Диспетчер транспортного союза
Звания, статусы, место работы, должность и т.п.
Нейтан Диего Перез
Работал инженером на пиратском корабле “Паншин” под командованием Элио Родригеса. Родригес в свое время присоединился к компании “Сейфлогистик”, организованной Ляном Гудфорчуном. Это было менее опасно, чем пиратствовать в одиночку, - Гудфорчун имел много осведомителей на верфях планетян и разрабатывал тактические схемы, позволявшие уничтожать или отвлекать корабли конвоя.
Когда появлялась информация о корабле колонистов, обычно один пират отвлекал корабль конвоя, а пара других заходила с другой стороны - и либо неожиданно атаковала конвой, либо пользовалась тем, что конвой отвлекся, и грабила колонистов. Конечно, риск оставался. Например, однажды один из их кораблей отвлек эсминец ООН “Кьеркегор” от корабля колонистов, а “Паншин” и еще один пират собрались взять колонистов на абордаж - как внезапно появился марсианский фрегат “Коннахт”, с которым пришлось сражаться всерьез. Один из пиратов был уничтожен, “Коннахт” поврежден, однако “Паншину” пришлось спасаться бегством без добычи, потому что вернулся “Кьеркегор”. Но в целом пиратство было выгодным.
Когда Марко Инарос создавал Свободный флот - он прислал приглашение многим известным пиратам, в том числе и капитанам “Сейфлогистик”. Гудфорчун отказался от приглашения, однако некоторые капитаны - и Родригес в том числе - вышли из “Сейфлогистик” и присоединились к Свободному флоту. “Паншин” попал в эскадру легких кораблей под командованием Мичо Па, которая летала, как ни смешно, на том самом “Коннахте”, который Дуарте передал Инаросу.
Постепенно стало ясно, что Гудфорчун был прав - Инарос умеет ломать, но не строить, и страдать от этого будут не только планетяне, но и астеры. Первой из Свободного флота ушла Мичо Па, а Родригес последовал ее примеру. Более того, на “Паншине” от Инароса сбежал Нико Санджрани, который, анализируя экономику Пояса, понял, что Инарос ведет астеров к голодной смерти. Нейтан был впечатлен тем, как Санджрани строит сложные модели, позволяющие рассчитать долгосрочные последствия событий. Охраной Санджрани командовал Луис Бандерас, но после случившегося его отряд присоединился к экипажу “Паншина”.
“Паншин” снова присоединился к Мичо Па - но теперь уже в военных действиях против Свободного флота. В бою над Палладой корабль был сильно поврежден, а Нейтан тяжело ранен. Он вылечился только к концу войны, кроме того, медики рекомендовали еще некоторое время избегать перегрузок. Поэтому он ушел с корабля - и перебрался на Медину, на которой Санджрани как раз создавал диспетчерскую службу, которая будет отслеживать состояние Колец.
От диспетчеров на Медине зависит многое - именно они определяют, сколько времени корабль будет стоять в очереди на проход, к какому шлюзу будет пристыкован и будет ли у него время спрятать контрабанду, прежде чем прибудут таможенники ТС. Официально ТС берет таможенную пошлину с кораблей, проходящих через Медленную зону, и часть ее отдает планетянам. Фактически на Медине ведется двойная бухгалтерия, которая позволяет с части груза брать только ту долю пошлины, которая достается ТС. Мичо Па официально не в курсе, хотя, конечно, обо всем знает, а работает с двойной бухгалтерией в основном секретарь ТС Боба Нодаи.
Капитаны кораблей ТС, конечно, стараются поддерживать хорошие отношения с диспетчерами и порой делятся чем-то ценным. Так Нейтан начал знакомство со стимом - новым наркотиком, который недавно получил хождение на Медине. Капитан корабля “Арго” Леонид Граматикопулос попросил Нейтана помочь перепродать партию стима - он был согласен отдать Нейтану за посредничество 40% от выручки, и рассказал, что стим - необычный наркотик, потому что не разрушает организм человека, а только временно увеличивает силу и здоровье. В Солнечной системе он уже начал распространяться, хотя там за ним закрепилось название стерон. Нейтан договорился с Лу Ксин Чен, пилотом с “Caballo”, что она продаст этот стерон дилеру, который занимается его распространению, известным как Петр с Ганимеда.
Кроме того, он и сам попробовал стим. Выяснилось, что все сложнее - стим на некоторое время повышает силы, но потом, наоборот, вызывает слабость. Слабость эта уже не проходит, единственный способ на время избавиться от нее - принять еще одну дозу стима. Так что теперь Нейтан регулярно с нетерпением ждет “Арго” и Леонида, чтоб получить следующую партию стима - его ему передадут лично или положат в контейнер №3 на складе. Кроме того, некоторое время назад у Нейтана начались странные галлюцинации - он иногда видит явно призрачных людей, но пытается игнорировать их, чтоб они не мешали работе.
Однако именно такая галлюцинация привела к событиям, случившимся в момент начала игры. Нейтан сидел один в диспетчерской, внезапно кто-то в нее вошел. Если в диспетчерскую входит посторонний, диспетчер должен принимать меры: поднять тревогу или воспользоваться оружием. Однако он промедлил, а фигура в плаще и шляпе с широкими полями, закрывавшими лицо, сказала, что она - детектив Миллер и нужно срочно спасать Медину. Нейтан вспомнил слухи про Миллера, являвшегося Холдену, и понял, что это галлюцинация. Он даже не собирался разговаривать с Миллером - но тот подошел ближе и что-то дал ему прямо в руки. Потом Нейтан увидел яркую вспышку и потерял сознание. А когда пришел в себя минут через 15, увидел, что за это время корабль “Онтарио” с Оберона получил разрешение на вход в Кольцо - и исчез вместе со списанным грузовиком, который должен был вызвать истощение Колец.
Про контрабанду и контрабандистов
Согласно уставу ТС, все корабли, проходящие через Медленную зону, обязаны декларировать перевозимый ими товар и платить таможенную пошлину. Не вдаваясь в детали, можно считать, что ТС достается примерно 10-11% от прибыли (и при этом ТС обеспечивает корабли, связанные с ним по контракту, ремонтом, топливом и прочим обслуживанием), плюс еще по 7% от прибыли достаются ООН и Марсу. Капитаны кораблей, конечно, предпочли бы не платить эту пошлину. Поэтому те из них, кто решается на контрабанду, прячут часть перевозимого товара или скрытно перекидывают его с корабля на корабль, чтоб таможенники не обнаружили.
Для моделирования таких нычек на большинстве кораблей контрабандистов обычно есть два сейфа - один явный, содержимое которого после длительных препирательств можно предъявить, если потребуют досмотра корабля, а второй тайный, для нахождения которого требуется сперва обнаружить QR-код в укромном месте.
Кроме того, на Медине, на грузовом складе №13 есть закрытые на замок контейнеры. У капитана корабля может быть ключ доступа к какому-то из контейнеров - тогда он может там хранить какой-то свой груз. Однако в результате запутанной бухгалтерии на Медине выяснить, кто использует тот или иной контейнер, практически нереально. Для моделирования контейнеров рекомендуется привезти на игру картонные коробки.
Секретарь ТС Боба Нодаи (с негласного одобрения Мичо Па), дал понять контрабандистам, что ТС понимает их желания, но предпочел бы, чтоб ТС все же получал свою долю - а вот на 14%, причитающихся планетянам, можно и сэкономить. С тех пор те контрабандисты, которые разделяют интересы ТС, стараются так и делать, а Боба Нодаи ведет двойную бухгалтерию, позволяющую скрывать лишнюю прибыль от планетян. Остаются, конечно, и те капитаны, которые продолжают скрывать прибыль и от ТС.
Кроме того, через контрабандные каналы Медины проходят артефакты, на которые нет экспертных заключений об их безопасности. Эти заключения выдают только планетяне - понятно, что они ввели это требование, чтоб быть в курсе источников всех возможных новых технологий. С другой стороны, проверка на безопасность, конечно, желательна, однако это могут сделать и ученые на Медине. Поэтому секретарь ТС требует, чтоб провозимые контрабандой артефакты были на всякий случай показаны ему (он химик по образованию) или Чану Бао-Жи, физику из лаборатории Медленной зоны. Если артефакт не выглядит явной опасностью - они дают добро на провоз этих артефактов и продажу их заказчикам. Именно так через Медину идут небольшие машинки с Илоса (добыча которых запрещена на самом Илосе), корасониты - кристаллы с Корасон Саградо, вещества, которые могут оказать странное воздействие на людей, и, возможно, что-то еще.
Астерский язык для астеров
Язык астеров относится к так называемым креольским языкам (Belter Creole). Когда носители разных языков вынуждены общаться, они могут выработать для этого сильно упрощенный пиджин-язык, который ни для кого из них не является родным. Креольский язык - следующая стадия развития пиджина, на которой он уже будет родным для части своих носителей (то есть для второго поколения астеров и далее). Со временем он становится богаче и разнообразнее, но обычно сохраняет довольно простую грамматическую структуру. Мы не рассчитываем, что все наши игроки-астеры освоят оригинальный астерский язык в полном объеме и предлагаем моделировать его (помимо использования характерных слов) русским с упрощенными грамматическими конструкциями, характерными для креольских языков. (Лексику может выучить любой, даже планетянин, а освоить грамматику не так-то просто, и это отличает настоящих астеров.) Вот что удалось найти на этот счет.
Знаем, какие пошли пляски, нет?
Пучок салата, са-са?
Ты мне, я тебе, а? Но эпресса ме, си?
Ну, покажь, сабе?
А потом все - ух! Буми пш-ш.
Лопни клапан и ба-бах, а?
Нормальная тяга, потом бум! - и стоп.
Надо сказать, мне.
Сой но трус, я.
Эн буэнас, ты.
Денек так денек, пасса?
Что есть - есть, сабе?
Всякие взаимонепонимания между персонажами просьба списывать на разницу диалектов: в разных частях Пояса астерский развивался с участием разных исходных языков.
Подборки материалов по Belter Creole:
https://www.diary.ru/~expanse/p215138074.htm?oam (правила чтения, словообразование, грамматика, примеры фраз);
https://vk.com/topic-138879946_34812965 (астерско-русский словарик, с разбивкой по алфавиту).
Небольшой словарик (за вычетом грамматики, просто отдельные слова для вставления в речь):
белта - астер, житель Пояса
белталода - жители Пояса в целом, как народ
иньялода - жители внутренних планет
туманг - землянин
поманг - марсианин
ойе - привет
ойеденг - до свидания
таки - спасибо
фодагут - пожалуйста
тенша - внимание
дуи - правда
ми - я
милода - мы
то - ты
им - он, она, оно, это
я - да
на - нет
ке - вопросительная частица, добавляется в конец фразы, требующей ответа “да” или “нет”
саса ке? - Знаешь? Понимаешь?
ми саса - понимаю
ми на саса - не понимаю
манг - человек
койо - чел, чувак
босманг - начальник, шеф
бератна - брат
сесата - сестра
пампа - старик, обращение к старшему
копенг - друг, приятель
кухаку - космос
сетара - звезда
сетешанг - станция
капаву - корабль
бап - дверь
бап кухаку - шлюз
сут фо кухаку - скафандр
буф фо капаву - магнитные ботинки
оуква - вода
эрелуф - воздух
фелота - свободно дрейфующий объект, ругательство
сабака - ругательство