют и участвуют в человеческой жизни
  • В городах и селениях, в кольце стен и валов, слишком людно для чудес. А вот выходя в большой внешний мир, следует помнить о возможности столкновения со сверхъестественным и быть осторожным
  • Всякая высшая сила небезопасна для человека. На безлюдье могут встретиться ангелы и джинны, или издревле обитавшие в мире духи иясе. Даже не враждебные духи, могут иметь иные понятия о добре или дурно влиять своей инаковостью. А уж злонамеренные легко навредят
    С некоторыми святыми, как рассказывают, случались чудеса по воле Аллаха. Но божественное проявление может снести тебя, как букашку
  • На окружающую реальность (обстоятельства, удачу, судьбу) можно повлиять сверхъестественным воздействием. Это данность сосуществования с язычеством.
    ~ Всегда есть рукия (разрешенное в исламе чтение аятов Корана или молитв для защиты от сглаза-порчи-болезней) или амулеты-тавиз (ношение аятов в качестве защиты). Но это довольно пассивный и непрямой способ
    ~ А есть сихр (прямо колдовство), хоть это и харам. Существуют “проверенные рецепты” для заговоров, колдовских действий и предметов (просто они неизвестны лично тебе). И сила того, кто творит волшбу тоже важный компонент (и не столько колдовская, но и, например, любви-ненависти, которые побудили этим заняться). Некоторые и без инструкции могут зарядить как следует. Для сглаза (айн) бывает достаточно взгляда злобы или зависти
    ~ Если своей силы или знаний для колдовства маловато, теоретически, можно договориться с нелюдью.
    ~ Данное обещание — связывает.

Мифология

Языческие тюркские особенности

  • Шаманизм — шаманы (камлающие) выступают как посредники между людьми и высшими силами, духами
  • Анимизм — всё в природе имеет душу (горы, реки, деревья)
  • Тотемы — почитание животных-предков (например волк, олень, орёл)
  • Культ предков — почитание духов умерших, которые могут влиять на жизнь живых
    Как и много где, в тенгрианстве есть “небесный мир”, земля и “подземный мир”, которые связывает древо в центре
  • У людей и животных может быть много душ, отвечающих за разное. Считалось, что у человека их как минимум три (одна про “дыхание” т.е телесные функции, другая про посмертие — отправляется в мир мертвых и потом перевоплощается, третья – придает человеку личность, после смерти растворятся в природе)

Тюркский пантеон богов — культ Тенгри

Тенгри — верховное божество, бесконечное небо и создатель всего сущего; не вмешивается в дела людей напрямую; управляет небесными природными явлениями (дождь, гром, ветер).
Все другие божества почитаются как проявления Тенгри или духи элементов
Йер-су (Земля-вода) — считается матерью-землей, которая дает жизнь и благополучие всему живому; олицетворяет природу и плодородие земли; отвечает за земные процессы (рост растений, течение рек).
В паре с Тенгри, что символизирует единство неба и земли

Ульгень — бог неба и защитник, связанный с грозой; сын либо антропоморфное воплощение Тенгри; его символ береза
Умай — богиня плодородия и женского начала, домашнего очага; покровительница женщин, детей и родов
Эрлик — бог подземного мира, смерти и владыка и судья царства мертвых; антагонист Ульгеня, ассоциируется со змеями
Кояш или Кун-ата — бог солнца, дарует тепло и урожай
Ай-ата — бог луны ; связан с ночью, тайнами и магией

У этих более “крупных” есть множество детей (по 7-9 сыновей и дочерей), богов чего-нибудь поменьше. Всего богов получалось 99

Тюркский низший пантеон (духи)

Иясе — дух конкретного места или природного явления, буквально означает “хозяин”; по ситуации может быть как добрым, так и враждебным

Урман иясе (Хозяин леса) — дух леса, защитник животных и растений; может наказать тех, кто вредит природе.
Су иясе (Хозяин воды) — дух воды, обитающий в реках, озёрах и источниках
Йел иясе (Хозяин ветров) — дух ветра или бури
Од иясе — дух огня; огонь имеет очистительное и защитное значение; к Од иясе обращались во время ритуалов, например, прыгая через костер на праздниках или бросая в огонь подношение
Арвах — духи предков, которые могут помогать или вредить живым; требуют почитания и подношений, могут навлечь беду за нарушение обычаев или позорное поведение
Албасты — злой женский дух, связанный с водой и болотами; может насылать болезни и кошмары.
Убыр — злой дух или нежить, пьющая кровь людей и животных.
Аждаха (Бессмертный Змей) — мифический змей, связанный с подземным миром и хаосом; часто выступает как противник героев.

Из ислама

Почитаются пророки, такие как Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и Мухаммад. Каждый пророк был послан к своему народу, а Мухаммад считается последним пророком, завершившим цепь откровений

Миф о катаклизме — история Нуха: Аллах приказал Нуху строить ковчег, затем «закипела печь» и из под земли и с небес излилась вода, которая заполнила весь мир. Спаслись только пророк Нух, его близкие и те, кто ему поверил, а также взятые в ковчег пары всех живых существ. Первым вошедшим в ковчег животным был муравей, а последним — осёл, вместе с которым туда проник Иблис. Один из сыновей пророка отказался плыть с ним, надеясь спастись от потопа на горе, и погиб.
Ковчег носило по огромным, как горы, волнам, а затем, когда вода спала, он опустился на гору аль-Джуди. Нух послал на поиски суши во́рона, который не вернулся, обнаружив землю и пропитание. Затем была послана голубка, которая вернулась со свежей веткой. В награду ей было подарено красивое ожерелье, которое с тех пор украшает шею всех голубок. Тогда Нух смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю

Существует понятие муаджизат — чудеса, совершенные пророками с позволения Аллаха (например, рассечение моря Мусой или оживление мертвых Исой).
В народной культуре почитаются святые (авлия), которым приписывают чудеса (караматы).

Помимо земного мира существуют места, куда попадают души умерших после суда — Рай (Джанна) для вечного блаженства, и Ад (Джаханнам) для наказания.

Сверхъестественными сущностями можно считать ангелов и джиннов.
Ангелы (малаика) — бесполые существа, созданные из света, которые служат Аллаху (например, Джибрил — архангел, передающий откровения).
Джинны — существа, созданные из огня, которые могут быть как добрыми, так и злыми (Например, Иблис — самый известный джинн, отказавшийся поклониться Адаму и ставший Шайтаном).
Джинны могут принимать человеческий или животный облик, и жить во всевозможных неодушевлённых предметах, таких как камни, деревья, руины, а также жить в земле, воздухе и огне. Джинны могут наказывать людей за любой причинённый им вред; им приписывается ответственность за многие болезни и несчастные случаи.

Ифриты — джинны, повелевающие огнём, считаются слугами шайтана, которые могут серьёзно навредить людям; ассоциируются с подземным миром, также отождествляется с духами мёртвых

Мариды (малики) — джинны воздуха или воды, рациональные и разумные создания, к ним обращаются за помощью колдуны


Картина мира

О культурном коде епископа Иоанна

Прежде чем отправиться в заснеженную Русь, Иоанн вполне мог отдельно справиться о тамошних обычаях, в той мере, в какой византийцам они знакомы. Если нужно что–то уточнить — пожалуйста, пиши.
Если захочешь использовать для персонажа что-то из огромного византийского культурного багажа — делай это.
Про особенности мышления и реалии восточного христианства напишем ниже.

Империя в расцвете

  • Территория Византии во второй половине X века это Балканы, Малая Азия, южная Италия и часть Ближнего Востока.
  • Император — Василий II Болгаробойца из Македонской династии
    Константинополь — крупнейший город Европы, центр торговли и культуры. Византия славится своими школами и библиотеками. Сохраняются античные традиции в философии и науке
    Константинопольский патриарх — духовный лидер восточнохристианского мира
  • Соседи
    ~ на западе — “свежесозданная” лет двадцать назад Священная Римская империя и Венеция;
    ~ на севере — Болгарское Царство (с которым регулярно ведутся войны, в тч прямо сейчас) и Киевская Русь;
    ~ на востоке и юге — государства “осколки” развалившегося Абассидского халифата

База восточного христианства

  • Вера в единого Бога (Троицу: Отца, Сына и Святого Духа), который через Иисуса Христа принес людям спасение
  • Библия (Священное Писание) — основная священная книга, включающая Ветхий Завет (греческий перевод Септуагинта) и Новый Завет. Особое значение придается Евангелиям и посланиям апостолов.
  • Священное Предание — совокупность учений, традиций и практик, переданных от апостолов и отцов Церкви. Включает решения Вселенских Соборов, литургические тексты и труды святых отцов.
  • Литургия — центральное богослужение, совершаемое по чину святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. Включает чтение Писания, молитвы и причастие
  • Во главе Церкви — Патриарх Константинопольский Николай II Хрисоверг
    Епископы, священники и диаконы управляют приходами и монастырями.
  • Семь Таинств
    ~ Крещение (вхождение в Церковь)
    ~ Миропомазание (дар Святого Духа)
    ~ Евхаристия (причастие Телом и Кровью Христовыми)
    ~ Покаяние (исповедь)
    ~ Священство (рукоположение в духовный сан)
    ~ Брак (венчание)
    ~ Елеосвящение (соборование для исцеления)
  • Церковные праздники
    ~ Пасха
    ~ Двунадесятые праздники
    Посвящены ключевым событиям из жизни Иисуса Христа (Крестовоздвижение, Рождество, Крещение, Сретение, Вход в Иерусалим, Вознесение, День Святой Троицы, Преображение) и Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение)

Христианину следует

  • Верить в триединого Бога, признавать Иисуса Христа Спасителем и следовать Его учению
  • Соблюдать Десять заповедей
  • Избегать смертных грехов: гордыни, жадности, гнева, зависти, похоти, чревоугодия и уныния (лени)
  • Совершать молитву утром и вечером
  • Посещать церковные службы, регулярно исповедоваться и причащаться
  • Воздерживаться от скоромной пищи в постные дни, а также соблюдать многодневные посты (Великий, Успенский, Рождественский, Петров)
  • Помогать бедным, больным и нуждающимся, а также жертвовать на Церковь и монастыри

Отношение к другим религиям

Про западное христианство

  • Все знают, что у христианства есть две ветки — западная и восточная. В настоящий момент они находятся в состоянии мира и сотрудничества (на религиозной почве). Примерно сто лет назад был большой конфликт, известный как Фотиева схизма, но сейчас он разрешен, остался только осадок.
  • При этом западные и восточные христиане соперничают политически за влияние над епархиями (в тч новыми, которые создаются для свежекрещенных народов). Восток представляет власть императора Византии, запад — власть Папы Римского. В некотором смысле, Запад успешнее в продвижении, т.к. в последнее время крестил немало королей.
  • Польша крестилась вот только что: князь Мешко, отец княжны Святославы, стал первым христианским королем. Необходимость креститься у него совпала с тем, что он привел многие разрозненные племена под свою власть.

Про ислам

  • После завоевания территорий в Малой Азии и на Ближнем Востоке византийцы начали более активно взаимодействовать с мусульманским миром через дипломатию, торговлю и культурный обмен. При дворе византийских императоров часто бывают мусульманские послы, а византийские ученые изучают арабские тексты.
  • Византийские богословы критикуют ислам с точки зрения христианской догматики, но ведут с мусульманами диалог, особенно в пограничных регионах.
  • Некоторые историки предполагают, что ислам мог повлиять на византийских иконоборцев (IX век), хотя это спорный вопрос

Про иудаизм

  • Византийские христиане считают себя наследниками библейских обетований и рассматривают иудаизм как "устаревшую" религию, которая утратила свою актуальность с приходом Христа. В то же время очевидно, признают, что иудаизм был основой христианства, ведь Ветхий Завет остается частью священного писания.
  • Иудеи в Империи свободно исповедуют свою религию в "терпимом" статусе с правом на самоуправление в своих общинах
    В то же время им законодательно запрещено занимать государственные должности, владеть рабами-христианами или обращать христиан в иудаизм

Про язычество и язычников

  • Небольшие церкви есть везде, куда ездят христианские торговцы. Приехать в крупный город и найти там христианскую церковь / местных священников — обычное дело
  • В Византии, конечно, никаких языческих капищ нет, но договорами с язычниками, которые будут клясться по своим обрядам, никого, опять-таки, не удивишь. Императору служат выходцы из дальних языческих краев, и их торговцы приезжают.
  • Для Византии крещенный равно культурный. Все остальные воспринимаются с легким привкусом варварства, как минимум: очень интересно, но явно не ровня. А то и вовсе как заморская диковинка.
  • Желание проповедовать крещение кому-либо, кроме власть предержащих, у представителей христианского мира официально отсутствует. Их задача — продвижение своих идей среди княжеской семьи и других важных лиц государства. Остальные имеют значение разве что как зарядка для ума.
  • Христианство не имеет движения против язычников / колдунов — разве что в рамках общего уголовного кодекса «за вред руку отруби». В Библии широко описаны случаи сосуществования христианских царей и ворожей; просто обращаться к ворожеям и колдунам безбожно, но какой с язычников спрос? Я христианин и к духам не обращаюсь, а вот остальные пусть живут, как знают, — думает современник наших героев.

Истории, образы и символы для мистических ассоциаций

  • Природные объекты как отражение божественного замысла. Например, горящий куст, голубь — Святой Дух, итп
  • Злые духи, бесы и их влияние на человека. Истории об изгнании бесов и борьбу с искушениями
  • Библейские сюжеты
  • Жития святых, рассказы о чудесах и знамениях
  • Любые апокрифы
  • Иноверские и языческие сюжеты и сущности, которые персонаж допускает для себя

Магическое мышление

  • Тебе привычно видеть в событиях, вещах, словах знаки высших сил, поскольку сверхъестественные сущности постоянно присутствуют в мире, непосредственно на него влияют и участвуют в человеческой жизни
  • В городах и селениях слишком людно для чудес. А вот выходя в большой внешний мир, следует помнить о возможности столкновения со сверхъестественным и быть осторожным
  • Всякая высшая сила небезопасна для человека. На безлюдье можно столкнуться с духами или бесами. Духи, даже не враждебные, могут иметь иные понятия о добре или дурно влиять своей инаковостью. А уж злонамеренные легко навредят.
    Происходят господни чудеса и знамения. Но божественное проявление может снести тебя, как букашку
  • На окружающую реальность (обстоятельства, удачу, судьбу) можно повлиять сверхъестественным воздействием. Это данность сосуществования с язычеством
    ~ Всегда есть молитва. Но это довольно пассивный и непрямой способ
    ~ А есть колдовство, хоть это и безбожно. Существуют “проверенные рецепты” для заговоров, колдовских действий и предметов (просто они неизвестны лично тебе). И сила того, кто творит волшбу тоже важный компонент (и не столько колдовская, но и, например, любви-ненависти, которые побудили этим заняться). Некоторые и без инструкции могут зарядить как следует. Для сглаза бывает достаточно взгляда злобы или зависти
    ~ Если своей силы или знаний для колдовства маловато, теоретически, можно договориться с нелюдью
    ~ Данное обещание — связывает

Картина мира

Польша

  • Молодое государство, объединенное под властью князя Мешко I Пяста четверть века назад.
  • Столица Гнезно расположена в центральной области, Великой Польше
    Крупные города —Познань, Краков и Вроцлав
  • Князь Мешко I, в 966 году принял христианство по латинскому обряду и стал первым христианским королем.
    Необходимость креститься у него совпала с тем, что он привел под свою руку многие разрозненные племена. Также хотелось избежать давления соседних христианских держав
  • Соседи и внешняя политика
    ~ на западе — Священная Римская империя, князь вынужден балансировать между сопротивлением и сотрудничеством, пытаясь сохранить независимость
    ~ на юге — союзная Чехия, князь женат на чешской княжне Дубравке
    ~ с востока — Киевская Русь, с которой конкурируете за влияние на пограничные Червенские земли
    ~ на севере — балтийские племена, которые пока остаются языческими и часто становятся объектом военных походов. Также конкуренция с варягами за контроль над территорией и торговыми путями
  • Воинственный князь ищет поддержки в своей борьбе с германцами и варягами. Политический союз с Киевом, скрепленный браком, был бы ему выгоден, но языческая вера князя Владимира – серьезное препятствие на этом пути. В качестве посла на Русь он отправил свою дочь.

За пределами столицы, элиты и княжеской семьи

Польша все еще довольно языческая, люди верят в:

  • Обожествленные силы природы (см. пантеон далее)
  • Низший пантеон духов природных мест и явлений
  • Почитание предков
  • Отмечают праздники солярного цикла (к которым присоседиваются христианские)

С христианством ситуация следующая

  • Все знают, что есть две ветки — западная и восточная. В настоящий момент они находятся в состоянии мира и сотрудничества (на религиозной почве).
  • При этом западные и восточные христиане соперничают политически за влияние над епархиями (в тч новыми, которые создаются для свежекрещенных народов). Восток представляет власть императора Византии, запад — власть Папы Римского. В некотором смысле, Запад успешнее в продвижении, т.к. в последнее время крестил немало королей и князь Мешко в их числе
  • Польша крестилась недавно и еще не завела собственной церковной иерархии и не стала архиепископством. Туда назначен подчиненный Риму миссионерский епископ Иордан

База христианства

  • Священное Писание — Библия, основная священная книга, состоящая из Ветхого и Нового Завета.
  • Священное Предание — совокупность толкований, учений, традиций и практик от отцов Церкви; очень уважаемо, но все-таки не считается частью Писания
  • Семь Таинств:
    ~ Крещение (вхождение в Церковь)
    ~ Миропомазание (дар Святого Духа)
    ~ Евхаристия (причастие Телом и Кровью Христовыми)
    ~ Покаяние (исповедь)
    ~ Священство (рукоположение в духовный сан)
    ~ Брак (венчание)
    ~ Елеосвящение (соборование для исцеления)
  • Основные церковные праздники — Пасха, Рождество Христа, День всех святых

Христианину следует

  • Верить в триединого Бога, признавать Иисуса Христа Спасителем и следовать Его учению
  • Соблюдать Десять заповедей
  • Избегать смертных грехов: гордыни, жадности, гнева, зависти, похоти, чревоугодия и уныния (лени)
  • Совершать молитву утром и вечером
  • Посещать церковные службы, регулярно исповедоваться и причащаться
  • Воздерживаться от скоромной пищи в постные дни, а также соблюдать многодневные посты
  • Помогать бедным, больным и нуждающимся, а также жертвовать на Церковь и монастыри

Магическое мышление

  • Привычно видеть в событиях, вещах, словах знаки высших сил, поскольку сверхъестественные сущности постоянно присутствуют в мире, непосредственно на него влияют и участвуют в человеческой жизни
    ~ В зависимости от веры современник знает, что кто-то да приглядывает за ним, будь то старые боги или провидение Господа
    ~ Говорят, с сущностями “нижнего языческого звена” можно столкнуться вдали от людных мест, например в дороге. Необычные природные объекты (разлапистое дерево-корифей, или отмеченное ударом молнии; живописное озеро, скала или обрыв особенной формы, крупный красивый зверь и т.п.) могут оказаться обиталищем какой-нибудь нечисти
    ~ Всякая нелюдь небезопасна для человека. Встреча с божественной силой может снести тебя как букашку, есть примеры в Писании.
    Духи, даже не враждебные, могут иметь иные понятия о добре или дурно влиять своей инаковостью. А уж злонамеренные легко навредят.
    В городах и селениях, в кольце стен и валов, для них слишком людно. А вот выходя в большой внешний мир, всегда следует помнить о столкновении со сверхъестественным и быть осторожным.
  • На окружающую реальность (обстоятельства, удачу, судьбу) можно сверхъестественно влиять. Это данность сосуществования с язычеством
    ~ Всегда есть молитва Но это довольно пассивный и непрямой способ
    ~ Пробовать заговоры и мастерить обереги может любой, вопрос в том, насколько действенно и полезно это окажется
    ~ Ворожба это безбожно и греховно, тем не менее, она есть
    Для магических действий и предметов существуют “проверенные рецепты” (просто они неизвестны лично тебе), а сила того, кто творит волшбу тоже важный компонент (и не только волшебная, но и, например, любви-ненависти, которые побудили этим заняться). Некоторые и без инструкции могут зарядить сглазом как следует.
    ~ Если своей силы или знаний маловато, теоретически, можно договориться с нелюдью
    ~ Данное обещание — связывает.

Мифология

Христианские истории, образы и символы для ассоциаций

  • Природные объекты как отражение божественного замысла. Например, горящий куст, голубь — Святой Дух, итп
  • Злые духи, бесы и их влияние на человека
  • Библейские сюжеты, чудеса и знамения
  • Любые апокрифы

Полабский пантеон

Свентовит — главный среди богов, небесный патриарх, покровитель воинов, бог войны и победы. Также он связан с плодородием — считаем, что типичным для небесного божества образом: его дождь (и остальные небесные природные явления) оплодотворяют мать-землю
Идол изображают с четырьмя головами, смотрящими в разные стороны, что символизирует его всевидящую природу.
Атрибуты — меч, рог изобилия и белый конь

Жи́ва — воплощение плодородного аспекта земли, дающей жизнь, а также женского начала. Сестра Мораны и противопоставлена ей. Покровительствует женщинам, отвечает за домашний очаг, деторождение а также любовь. Её атрибуты — цветы, зелёные ветви и свет.

Морана (Маржана) — богиня смерти, что властвует над землей на пару с сестрой Жи́вой. Вместе они символизируют цикл жизни: все, что рождено землей, умрет и в землю возвратится. Также Морана богиня снов и волшбы. Зима и ночь — ее время. Не олицетворяет луну, но ассоциируется.

Яровит — бог солнечного света и урожая, покровитель земледелия и дада, тоже плодородия. Связан с пробуждением природы, а также у Яровита есть воинский аспект.
Его атрибуты — щит и солнечный диск

Сварог (Сварожич) — бог огня как в сакральном (огонь очищающая и защитная сила), так и в бытовом смысле, он кузнец и покровитель ремесел

Триглав — трехголовый бог, надзирающий за тремя мирами: небесным, земным и подземным. Отвечает за гармонию мироздания и природные циклы. В какой-то мере управляет подземным царством и приглядывает за мертвыми.
Также ассоциируется с тайными знаниями, так как объединяет видение всех миров

Зоря — богиня рассвета, весны, ну и в целом обновления; невеста либо жена Солнцу; участница новогоднего мифа

Низший пантеон

Зюзя — зимний дух повелитель мороза, холода и мрака, который укорачивает дни. Его атрибут — посох или булава. В зимние месяцы так силен, что даже солнце перед ним робеет.
Лесовик/Лесовица — хозяйский дух леса
Водник — хозяйский дух водоема
Русалка — водная нелюдь, которая охраняет водоёмы, а еще связана с плодородием и растительностью, т.е. водой, дающей “зеленую жизнь”. Есть мнение, что русалками становятся девушки, умершие до замужества или утонувшие.
Болотник/Болотница — хозяйский дух болота; считается что на болотах граница между миром живых и подземным миром мёртвых особенно тонка
Кикимора — обитает в заброшенных жилищах за околицей; ее задабривают, чтобы помогала (или хоть не мешала) делать всякую “домашнюю” работу за околицей, не таскала вещи во время стирки, не пугала скотину на выгуле и т.д.
Ендза — нелюдь страж границы между миром живых и мертвых (подземным), проводница мертвых на тот свет
Оборотень — нелюдь принимающая то человеческий, то звериный облик
Навья — заложный мертвец, не получивший упокоения или позабытый предок, не получающий поминовения, и злобствующий по этому поводу; соответственно ассоциируется с несчастьями, но можно и задобрить; может быть бестелесным призраком
Упырь — нежить, заложный мертвец, не получивший упокоения (не захоронен, много и злобно колдовал при жизни и пр); встает из могилы, вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству

Новогодний миф

Как известно, Жива и Маржана властвуют над землею поочередно. Летом время плодородия и роста, а зимой — почти умирания, но все-таки сна и отдыха перед следующим циклом.

Пробудить землю от зимнего сна, чтобы он не стал мертвенным — дело Зори. Она должна спускаться с небес и заглядывать к морозной спящей, проверять как там дела с отдыхом. А когда настанет срок, то вместе со своим супругом-Солнцем обновить небесный огонь, чтобы он жарче разгорался, тепло и свет отогнали моранину мертвечину, и наступила весна.

Но землю в это время окутывает льдом и стужей Мороз-Зюзя. И он хотел бы похитить и оставить у себя Зорю, когда та спускается, уж больно она юная и прекрасная.
Чтобы этого не произошло, и чтобы весна пришла как положено, принято было всем миром помогать отпугивать Зиму, проводить обряд встречи весны. Люди возжигали костры, чтобы каждая искорка к небесному огню присоединилась, жгли чучела Маржаны. А еще выбирали красную девицу, что от них, будто Зоря, Солнцу кланялась и дары приносила…

Да, в прежние времена, рассказывают, было именно так.