Сотрудник безопасности Медины
Звания, статусы, место работы, должность и т.п.
Про контрабанду и контрабандистов
Согласно уставу ТС, все корабли, проходящие через Медленную зону, обязаны декларировать перевозимый ими товар и платить таможенную пошлину. Не вдаваясь в детали, можно считать, что ТС достается примерно 10-11% от прибыли (и при этом ТС обеспечивает корабли, связанные с ним по контракту, ремонтом, топливом и прочим обслуживанием), плюс еще по 7% от прибыли достаются ООН и Марсу. Капитаны кораблей, конечно, предпочли бы не платить эту пошлину. Поэтому те из них, кто решается на контрабанду, прячут часть перевозимого товара или скрытно перекидывают его с корабля на корабль, чтоб таможенники не обнаружили.
Для моделирования таких нычек на большинстве кораблей контрабандистов обычно есть два сейфа - один явный, содержимое которого после длительных препирательств можно предъявить, если потребуют досмотра корабля, а второй тайный, для нахождения которого требуется сперва обнаружить QR-код в укромном месте.
Кроме того, на Медине, на грузовом складе №13 есть закрытые на замок контейнеры. У капитана корабля может быть ключ доступа к какому-то из контейнеров - тогда он может там хранить какой-то свой груз. Однако в результате запутанной бухгалтерии на Медине выяснить, кто использует тот или иной контейнер, практически нереально. Для моделирования контейнеров рекомендуется привезти на игру картонные коробки.
Секретарь ТС Боба Нодаи (с негласного одобрения Мичо Па), дал понять контрабандистам, что ТС понимает их желания, но предпочел бы, чтоб ТС все же получал свою долю - а вот на 14%, причитающихся планетянам, можно и сэкономить. С тех пор те контрабандисты, которые разделяют интересы ТС, стараются так и делать, а Боба Нодаи ведет двойную бухгалтерию, позволяющую скрывать лишнюю прибыль от планетян. Остаются, конечно, и те капитаны, которые продолжают скрывать прибыль и от ТС.
Кроме того, через контрабандные каналы Медины проходят артефакты, на которые нет экспертных заключений об их безопасности. Эти заключения выдают только планетяне - понятно, что они ввели это требование, чтоб быть в курсе источников всех возможных новых технологий. С другой стороны, проверка на безопасность, конечно, желательна, однако это могут сделать и ученые на Медине. Поэтому секретарь ТС требует, чтоб провозимые контрабандой артефакты были на всякий случай показаны ему (он химик по образованию) или Чану Бао-Жи, физику из лаборатории Медленной зоны. Если артефакт не выглядит явной опасностью - они дают добро на провоз этих артефактов и продажу их заказчикам. Именно так через Медину идут небольшие машинки с Илоса (добыча которых запрещена на самом Илосе), корасониты - кристаллы с Корасон Саградо, вещества, которые могут оказать странное воздействие на людей, и, возможно, что-то еще.
Астерский язык для астеров
Язык астеров относится к так называемым креольским языкам (Belter Creole). Когда носители разных языков вынуждены общаться, они могут выработать для этого сильно упрощенный пиджин-язык, который ни для кого из них не является родным. Креольский язык - следующая стадия развития пиджина, на которой он уже будет родным для части своих носителей (то есть для второго поколения астеров и далее). Со временем он становится богаче и разнообразнее, но обычно сохраняет довольно простую грамматическую структуру. Мы не рассчитываем, что все наши игроки-астеры освоят оригинальный астерский язык в полном объеме и предлагаем моделировать его (помимо использования характерных слов) русским с упрощенными грамматическими конструкциями, характерными для креольских языков. (Лексику может выучить любой, даже планетянин, а освоить грамматику не так-то просто, и это отличает настоящих астеров.) Вот что удалось найти на этот счет.
Знаем, какие пошли пляски, нет?
Пучок салата, са-са?
Ты мне, я тебе, а? Но эпресса ме, си?
Ну, покажь, сабе?
А потом все - ух! Буми пш-ш.
Лопни клапан и ба-бах, а?
Нормальная тяга, потом бум! - и стоп.
Надо сказать, мне.
Сой но трус, я.
Эн буэнас, ты.
Денек так денек, пасса?
Что есть - есть, сабе?
Всякие взаимонепонимания между персонажами просьба списывать на разницу диалектов: в разных частях Пояса астерский развивался с участием разных исходных языков.
Подборки материалов по Belter Creole:
https://www.diary.ru/~expanse/p215138074.htm?oam (правила чтения, словообразование, грамматика, примеры фраз);
https://vk.com/topic-138879946_34812965 (астерско-русский словарик, с разбивкой по алфавиту).
Небольшой словарик (за вычетом грамматики, просто отдельные слова для вставления в речь):
белта - астер, житель Пояса
белталода - жители Пояса в целом, как народ
иньялода - жители внутренних планет
туманг - землянин
поманг - марсианин
ойе - привет
ойеденг - до свидания
таки - спасибо
фодагут - пожалуйста
тенша - внимание
дуи - правда
ми - я
милода - мы
то - ты
им - он, она, оно, это
я - да
на - нет
ке - вопросительная частица, добавляется в конец фразы, требующей ответа “да” или “нет”
саса ке? - Знаешь? Понимаешь?
ми саса - понимаю
ми на саса - не понимаю
манг - человек
койо - чел, чувак
босманг - начальник, шеф
бератна - брат
сесата - сестра
пампа - старик, обращение к старшему
копенг - друг, приятель
кухаку - космос
сетара - звезда
сетешанг - станция
капаву - корабль
бап - дверь
бап кухаку - шлюз
сут фо кухаку - скафандр
буф фо капаву - магнитные ботинки
оуква - вода
эрелуф - воздух
фелота - свободно дрейфующий объект, ругательство
сабака - ругательство
Луис Бандерас
Братья Хуан и Луис Бандерасы родом с Европы. Хуан старший, Луис на несколько лет младше. Их отец погиб во время работы в доках из-за того, что земная компания, которой принадлежали доки, решила сэкономить на безопасности. Друзья их отца не бросили его семью и помогли детям вырасти. Став почти взрослыми, братья решили изменить порядки на Европе, чтобы астеры больше не гибли ради прибыли планетян. Они присоединились к местному профсоюзу и вскоре уже руководили им. Борьбу за права рабочих начали с забастовки докеров. Земляне прислали военных для наказания забастовщиков, но Хуан и Луис были к этому готовы - астеры вышли на работу, но количество случайных поломок в доках внезапно выросло на порядок. А потом у одного из членов администрации дока “случайно” порвался трос - и он провел в космосе почти сутки, пока его смогли выловить. После этого администрация приняла требования профсоюза - и случайные поломки в доках прекратились.
Луис надеялся напоследок уничтожить военных. Когда их отправляли обратно на Ганимед, он передал Малику Мендесу, знакомому террористу из группы Вольтера, что они собираются улетать на корабле “Пылинка”. К сожалению, в последний момент военных переместили на другой корабль - так что при взрыве “Пылинки” погибли обычные пассажиры.
Однако отношения между рабочими-астерами и представителями компаний стали более спокойными. А потом экономистом на одной из шахт стал Нико Санджрани, молодой астер с Европы, выучившийся в университете на Ганимеде. Модернизация работы шахты под его руководством привела к тому, что астеры стали работать меньше, хотя шахта стала приносить больше прибыли. Посмотрев на его успех, братья Бандерасы попросили его помочь наладить работу и на других предприятиях Европы. За несколько лет Санджрани абсолютно законными методами превратил разрозненные предприятия Европы в единый работающий механизм, приносящий намного больший доход, которого хватало не только для удовлетворения аппетитов земных и марсианских владельцев, но и для улучшения условий работы астеров. После этого Бандерасы передали должность главы профсоюза Санджрани - он заработал ее. Хуан сказал, что оставляет Европу в надежных руках, и отправился учиться на Ганимед. Луис остался помогать Санджрани. Хотя Санджрани в целом не любил террористические методы давления, но несколько раз он признавал, что иного выхода нет, и просил Луиса организовать несчастный случай для особо вредного планетянина.
Когда Марко Инарос создавал Свободный флот, он прибыл на Европу, чтобы пригласить Санджрани присоединиться к нему, - после войны он планировал налаживать экономику всего Пояса. Санджрани принял предложение, а Луис с группой надежных людей отправился вместе с ним в качестве его личной службы безопасности. Однако тактика Инароса постепенно начала вызывать вопросы. Санджрани все сильнее беспокоился о том, получится ли после войны восстановить экономику. А потом он собрал команду Луиса и сказал, что принял решение уйти от Марко - потому что действия Инароса приведут к тому, что весь Пояс вымрет от голода. Они вместе сбежали на корабле “Паншин” под командованием Элио Родригеса, который тоже решил уйти от Инароса вслед за Мичо Па. Санджрани был доставлен в безопасное место, а отряд Луиса вызвался усилить экипаж “Паншина”. Так что он воевал на нем вплоть до боя около Паллады, когда “Паншин” был сильно поврежден, а часть экипажа погибла.
Луису повезло выжить. После основания Транспортного союза он узнал, что Санджрани присоединился к команде Мичо Па и помогает восстанавливать экономику Пояса. Поэтому он тоже перешел работать туда - в качестве сотрудника безопасности Медины. Вместе с ним с “Паншина” на Медину перешел Нейтан Диего Перез, бывший до этого инженером на “Паншине” и сильно пострадавший в бою - так что на некоторое время ему рекомендовали избегать перегрузок.
Брата он давно не видел - но, как выяснилось, Хуан успел вступить в организацию “Далекие горизонты”, объединявшую учащихся внеземных университетов. Хотя организация в целом придерживалась умеренных взглядов на методы борьбы, однако одна из ее радикальных фракций тоже присоединилась к Свободному флоту и вошла в гарнизон, контролировавший Медину. Однако когда Санджрани и Мичо Па ушли от Инароса, они тоже решили его покинуть. Сбежав с Медины через случайное Кольцо, они основали колонию Колонтариум, так что теперь Хуан Бандерас - один из ее представителей.