В прошлом - один из лидеров орг.преступности на астероидах, владелец небольшого пиратского флота, который теперь работает на Транспортный Союз, в т.ч. «Джамми Ракшаса». Дочь - террорист АВП, сидела в тюрьме для особо опасных престуников на Луне, амнистирована после того, как Гудфорчун присоединился к фракции противников Свободного флота.
Звания, статусы, место работы, должность и т.п.
Лян Гудфорчун. Краткая биография
Лян Гудфорчун стал пиратом еще подростком. Его родители были шахтерами, но пристроили сына учиться на инженера. Однако, Гудфорчун, недоучившись, примкнул к группе АВП. Когда лидер группы сообщил, что знакомый ему капитан пиратского корабля ищет себе несколько человек в абордажную команду - Лян вызвался сам. Позже он понял, что абордажники больше всех рискуют стать пушечным мясом. Однако ему повезло, он остался жив после первых нескольких абордажей - и команда стала считать его своим.
Гудфорчун оказался способным пиратом. Для успеха требовалось правильное сочетание азарта, умения рисковать и вести людей за собой - с пониманием тактических тонкостей операций в пространстве. И хотя бы поверхностных инженерных навыков, позволяющих заставлять даже поврежденный корабль делать то, что нужно, и готовить его для различных обманных маневров.
Большинство пиратов базировались на астероидах, на которых власть планетян была только номинальной - или их там было мало, или они были куплены местными профсоюзами и лидерами АВП. На таких астероидах можно было продать добытые ресурсы, подлатать корабль и взять контракт на перевозку груза. ООН и Марсианский Конгресс называли их пиратскими базами, хотя (с точки зрения астеров) скорее это были редкие вкрапления свободного рынка среди сфер влияния, контролируемых корпорациями Земли и Марса.
Конечно, большинство пиратских посудин было не боевыми кораблями, а небольшими грузовыми судами. Они занимались своими делами, но при возможности были готовы пригрозить другому транспорту торпедой и взять его на абордаж. При встрече же с патрульным кораблем они могли лишь бежать или притворяться мирными грузовозами. Более того, некоторые из пиратских кораблей числились за планетянами, которые были не в курсе, чем занимаются их команды, и адвокаты нередко отмазывали их собственность от обвинений в принадлежности к пиратскому флоту.
Пиратство расцветало в периоды напряженности между Землей и Марсом и затухало, когда планетяне прекращали свои разборки и наводили порядок в Поясе. Гудфорчун стал капитаном корабля именно в такой период - очередная операция ООН по наведению порядка была организована особенно тщательно, один за другим было уничтожено несколько пиратских кораблей и даже зачищена пара “пиратских баз”. Впоследствии Гудфорчун узнал, что операцией командовал капитан ООН Фред Джонсон. Лян тоже попал под обстрел патрульного фрегата, получил повреждения и потерял часть команды, включая капитана. Спастись удалось благодаря тому, что Гудфорчун вовремя использовал собственную торпеду, чтоб симулировать взрыв реактора корабля, а потом отдал приказ спрятаться за астероид.
Дождавшись, пока планетяне уберутся, команда починила корабль, поменяла сигнал транспондера и вернулась к грузоперевозкам. Однако с этого момента Гудфорчун стал продумывать меры, которые позволят астерам вовремя оповещать друг друга об операциях планетян и ускользать от них: агенты в большинстве крупных поселений, скрытые перевалочные пункты на необжитых астероидах, передача посланий в дрейфующих ботах, методы шифровки радиосообщений и т.д. Это сблизило его с радикальными группами АВП, ведущими постоянную скрытую войну с планетянами из принципа, а не ради выгоды. Гудфорчун не одобрял их действий, считая, что они только злят военных Земли и Марса, а расплачиваются за это обычные астеры, - но обмен опытом был полезен. Со временем он набрался опыта, отказался от нападений на случайно встреченные корабли, вместо этого заранее намечая цель, которая окупит риск. Среди осведомителей пиратов также была Мари Тьон, работавшая главой профсоюза на Каллисто и втершаяся в доверие к администрации верфи ООН, что позволило ей получать сведения о полетных планов кораблей. Другие капитаны, видя удачливость Гудфорчуна, начали предлагать совместные операции, доверяя ему роль лидера.
Для придания респектабельности он официально зарегистрировал транспортную компанию “Сейфлогистик”, долю в которой имели капитаны всех кораблей, присоединившихся к нему. Это позволило оплачивать своих адвокатов, и бороться с обвинениями в пиратстве официальным путем. Гудфорчун ввел строгие правила, требовавшие не нападать на астерские корабли, а атаковать только транспорты, принадлежащие компаниям Земли и Марса. Это было сделано в первую очередь из соображений безопасности, хотя в глубине души он считал, что это еще и справедливо.
Во время очередного витка напряженности, начавшегося сообщением Холдена об уничтожении “Кентербери”, Гудфорчун сам уже почти не занимался пиратством. Вместо этого он анализировал перемещения военных кораблей в масштабах всей Солнечной системы и координировал действия судов своей компании. Гудфорчун чувствовал, что методом проб и ошибок научился тому, чему таких, как Джонсон, учат в военных академиях, - анализировать тактическую обстановку и принимать решения, ведущие к выигрышу. К сожалению, научить этому свою дочь Джу он не смог - ей хотелось более решительных действий, поэтому она присоединилась к группе Вольтера, даже среди АВП славящейся своим радикализмом. В конце концов Джу была арестована Интерполом и отправлена на Луну в тюрьму для особо опасных заключенных.
Примерно в это же время в “Сейфлогистик” вступил Леонид Граматикопулос, капитан грузового корабля земной компании “Хьюосан”. Он, продолжая работать на компанию, принял участие в нескольких пиратских рейдах. После появления Свободного флота Леонид увел свой корабль к Инаросу, но позже, после ухода из Свободного флота Мичо Па, тоже ушел от него - уже в качестве капитана другого корабля, “Арго”. С тех пор “Арго” числится кораблем компании “Сейфлогистик” - он принял участие в окончании войны со Свободным флотом, а потом стал работать на ТС.
После открытия Колец у пиратов появились новые цели - корабли колонистов с Земли и Марса, движущиеся в другие миры. Они везли ресурсы, нужные для основания колоний, - но эти ресурсы не менее нужны были астерам, и пираты просто восстанавливали баланс. Ресурсы, отнятые у колонистов-планетян, нередко попадали к колонистам-астерам. Более того, ради их снабжения порой приходилось контрабандно вывозить необходимые ресурсы с Земли. Одним из надежных торговых партнеров на Земле была Линда Левицки, которая теперь представляет австралийский анклав. Недавно, кстати, Андерсон Доуз спрашивал, не знает ли он, как связаться с представителем какого-то нибудь из анклавов - и он сообщил ему про Линду.
Тем временем к Гудфорчуну обратился Марко Инарос с предложением присоединиться к Свободному флоту, который собирался “установить новый порядок в системе”. Гудфорчун запросил информацию о планах Инароса - бросаться в авантюру без оснований он не собирался. Инарос ответил, что его планы засекречены, но скоро он сделает такое, что Гудфорчун сам все поймет. Увы, но сброшенные на Землю метеориты Гудфорчуна не убедили. Вместо продуманных тактических действий по захвату контроля он увидел только крупный теракт и договоренности с группой военных-ренегатов с Марса. Однако некоторые корабли из “Сейфлогистик”, в том числе “Паншин”, корабль Элио Родригеса, вышли из компании и присоединились к Свободному флоту.
А вот когда Фред Джонсон предложил ему присоединиться к коалиции, создаваемой для борьбы со Свободным флотом, он задумался. С одной стороны, это предполагало совместную деятельность с планетянами, да и к Джонсону он не испытывал особых симпатий. С другой стороны, ему было ясно, что Инарос проиграет - а значит, стоит присоединиться к победителям. Андерсон Доуз, который сперва неофициально, а потом и открыто управлял Церерой, и всегда старался, чтоб пиратские корабли могли находить на ней укрытие, тоже советовал в этот раз объединиться с планетянами. В результате он предъявил условие - корабли компании Гудфорчуна присоединяются к Объединенному флоту, если его дочь получит свободу. Как ни странно, Крисьен Авасарала приняла это условие. Так что корабли Гудфорчуна успели повоевать с кораблями Свободного флота и принять участие в операции по захвату Медины.
С появлением Транспортного союза пиратская деятельность потеряла смысл, и он с удовлетворением подписал договор между ТС и своей компанией. Согласно этому договору, его корабли работают на правах кораблей ТС, но сохраняют внутреннюю координацию - ТС передает контракты не отдельным кораблям, а в центр управления компании, что дает Гудфорчуну возможность использовать старые методы управления для оптимизации работы. А также позволит при необходимости выйти из состава ТС сразу всей компанией, если ситуация внезапно изменится.
Его дочь после освобождения долго ругалась с ним - она не могла поверить, что он согласился войти в коалицию с планетянами для того, чтоб воевать с астерами. Однако со временем она согласилась с тем, что террористическая тактика в новых обстоятельствах потеряла смысл. Она согласилась войти в состав семейной компании и командовать кораблем - но предпочла не грузовой транспорт, а военный корабль, работающий кораблем прикрытия для судов ТС и колоний.
За 5 лет существования ТС показал свою экономическую состоятельность - тот случай, когда система работает хорошо и ничего менять не надо. Поэтому основной запрос к новому президенту - чтоб тот не предпринимал серьезных изменений в политике. Безусловно, Гудфорчун и сам не отказался бы поуправлять - он уверен, что в некоторых ситуациях смог бы найти лучшее решение, чем Мичо Па, но его устроит и другой президент с теми же намерениями.
Про контрабанду и контрабандистов
Согласно уставу ТС, все корабли, проходящие через Медленную зону, обязаны декларировать перевозимый ими товар и платить таможенную пошлину. Не вдаваясь в детали, можно считать, что ТС достается примерно 10-11% от прибыли (и при этом ТС обеспечивает корабли, связанные с ним по контракту, ремонтом, топливом и прочим обслуживанием), плюс еще по 7% от прибыли достаются ООН и Марсу. Капитаны кораблей, конечно, предпочли бы не платить эту пошлину. Поэтому те из них, кто решается на контрабанду, прячут часть перевозимого товара или скрытно перекидывают его с корабля на корабль, чтоб таможенники не обнаружили.
Для моделирования таких нычек на большинстве кораблей контрабандистов обычно есть два сейфа - один явный, содержимое которого после длительных препирательств можно предъявить, если потребуют досмотра корабля, а второй тайный, для нахождения которого требуется сперва обнаружить QR-код в укромном месте.
Кроме того, на Медине, на грузовом складе №13 есть закрытые на замок контейнеры. У капитана корабля может быть ключ доступа к какому-то из контейнеров - тогда он может там хранить какой-то свой груз. Однако в результате запутанной бухгалтерии на Медине выяснить, кто использует тот или иной контейнер, практически нереально. Для моделирования контейнеров рекомендуется привезти на игру картонные коробки.
Секретарь ТС Боба Нодаи (с негласного одобрения Мичо Па), дал понять контрабандистам, что ТС понимает их желания, но предпочел бы, чтоб ТС все же получал свою долю - а вот на 14%, причитающихся планетянам, можно и сэкономить. С тех пор те контрабандисты, которые разделяют интересы ТС, стараются так и делать, а Боба Нодаи ведет двойную бухгалтерию, позволяющую скрывать лишнюю прибыль от планетян. Остаются, конечно, и те капитаны, которые продолжают скрывать прибыль и от ТС.
Кроме того, через контрабандные каналы Медины проходят артефакты, на которые нет экспертных заключений об их безопасности. Эти заключения выдают только планетяне - понятно, что они ввели это требование, чтоб быть в курсе источников всех возможных новых технологий. С другой стороны, проверка на безопасность, конечно, желательна, однако это могут сделать и ученые на Медине. Поэтому секретарь ТС требует, чтоб провозимые контрабандой артефакты были на всякий случай показаны ему (он химик по образованию) или Чану Бао-Жи, физику из лаборатории Медленной зоны. Если артефакт не выглядит явной опасностью - они дают добро на провоз этих артефактов и продажу их заказчикам. Именно так через Медину идут небольшие машинки с Илоса (добыча которых запрещена на самом Илосе), корасониты - кристаллы с Корасон Саградо, вещества, которые могут оказать странное воздействие на людей, и, возможно, что-то еще.
Астерский язык для астеров
Язык астеров относится к так называемым креольским языкам (Belter Creole). Когда носители разных языков вынуждены общаться, они могут выработать для этого сильно упрощенный пиджин-язык, который ни для кого из них не является родным. Креольский язык - следующая стадия развития пиджина, на которой он уже будет родным для части своих носителей (то есть для второго поколения астеров и далее). Со временем он становится богаче и разнообразнее, но обычно сохраняет довольно простую грамматическую структуру. Мы не рассчитываем, что все наши игроки-астеры освоят оригинальный астерский язык в полном объеме и предлагаем моделировать его (помимо использования характерных слов) русским с упрощенными грамматическими конструкциями, характерными для креольских языков. (Лексику может выучить любой, даже планетянин, а освоить грамматику не так-то просто, и это отличает настоящих астеров.) Вот что удалось найти на этот счет.
Знаем, какие пошли пляски, нет?
Пучок салата, са-са?
Ты мне, я тебе, а? Но эпресса ме, си?
Ну, покажь, сабе?
А потом все - ух! Буми пш-ш.
Лопни клапан и ба-бах, а?
Нормальная тяга, потом бум! - и стоп.
Надо сказать, мне.
Сой но трус, я.
Эн буэнас, ты.
Денек так денек, пасса?
Что есть - есть, сабе?
Всякие взаимонепонимания между персонажами просьба списывать на разницу диалектов: в разных частях Пояса астерский развивался с участием разных исходных языков.
Подборки материалов по Belter Creole:
https://www.diary.ru/~expanse/p215138074.htm?oam (правила чтения, словообразование, грамматика, примеры фраз);
https://vk.com/topic-138879946_34812965 (астерско-русский словарик, с разбивкой по алфавиту).
Небольшой словарик (за вычетом грамматики, просто отдельные слова для вставления в речь):
белта - астер, житель Пояса
белталода - жители Пояса в целом, как народ
иньялода - жители внутренних планет
туманг - землянин
поманг - марсианин
ойе - привет
ойеденг - до свидания
таки - спасибо
фодагут - пожалуйста
тенша - внимание
дуи - правда
ми - я
милода - мы
то - ты
им - он, она, оно, это
я - да
на - нет
ке - вопросительная частица, добавляется в конец фразы, требующей ответа “да” или “нет”
саса ке? - Знаешь? Понимаешь?
ми саса - понимаю
ми на саса - не понимаю
манг - человек
койо - чел, чувак
босманг - начальник, шеф
бератна - брат
сесата - сестра
пампа - старик, обращение к старшему
копенг - друг, приятель
кухаку - космос
сетара - звезда
сетешанг - станция
капаву - корабль
бап - дверь
бап кухаку - шлюз
сут фо кухаку - скафандр
буф фо капаву - магнитные ботинки
оуква - вода
эрелуф - воздух
фелота - свободно дрейфующий объект, ругательство
сабака - ругательство