Привычно видеть в событиях, вещах, словах знаки высших сил, поскольку см. далее
Сверхъестественные сущности постоянно присутствуют в мире, непосредственно на него влияют и участвуют в человеческой жизни
~ До богов далеко, и отвлекать их просьбами по житейским пустякам не принято. Боги — довольно высокое начальство, ведающее серьезными делами: мироустройство, смена сезонов и т.п.
~ Совсем другое дело — сущности “среднего и нижнего звена”, особенно местные леший, водяной и прочие, кто обитает буквально по соседству. Вот их-то иногда нормально попросить помочь или не мешать, направить или дать совет, за что принято благодарить отдарками или угощением
~ Всякая нелюдь небезопасна для человека. Даже не враждебная может иметь иные понятия о добре или дурно влиять своей инаковостью. А уж злонамеренная легко навредит. Поэтому люди живут и позволяют себе расслабиться только в защитном кругу околицы и костра (очага) деревни
На окружающую реальность (обстоятельства, удачу, судьбу) можно влиять посредством ворожбы
~ У любого обыденного дела есть правильный — с точки зрения влияния высших сил — способ исполнения. Вплоть до того, что мешать еду следует посолонь, потомучто.
~ Пробовать заговоры и мастерить обереги может любой, вопрос в том, насколько действенно и полезно это окажется
~ Для магических действий и предметов существуют “проверенные рецепты” (просто они неизвестны лично тебе), но сила того, кто творит волшбу тоже важный компонент (и не только волшебная, но и, например, любви-ненависти, которые побудили этим заняться). Некоторые и без инструкции могут зарядить как следует.
~ Если своей силы или знаний маловато, теоретически, можно договориться с нелюдью
~ Данное обещание — связывает.
Когда выходишь за околицу деревни, то переступаешь границу обыденного мира людей. Здесь, в Лесу, всё иначе, особенно Зимой. Наедине с большим внешним миром, полным неподвластных и не до конца понятных сил, ты чувствуешь себя частью чего-то большего, древнего и таинственного.
Надевая маску и обереги, ты меняешь не только облик, но и самосознание. Чтобы идти дальше, нужно стать не просто человеком, придется “вырасти над собой”.
Итак, в Лесу ты не только ты, но и обитатель небыли — дух. Это не потеря себя, а расширение, потому что для возможности договариваться с нелюдью и духами Леса в их мире, нужно стать одним из них.
Дуализм мышления: во время проведения Обрядов ты одновременно и человек, и нет. Несомненно помнишь, кто ты, но, сознание как бы раздваивается. Можешь говорить от имени духа, действовать так, как никогда бы не поступил в деревне, и это не будет ошибкой.
Кратко:
~ В Лесу за околицей ты не теряешь свое я, но становишься чем-то большим, чем человек.
~ Это не значит полностью перевоплотиться в духа, а предполагает двойственное самосознание и вторую точку зрения с ракурса другого, чем имеет деревенский обыватель.
Небо-отец — божественная патриархальная сущность, людьми не занимается, землю дождем оплодотворяет
Мать-Земля — неантропоморфная божественная сущность и мать всего, но также и смерть (так как все что на земле родилось в нее возвратится); в паре с небом
Остальные участники пантеона на положении их детей, а с другой стороны, могут образовывать супружеские пары
Перун — покровитель воинов и громовержец, а через это отвечает и за плодородный дождь (продолжение отца)
Мокошь — богиня земли дающей и родящей, а также прядения-ткачества и вообще женской работы; в паре с Перуном
Велес — бог хтони, подземного мира, скота и злата – Змей
Мара — сон и смерть, отражение второй ипостаси Матери-Земли
Стрибог — бог ветров и воздуха, а также водных потоков
Даждьбог — олицетворение Солнца, а через это еще и урожая
Заря — богиня рассвета, весны, ну и в целом обновления; про любовь — тоже к ней; в паре с Солнцем; участница новогоднего мифа
Сварог — бог огня и кузнец
Не возбраняется домысливать богам дополнительный ассоциированный функционал
Карачун — зимний дух повелитель мороза, холода и мрака, который укорачивает дни
Леший/Лешачиха — хозяйский дух леса
Водяной — хозяйский дух водоема
Русалка — водная нелюдь, которая связана с плодородием, т.е. водой, дающей “зеленую жизнь”. Есть мнение, что русалками становятся девушки, умершие до замужества или утонувшие.
Берегиня — хозяйский защитный дух земли, деревьев, растений
Болотник/Болотница — хозяйский дух болота; считается что на болотах граница между миром живых и подземным миром мёртвых особенно тонка
Кикимора — обитает в заброшенных жилищах за околицей; ее задабривают, чтобы помогала (или хоть не мешала) делать всякую “домашнюю” работу за околицей, не таскала вещи во время стирки, не пугала скотину на выгуле и т.д.
Яга — нелюдь страж границы между миром живых и мертвых (подземным), проводница мертвых на тот свет
Оборотень — нелюдь принимающая то человеческий, то звериный облик
Навья — заложный мертвец, не получивший упокоения, или позабытый предок, не получающий поминовения, и злобствующий по этому поводу; соответственно ассоциируется с несчастьями, но можно и задобрить; может быть бестелесным призраком
Упырь — нежить, заложный мертвец, не получивший упокоения (не захоронен, много и злобно колдовал при жизни и пр); встает из могилы, вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству
Как всем известно™, у мира есть три яруса – небесный (за него главный — Перун), земной (за него поровну Мокошь и Мара) и подземный (там царит Велес).
В давние времена Змей-Велес похитил Мокошь, жену Громовержца-Перуна, что привело к ужасным последствиям в земном мире: возобладала Мара, и все стало покрываться тьмой и льдами. Но Перун спустился из своего небесного обиталища и последовал за врагом. Преследуемый Велес при помощи сил Мокоши создавал в земном мире за собой преграды — новые реки, леса, камни-горы — обращался в птицу, зверя, скотину, человека. Но Перун их все равно настиг, преграды разметал, схватился со Змеем в поединке и сразил его. Грозой и молниями загнал Велеса в подземное царство, а жену вернул. Победа завершилась дождем, принесшим исцеление и плодородие на весь хаос, который учинила вражда богов в земном мире.
Хотя конечно, такие раны и бедствия не прошли для земли бесследно, и теперь ей приходится каждый год погружаться в сон, чтобы отдохнуть. Тогда наступает время Мары, усиливается ледяное дыхание подземного мира, и приходит зима.
Пробудить землю от зимнего сна, чтобы он не стал мертвенным — дело Зари. Она должна спускаться и заглядывать к морозной спящей, проверять как там дела с отдыхом, а когда настанет срок, то вместе со своим Даждьбогом-Солнышком обновить небесный огонь, чтобы он жарче разгорался, тепло и свет отогнали марину мертвечину, и наступила весна.
А еще шутка, повторенная дважды, становится в два раза смешнее, поэтому теперь Карачун хотел бы похитить и оставить у себя Зарю, когда та спускается, уж больно она юная и классная.
Чтобы этого не произошло, и чтобы весна пришла как положено, принято всем миром помогать отпугивать Зиму, проводить обряд встречи весны. Люди возжигают костры, чтобы каждая искорка к небесному огню присоединилась, жгут чучела.
В прежние времена, когда зимы были длиннее и злее, бывало посылали в помощь Даждьбогу девицу-невесту прямо на небеса. А сейчас выбирают красную девицу, что от общины, будто Заря, дары к костру принесет и Даждьбогу поклонится. Ведь без женской руки в этом деле не обойтись.
В первую очередь, это боги, которым князь Владимир поставил идолы в Киеве, упорядочивая мифологию:
Перун — главный среди богов, небесный патриарх, покровитель воинов и громовержец (через это отвечает и за плодородный дождь)
Мокошь — богиня земли, плодородия, женского начала, а также прядения-ткачества и вообще женской работы; жена Перуну
Стрибог — перунов небесный брат, бог ветров и воздушной стихии, гонит и тучи, и водные потоки; его чтут корабелы
Даждьбог — олицетворение Солнца, дает благополучие и урожай
Хорс — парный к Даждьбогу близнец, олицетворение Луны-Месяца
Велес — бог хтони, подземного мира , скота и злата – Змей. Антагонист Перуна, его идол стоит в Киеве под холмом, отдельно от прочих. Вдохновляет сказителей, покровительствует пастухам и купцам
Кроме них, есть еще:
Мара — богиня смерти, что властвует над землей на пару с Мокошью (все, что рождено землей, умрет и в землю возвратится); также богиня снов и волшбы. Зима — ее время. В каких случаях обращаться — понятно. Почему идола в Киеве не поставили на почетном месте — тоже понятно
Сварог — бог огня и кузнец, покровитель ремесел
Заря — богиня рассвета, весны, ну и в целом обновления; про любовь — тоже к ней; невеста либо жена Солнцу-Даждьбогу; участница новогоднего мифа
Карачун — зимний дух повелитель мороза, холода и мрака, который укорачивает дни
Леший/Лешачиха — хозяйский дух леса
Водяной — хозяйский дух водоема
Русалка — водная нелюдь, которая связана с плодородием, т.е. водой, дающей “зеленую жизнь”. Есть мнение, что русалками становятся девушки, умершие до замужества или утонувшие.
Берегиня — хозяйский защитный дух земли, деревьев, растений
Болотник/Болотница — хозяйский дух болота; считается что на болотах граница между миром живых и подземным миром мёртвых особенно тонка
Кикимора — обитает в заброшенных жилищах за околицей; ее задабривают, чтобы помогала (или хоть не мешала) делать всякую “домашнюю” работу за околицей, не таскала вещи во время стирки, не пугала скотину на выгуле и т.д.
Яга — нелюдь страж границы между миром живых и мертвых (подземным), проводница мертвых на тот свет
Оборотень — нелюдь принимающая то человеческий, то звериный облик
Навья — заложный мертвец, не получивший упокоения или позабытый предок, не получающий поминовения, и злобствующий по этому поводу; соответственно ассоциируется с несчастьями, но можно и задобрить; может быть бестелесным призраком
Упырь — нежить, заложный мертвец, не получивший упокоения (не захоронен, много и злобно колдовал при жизни и пр); встает из могилы, вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству
Как всем известно™, у мира есть три яруса – небесный (за него главный — Перун), земной (за него поровну Мокошь и Мара) и подземный (там царит Велес).
В давние времена Змей-Велес похитил Мокошь, жену Громовержца-Перуна, что привело к ужасным последствиям в земном мире: возобладала Мара, и все стало покрываться тьмой и льдами. Но Перун спустился из своего небесного обиталища и последовал за врагом. Преследуемый Велес при помощи сил Мокоши создавал в земном мире за собой преграды — новые реки, леса, камни-горы — обращался в птицу, зверя, скотину, человека. Но Перун их все равно настиг, преграды разметал, схватился со Змеем в поединке и сразил его. Грозой и молниями загнал Велеса в подземное царство, а жену вернул. Победа завершилась дождем, принесшим исцеление и плодородие на весь хаос, который учинила вражда богов в земном мире.
Хотя конечно, такие раны и бедствия не прошли для земли бесследно, и теперь ей приходится каждый год погружаться в сон, чтобы отдохнуть. Тогда наступает время Мары, усиливается ледяное дыхание подземного мира, и приходит зима.
Пробудить землю от зимнего сна, чтобы он не стал мертвенным — дело Зари. Она должна спускаться и заглядывать к морозной спящей, проверять как там дела с отдыхом, а когда настанет строк, то вместе со своим Даждьбогом-Солнышком обновить небесный огонь, чтобы он жарче разгорался, тепло и свет отогнали марину мертвечину, и наступила весна.
А еще шутка повторенная дважды становится в два раза смешнее, поэтому теперь Карачун хотел бы похитить и оставить у себя Зарю, когда та спускается, уж больно она юная и классная.
Чтобы этого не произошло, и чтобы весна пришла как положено, принято всем миром помогать отпугивать Зиму, проводить обряд встречи весны. Люди возжигают костры, чтобы каждая искорка к небесному огню присоединилась, жгут чучела. А еще выбирают красную девицу, что от них, будто Заря, дары к костру принесет и Даждьбогу поклонится, ведь без женской руки в этом деле не обойтись.
Людмила жила в Византии много лет, и это на нее повлияло, конечно. В обычной жизни она придерживается славянской картины мира, которая принята в образованных кругах общества (информация в общих загрузах) но ты можешь добавить в ее образы любые византийские элементы, которые захочешь.
Тенгри — верховное божество, бесконечное небо и создатель всего сущего; не вмешивается в дела людей напрямую; управляет небесными природными явлениями (дождь, гром, ветер).
Все другие божества почитаются как проявления Тенгри или духи элементов
Йер-су (Земля-вода) — считается матерью-землей, которая дает жизнь и благополучие всему живому; олицетворяет природу и плодородие земли; отвечает за земные процессы (рост растений, течение рек).
В паре с Тенгри, что символизирует единство неба и земли
Ульгень — бог неба и защитник, связанный с грозой; сын либо антропоморфное воплощение Тенгри; его символ береза
Умай — богиня плодородия и женского начала, домашнего очага; покровительница женщин, детей и родов
Эрлик — бог подземного мира, смерти и владыка и судья царства мертвых; антагонист Ульгеня; ассоциируется со змеями
Кояш или Кун-ата — бог солнца, дарует тепло и урожай
Ай-ата — бог луны ; связан с ночью, тайнами и магией
У этих более “крупных” есть множество детей (по 7-9 сыновей и дочерей), богов чего-нибудь поменьше. Всего богов получалось 99
Иясе — дух конкретного места или природного явления, буквально означает “хозяин”; по ситуации может быть как добрым, так и враждебным
Урман иясе (Хозяин леса) — дух леса, защитник животных и растений; может наказать тех, кто вредит природе.
Су иясе (Хозяин воды) — дух воды, обитающий в реках, озёрах и источниках
Йел иясе (Хозяин ветров) — дух ветра или бури
Од иясе — дух огня; огонь имеет очистительное и защитное значение; к Од иясе обращались во время ритуалов, например, прыгая через костер на праздниках или бросая в огонь подношение
Арвах — духи предков, которые могут помогать или вредить живым; требуют почитания и подношений, могут навлечь беду за нарушение обычаев или позорное поведение
Албасты — злой женский дух, связанный с водой и болотами; может насылать болезни и кошмары.
Убыр — злой дух или нежить, пьющая кровь людей и животных.
Аждаха (Бессмертный Змей) — мифический змей, связанный с подземным миром и хаосом; часто выступает как противник героев.
Тут можно считать мифологией в каком-то сочетании с тюркским язычеством
Ветхозаветные сюжеты, например
Условно исторические чудеса и знамения, например
Почитаются патриархи (Авраам — отец еврейского народа, заключивший завет с Богом; Моисей — вывел евреев из Египта, получил Тору на горе Синай) и довольно большое количество пророков (Илия, Исайя, Иеремия и другие, передававшие волю Бога)
Сверхъестественными сущностями, помимо Бога являются ангелы — посланники Бога (например, Гавриил, Михаил)
Из злых сил могут быть демоны, описанные в Талмуде. Они многочисленны и окружают человека со всех сторон, так как обитают в воздухе, воде, на деревьях итп. Есть разновидности:
Демоны (шедим), например Лилит (считается первой женой Адама, которая стала демоницей; ассоциируется с ночными кошмарами или Асмодей (царь демонов; символизирует зло и разрушение. Демонами Шедим могут числиться и языческие божества
Маззиким — более мелкие вредоносные духи, вызывающие несчастья и неприятности
Тенгри — верховное божество, бесконечное небо и создатель всего сущего; не вмешивается в дела людей напрямую; управляет небесными природными явлениями (дождь, гром, ветер).
Все другие божества почитаются как проявления Тенгри или духи элементов
Йер-су (Земля-вода) — считается матерью-землей, которая дает жизнь и благополучие всему живому; олицетворяет природу и плодородие земли; отвечает за земные процессы (рост растений, течение рек).
В паре с Тенгри, что символизирует единство неба и земли
Ульгень — бог неба и защитник, связанный с грозой; сын либо антропоморфное воплощение Тенгри; его символ береза
Умай — богиня плодородия и женского начала, домашнего очага; покровительница женщин, детей и родов
Эрлик — бог подземного мира, смерти и владыка и судья царства мертвых; антагонист Ульгеня, ассоциируется со змеями
Кояш или Кун-ата — бог солнца, дарует тепло и урожай
Ай-ата — бог луны ; связан с ночью, тайнами и магией
У этих более “крупных” есть множество детей (по 7-9 сыновей и дочерей), богов чего-нибудь поменьше. Всего богов получалось 99
Иясе — дух конкретного места или природного явления, буквально означает “хозяин”; по ситуации может быть как добрым, так и враждебным
Урман иясе (Хозяин леса) — дух леса, защитник животных и растений; может наказать тех, кто вредит природе.
Су иясе (Хозяин воды) — дух воды, обитающий в реках, озёрах и источниках
Йел иясе (Хозяин ветров) — дух ветра или бури
Од иясе — дух огня; огонь имеет очистительное и защитное значение; к Од иясе обращались во время ритуалов, например, прыгая через костер на праздниках или бросая в огонь подношение
Арвах — духи предков, которые могут помогать или вредить живым; требуют почитания и подношений, могут навлечь беду за нарушение обычаев или позорное поведение
Албасты — злой женский дух, связанный с водой и болотами; может насылать болезни и кошмары.
Убыр — злой дух или нежить, пьющая кровь людей и животных.
Аждаха (Бессмертный Змей) — мифический змей, связанный с подземным миром и хаосом; часто выступает как противник героев.
Почитаются пророки, такие как Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и Мухаммад. Каждый пророк был послан к своему народу, а Мухаммад считается последним пророком, завершившим цепь откровений
Миф о катаклизме — история Нуха: Аллах приказал Нуху строить ковчег, затем «закипела печь» и из под земли и с небес излилась вода, которая заполнила весь мир. Спаслись только пророк Нух, его близкие и те, кто ему поверил, а также взятые в ковчег пары всех живых существ. Первым вошедшим в ковчег животным был муравей, а последним — осёл, вместе с которым туда проник Иблис. Один из сыновей пророка отказался плыть с ним, надеясь спастись от потопа на горе, и погиб.
Ковчег носило по огромным, как горы, волнам, а затем, когда вода спала, он опустился на гору аль-Джуди. Нух послал на поиски суши во́рона, который не вернулся, обнаружив землю и пропитание. Затем была послана голубка, которая вернулась со свежей веткой. В награду ей было подарено красивое ожерелье, которое с тех пор украшает шею всех голубок. Тогда Нух смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю
Существует понятие муаджизат — чудеса, совершенные пророками с позволения Аллаха (например, рассечение моря Мусой или оживление мертвых Исой).
В народной культуре почитаются святые (авлия), которым приписывают чудеса (караматы).
Помимо земного мира существуют места, куда попадают души умерших после суда — Рай (Джанна) для вечного блаженства, и Ад (Джаханнам) для наказания.
Сверхъестественными сущностями можно считать ангелов и джиннов.
Ангелы (малаика) — бесполые существа, созданные из света, которые служат Аллаху (например, Джибрил — архангел, передающий откровения).
Джинны — существа, созданные из огня, которые могут быть как добрыми, так и злыми (Например, Иблис — самый известный джинн, отказавшийся поклониться Адаму и ставший Шайтаном).
Джинны могут принимать человеческий или животный облик, и жить во всевозможных неодушевлённых предметах, таких как камни, деревья, руины, а также жить в земле, воздухе и огне. Джинны могут наказывать людей за любой причинённый им вред; им приписывается ответственность за многие болезни и несчастные случаи.
Ифриты — джинны, повелевающие огнём, считаются слугами шайтана, которые могут серьёзно навредить людям; ассоциируются с подземным миром, также отождествляется с духами мёртвых
Мариды (малики) — джинны воздуха или воды, рациональные и разумные создания, к ним обращаются за помощью колдуны
Прежде чем отправиться в заснеженную Русь, Иоанн вполне мог отдельно справиться о тамошних обычаях, в той мере, в какой византийцам они знакомы. Если нужно что–то уточнить — пожалуйста, пиши.
Если захочешь использовать для персонажа что-то из огромного византийского культурного багажа — делай это.
Про особенности мышления и реалии восточного христианства напишем ниже.
Христианину следует
Про западное христианство
Про ислам
Про иудаизм
Про язычество и язычников
Польша все еще довольно языческая, люди верят в:
База христианства
Христианину следует
Свентовит — главный среди богов, небесный патриарх, покровитель воинов, бог войны и победы. Также он связан с плодородием — считаем, что типичным для небесного божества образом: его дождь (и остальные небесные природные явления) оплодотворяют мать-землю
Идол изображают с четырьмя головами, смотрящими в разные стороны, что символизирует его всевидящую природу.
Атрибуты — меч, рог изобилия и белый конь
Жи́ва — воплощение плодородного аспекта земли, дающей жизнь, а также женского начала. Сестра Мораны и противопоставлена ей. Покровительствует женщинам, отвечает за домашний очаг, деторождение а также любовь. Её атрибуты — цветы, зелёные ветви и свет.
Морана (Маржана) — богиня смерти, что властвует над землей на пару с сестрой Жи́вой. Вместе они символизируют цикл жизни: все, что рождено землей, умрет и в землю возвратится. Также Морана богиня снов и волшбы. Зима и ночь — ее время. Не олицетворяет луну, но ассоциируется.
Яровит — бог солнечного света и урожая, покровитель земледелия и дада, тоже плодородия. Связан с пробуждением природы, а также у Яровита есть воинский аспект.
Его атрибуты — щит и солнечный диск
Сварог (Сварожич) — бог огня как в сакральном (огонь очищающая и защитная сила), так и в бытовом смысле, он кузнец и покровитель ремесел
Триглав — трехголовый бог, надзирающий за тремя мирами: небесным, земным и подземным. Отвечает за гармонию мироздания и природные циклы. В какой-то мере управляет подземным царством и приглядывает за мертвыми.
Также ассоциируется с тайными знаниями, так как объединяет видение всех миров
Зоря — богиня рассвета, весны, ну и в целом обновления; невеста либо жена Солнцу; участница новогоднего мифа
Зюзя — зимний дух повелитель мороза, холода и мрака, который укорачивает дни. Его атрибут — посох или булава. В зимние месяцы так силен, что даже солнце перед ним робеет.
Лесовик/Лесовица — хозяйский дух леса
Водник — хозяйский дух водоема
Русалка — водная нелюдь, которая охраняет водоёмы, а еще связана с плодородием и растительностью, т.е. водой, дающей “зеленую жизнь”. Есть мнение, что русалками становятся девушки, умершие до замужества или утонувшие.
Болотник/Болотница — хозяйский дух болота; считается что на болотах граница между миром живых и подземным миром мёртвых особенно тонка
Кикимора — обитает в заброшенных жилищах за околицей; ее задабривают, чтобы помогала (или хоть не мешала) делать всякую “домашнюю” работу за околицей, не таскала вещи во время стирки, не пугала скотину на выгуле и т.д.
Ендза — нелюдь страж границы между миром живых и мертвых (подземным), проводница мертвых на тот свет
Оборотень — нелюдь принимающая то человеческий, то звериный облик
Навья — заложный мертвец, не получивший упокоения или позабытый предок, не получающий поминовения, и злобствующий по этому поводу; соответственно ассоциируется с несчастьями, но можно и задобрить; может быть бестелесным призраком
Упырь — нежить, заложный мертвец, не получивший упокоения (не захоронен, много и злобно колдовал при жизни и пр); встает из могилы, вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству
Как известно, Жива и Маржана властвуют над землею поочередно. Летом время плодородия и роста, а зимой — почти умирания, но все-таки сна и отдыха перед следующим циклом.
Пробудить землю от зимнего сна, чтобы он не стал мертвенным — дело Зори. Она должна спускаться с небес и заглядывать к морозной спящей, проверять как там дела с отдыхом. А когда настанет срок, то вместе со своим супругом-Солнцем обновить небесный огонь, чтобы он жарче разгорался, тепло и свет отогнали моранину мертвечину, и наступила весна.
Но землю в это время окутывает льдом и стужей Мороз-Зюзя. И он хотел бы похитить и оставить у себя Зорю, когда та спускается, уж больно она юная и прекрасная.
Чтобы этого не произошло, и чтобы весна пришла как положено, принято было всем миром помогать отпугивать Зиму, проводить обряд встречи весны. Люди возжигали костры, чтобы каждая искорка к небесному огню присоединилась, жгли чучела Маржаны. А еще выбирали красную девицу, что от них, будто Зоря, Солнцу кланялась и дары приносила…
Да, в прежние времена, рассказывают, было именно так.