Ученый-экономист, работал на Европе, входил в группировку Марко Инароса, но покинул его, поняв, что его планы ведут к экономической гибели Пояса (см. “Месть Немезиды”). После уничтожения Свободного флота попал под суд, но был оправдан. Автор модели перегрузки Колец, которой пользуются диспетчеры Медины.
Звания, статусы, место работы, должность и т.п.
Нико Санджрани
Астер в 3-м поколении - родители отца были родом с Земли, то ли из Индии, то ли из Пакистана. Однако они перебрались на Европу и нашли там работу, так что и родители Нико, и он сам родились, как большинство астеров, на Ганимеде. Впрочем, родителей он помнит плохо - они погибли, когда ему было 10 лет. Он тогда учился в интернате на Ганимеде, а родители работали на Европе и временами прилетали его навестить. И однажды не прилетели - корабль “Пылинка”, на котором они летели, взорвался. Как это случилось, до сих пор неясно - похоже на теракт, однако непонятно, кому потребовалось взрывать корабль, полный одних только астеров.
У него оказались способности к математике, так что он смог поступить в университет и закончить его с отличием, а позже получить степень по экономическим наукам. В университете он вступил в популярную организацию “Дальние горизонты”, которая объединяла студентов разных внеземных учебных заведений, склонных к обсуждению способов правильного построения жизни Пояса. Она считалась социалистической, однако многие ее члены, осознав невозможность построения идеального мира мирным путем, уходили в радикальные группы АВП. В частности, там он познакомился с Юрри Фольски, который сейчас представляет Колонтариум - он занимался моделированием социальных процессов с помощью популяций амеб и обычно довольно занудно отстаивал последовательный марксистский подход к построению общества. Там же состояли Бобо Нодаи, ныне - доктор химических наук и секретарь Транспортного союза, и Камерон Тюр, физик, ныне глава лаборатории Медленной зоны. Самого Санджрани не очень привлекало теоретизирование на тему идеальных обществ - он предпочитал ориентироваться на более практичные цели.
Вернувшись на Европу, где еще помнили его родителей, он получил место экономиста на одном из местных предприятий. Ряд нововведений, предложенных им, позволил увеличить прибыль в несколько раз. Осознав его талант, местные руководители профсоюза, Хуан и Луис Бандерасы, предложили ему применить свои знания в масштабах всей Европы. За несколько лет Санджрани превратил разрозненные предприятия Европы в единый работающий механизм. После этого братья Бандерасы передали должность главы профсоюза Санджрани, признав, что его действия позволили создать нормальные условия работы астеров на земных и марсианских предприятиях астероида. Хуан после этого улетел на Ганимед, а Луис остался помогать Санджрани. Хотя Нико не одобрял теракты, но несколько раз приходилось давать разрешение на применение террористических методов воздействия. При этом он считал, что террористические методы должны применяться только в определенных случаях - не для слепого запугивания или мести, а исключительно для того, чтоб показать бюрократической машине, что некоторые варианты развития событий для нее невыгодны.
В числе прочего на Европе находился исследовательский центр ООН. В рамках самообразования Санджрани временами посещал их семинары и познакомился с некоторыми работавшими там учеными, в том числе с экзобиологом Элви Окойе, искавшей на Европе глубоководных бактерий. Поэтому, когда по профсоюзным каналам он узнал, что представители группы Вольтера планируют взорвать центр, он заявился в центр и потребовал немедленной эвакуации ученых. В результате взрыва лаборатории были разрушены, но никто из ученых не пострадал. Позже ему сообщили, что автором и исполнителем этого теракта была Джу Гудфорчун, дочь довольно известного в среде астеров-контрабандистов Ляна Гудфорчуна. Санджрани не стал сдавать Джу, несмотря на то, что Артур Гарибальди, сотрудник Интерпола, ведший расследование, долго пытался от него этого добиться, даже угрожал пытками. Зато Санджрани отправил Джу сообщение, в котором выражал свое неодобрение. Впрочем, вскоре она после очередной акции была все-таки арестована земными спецслужбами и отправлена в тюрьму.
Позже, когда Марко Инарос создавал Свободный флот, он предложил Санджрани присоединиться к нему - он планировал полностью перестроить систему отношений в Поясе и создать новый мир, в котором астеры будут на первом месте, и ему нужен был талантливый экономист. Санджрани согласился, Луис Бандерас с небольшим отрядом сформировал его личную охрану. Однако со временем Нико начал понимать, что все, что говорил Марко - это только слова. На самом деле то, что делал Инарос, было направлено не на создание нового мира, а только на разрушение старого и удовлетворение его личных амбиций. Мичо Па поняла это первой, покинув Свободный флот и начав передавать награбленные Свободным флотом контейнеры с ресурсами астероидам, которые в этом нуждались. Санджрани, осознав, что Инарос ведет Пояс к экономической смерти, покинул Свободный флот, сбежав на корабле “Паншин”, принадлежавшим Элио Родригесу, который тоже последовал примеру Мичо Па. Кстати, на “Паншине” Санджрани познакомился с инженером Нэйтаном Диего Перезом, который теперь работает диспетчером на Медине. Луис тоже остался воевать на “Паншине”.
После того, как объединенная коалиция ООН, Марса и астеров одержала победу над Свободным флотом, бывшие союзники Инароса попали под суд - все, кроме Мичо Па, которая первой дезертировала из Свободного флота и активно участвовала в войне с ним. Она неожиданно стала первым президентом Транспортного союза - и приложила все усилия к тому, чтобы Санджрани оправдали. Так что вместо заключения он попал на Медину, где Мичо Па предложила ему, грубо говоря, место своего советника по экономическим вопросам. Он, естественно, согласился. Примерно за три года работы ТС они смогли восстановить инфраструктуру Пояса и вывести его на уровень, при котором астерам не грозил голод даже в случае временных перебоев со снабжением с планет. А еще через два года - то есть к текущему моменту - стало ясно, что ТС - мегауспешная корпорация, которая в перспективе заткнет за пояс и Землю, и Марс. Главное, чтоб они этого не осознали раньше времени, и не решили принять силовые меры.
Параллельно он исследовал эффект истощения Колец и усовершенствовал программу Наоми Нагата, при помощи которой она угробила Свободный флот и Марко Инароса, так что теперь диспетчеры Медины пользуются ей при регулировке трафика кораблей через Медленную зону. Безусловно, он не занимался досконально этим эффектом, так что теория Ксантакиса, предсказывающая постепенное падение ресурсов Колец, вполне может быть справедлива - в этом случае действительно следовало бы принять меры по ограничению использования Колец. Хорошо бы только, чтоб они при этом не ударили по эффективности ТС.
Про контрабанду и контрабандистов
Согласно уставу ТС, все корабли, проходящие через Медленную зону, обязаны декларировать перевозимый ими товар и платить таможенную пошлину. Не вдаваясь в детали, можно считать, что ТС достается примерно 10-11% от прибыли (и при этом ТС обеспечивает корабли, связанные с ним по контракту, ремонтом, топливом и прочим обслуживанием), плюс еще по 7% от прибыли достаются ООН и Марсу. Капитаны кораблей, конечно, предпочли бы не платить эту пошлину. Поэтому те из них, кто решается на контрабанду, прячут часть перевозимого товара или скрытно перекидывают его с корабля на корабль, чтоб таможенники не обнаружили.
Для моделирования таких нычек на большинстве кораблей контрабандистов обычно есть два сейфа - один явный, содержимое которого после длительных препирательств можно предъявить, если потребуют досмотра корабля, а второй тайный, для нахождения которого требуется сперва обнаружить QR-код в укромном месте.
Кроме того, на Медине, на грузовом складе №13 есть закрытые на замок контейнеры. У капитана корабля может быть ключ доступа к какому-то из контейнеров - тогда он может там хранить какой-то свой груз. Однако в результате запутанной бухгалтерии на Медине выяснить, кто использует тот или иной контейнер, практически нереально. Для моделирования контейнеров рекомендуется привезти на игру картонные коробки.
Секретарь ТС Боба Нодаи (с негласного одобрения Мичо Па), дал понять контрабандистам, что ТС понимает их желания, но предпочел бы, чтоб ТС все же получал свою долю - а вот на 14%, причитающихся планетянам, можно и сэкономить. С тех пор те контрабандисты, которые разделяют интересы ТС, стараются так и делать, а Боба Нодаи ведет двойную бухгалтерию, позволяющую скрывать лишнюю прибыль от планетян. Остаются, конечно, и те капитаны, которые продолжают скрывать прибыль и от ТС.
Кроме того, через контрабандные каналы Медины проходят артефакты, на которые нет экспертных заключений об их безопасности. Эти заключения выдают только планетяне - понятно, что они ввели это требование, чтоб быть в курсе источников всех возможных новых технологий. С другой стороны, проверка на безопасность, конечно, желательна, однако это могут сделать и ученые на Медине. Поэтому секретарь ТС требует, чтоб провозимые контрабандой артефакты были на всякий случай показаны ему (он химик по образованию) или Чану Бао-Жи, физику из лаборатории Медленной зоны. Если артефакт не выглядит явной опасностью - они дают добро на провоз этих артефактов и продажу их заказчикам. Именно так через Медину идут небольшие машинки с Илоса (добыча которых запрещена на самом Илосе), корасониты - кристаллы с Корасон Саградо, вещества, которые могут оказать странное воздействие на людей, и, возможно, что-то еще.
Астерский язык для астеров
Язык астеров относится к так называемым креольским языкам (Belter Creole). Когда носители разных языков вынуждены общаться, они могут выработать для этого сильно упрощенный пиджин-язык, который ни для кого из них не является родным. Креольский язык - следующая стадия развития пиджина, на которой он уже будет родным для части своих носителей (то есть для второго поколения астеров и далее). Со временем он становится богаче и разнообразнее, но обычно сохраняет довольно простую грамматическую структуру. Мы не рассчитываем, что все наши игроки-астеры освоят оригинальный астерский язык в полном объеме и предлагаем моделировать его (помимо использования характерных слов) русским с упрощенными грамматическими конструкциями, характерными для креольских языков. (Лексику может выучить любой, даже планетянин, а освоить грамматику не так-то просто, и это отличает настоящих астеров.) Вот что удалось найти на этот счет.
Знаем, какие пошли пляски, нет?
Пучок салата, са-са?
Ты мне, я тебе, а? Но эпресса ме, си?
Ну, покажь, сабе?
А потом все - ух! Буми пш-ш.
Лопни клапан и ба-бах, а?
Нормальная тяга, потом бум! - и стоп.
Надо сказать, мне.
Сой но трус, я.
Эн буэнас, ты.
Денек так денек, пасса?
Что есть - есть, сабе?
Всякие взаимонепонимания между персонажами просьба списывать на разницу диалектов: в разных частях Пояса астерский развивался с участием разных исходных языков.
Подборки материалов по Belter Creole:
https://www.diary.ru/~expanse/p215138074.htm?oam (правила чтения, словообразование, грамматика, примеры фраз);
https://vk.com/topic-138879946_34812965 (астерско-русский словарик, с разбивкой по алфавиту).
Небольшой словарик (за вычетом грамматики, просто отдельные слова для вставления в речь):
белта - астер, житель Пояса
белталода - жители Пояса в целом, как народ
иньялода - жители внутренних планет
туманг - землянин
поманг - марсианин
ойе - привет
ойеденг - до свидания
таки - спасибо
фодагут - пожалуйста
тенша - внимание
дуи - правда
ми - я
милода - мы
то - ты
им - он, она, оно, это
я - да
на - нет
ке - вопросительная частица, добавляется в конец фразы, требующей ответа “да” или “нет”
саса ке? - Знаешь? Понимаешь?
ми саса - понимаю
ми на саса - не понимаю
манг - человек
койо - чел, чувак
босманг - начальник, шеф
бератна - брат
сесата - сестра
пампа - старик, обращение к старшему
копенг - друг, приятель
кухаку - космос
сетара - звезда
сетешанг - станция
капаву - корабль
бап - дверь
бап кухаку - шлюз
сут фо кухаку - скафандр
буф фо капаву - магнитные ботинки
оуква - вода
эрелуф - воздух
фелота - свободно дрейфующий объект, ругательство
сабака - ругательство